«Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, опустынивание, а также бесконтрольное использование ископаемого топлива ведут к увеличению природных катастроф и серьёзному ущербу окружающей среде и здоровью населения», — отметил Президент страны.
Как стимулировать внедрение водосберегающих технологий в сельском хозяйстве?
На этот вопрос отвечает Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по расширению механизмов стимулирования водосберегающих внедрения водосберегающих технологий в сельском хозяйстве». Оно принято 25 октября 2019 г., №ПП-4499.
Ниже приводится текст Постановления.
========================
В стране принимаются последовательные меры по кардинальному реформированию механизмов использования водных ресурсов, обеспечению их рационального и эффективного использования, поддержке и стимулированию внедрения водосберегающих технологий в отраслях экономики, а также улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель.
Принимаемые меры, а также механизмы государственной поддержки только в 2019 году позволили обеспечить внедрение водосберегающих технологий орошения дополнительно на 33,2 тыс. гектарах, что составило 44 процента от общей площади земель, на которых применяются подобные технологии.
Однако общая площадь применения водосберегающих технологий орошения составляет всего 75 тыс. гектаров, или 1,7 процента от общей площади орошаемых земель, что обуславливает необходимость дальнейшей активизации мер, направленных на расширение использования водосберегающих технологий в сельском хозяйстве и обеспечение эффективности использования водных ресурсов.
В целях дальнейшего расширения механизмов стимулирования внедрения водосберегающих технологий орошения и повышения эффективности использования водных ресурсов в сельском хозяйстве, а также улучшения плодородности сельскохозяйственных земель:
- Принять к сведению, что в соответствии с:
а) Указом Президента Республики Узбекистан от 17 июня 2019 года № УП-5742 «О мерах по эффективному использованию земельных и водных ресурсов в сельском хозяйстве» утверждены прогнозные показатели внедрения водосберегающих технологий на 253 381 гектаре посевной площади в течение 2019 — 2022 годов;
б) постановлениями Президента Республики Узбекистан:
от 27 декабря 2018 года № ПП-4087 «О неотложных мерах по созданию благоприятных условий для широкого использования технологии капельного орошения при производстве хлопка-сырца» производителям хлопка-сырца предоставляются субсидии на внедрение технологий капельного орошения в размере 8 млн сумов за один гектар посевной площади хлопка-сырца;
от 5 февраля 2019 года № ПП-4161 «Об организации деятельности Агентства по развитию виноградарства и виноделия при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан» для создания новых плантаций винограда предоставляются субсидии на внедрение технологии капельного орошения в размере 8 млн сумов за один гектар посевной площади винограда;
от 20 марта 2019 года № ПП-4246 «О мерах по дальнейшему развитию садоводства и тепличного хозяйства в Республике Узбекистан» для создания новых садов и тепличных хозяйств предоставляются субсидии на внедрение водосберегающих технологий орошения в размере не более 6 млн сумов за один гектар посевной площади.
Министерству водного хозяйства, Министерству сельского хозяйства Республики Узбекистан, Совету фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана, Совету Министров Республики Каракалпакстан и хокимиятам областей обеспечить эффективное исполнение утвержденных прогнозных показателей по внедрению в 2020 году водосберегающих технологий орошения на 43 825 гектарах, в том числе на посевных площадях:
хлопчатника — на 24 859 гектарах;
плодовых культур — на 11 498 гектарах;
виноградников — на 4 987 гектарах;
других культур — на 2 481 гектаре.
- Установить с 1 января 2020 года следующий порядок государственной поддержки внедрения водосберегающих технологий орошения:
сельскохозяйственным производителям предоставляются субсидии на покрытие части расходов по внедрению водосберегающих технологий орошения, а также части процентных расходов по банковским кредитам, выделяемым на их закуп и строительство, согласно приложению № 1;
на импортные контракты, заключаемые сельскохозяйственными производителями в рамках работ по внедрению водосберегающих технологий орошения, не распространяются требования по проведению обязательной экспертизы и регистрации импортных контрактов, заключаемых получателями бюджетных средств.
