Более 90 лет на скальных выступах левого борта ледника Федченко на высоте 4169 метров стоит гидрометеорологическая станция имени академика Горбунова, открытая 7 августа 1933 года. Об истории создания самой высокогорной станции СССР рассказывают журналисты Asia-Plus.
ЕС и Центральная Азия: новые возможности для совместной работы над зеленым будущим
В преддверии конференции в Берлине «Зеленая Центральная Азия» подготовил сообщение Верховный Представитель ЕС Жозеп Боррель. Тема: «ЕС и Центральная Азия: новые возможности для совместной работы над зеленым будущим».
28 января 2020 года друзья из Центральной Азии, Афганистана и Европейского Союза соберутся в Берлине на организованную Министерством иностранных дел Германии конференцию под названием «Зеленая Центральная Азия». Я с большим удовольствием принял приглашение на эту конференцию по двум причинам:
Во-первых, чтобы подчеркнуть, насколько неотложной является необходимость решения проблемы изменения климата и насколько важно нам сейчас мобилизовать всех для ее решения. Научные данные предельно ясны: мы стоим на пороге настоящего климатического кризиса. Изменение климата — одна из самых серьезных стоящих перед нами геополитических проблем. Изменение климата создает проблемы перераспределения внутри ЕС и за его пределами и является движущей силой развития нестабильности и миграционного давления. Оно порождает проблемы в сфере социальной справедливости, вызывает напряженность и создает угрозу для прав человека. Борьба с этими многогранными угрозами не может быть уделом лишь только специалистов в области климата. Она должна быть в центре нашей внешней политики.
Европа готова возглавить глобальную борьбу с изменением климата. В декабре 2019 года мы утвердили инициативу «Европейский зеленый курс», в соответствии с которой ЕС обязуется добиться углеродной нейтральности к 2050 году. Но ЕС ответственен лишь за 9% мировых выбросов, поэтому необходимо, чтобы к нам присоединились другие страны.
Вторая причина заключается в том, что конференция представляет отличную возможность подтвердить обязательства ЕС по укреплению сотрудничества со странами Центральной Азии. На самом деле наши взаимоотношения вступили в новую фазу. В прошлом году министры иностранных дел ЕС приняли новую Стратегию в отношении стран Центральной Азии с конкретной целью активизировать наше взаимодействие с регионом, чтобы он стал более стабильным, процветающим и взаимосвязанным пространством. Мы видим огромный потенциал для расширения регионального сотрудничества в Центральной Азии, а главы стран Центральной Азии разделяют данную точку зрения, о чем они заявили на саммите в ноябре прошлого года в Ташкенте.
Борьба с изменением климата является наивысшим приоритетом для нашего партнерства, поскольку Центральная Азия особенно сильно пострадала от этой проблемы. За последние три десятилетия среднегодовые температуры в регионе уже повысились на 0,5 градуса по Цельсию, а из-за засух и нехватки воды было нарушено функционирование целых экосистем. Исчезновение Аральского моря является наглядной иллюстрацией негативных последствий изменения климата. В данном случае, проблема касается не только экологии, но и представляет собой катастрофу для целых общин, проживающих на его бывших берегах.
ЕС — в отличие от некоторых других ваших партнеров — может предложить поистине региональный и трансграничный подход к решению проблем в Центральной Азии. Мы накопили богатый опыт, которым готовы поделиться. Например, наши системы торговли квотами на выбросы, которые помогут регионам адаптироваться к процессу отказа от использования угля, или ноу-хау в области экологически чистых, возобновляемых источников энергии. Будучи ведущим мировым донором в сфере финансирования борьбы с изменением климата, мы обладаем средствами для оказания требуемой помощи. Вместе с нашими государствами-членами мы обеспечиваем более 40% мирового государственного финансирования борьбы с изменением климата.
Центральная Азия уже извлекает пользу из ряда финансируемых ЕС проектов. Одной из основных поддерживаемых нами региональных инициатив является Платформа сотрудничества между Европейским Союзом и Центральной Азией в области охраны окружающей среды и водных ресурсов, учрежденная в 2009 году. Следующее совещание ее Рабочей группы состоится 12-13 февраля в Брюсселе.
Другой ключевой инициативой ЕС является Водно-энергетическая программа для Центральной Азии (CAWEP), которая способствует региональному сотрудничеству в области энергетической и водной безопасности. Эта программа способствовала диалогу между правительствами стран Центральной Азии по вопросам общего управления водными ресурсами, такими как бассейн Аральского моря, благодаря поддержке региональных организаций, таких как Международный фонд спасения Арала (IFAS). Афганистан, основное прибрежное государство Амударьи, будет включен в программу в ходе ее следующего этапа реализации.
Европейский Союз на протяжении почти десяти лет также вовлечен в деятельность по обеззараживанию расположенных в Центральной Азии устаревших объектов по добыче урана. ЕС инвестировал 41 млн. евро для поддержки планов Кыргызской Республики, Таджикистана и Узбекистана в отношении семи приоритетных устаревших объектов по добыче урана в Ферганской долине, «житнице» региона.
