Концепция развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020 — 2030 годы

Концепция является  Приложением 1 к Указу Президента Республики Узбекистан от 10 июля 2020 года № УП-6024. В ней дается общая ситуация в водном хозяйстве Узбекистана и ставятся конкретные задачи.

 
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
Концепция развития водного хозяйства Республики Узбекистан на 2020 — 2030 годы (далее — Концепция) включает в себя приоритетные направления и комплекс мер по развитию водного хозяйства Республики Узбекистан до 2030 года.
Развитие водного хозяйства основывается на достижении основных целевых показателей и индикаторов, определенных в приложении к данной Концепции.
Исходя из приоритетных направлений Концепции, целевых параметров и показателей на соответствующий период каждые три года разрабатываются и утверждаются стратегии развития водного хозяйства Республики Узбекистан.
 
ГЛАВА 2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ В ВОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
 
Республика Узбекистан расположена в бассейне Аральского моря, его основными источниками воды являются реки Амударья и Сырдарья, а также внутренние реки, саи и подземные воды. Среднемноголетний годовой сток воды всех источников бассейна Аральского моря составляет 116,2 млрд кубических метров, из них 67,4 процента формируется в бассейне Амударьи, 32,6 процента — в бассейне Сырдарьи. Общий запас подземных вод составляет 31,2 млрд кубических метров, 47,2 процента которого приходится на бассейн Амударьи, 52,8 процента — на бассейн Сырдарьи.
Согласно схемам комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейнов «Амударья» и «Сырдарья», среднемноголетний лимит водозабора для Республики Узбекистан составляет 64 млрд кубических метров. Вместе с тем в 1980-х годах годовое водопотребление республики находилось в пределах многолетних лимитов, в последние годы из-за глобального изменения климата и проблем трансграничного водопользования используемый среднегодовой объем воды составляет 51 — 53 млрд кубических метров, в том числе 97,2 процента добывается из рек и саев, 1,9 процентов — из коллекторных сетей, 0,9 процента – из подземных источников, по отношению к выделенному лимиту водозабора сократилось на 20 процентов.
 
Площадь орошаемой земельной площади республики составляет 4,3 млн гектаров, в среднем 90-91 процент всех водных ресурсов использовано в сельском хозяйстве, 4,5 процента — в сфере коммунально-бытового хозяйства, 1,4 процента — в промышленности, 1,2 процента — в рыбоводстве, 0,5 процента — в тепловой энергетике, 1 процент — в других отраслях экономики.
Территория республики имеет специфические почвенно-климатические условия, в результате недостаточности естественного дренажа и высокого уровня минерализации грунтовых вод ряд территорий «первично засолен». Вместе с тем в результате нерационального использования водных ресурсов и негативного воздействия других антропогенных факторов в отдельных территориях наблюдается «вторичное засоление» земель, 45,7 процента орошаемой земельной площади имеет разную степень засоления.
 
В целях надежного водоснабжения отраслей экономики, в том числе сельского хозяйства, а также улучшения мелиоративного состояния земель в республике создана специфическая система водного хозяйства.
В системе водного хозяйства эксплуатируются система ирригации протяженностью 28,4 км, 54 432 единицы разных сопутствующих гидротехнических сооружений, а также 70 водохранилищ и селехранилищ суммарным объемом 19,4 млрд кубических метров.
 
Вследствие непропорционального распределения водных ресурсов и сложного рельефа орошаемых земель около 60 процентов орошаемых земель обеспечивается водой с помощью 1 687 насосных станций, годовое потребление электроэнергии которых составляет 8 млрд кВт.ч.
Кроме того, ассоциациями водопотребителей, фермерскими хозяйствами и кластерами эксплуатируется 155,2 тыс. км оросительной сети и более 10 280 насосных агрегатов.
 
Для нужд орошения эксплуатируются 12,4 тыс. ед., в том числе в системе водного хозяйства 4 153 ед. оросительных скважин.
Для улучшения мелиоративного состояния орошаемых земель эксплуатируются коллекторно-дренажная сеть общей протяженностью 142,9 тыс. км, из них 106,2 тыс. км. — открытая, 36,7 тыс. км. — закрытая горизонтальная, а также 172 мелиоративные насосные станции и 3 897 скважин вертикального дренажа.
В системе Министерства водного хозяйства работники с высшим образованием составляют 42 процента. В Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, а также его Бухарском и Каршинском филиалах готовятся специалисты с высшим образованием для сферы водного хозяйства.
 