Министерству финансов Республики Узбекистан начиная с 2020 года при формировании параметров Государственного бюджета Республики Узбекистан предусматривать необходимые средства для финансирования мероприятий, указанных в абзаце втором настоящего пункта, в соответствии с утвержденными прогнозными показателями.
- Возложить на рабочие группы по содействию внедрению водосберегающих технологий орошения, созданные в соответствии с постановлениемПрезидента Республики Узбекистан от 27 декабря 2018 года № ПП-4087 «О неотложных мерах по созданию благоприятных условий для широкого использования технологии капельного орошения при производстве хлопка-сырца», дополнительные задачи по осуществлению деятельности в области внедрения всех видов водосберегающих технологий орошения при производстве сельскохозяйственных культур.
- Определить, что:
а) приоритетными для обеспечения внедрения водосберегающих технологий орошения являются посевные площади, на которые подача воды осуществляется с помощью насосных станций и насосных агрегатов, в том числе из оросительных скважин и скважин вертикального дренажа;
б) с 1 января 2020 года отменяется порядок оказания за счет Государственного бюджета Республики Узбекистан финансовой поддержки сельскохозяйственным предприятиям, выращивающим хлопок-сырец для государственных нужд на низкоурожайных землях;
в) с 1 января 2022 года:
порядок покрытия за счет субсидий из Государственного бюджета Республики Узбекистан стоимости электроэнергии, потребляемой насосными агрегатами и оросительными скважинами для производства хлопка-сырца и зерновых колосовых, распространяется исключительно на сельскохозяйственных производителей, внедривших водосберегающие технологии орошения;
использование сельскохозяйственными производителями оросительных скважин и скважин вертикального дренажа организаций водного хозяйства для орошения сельскохозяйственных культур допускается при условии применения водосберегающих технологий орошения.
- Кабинету Министров Республики Узбекистан до 20 ноября 2019 года обеспечить разработку и утверждение адресной программы внедрения водосберегающих технологий орошения на 2020 год в разрезе видов сельскохозяйственных культур и водосберегающих систем орошения с указанием регионов и площадей посева.
- Министерству финансов совместно с Министерством водного хозяйства и Министерством сельского хозяйства Республики Узбекистан в десятидневный срок разработать и внести в Кабинет Министров порядок возмещения части затрат сельскохозяйственных производителей на внедрение водосберегающих технологий орошения в соответствии с настоящим постановлением.
- Министерству экономики и промышленности совместно с Министерством инвестиций и внешней торговли, Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан, Ассоциацией «Узэлтехсаноат» и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок:
изучить имеющийся потенциал по расширению взаимной кооперации между отраслями промышленности в сфере производства комплектующих и запасных частей водосберегающих систем орошения;
сформировать конкретный перечень комплектующих и запасных частей водосберегающих систем орошения, подлежащих локализации, с учетом имеющихся сырьевых ресурсов;
внести в Кабинет Министров программу мер по локализации и расширению мощностей производства водосберегающих систем орошения и их комплектующих на 2020 — 2022 годы.
- Министерству иностранных дел Республики Узбекистан совместно с посольствами Республики Узбекистан в Государстве Израиль, Китайской Народной Республике, Республике Корея, Турецкой Республике и другими дипломатическими представительствами страны за рубежом обеспечить:
содействие органам государственного и хозяйственного управления в расширении внедрения водосберегающих технологий орошения, а также привлечении иностранных инвесторов для организации производства водосберегающих систем орошения и их комплектующих в регионах страны;
до 1 июня 2020 года ежемесячное внесение в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров информации о принимаемых мерах в рамках реализации настоящего пункта.
