ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

 

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

Ташкентские журналисты познакомились с экологическими аспектами производства СП «Дженерал моторс Powertrain Uzbekistan» в ходе медиатура, организованного Госкомитетом Республики Узбекистан по охране природы.

Здесь делают моторы для легковушек

Совместное предприятие американской компании «Дженерал моторс» и акционерной компании «Узавтосаноат» вступило в строй в 2011 году. Его мощность – 250 тысяч моторов в год, но пока еще на полную мощность оно не вышло. 52 процента акций принадлежат американскому партнеру, 48 процентов – узбекскому. Работают на предприятии 800 человек в две смены по 12 часов. Они выпускают двигатели объемом 1,2 и 1,5 литра для автомобилей марки Шевролет и Ласетти.

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

Как на любом производстве такого рода, имеются экологические риски. Чтобы их минимизировать, выполняются требования узбекского законодательства в сфере охраны окружающей среды. Это касается разрешительной документации, оценки воздействия, процесса самооценки, контроля. Соблюдаются и экологические требования «Дженерал моторс», идентичные для всех предприятий этой компании. Поэтому внедряется система экологического менеджмента, идет подготовка к получению сертификата ISO 14000. Головное предприятие для ташкентцев расположено в Корее, оттуда и приезжают с проверками. Как заведено для всех заводов GM, раз в три года проводится аудит из Детройта – штаб-квартиры компании. Первый в Ташкенте уже состоялся. Без претензий.

Вода в обороте

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

 

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

На заводе принята программа по охране водных ресурсов и водосбережению. В основном, используется вода из двух подземных скважин. Емкость, в которой вода накапливается и отстаивается, скрыта зеленой горкой. Две скважины работают на производство, а третья скважина подает воду на полив. Полив – дело серьезное, ведь общая площадь зеленых насаждений, включая газоны и деревья, составляет 7,4 га. Деревьев посажено на территории завода четыре тысячи.

Мы идем по территории. Лужайки между производственными корпусами, а чуть дальше, на пригорке, подрастает сад.

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

Это нравится. А удивляют трубы. Они «висят» вдоль корпусов, между корпусами. Нам объясняют про систему оборотного водоснабжения. По одним трубам вода поступает в цеха, по другим возвращается на станцию водоочистки. Отсюда 96 процентов очищенных стоков возвращаются в производственный цикл. Ну, а те грязные выжимки, которые сбрасываются в канализацию, также перед сбросом очищаются. Здесь даже «ливневку» чистят. Осадки собирают, очищают и только потом сбрасывают.

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

О тонкостях процесса рассказывает инженер-химик станции водоочистки производственных стоков Сергей Соловей: «Сточные воды после промывки двигателей очень грязные. Есть стоки щелочные, маслосодержащие, от помывки котлов… Все они поступают в накопительные резервуары. Оттуда направляются сперва в песколовку, а потом в нефтеловушку. Используем физико-химическую очистку и разные реактивы для каждого вида загрязнения».

Основной метод очистки — флотация. Коагулянт – сульфат алюминия. Биологическое загрязнение снижается на цеолитовых фильтрах.

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

После того, как стоки пройдут через финишную систему обратного осмоса с мелкими мембранами, удерживающими соли, из очистных сооружений выходит практически дистиллированная вода. Инженер открыл кран на финише, наполнил стакан и продемонстрировал: «Вода прозрачна, можно пить».

Качество воды проверяется в лаборатории. Но это еще не конец процесса. Соли выпариваются, шлам обезвоживается, сухой остаток утилизируется. А дистилят годится для помывки автомобилей. В итоге лишь один процент от использованной в производстве воды уходит в городскую канализацию.

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

Завод работает круглосуточно, в том же режиме трудится и станция водоочистки, очищая в час 6,5 кубов сточных вод. Все линии дублированы, есть резервные. Для аварийного розлива под полом имеется приямок. Примет, сколько надо. После чего насос вернет пролитое в процесс.

Мы, журналисты, обошли «танки», синие емкости, проверили красные краники. И даже забрались по лестнице к верхнему сообщающемуся сосуду – бассейну с плавающей грязью, чтобы не сомневаться: из грязных стоков получается прозрачная вода.

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

Менеджер по охране окружающей среды завода Фарида Нафикова в этой водной части экскурсии использовала слово «уникальные»: «Сооружения по очистке сточных вод уникальны не только в Узбекистане, но и на многих других предприятиях «Дженерал моторс». Оборудование из Италии, США. Технология очистки сточных вод позволяет на выходе с очистных сооружений получить воду по качеству соответствующую питьевой». Пробовать воду мы все равно не стали, поверили на слово экологам завода и Госкомприроды, аккредитовавшей лабораторию и периодически выполняющей контрольные замеры.

