«Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, опустынивание, а также бесконтрольное использование ископаемого топлива ведут к увеличению природных катастроф и серьёзному ущербу окружающей среде и здоровью населения», — отметил Президент страны.
Что изменится со снижением статуса Китабского геологического заповедника?
Изменен статус Китабского государственного геологического заповедника. Согласно Указу Президента Узбекистана от 30 июня 2020 года заповедник стал Китабским геологическим национальным природным парком.
С 1979 года, когда в юго-западных отрогах Зеравшанского хребта был создан государственный геологический заповедник, он являлся особо охраняемой территорией. Надо ли говорить о том, что статус национального природного парка гораздо ниже заповедника как в отечественной, так и в мировой табели охраняемых территорий.
Ученые мирового сообщества впервые посетили горную территорию с геологическими разрезами близ города Китаб в 1978 году. Один из них — разрез Зинзильбан – уже тогда специалисты из 13 стран мира оценили как образец девонского периода палеозойской эры. «Девон» начался 419 млн. лет назад и продолжался около 60 млн. лет. В 2004 году геологический разрез Зинзильбан официально получил международный статус обладателя и хранителя мирового стратиграфического эталона («стратиграфия» буквально означает описание слоев).
Престижно, что не где-нибудь, а именно в Узбекистане лучше всего сохранилась геология девонского периода. Геологический разрез позволяет изучать непрерывную последовательность осадконакопления на дне морского бассейна, существовавшего здесь миллионы лет тому назад. В толще горных пород содержится большое количество разнообразных окаменевших морских животных хорошей сохранности. По этим окаменевшим остаткам ученые-палеонтологи определяют возраст тех или иных слоев пород, устанавливают, каким был тогда климат, каковы условия отложения этих пород.
До сих пор памятники геологической истории Земли в районе саев Джиннидарья, Ходжакурган и Зинзильбан на горных высотах от 1300 до 2650 метров над уровнем моря, площадью в 3938 га охранял заповедный статус.
В Указе Президента от 30 июня 2020 года говорится о том, что статус изменен по предложению Госкомитета по геологии и минеральным ресурсам, Госкомитета по экологии и охране окружающей среды и Госкомитета по развитию туризма. Очевидно, что ключевая структура в этом перечне — туристическая. Ей это надо.
Охраняемая территория находится в 45 километрах от города Китаб, а за горной грядой — Самарканд. В заповедник туристам нельзя, а в Национальный парк можно. Их повезут, и они поедут, ведь палеонтологические объекты уникальны.
В свое время именно по этой причине были взяты под охрану, нуждаются в ней. Подобные геологические разрезы не вечные. Вот что говорят о них ученые: «При многократном изучении одних и тех же обнажений ископаемые органические остатки из древних биогеоценозов постепенно исчезают с поверхностного слоя, и, чтобы повторить коллекционные сборы, необходимы новые, более глубокие вскрытия пород».
Так — при бережном отношении ученых. Совсем иначе при туристическом наплыве и частном коллекционировании окаменелостей. В странах Европы и Америки утеряны богатейшие месторождения ископаемой фауны. К примеру, уникальные трилобитовые поля в Германии (трилобиты — класс вымерших морских членистоногих, имевший большое значение для фауны палеозойской эры) превратились в горы щебня.
Указом Президента предписано Кабинету Министров принять правительственное решение по изменению статуса вышеуказанного госучреждения по охране природы. Следует ожидать, что первые туристы откроют туристический сезон в китабские геологические разрезы незамедлительно.
Наталия ШУЛЕПИНА
SREDA.UZ
фото Китабского заповедника из Интернета
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Биоресурсы
На COP29 в Азербайджане участники обсуждают необходимость инвестиций и инновационных решений в области управления водными ресурсами, чтобы обеспечить справедливый доступ к воде и повысить устойчивость к изменению климата.
В сборнике — воспоминания коллег, учеников и соратников Виктора Абрамовича Духовного.
В Кашкадарьинской области, подъезжая к городу Яккабаг, мы увидели вдоль дороги сооружения на ножках. Проехав пару километров, решили рассмотреть. Для чего они?
Экскаваторы и бульдозеры пробили ее на горном склоне над рекой Мачитасгонсай длиной в четыре с половиной километра, и останавливаться не собираются. По факту — это очередная агрессия бизнеса на охраняемой природной территории.
Институт макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) Республики Узбекистан исследовал связь должного хранения овощей и фруктов и сокращения потерь плодоовощной продукции.
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Прогулку в ботанический сад Ташкента предварим строками из стихотворения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга:
«Люблю я последние дни сентября. Скрипичным оркестром охваченный город. Люблю эту свежесть и ясность погоды. Природа спокойно уходит в себя».
Ташкентский зоопарк был открыт 24 октября 1924 года. Накануне его столетия в Ташкентском доме фотографии представлена выставка «История в объективе».
Экопартия предлагает законодательно закрепить механизмы проведения общественных обсуждений строительства зданий и многоквартирных домов в городах в обязательном порядке.
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу
Какова цена реки Угам?
admin
Комментарии из соцсетей: ***** Это просто кошмар, от которого хочется спрятаться. Что мы можем сделать? Написать коллективное письмо? Поехать на эту стройку? Я могу только беспрерывно рассказывать об этом моим ученикам. Хорошо бы дать уроки экологии в школах Хумсана. Люди ничего не знают о том, что творится у них под ноcом. =========== Иcпаганят красивейшие места. И саму реку убьют, а ведь оттуда идет питьевая вода для Ташкента. =========== Реку Угам жалко. И на казахской территории, и на узбекской. Такие чудные места. Мы были просто в шоке, когда увидели, как раздербанили русло. И, конечно, речь идет о цене вопроса. При минимальных для энергосистемы выработках электроэнергии происходит уничтожение природы. 20 млн долл «закопают» для этого.