- Министерству энергетики совместно с Министерством водного хозяйства Республики Узбекистан до 1 января 2021 года обеспечить внедрение на насосных станциях водного хозяйства приборов учета, совместимых с Автоматизированной системой контроля и учета электрической энергии.
- Министерству водного хозяйства Республики Узбекистан:
а) совместно с Министерством сельского хозяйства и Министерством инновационного развития с привлечением ученых и экспертов в сфере сельского и водного хозяйства провести всестороннее изучение и анализ эффективности внедрения водосберегающих технологий орошения в 2019 году и на основе их результатов:
до 15 декабря 2019 года внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров информацию о результатах внедрения водосберегающих технологий орошения и мерах по дальнейшему повышению эффективности работ в данном направлении;
до 1 февраля 2020 года разработать и утвердить методические рекомендации по внедрению и использованию водосберегающих технологий орошения, а также критерии оценки эффективности их использования в зависимости от специфики регионов, орошаемых полей и видов сельскохозяйственных культур и их сортов;
б) при разработке проекта Концепции развития водного хозяйства в 2020 — 2030 годах предусмотреть:
основные направления и приоритетные территории внедрения водосберегающих технологий орошения на 2021 — 2025 годы, а также целевые ориентиры до 2030 года;
поэтапное повышение эффективности использования водных ресурсов и оптимизацию управления насосными станциями с учетом размеров площадей, на которых внедрены водосберегающие технологии орошения;
переход к порядку финансирования мероприятий по внедрению водосберегающих технологий орошения за счет привлечения грантов и долгосрочных льготных кредитов международных финансовых институтов и стран-доноров с внедрением механизмов погашения части расходов из Государственного бюджета Республики Узбекистан;
поэтапную передачу эксплуатации отдельных водохозяйственных объектов крупным сельскохозяйственным производителям, в том числе сельскохозяйственным кластерам;
в) совместно с Министерством сельского хозяйства, Министерством высшего и среднего специального образования, Советом фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель Узбекистана до 1 января 2020 года разработать план-график и программу обучения, предусматривающие проведение краткосрочных выездных курсов обучения сельскохозяйственных производителей по внедрению, эксплуатации и техническому обслуживанию водосберегающих систем орошения;
г) совместно с Министерством сельского хозяйства и Министерством финансов до 1 февраля 2020 года на основе анализа состояния и результатов реализации настоящего постановления внести в Кабинет Министров предложения об увеличении прогнозных показателей по внедрению водосберегающих технологий орошения сельскохозяйственных культур, а также источниках финансирования данных мероприятий;
д) совместно с Министерством экономики и промышленности, Министерством сельского хозяйства до 1 июля 2021 года разработать и внести в Кабинет Министров порядок использования сельскохозяйственными производителями оросительных скважин и скважин вертикального дренажа организаций водного хозяйства для орошения сельскохозяйственных культур с учетом введения требования по обязательному применению водосберегающих технологий орошения.
- Внести изменения и дополнения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан согласноприложению № 2.
- Министерству водного хозяйства совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления.
- Рекомендовать Национальной телерадиокомпании Узбекистана и Национальному информационному агентству Узбекистана организовать в средствах массовой информации широкое освещение сути и задач настоящего постановления, а также процесса и результатов внедрения водосберегающих технологий орошения на местах.
- Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан А.Н. Арипова и советника Президента Республики Узбекистан Р.А. Гулямова.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к постановлению Президента Республики Узбекистан от 25 октября 2019 года № ПП-4499
СУБСИДИИ
на покрытие части расходов по внедрению водосберегающих технологий орошения, а также части процентных расходов по банковским кредитам, выделяемым на их закуп и строительство
- Водосберегающие технологии орошения, при внедрении которых предоставляются субсидии:
а) капельное орошение — способ орошения сельскохозяйственных культур, при котором вода подается в прикорневую зону растений малыми порциями (капельно);
б) дождевальное орошение — способ орошения сельскохозяйственных культур, при котором вода подается способом дождевания, максимально имитирующим естественный природный дождевой полив, над поверхностью почвы и растениями, в частности:
система широкозахватного дождевального орошения (далее — система широкозахватного орошения) — система дождевального орошения, при которой вода подается с помощью самоходных широкозахватных агрегатов с круговым или фронтальным движением;
система «спринклер» — система дождевального орошения, при которой вода подается с помощью стационарных короткоструйных опрыскивателей;
в) дискретный способ орошения с лазерной планировкой земель (далее — дискретное орошение) — способ орошения сельскохозяйственных культур, при котором вода подается по гибким поливным трубопроводам сериями импульсов, перемежающихся паузами, с предварительным выравниванием земли автоматизированными планировочными агрегатами с лазерной установкой.
- Размеры субсидий:
- Размер субсидии на покрытие части расходов по внедрению водосберегающих технологий орошения определяется путем произведения ее базовой расчетной величины и коэффициента в зависимости от вида сельскохозяйственной культуры и балла бонитета земли в соответствии с настоящим разделом.
- Базовые расчетные величины субсидий устанавливаются за каждый гектар посевной площади в размере:
8 млн сумов — для систем капельного орошения;
4 млн сумов — для систем дождевального орошения;
1 млн сумов — для дискретного орошения.
- Коэффициенты в зависимости от видов сельскохозяйственных культур и баллов бонитета земель, а также размер субсидии на покрытие части процентных расходов по банковским кредитам, выделяемым на закуп и строительство водосберегающих систем орошения.
============================
От SREDA.UZ: далее следует таблица: виды орошения, коэффициенты из расчета баллов бонитета земель; покрытие части процентных расходов по банковским кредитам за счет средств Государственного фонда поддержки предпринимательской деятельности.
Источник — http://lex.uz/ru/docs/4568386
Фото Наталии ШУЛЕПИНОЙ
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Вода
На COP29 в Азербайджане участники обсуждают необходимость инвестиций и инновационных решений в области управления водными ресурсами, чтобы обеспечить справедливый доступ к воде и повысить устойчивость к изменению климата.
По зуму участвовали в консультациях в Ташкенте представители ряда международных общественных организаций. По итогам они сформулировали свое понимание ситуации.
В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
В сборнике — воспоминания коллег, учеников и соратников Виктора Абрамовича Духовного.
Экскаваторы и бульдозеры пробили ее на горном склоне над рекой Мачитасгонсай длиной в четыре с половиной километра, и останавливаться не собираются. По факту — это очередная агрессия бизнеса на охраняемой природной территории.
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Отчет по результатам миссии ЮНЕСКО и МСОП на объект Всемирного природного наследия «Западный Тянь-Шань» будет рассматриваться в следующем году, на очередной сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, которая состоится в Софии (Болгария).
Цель проекта — укрепление сотрудничества между ведомствами Узбекистана для обеспечения безопасности водных ресурсов и хранилищ опасных отходов, снижения риска бедствий, а также укрепление управления и наращивание потенциала в области водоснабжения и санитарии.
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу
Какова цена реки Угам?
admin
Комментарии из соцсетей: ***** Это просто кошмар, от которого хочется спрятаться. Что мы можем сделать? Написать коллективное письмо? Поехать на эту стройку? Я могу только беспрерывно рассказывать об этом моим ученикам. Хорошо бы дать уроки экологии в школах Хумсана. Люди ничего не знают о том, что творится у них под ноcом. =========== Иcпаганят красивейшие места. И саму реку убьют, а ведь оттуда идет питьевая вода для Ташкента. =========== Реку Угам жалко. И на казахской территории, и на узбекской. Такие чудные места. Мы были просто в шоке, когда увидели, как раздербанили русло. И, конечно, речь идет о цене вопроса. При минимальных для энергосистемы выработках электроэнергии происходит уничтожение природы. 20 млн долл «закопают» для этого.