В Алматы состоялась конференция по экологическому образованию. Сейчас о маршруте в горы — прекрасном дополнении к конференции по экологической тематике.
Прогулка в выходной
У моих друзей, приехавших на региональную конференцию, выдался неполный день для знакомства с Ташкентом. Естественно, не было времени ходить по музеям. Разве что включили в программу Музей паровозов — в их городах такого нет. Делать фоторепортаж из прогулки я не собиралась. Но, посмотрев снимки одного весеннего дня, проведенного с друзьями, решила выложить их на SREDA.UZ. Весна, город после ливня.
В Музее паровозов. В нем собрано около шестидесяти экземпляров железнодорожной техники. Самый старый паровоз, который мы увидели, — 1914 года. Видели американский, немецкий, чешский. И, конечно, немало техники советского периода.
На технику разрешено забираться, что и мы сделали не раз.
Едем на метро до Чорсу. А по дороге делаем пару остановок. Станция метро Космонавтов космически красива.
Широко открытыми глазами рассмотрели купола станции «Алишер Навои» и мозаику «Пахтакора».
На Чорсу — реконструкция. Много заборов. Их мы обошли и вышли к медресе Кукельдаш.
Главный портал впечатляет. Он высотой 19,7 метра. Медресе Кукельдаш построено в XVI веке, является образцом архитектуры Востока, входит в состав архитектурного ансамбля Чорсу в Старом городе.
Во двор можно войти. Медресе было построено из жженого кирпича. Ограничено двухэтажными общежитиями в виде келий — худжр. Декорирован лишь один из фасадов. На портале сохранились остатки изразцового декора — глазурованные кирпичи и майолика. Они восполнены в пятидесятых годах прошлого века.
В архитектурный ансамбль на площади Чорсу вместе с медресе Кукельдаш входит также Джума-мечеть Ходжа Ахрар Вали. Здание построено несколько лет назад. Между тем у мечети древняя история.
Фундамент мечети был заложен на высоком холме еще в IX веке. Она стала первой мечетью в завоеванном арабами древнем городе. В 1451 году на средства Шейха Убайдуллы Ходжи Ахрара, духовного лидера суфиев и потомка пророка Мухаммада на старинном фундаменте возведен характерный куб с куполом и открытым на восточную сторону арочным перекрытием. На протяжении веков мечеть, видная из любой точки города, являлась основой оригинального архитектурного ансамбля, в наше время практически полностью утраченного. Мечеть была сильно повреждена разрушительным землетрясением 1868 года, во время которого в Ташкенте пострадало много памятников средневековой архитектуры. Через 20 лет ее восстановили на средства из личной казны российского императора Александра III, поэтому в народе мечеть называлась Царской. В советское время мечеть была заброшена и пришла в упадок. В 1997 году ее руины были снесены, а на их месте с применением современных технологий построили новое здание, которое теперь венчает не один, а три больших купола.
Встретившийся нам на ступенях мечети аксакал был дружелюбен. Немного рассказал о мечети, о правилах поведения в ней.
Еще аксакал сказал, что возит младшего сына в русскую школу. Далековато. В классе русских нет, уехали. Есть один мальчик-татарин и узбекские дети. «Жалко, что русские уехали. Заводов было много. Все работали». Даже если это было восточное гостеприимство, сама беседа приятна.
Запах лепешек притягивает. Вдохнули и дальше на такси вглубь Старого города на площадь Хаст-Имам.
Вот это минарет! Огромные минареты мечети когда-то выступали в роли маяков для купеческих караванов. Внутри — винтовая лестница, по которой духовные служители взбираются наверх и призывают правоверных к молитве.
На площади Хаст-Имам в Ташкенте находится мечеть Хайрабат-Эшон, построенная в XVIII-XIX веках. Также здесь расположены мечеть Тилла-Шейх, мавзолей святого Абу-Бакра Каффали Шаши, медресе Барак-Хана (XVI в.), а также Исламский институт.
Среди колонн небольшая передышка. Очень много впечатлений.