 
 
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ В ВОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
 
3.1. Запас водных ресурсов, а также водообеспечение населения и отраслей экономики.
В результате глобального изменения климата на протяжении последних 50 — 60 лет площадь ледников в Центральной Азии сократилась примерно на 30 процентов.
По прогнозам, при повышении температуры на 20С объем ледников уменьшиться на 50 процентов, на 40С — на 78 процентов. Согласно расчетам, до 2050 года ожидается уменьшение водных ресурсов в бассейне Сырдарьи — до 5 процентов, в бассейне Амударьи — до 15 процентов. Если в период до 2015 года суммарный дефицит воды в Узбекистане составлял более 3 млрд кубических метров, то к 2030 году он может составить 7 млрд кубических метров, к 2050 году — 15 млрд кубических метров.
 
Анализы показывают, что изменение климата еще больше обострит дефицит воды в Узбекистане, может привести к увеличению продолжительности и периодичности засухи, как в 2000, 2008, 2011, 2014 и 2018 годах, а также образованию серьезных проблем в удовлетворении потребности экономики в водных ресурсах. За последние 15 лет обеспеченность водой на душу населения сократилась с 3 048 кубических метров до 1 589 кубических метров.
Вместе с тем численность населения республики увеличивается в среднем на 650 — 700 тыс. человек в год, к 2030 году ожидаемый рост 39 миллионов человек, а также ожидается увеличение их потребности в качественной воде с 2,3 млрд кубических метров до 2,7 — 3,0 млрд кубических метров (на 18 — 20 процентов). Это приведет к ежегодному увеличению потребности в воде сферы коммунального хозяйства.
В последние годы активно развиваются промышленность и энергетика, ежегодно растет их потребность в воде.
Согласно расчетам, общее годовое водопотребление данных отраслей возрастет с 1,9 млрд кубических метров до 3,5 млрд кубических метров к 2030 году (в 1,8 раза).
 
 
3.2. Объекты водного хозяйства и их эксплуатация.
Срок службы большинства объектов инфраструктуры водного хозяйства, возведенных в республике, превышает 50 — 60 лет, их техническое состояние ухудшается из года в год. В частности, 66 процентов каналов системы ирригации имеют земляное русло, потеря воды за счет фильтрации остается высокой. Кроме того, 77 процентов каналов системы ирригации требуют ремонта и восстановления, 20 процентов — реконструкции.
77 процентов оросительной сети ассоциаций водопотребителей и фермерских хозяйств имеют земляное русло, 44 процентов сети требуют ремонта и восстановления, 10 процентов сети — реконструкции.
Основная часть действующих лотковых сетей служит более 30 лет, вследствие непроведения в свое время ремонтных работ и истечения срока службы 70 процентов из них требуют реконструкции и замены. В большинстве случаев места водозабора водопотребителей не оборудованы средствами управления и учета воды.
 
В результате коэффициент полезного действия системы ирригации и оросительных сетей в среднем составляет 0,63, в ряде регионов — ниже данного показателя, 35 — 40 процентов воды, добываемой из основных источников, теряется в оросительных сетях.
74 процента из 1 687 насосных станций, состоящих на учете в водохозяйственных организациях, служат более 30 лет, 20 процентов — более 20 лет, 6 процентов — более 10 лет, то есть 94 процента насосных станций отслужили свои нормативные сроки (16 — 18 лет), что требует их модернизации и замены, в общей сложности из 2 887 км напорных трубопроводов 10,3 процента требуют замены в первую очередь, в результате в их эксплуатации наблюдаются многочисленные аварийные ситуации, высоким также остается потребление электроэнергии.
 
3.3. Мелиоративное состояние орошаемых земель.
45,3 процента орошаемых земель республики имеют разную степень засоления, из них 31,1 процента — слабозасоленные, 12,2 процента — среднезасоленные, 2 процента — сильнозасоленные, на 24,4 процента площади грунтовые воды находятся на уровне 2 и выше метров.
В последующие годы вследствие наблюдаемого дефицита воды, плохого мелиоративного состояния земель, непринятия в требуемое время иных организационных мер уровень обеспечения водой 560 тыс. гектаров орошаемой земельной площади остается низким, в общей сложности 298,5 тыс. гектаров орошаемой земельной площади выведено из оборота.
Требуется реконструкция и строительство 14,5 тыс. км коллекторно-дренажной сети, 93 мелиоративных насосных станций и 1 530 скважин вертикального дренажа.
 