Как уменьшить грязный «след»?

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

 

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

 

 

«Куда деваете отходы?» Когда с этим вопросом мы обратились к сотрудникам предприятия, нас привели на склад. На складе отходов посторонних не ждали. Рабочие были заняты своим делом. А дело их – идентификация и раздельное складирование. На складе у каждого отхода свое место. Самих отходов немного. От общего объема всего полутора процентам положено на свалку. Остальные перерабатываются.

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

Мог бы быть отходом формовочный песок, используемый для производства стержневых форм. Но после литья песок разбивается, прожигается и снова отправляется в производство. В литейном цехе повторно используется 95 процентов формовочного песка. Уловленная пыль – еще пять процентов от использованного песка – используется для строительных работ внешними компаниями.

Выполняется проект по повторному использованию алюминиевой стружки. ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

 

Пока отход-стружка отправляется на Вторцветмет. А концу 2014 года начнет действовать оборудование по вторичному ее использованию.

До конца этого года планируется завершить проект по отходам. Завод получил и печь, и разрешение на сжигание бытовых отходов с минимальным воздействием. Защищать воздух от вторичного загрязнения будут водяные фильтры. ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

Мокрые фильтры сейчас используются в системе регенерации песка. Они позволяют уловить 99 процентов паров щелочей и масел.

Цель – сокращение выбросов и сбросов, нулевой показатель размещения отходов на свалках.

«Точно так, как налажено управление водными ресурсами, отходами, точно так же налажено управление химикатами», — говорят нам. Заходим в цех химикатов, чтобы убедиться.

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

Руководит цехом Санджар Агзамов. Здесь есть спецхимикаты для водоочистки, ассортимент масел для обслуживания станков. «Возможны проливы. Что делать в этом случае?» И в этом цехе есть приямок под полом. А чтобы избежать серьезных проблем, контролируется перемещение химикатов от получения на складе до места использования. Ведется оценка риска воздействия, на каждый химикат разработаны инструкции по безопасности. А для членов команды по чрезвычайным ситуациям проводятся тренинги и учения.

Что в цехах?

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

 

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

 

На предприятии два основных цеха: литейный, где отливается головка цилиндра, и сборочный, где собирается двигатель. Направляемся в литейный.

«Изготовление форм из песка – один из основных подготовительных процессов», — об этом говорит сопровождающий нас по цеху молодой инженер Александр Ратушин.

Песок смешивается со смолой. Смола наверху в специальном бункере. Формовка проходит в специальной стержневой машине. Еще один из этапов — заливка алюминия. Казалось бы, горячее производство. Но не жарко, все по стандартам – и вытяжка, и вентиляция. Не жарко и на участке термообработки, где происходит закалка головки блока цилиндров. В день их производится около семисот. Спрашиваем, как проверяют качество. «Контроль после каждого участка в автоматическом режиме».

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕВ сборочном цехе такая же идеальная чистота, как и в литейном. Лента конвейера движется в режиме нон-стоп. На ленте и отливки из соседнего литейного цеха, и привезенные корпуса и коленчатые валы. В обед остановка на сорок минут, когда все смена в 120 человек отдыхает. И снова безостановочное движение.

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

Очевидно, такой режим сложновато выдерживать. Кого и как принимают на работу? В основном, молодежь приходит из колледжа. А начинается все с подачи резюме. Затем парни и девушки проходят несколько собеседований.

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ

 

ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ  МОТОРС» В ТАШКЕНТЕРассматривая готовую продукцию, интересуемся про спрос. «Не пришло ли время перейти на экологичные газовые двигатели и двигатели для электромобилей?» Отвечают, что это — в перспективе. А пока требуются бензиновые. Главный заказчик – автомобильный завод в Асаке. Двигатели из Ташкента поставляются и за рубеж — в Корею, Индию, Россию. 

Наталия ШУЛЕПИНА
sreda.uz
11.6.2014г.


Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram


Еще статьи из Репортер.uz

0 комментариев на «“ЭКОАСПЕКТЫ «ДЖЕНЕРАЛ МОТОРС» В ТАШКЕНТЕ”»

  1. Из фэйсбука:

    Галина: Такое ощущение, что это не цех завода,по изготовлению моторов, а мед учреждение. Такая чистота!

  2. Павел:

    Очень хорошо что на этом производстве не загрязняется окружающая среда (или в малой степени). Это и им самим выгодно использовать песок и воду повторно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Партнеры