Несколько слов о мечети Хайрабат-Эшон. Построена в XVIII-XIX века. Является ярким примером восточной архитектуры, и до сих пор принимает посетителей, туристов. Производит сильное впечатление. Не только на гостей с Запада, но и на паломников с Востока.
Очевидно, что на площади Хаст-Имам будет еще она мечеть. Ведется грандиозное строительство. А теперь оглянемся и рассмотрим мечеть Тилля-шейха.
Мечеть Тилля-шейха перестала быть главной мечетью Узбекистана, но по-прежнему одна из самых крупных действующих мечетей и главных религиозных достопримечательностей Ташкента. Мечеть Золотого шейха (именно так выглядит дословный перевод названия) построена ханом Мирзой Ахмедом Кушбеги в 1856-1857 годах, является частью историко-религиозного комплекса Хаст-Имам. Включает в себя зимнее здание, летний двор, хозяйственные помещения, библиотеку. Согласно преданию, в этой мечети хранится волос пророка Мухаммада.
Входим в медресе Барак-хана. Женщины навстречу. Возможно, они здесь торгуют. Объект притягателен для туристов и здесь много торговых точек. Они практически в каждой келье-худжре.
Осмотрим внутренний двор.
Здесь немало образцов народных ремесел. Есть и мастерские в худжрах, и магазинчики.
Глаза разбегаются в восточной лавке. Столько соблазнов…
Есть соблазн все перемерить и все купить. Хорош чапан из старинного сюзане!
Вечереет. Еще раз оглянемся, где мы были. Поторопимся на базар Чорсу. Мы его видели только мельком из окна такси.
Гости в восторге от национального колорита. Жив базар!
Много лавок и на базаре. Можно примеривать чапан за чапаном. И этот хорош. «Брать-не брать?» — «Брать!»
На закате «паруса»-крыши. Успеть бы еще и за орехами под главный купол…
Сумерки. «Вечерний базар». Покупки делаются в последнюю секунду перед закрытием. Довольны покупатели и продавцы. Наша короткая экскурсия подошла к концу.
Фото Наталии ШУЛЕПИНОЙ
SREDA.UZ
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Один комментарий на «“Прогулка в выходной”»
Добавить комментарий
Еще статьи из Фото
Городок Янгибазар находится километрах в тридцати от Бухары. Янгибазар — центр Пешкунского района, и он с водопроводом. А вот многие кишлаки района без него. Потому и включены в проект.
Только не надо думать, что проблема не касается узбекистанцев. Фотографии, предваряющие публикацию, сделаны в нескольких областях Узбекистана за последние три года. В сельские районы, а где-то и в городские, тянутся водоводы. Но будет ли в них вода без перебоев?
За 1957-2010 гг. в бассейне реки Пскем показатель объема ледников снизился на 24,3%, в бассейне реки Кашкадарья — на 67,4%, в бассейне реки Сурхандарья — на 40,1%.
Деградация экосистемы Аральского моря и появление новых районов опустынивания являются катализаторами ускорения процесса потепления в регионе. Это создает вызовы для развития отдельных секторов экономики и порождает климатическую миграцию.
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) опубликовала примеры того, как можно сделать сельское хозяйство более устойчивым.
На SREDA.UZ мы не раз рассказывали об учетах птиц, которые проводят участники и волонтеры Общества охраны птиц Узбекистана. Теперь вот — об участии узбекистанцев в VIII Международной переписи гнезд белого аиста.
В Центральной Азии наблюдается дефицит мощностей по переработке и площадей для складирования продовольствия. Страны региона располагаются на 79-123 месте в мировом рейтинге эффективности логистики.
Предлагаем вниманию читателей несколько фотосюжетов между городами-оазисами. На наш взгляд, они впечатляют.
В этот день объявлены десять Героев Земли, а также запущена новая программа поддержки молодых участников переговоров по вопросам земли и засухи. Подробности Дня сообщает пресс-служба Конвенции.
Очень увлекательный рассказ. И познавательно!