3.4. Использование водных ресурсов и внедрение водосберегающих технологий орошения.
В республике сельскохозяйственные культуры орошаются, в основном, традиционным методом — по бороздам, масштаб работ по выравниванию земли с помощью выравнивателей, оснащенных лазерным оборудованием, остается на крайне низком уровне. Начиная с 2019 года внедрена новая система государственной поддержки водосберегающих технологий орошения. В результате на площади 77 470 гектаров внедрена технология капельного орошения, на площади 1 123 гектаров — дождевального, на площади 2 000 гектаров — дискретного.
Вместе с тем доля площадей, в которых внедрены данные современные технологии орошения, остается низкой (6 процентов). В результате объем расхода воды на один комплексный гектар площади составляет 10 690 кубических метров, по отношению к развитым странам остается высоким.
 
3.5. Материально-техническая база водохозяйственных организаций.
В настоящее время материально-техническая база (мелиоративная техника, транспортные средства, организационное обеспечение) эксплуатационных организаций системы водного хозяйства, особенно районных отделов ирригации, остается низкой.
Расходы на содержание водохозяйственных организаций производятся из средств Государственного бюджета. Однако в последние годы 70 процентов выделенных средств направляется на покрытие расходов на электроэнергию, доля средств, выделенных на ремонт и восстановление систем ирригации, составляет 2,9 процента и остается низкой.
Вследствие неорганизованности на требуемом уровне системы поддержки и финансирования деятельности ассоциаций водопотребителей их кредиторская и дебиторская задолженность остается высокой.
 
3.6. Реформы в сфере водного хозяйства.
Не соответствуют требованиям координационные работы между ведомствами, ведущими деятельность в сфере водного хозяйства, по внедрению в республике интегрированного управления в использовании водных ресурсов.
Не начато внедрение в сферу практики государственно-частного партнерства.
Требуется совершенствование Закона Республики Узбекистан «О воде и водопользовании» исходя из результатов реформ, осуществляемых в последующие годы в сельском и водном хозяйстве, а также разработка Водного кодекса Республики Узбекистан.
 
3.7. Использование трансграничных водных ресурсов и международные водные отношения.
В последние годы существенно улучшились отношения между государствами Центральной Азии по вопросам водного хозяйства, наблюдается положительная тенденция в решении проблем трансграничного водопользования.
Однако строительство в перспективе новых крупных гидроэнергетических сооружений и водохранилищ в верховьях рек Амударьи и Сырдарьи, а также эксплуатация в энергетическом режиме действующих может вызвать ряд проблем в водообеспечении государств, расположенных в низовьях данных рек, в том числе для Узбекистана.
Кроме того, освоение в последующие годы новых земель может оказать негативное влияние на баланс водораспределения между государствами региона. Это требует дальнейшего совершенствования региональной правовой основы в сфере использования водных ресурсов бассейна Аральского моря.
 
3.8. Укомплектование водного хозяйства квалифицированными кадрами, научно-исследовательские работы.
На сегодняшний день в водохозяйственных организациях доля работников водного хозяйства с высшим образованием составляет 42 процента. В настоящее время в системе водного хозяйства отсутствует система повышения квалификации специалистов и руководящих кадров, ведущая деятельность на постоянной основе. Взаимная интеграция в системе «высшее образование — наука — производство» не отвечает сегодняшним требованиям.
В стране кадры водного хозяйства с высшим образованием, в основном, готовятся в Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, необходимо последовательно продолжать действия по его превращению в современное и престижное высшее образовательное учреждение международного уровня.
Средняя оплата труда работников водохозяйственных организаций по отношению к средней оплате труда по стране составляет 64 процента и остается низкой.
Низкий уровень оплаты труда приводит к снижению социального статуса работника водного хозяйства и привлекательности данной профессии, не дает возможности сохранения высококвалифицированных специалистов.
Вследствие неправильного налаживания системы координации в области научно-исследовательских, опытных и проектно-конструкторских работ, а также финансирования научно-инновационной деятельности не на достаточном уровне, внедрение результатов исследований в производство не отвечает требованиям.
 