Я также с нетерпением жду конференции «Вода для устойчивого развития», которая будет организована правительством Таджикистана в июне этого года в Душанбе. Мы надеемся, что Конференция внесет вклад в реализацию Целей ООН в области устойчивого развития и привлечет политическое внимание на высоком уровне к растущей проблеме по вопросам управления водными ресурсами. В целях содействия сотрудничеству в области трансграничных вод, ЕС призывает те страны Центральной Азии, которые еще не сделали этого, в частности Кыргызстан и Таджикистан, присоединиться к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, принятой в Хельсинки в 1992 году.
В рамках своего мандата я сделаю все, что в моих силах, чтобы обеспечить поистине глобальное сотрудничество в области борьбы с изменением климата. ЕС готов сыграть свою роль и работать с партнерами по всему миру, в том числе с теми, кто уже ощущает драматические последствия изменения климата, например в Центральной Азии.
Верховный представитель ЕС по иностранным делам
и политике безопасности / вице-президент Европейской комиссии (HR / VP)
Жозеп БОРРЕЛЬ ФОНТЕЛЛЕС.
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Вода
Река Чирчик, протекающая по крайнему югу Ташкента, сейчас мало похожа на когда-то мощную водную артерию. Между тем законодательно река защищена специальным Постановлением Кабинета Министров РУз № 471 от 29.10.2003 года.
Водный кодекс РУз регулирует отношения в области рационального использования и охраны вод, водных объектов, водохозяйственных объектов и земель водного фонда. Дата вступления Водного кодекса в силу — 31.10.2025г.
Полвека назад — 1 августа 1975 года — вдоль правого берега реки Зарафшан близ Самарканда был основан Зарафшанский заповедник протяженностью 47 километров.
Эта наградой Международная комиссия по ирригации и дренажу отмечает ирригационные сооружения возрастом более ста лет, которые еще находятся в эксплуатации и представляют собой исключительный пример устойчивой эксплуатации и управления.
В Бухару едем для изучения проблем питьевого водоснабжения. Из Ташкента мы прилетаем рано утром. Перед посадкой разглядываем теплицы, трубы теплоцентрали, дороги…
Сделка по продаже береговых участков Чарвакского водохранилища поставила «на уши», пожалуй, весь Ташкент. Официально — не продажа, а развитие международного туризма. На словах: никакого строительства до заключения экологической экспертизы. По факту: иное.
Благодаря усилиям экологов удалось, как минимум, отсрочить разрушение уникального объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Западный Тянь-Шань». В ходе напряженного обсуждения на 47-й сессии Комитета Всемирного наследия в Париже было принято компромиссное решение, дающее надежду… Оно и про Узбекистан.
Предлагаемая читателям информация из международных источников не имеет прямого отношения к Узбекистану и региону Центральной Азии. Но заставляет задуматься, не слишком ли беспечно чиновники распоряжаются источниками питьевого водоснабжения. Как аукнется?
Данные бассейновых водохозяйственных объединений «Амударья» и «Сырдарья» проанализированы в НИЦ МКВК и обобщены. Для оперативного оповещения опубликованы в еженедельном бюллетене.
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Guljakhon Amanova
Краткий правовой анализ ключевых моментов Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №490 от 2 августа 2025 года по проекту Sea Breeze Uzbekistan (https://lex.uz/ru/pdfs/7661949#): Проект #SeaBreezeUzbekistan 1. Отсутствие экологических гарантий Ключевая проблема: Постановление №490 утверждает реализацию крупного инвестиционного проекта — туристско-рекреационного комплекса стоимостью $1,5 млрд на территории более 2 000 гектаров (пункты 1 и 4) — без упоминания оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), природоохранных обязательств или ссылки на экологические законы. Само принятие такого подзаконного акта противоречит основному закону - Конституции РУз, ст. 49, устанавливающей, что: «Государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду.» Игнорирование национальных и международных стандартов: Не взят во внимание Закон Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе», который хотя и вступит в силу 25.08.2025 г, но был принят уже в феврале этого года; Не указано обязательство по проведению ОВОС, несмотря на потенциальное значительное влияние на природу и климат, и продолжающиеся требования активистов провести такую полномасштабную экспертизу. Несоответствие #международным правовым обязательствам #Узбекистана: ✅ Принцип 17 #Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г.), который стал частью обычного международного права (customary international law): Обязывает проводить оценку воздействия на окружающую среду для проектов с потенциальным серьёзным экологическим воздействием. ✅ Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (#Орхусская конвенция,1998 г.) (ратифицирована Узбекистаном в марте 2025 г, вступила в силу - в июне 2025 https://lex.uz/ru/docs/7424711): Гарантирует право граждан на доступ к экологической информации и участие в принятии решений, затрагивающих окружающую среду (https://unece.org/DAM/env/pp/documents/cep43r.pdf). ✅ Замечание общего