ГЛАВА 4. ЦЕЛЬ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
 
Основная цель Концепции развития водного хозяйства Республики Узбекистан — создание условий, необходимых для удовлетворения постоянно растущих потребностей населения, отраслей экономики и окружающей среды в воде, обеспечение надежной и безопасной работы объектов водного хозяйства, а также эффективного управления и рационального использования водных ресурсов, улучшение мелиоративного состояния орошаемых земель, достижение водной безопасности в условиях усиливающегося дефицита водных ресурсов и глобальных климатических изменений.
 
Для достижения данной цели в Концепции определены следующие основные приоритетные направления:
совершенствование системы прогнозирования, ведения учета и формирования базы данных водных ресурсов и обеспечение ее прозрачности;
модернизация, обеспечение надежной работы и безопасности объектов водного хозяйства, организация управления крупными объектами водного хозяйства на основе цифровых технологий, широкое внедрение ресурсосберегающих современных технологий, расширение привлечения иностранных инвестиций в сферу, а также обеспечение целевого и эффективного использования выделяемых средств;
обеспечение безопасности и надежной эксплуатации селе- и водохранилищ и других объектов водного хозяйства;
совершенствование системы управления водными ресурсами, внедрение в водопользование и ведение учета водопотребления технологии «Smart Water» («Умная вода») и аналогичных цифровых технологий;
 
 
дальнейшее расширение внедрения водосберегающих технологий орошения в выращивание, а также государственное стимулирование сельскохозяйственных культур, привлечение в данную сферу иностранных инвестиций и грантов;
улучшение мелиоративного состояния и обеспечение устойчивости орошаемых земель, содействие в повышении плодородия земель, применение эффективных технологий для снижения уровня и предупреждение засоления почв;
внедрение принципов рыночной экономики в водное хозяйство, в том числе системы поэтапного возмещения водопотребителями части затрат на доставку воды, направление поступивших средств на своевременный качественный ремонт и восстановление, внедрение цифровых технологий и эффективное управление объектами водного хозяйства;
 
внедрение государственно-частного партнерства и аутсорсинга в водное хозяйство, передача в пользование фермерским хозяйствам, кластерам и другим организациям отдельных объектов водного хозяйства, направление сэкономленных средств на модернизацию объектов водного хозяйства, оплату труда и стимулирование работников;
внедрение принципов интегрированного управления водными ресурсами, гарантированное водоснабжение населения и отраслей экономики, улучшение качества воды и сохранение экологического баланса окружающей среды;
 
 
развитие межгосударственных отношений по вопросам использования трансграничных вод, разработка и продвижение взаимоприемлемых механизмов совместного управления водными ресурсами и программ эффективного водопользования, обеспечивающих баланс интересов стран Центральной Азии;
совершенствование системы подготовки квалифицированных кадров и повышения квалификации работников сферы водного хозяйства, развитие взаимного сотрудничества между образовательной, научной и производственной сферами, внедрение достижений науки и ноу-хау в производство.
В Концепции, принимая во внимание, что сельское хозяйство является наиболее крупным потребителем водных ресурсов, а ирригационные и мелиоративные сети, в основном, служат ему, основные мероприятия направлены на развитие сектора ирригации и мелиорации.
Развитие системы питьевой воды и сточных вод найдет подробное отражение в Стратегии развития сферы водоснабжения и канализации в Республике Узбекистан до 2030 года, разрабатываемой Министерством жилищно-коммунального обслуживания.
 
 
ГЛАВА 5. МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ВОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
 
5.1. В реализации направления по совершенствованию системы прогнозирования, ведения учета и формирования базы данных по водным ресурсам и обеспечению ее прозрачности:
а) поэтапное оснащение гидрологических постов, находящихся на крупных и средних реках и саях, автоматическим оборудованием на основе цифровых технологий, расширение сети гидрологических постов;
б) совершенствование контроля и учета воды во всех водных объектах на основе цифровых технологий, создание прозрачной информационной системы по водным ресурсам;
в) реализация следующих мер по прогнозированию водных ресурсов, ведению учета воды и обработки данных:
г) внедрение геоинформационной системы в прогнозирование водных ресурсов, ведение оперативного мониторинга водных запасов и повышение достоверности прогнозных данных;
д) стандартизация данных при ведении учета воды на всех водных объектах;
е) совершенствование информационных систем сбора и обработки информации о водных объектах на основе информационно-коммуникационных технологий;
ж) поэтапное внедрение ведения мониторинга воды в водных объектах с помощью цифровых технологий, создание единой информационной системы по всем источникам и водным ресурсам;
з) совершенствование системы ведения Государственного водного кадастра и базы данных с помощью информационно-коммуникационных технологий и обеспечение их прозрачности.
 
 
5.2. В реализации направления по модернизации объектов водного хозяйства, организации управления крупными объектами водного хозяйства на основе цифровых технологий, широкому внедрению современных ресурсосберегающих технологий, расширению привлечения иностранных инвестиций в сферу, а также обеспечению целевого и эффективного использования выделяемых средств:
а) модернизация, системное выполнение работ по ремонту, строительству и реконструкции объектов водного хозяйства, уменьшение потери воды в системах ирригации и оросительных сетях, улучшение технического состояния и надежности водных сооружений;
модернизация и бетонирование систем ирригации и оросительных сетей, проведение других противофильтрационных мероприятий, поэтапный перевод одной их части в трубопроводные и другие системы, удобные для управления водой;
реконструкция и ремонт гидроузлов и других крупных гидротехнических сооружений, перевод крупных гидроузлов и систем ирригации на автоматизированное управление на основе цифровых технологий;
восстановление лотковых сетей, внедрение производства лотков на основе композиционных и полимерных материалов, соответствующих местным климатическим условиям;
поэтапное оснащение головных водозаборов водопотребителей средствами управления и учета воды;
 
б) повышение энергоэффективности и уменьшение эксплуатационных затрат насосных станций водного хозяйства, а также повышение коэффициента полезного действия насосов:
поэтапная модернизация насосных станций, в том числе замена устаревших насосов, электродвигателей и трансформаторов и систем их управления энергосберегающим оборудованием, налаживание использования альтернативных источников энергии, в частности солнечных батарей, капитальный ремонт и обновление напорных труб;
ведение мониторинга потребления электроэнергии и расхода воды в насосных станциях в режиме онлайн на основе цифровых технологий;
привлечение кредитов и грантовых средств, в том числе прямых инвестиций международных финансовых институтов и зарубежных государств, уменьшение расходов Государственного бюджета;
изучение технического состояния объектов водного хозяйства с помощью беспилотных летательных аппаратов, цифровизация и повышение качества проектно-изыскательских работ;
обеспечение научно-практического наблюдения и улучшение качества проектно-изыскательских работ в строительстве и реконструкции объектов ирригации и мелиорации;
увеличение затрат на модернизацию и строительство объектов водного хозяйства, научные исследования, опытно-конструкторские разработки и внедрение передовых технологий.
 
5.3. В реализации направления по обеспечению безопасности и надежной эксплуатации водохранилищ, селе- и водохранилищ и других объектов водного хозяйства:
а) защита водохранилищ, селе- и водохранилищ и других объектов водного хозяйства от воздействия антропогенных, техногенных и природных факторов, обеспечение их безопасности и надежной эксплуатации:
разработка государственных программ строительства, модернизации, ремонта и восстановления контрольно-измерительного оборудования, гидромеханических и электротехнических установок, а также систем освещения, связи и аварийного оповещения;
проведение натурных наблюдений и диагностических работ на постоянной основе, а также эффективная организация работ по устранению недостатков, указанных в декларациях безопасности;
укомплектование водохозяйственных организаций квалифицированными и опытными специалистами и системная организация повышения их квалификации;
 
б) изучение и внедрение на практике передового опыта зарубежных стран по обеспечению безопасности и надежной эксплуатации водохранилищ, селе- и водохранилищ и других объектов водного хозяйства:
подготовка предложений о применении и имплементации в Узбекистане технических регламентов и рекомендаций Международной комиссии по крупным плотинам;
подготовка предложений о применении на практике международных стандартов проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, ремонта и восстановления, консервации и ликвидации водохранилищ, селе- и водохранилищ и других объектов водного хозяйства;
применение современного диагностического оборудования в комплексной оценке безопасности объектов водного хозяйства, а также привлечение высококвалифицированных специалистов международных организаций и зарубежных компаний в качестве экспертов, совершенствование нормативных актов.
 