порядка №36 (2019 г.) Комитета ООН по правам человека к статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах: Признаёт обязанность государств защищать #право на #жизнь от экологической деградации (пункты 26 и 62). А ведь в соответствии со ст. 15 Конституции: Международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан. 2. Риски принудительных выселений и отсутствие гарантий жилищных прав Проблемные положения Постановления №490: ⚠️ П. 6(а): требует прекращения прав землепользования и регистрации участков как «свободных» для передачи инвестору; ⚠️ Последнее предложение п. 6: обязывает инвестора перечислить $5 млн в бюджет Ташкентской области для компенсации, но без гарантии, что пострадавшие получат её напрямую и в полном объёме, и что компенсация будет адекватной; ⚠️ П. 8(а): классифицирует проект как «социально значимый», создавая основания для возможного принудительного изъятия земли под видом общественного интереса. Несоответствие международным стандартам жилищных прав: ✅ Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП): Закрепляет право каждого на достаточный уровень жизни, включая право на жильё. ✅ Замечание общего порядка №7 (1997 г.) Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам к статье 11 МПЭСКП: п. 13 — выселения недопустимы без адекватного уведомления, консультаций и правовых гарантий; п. 15 — выселения не должны приводить к бездомности или уязвимости. ✅ Основные принципы и руководящие положения по выселениям, связанным с развитием (Приложение к Докладу Специального докладчика ООН по вопросу о праве на жилище, документ A/HRC/4/18, 2007 г.): Требуют проведения #предварительных оценок последствий, раскрытия информации, индивидуальных компенсаций и правовых механизмов защиты. 3. Выводы и рекомендации ‼️ Постановление №490 позволяет реализовать крупный инвестиционный проект в обход базовых норм по защите прав человека и окружающей среды: Не требует экологической экспертизы и оценки воздействия; Не гарантирует справедливую, прямую компенсацию пострадавшим; Не предусматривает механизмов обжалования и правовой защиты; Использует термин «социально значимый» для оправдания коммерческого проекта. ⚠️ Это может привести к нарушениям международных обязательств Узбекистана в рамках МПЭСКП, МПГПП, Орхусской конвенции и Принципа 17 Декларации Рио, который стал частью обычного международного права (customary international law). Рекомендуемые неотложные меры: ⛔ Приостановить реализацию Постановления №490 до: Проведения независимой экологической экспертизы и оценки воздействия на жилищные права. Внести поправки в Постановление: Включить обязательность соблюдения Закона об экологической экспертизе (2025); Гарантировать индивидуальные компенсации и правовую помощь пострадавшим; Обеспечить прозрачные общественные консультации до отчуждения земель. ⚖️ Обеспечить судебный контроль за процедурами выселения и компенсации: Гарантировать пострадавшим доступ к эффективным средствам правовой защиты. ✊ Уважение к #ПравамЧеловека и #защите #окружающей среды должно стать основой любого инвестиционного проекта — даже самого амбициозного. unece.org
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Galina Fimasobak
Чарвак - это не про собственность, не про деньги, Чарвак - это про единственный источник питьевой воды. Хотя не все так думают. Бизнесмены считают что все имеет свою цену, и все можно купить. Например, можно купить чью-то почку или сердце. В данном случае- это наши почки и наше сердце. Потому что речь о том, что мы будем пить, с какими примесями. А деньги получит кто-то другой. Не стоит уповать на очистные сооружения. На Байкале много лет работал целлюлозный комбинат, но его закрыли в 2013 году. Потому что он загадил озеро. Хотя там были очистные сооружения. Заметьте, сколько в том регионе источников пресной воды. И все равно вынуждены были закрыть комбинат! А у нас единственная речушка Чирчик и единственное водохранилище, которое ставится сейчас под угрозу!
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Gulsara Shermatova
Опять есть ТРЕБОВАНИЯ, а выполнения не будет по Чарваку тоже. Минэкологии нужно разогнать, зарплату за годы невыполнения обязательств заставить вернуть в бюджет. Это Министерство не охраняет даже стратегически важные объекты! Надо же оправдывать строительство пляжей на водохранилище- единственном источнике питьевой воды!
Полувековой юбилей Зарафшанского национального природного парка с непростой историей
Однолько Ангелина
Будем надеяться, что на охраняемой территории не будет допущено строительство никаких гостевых домиков и гостиниц. И огромная благодарность сотрудникам заповедной зоны и общественности Самарканда за труд и бдительность.
В Узбекистане — чилля. Установилась жара плюс 40-42 градуса. В пустынных регионах градусы выше
вован1
Побольше бы таких качественных репортажей
ГИССАРСКАЯ БАЛЛАДА
Каримов Р
И ещё самое главное. Среди красот этих гор в отдаленных кишлаках живут люди, не испорченные благами цивилизации. Очень простые и гостеприимные люди
Яллама — озеро в песчаном карьере
admin
Несколько групп в фэйсбуке организуют выезды на Ялламу.
Яллама — озеро в песчаном карьере
Анна
Как попасть на это прекрасное озеро? Спасибо