  
5.4. В реализации направления по совершенствованию системы управления водными ресурсами, внедрению технологии «Smart Water» («Умная вода») и аналогичных цифровых технологий в водопользование и ведение учета водопотребления:
а) совершенствование системы государственного управления водным хозяйством, при этом конкретное определение задач, функций и полномочий каждого государственного и общественного органа по стабильному управлению и обеспечению эффективного использования водных ресурсов;
б) поэтапное внедрение технологии «Smart Water» («Умная вода») в контроль и ведение учета всех водных ресурсов, а также организацию планирования и оперативное управление водопользованием;
 
в) совершенствование баз данных и систем мониторинга воды и водопользования на основе цифровых технологий, а также создание межведомственной автоматизированной информационной системы водных ресурсов;
г) создание системы ведения кадастра объектов водного хозяйства с применением геоинформационных систем;
д) совершенствование и повышение оперативности дистанционного контроля за водными объектами, а также работ по ведению мониторинга водопользования с применением беспилотных летательных аппаратов в водном хозяйстве;
 
е) использование возможностей технологии дистанционного зондирования при оценке уровня водообеспечения, процессов размещения культур и опустынивания, а также эффективности водопользования орошаемых земель;
ж) разработка эффективных гидрологических моделей планирования использования, интегрированного управления и оценки воздействия на человека и окружающую среду водных ресурсов;
з) размещение сельскохозяйственных культур в соответствии с прогнозом водных ресурсов и выделенным лимитом водозабора, а также повышение эффективности воды.
 
5.5. В реализации направления по дальнейшему расширению и государственному стимулированию внедрения водосберегающих технологий орошения в выращивание сельскохозяйственных культур, привлечению иностранных инвестиций и грантов в данную сферу:
а) дальнейшее совершенствование системы государственной поддержки сельхозпроизводителей, внедривших водосберегающие технологии орошения;
б) расширение внедрения водосберегающих технологий орошения на орошаемых площадях, связанных с насосными станциями и оросительными скважинами, а также повышение их эффективности;
в) расширение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по совершенствованию водосберегающих технологий орошения в зависимости от почвенно-климатических условий и видов культур, повышению их эффективности и созданию новых, стимулирование внедрения в практику новых разработок;
г) разработка методических рекомендаций по проектированию, внедрению и применению водосберегающих технологий орошения, а также критериев оценки эффективности пользования ими;
д) системная организация изучения передового зарубежного опыта в направлении подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по внедрению и применению водосберегающих методов и технологий орошения;
е) расширение технологий орошения посредством современных гибких труб с предварительным выравниванием сельскохозяйственных посевных площадей с помощью автоматизированных выравнивающих агрегатов, имеющих лазерное устройство;
ж) совершенствование ведения мониторинга водопотребления и внедрение систем дистанционного зондирования;
з) организация на научной основе использования сточных и коллекторно-дренажных вод, а также усиление мер по противодействию потерям воды и ее неэффективному использованию в орошении сельскохозяйственных культур.
 
5.6. В реализации направления по улучшению и обеспечению устойчивости мелиоративного состояния орошаемых земель, содействию в повышении плодородия земель, применению эффективных технологий по снижению уровня и предотвращению засоления почв:
а) последовательное продолжение работ по улучшению технического состояния и модернизации коллекторно-дренажных сетей и других мелиоративных объектов, работ по последовательной реализации широкомасштабных мелиоративных мероприятий в рамках государственных программ;
б) широкое использование информационно-коммуникационных технологий, геоинформационных систем, технологий дистанционного зондирования и беспилотных летательных аппаратов при оценке и ведении мониторинга мелиоративного состояния орошаемых земель;
в) создание информационной системы о мелиоративном состоянии орошаемых земель, уровне и минерализации грунтовых вод;
г) укрепление материально-технической базы мелиоративных экспедиций, обеспечение их современным оборудованием и мобильными экспресс-лабораториями, предоставляющими возможность проведения экспресс-анализов;
 
д) проведение научно-исследовательских работ, направленных на снижение уровня засоленности орошаемых земель, эффективную организацию промывки засоленности площадей, поддержание грунтовых вод на оптимальном уровне и снижение их минерализации, принятие мер по изучению и внедрению на практике передового мирового опыта в данном направлении;
е) рациональное управление коллекторно-дренажными водами при проектировании, строительстве, эксплуатации и управлении коллекторно-дренажными сетями и другими мелиоративными сооружениями, принятие мер по уменьшению вредного воздействия данных вод, их эффективному использованию и улучшению качества.
 
5.7. В реализации направления по внедрению в водное хозяйство принципов рыночной экономики, в том числе системы поэтапного возмещения водопотребителями части затрат на доставку воды, направление поступивших средств на своевременный качественный ремонт и восстановление объектов водного хозяйства, внедрение цифровых технологий и эффективное управление ими:
а) покрытие затрат на доставку воды водопользователями путем поэтапного прибавления к размеру налоговых ставок за использование водных ресурсов. При этом необходимо принять во внимание следующие основные принципы:
стимулирование экономии воды и учет осуществления объемных или других удобных измерений поставленной воды при установлении тарифов;
дифференцирование тарифов в зависимости от затрат на доставку воды и приоритетности государственной социально-экономической политики;
установление тарифов исходя из среднего расхода на доставку воды в разные регионы республики (расходы на электроэнергию при подаче воды насосами, эксплуатацию и содержание каналов), а также их одинаковое установление для всех сельскохозяйственных производителей;
 
б) обеспечение прозрачности тарифов по возмещению расходов на поставку воды;
в) разработка методологии расчета дифференцированных ставок налога на воду исходя из объема водопотребления и затрат на поставку воды при дополнительном включении в налог за пользование водой затрат на поставку воды;
г) поэтапный переход к платным услугам по поставке воды в сельском хозяйстве;
д) совершенствование системы налогообложения и штрафов и создание возможностей для дальнейшего рационального использования воды и повышения ее качества;
е) совершенствование методов расчета налоговых ставок и штрафов для различных категорий водопотребителей в будущем, с учетом их отраслевых и технологических характеристик и качества возвратной воды, в том числе уровня минерализации и других загрязняющих веществ.
 
5.8. В реализации направления по внедрению государственно-частного партнерства и аутсорсинга в водное хозяйство, передаче отдельных объектов водного хозяйства в пользование фермерским хозяйствам, кластерам и другим организациям, направлению сэкономленных средств на модернизацию объектов водного хозяйства, оплату труда и стимулирование персонала:
а) определение принципов и направлений реализации проектов в водном хозяйстве на основе механизмов государственно-частного партнерства и условий аутсорсинга с изучением передового международного опыта и формирование на этой основе перечня водохозяйственных сооружений и услуг, передаваемых частному сектору;
б) формирование в водном хозяйстве проектов на основе принципов государственно-частного партнерства и условий аутсорсинга, а также организация привлечения потенциального частного партнера, в том числе зарубежных инвесторов для их реализации;
 
в) формирование проектов в водном хозяйстве на основе принципов государственно-частного партнерства и условий аутсорсинга и привлечение к работе по их реализации зарубежных инвестиций и грантовых средств;
г) формирование в Министерстве водного хозяйства проектов в направлении ирригации и мелиорации на основе принципов государственно-частного партнерства и условий аутсорсинга, привлечение к ним частных партнеров, а также организация эффективной системы ведения мониторинга реализации данных проектов;
 
д) передача водопотребителям (фермерам, кластерам и другим) части функций по управлению объектами водного хозяйства в соответствии с четко определенными критериями и принципами на основе обеспечения конкретных обязательств, экономической эффективности, социальной справедливости и экологической стабильности;
е) направление бюджетных средств, сэкономленных в результате реализации проектов на основе принципов государственно-частного партнерства и условий аутсорсинга в водном хозяйстве, на модернизацию объектов водного хозяйства, оплату труда и стимулирование работников водного хозяйства.
 
5.9. В реализации направления по внедрению принципов интегрированного управления водными ресурсами, гарантированному водоснабжению населения и отраслей экономики, улучшению качества воды и сохранению экологического баланса окружающей среды:
а) гарантированное водоснабжение населения и отраслей экономики, при этом:
рациональное использование имеющихся водных ресурсов на всех уровнях с учетом приоритетных интересов всех его участников в управлении водным хозяйством;
удовлетворение основных нужд человека, прежде всего гарантированное обеспечение водой населения;
определение водопользования на уровне государства, регионов и водных бассейнов исходя из приоритета водозабора для отраслей экономики и природы;
установление лимитов водозабора с учетом их приоритетности для населения и отраслей экономики, в том числе сельского хозяйства;
 
б) широкое внедрение принципов управления с интеграцией водных ресурсов, при этом:
создание в Министерстве водного хозяйства единого республиканского центра по взятию на учет всех водных ресурсов, планированию и интегрированному управлению водопользованием;
совершенствование системы планирования и управления пользованием водными ресурсами с учетом требований гарантированного водоснабжения населения, приоритета отраслей экономики, повышения эффективности использования воды, охраны окружающей среды и обеспечения экологического баланса;
учет потребности в воде окружающей среды, природных водных бассейнов и экосистем в управлении водными ресурсами, в том числе оказание содействия в стабилизации водохозяйственной обстановки в регионе Приаралья и устранении негативных последствий высыхания Аральского моря;
разработка и реализация программы действий по внедрению принципов интегрированного управления водными ресурсами на основе привлечения технической помощи международных финансовых институтов и зарубежных государств, а также других партнеров;
 
интегрированное управление водными ресурсами, стимулирование охраны воды при водопользовании и водопотреблении, уменьшения негативного воздействия на водные и земельные ресурсы и окружающую среду;
реализация системных мероприятий по определению водоохранных и санитарно-защитных зон водных объектов, принятие во внимание мероприятий по определению водоохранных и санитарно-защитных зон в проектах строительства и реконструкции, а также ремонта и восстановления объектов водного хозяйства, обеспечение целевого использования водоохранных и прибрежных зон;
разработка проекта Водного кодекса Республики Узбекистан с учетом осуществляемых реформ;
 
повышение правового сознания и культуры населения по охране воды, организации эффективного и экономного потребления водных ресурсов. При этом:
внедрение эффективных механизмов пропаганды рационального и экономного потребления воды, широкое использование возможностей средств массовой информации;
воспитание молодого поколения в духе бережного отношения к воде посредством внедрения в систему образования учебных программ по повышению культуры водопользования;
обеспечение прозрачности в деятельности водохозяйственных организаций, формирование открытой базы данных о воде и создание благоприятных условий для ее доведения до масс.
 
5.10. В реализации направления по развитию межгосударственных отношений по вопросам использования трансграничных водных ресурсов, разработке и продвижению взаимоприемлемых механизмов совместного управления водными ресурсами и программ эффективного водопользования, обеспечивающих баланс интересов стран Центральной Азии:
а) продолжение активного сотрудничества Республики Узбекистан со странами бассейна Аральского моря и региональными межгосударственными водохозяйственными организациями по вопросам совместного использования водных ресурсов и межгосударственных водохозяйственных объектов региона;
б) разработка и продвижение взаимоприемлемых механизмов совместного управления трансграничными водными ресурсами региона, обеспечивающих баланс интересов стран Центральной Азии;
в) продвижение норм и принципов конвенций Организации Объединенных Наций по трансграничным водам;
г) совершенствование системы мониторинга Сырдарьи, Амударьи и других трансграничных рек, организация совместного контроля и ведения мониторинга воды, а также системы обмена открытыми данными;
 
д) продвижение разработки единой позиции государств региона по строительству крупных гидротехнических сооружений;
е) изучение возможности участия в совместном финансировании водохозяйственных проектов со странами Центральной Азии с учетом интересов Узбекистана;
ж) разработка совместных планов по управлению региональными водными ресурсами и определение задач на перспективу, в том числе разработка мер адаптации к изменению климата на региональном уровне и обмен опытом в сферах, представляющих взаимный интерес.
 
5.11. В реализации направления по совершенствованию системы подготовки и повышения квалификации кадров для сферы водного хозяйства, развитию взаимного сотрудничества сфер образования, науки и производства, внедрению в производство достижений науки и ноу-хау:
а) подготовка специалистов, способных эффективно решать вопросы обучения и подготовки инженерно-технических кадров в области управления водным хозяйством, стабильного управления и рационального использования водных ресурсов во всех отраслях водного хозяйства, улучшения мелиоративного состояния орошаемых земель, а также внедрения и широкого применения современных водосберегающих технологий. При этом:
повышение эффективности учебного процесса в соответствующих высших и средних образовательных учреждениях путем внедрения современных методов обучения с приближением на максимальном уровне учебного процесса к производству, уделив внимание необходимости совершенствования управления и обслуживания;
разработка специальных учебных модулей на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу в разных сферах управления водными ресурсами для новых и действующих специалистов;
 
создание стабильной системы повышения квалификации для ведущих специалистов и кадров водного хозяйства с привлечением известных отечественных и зарубежных ученых и специалистов и внедрением в учебный процесс современных учебных технологий и дистанционных методов обучения;
повышение осведомленности о смягчении и адаптации к изменениям климата и создании систем раннего предупреждения в планировании и управлении водными ресурсами;
предупреждение текучести кадров в сфере и повышение привлекательности отрасли путем доведения оплаты труда работников системы водного хозяйства до среднего уровня по республике, обеспечение выплаты заработной платы в зависимости от результатов деятельности работника;
совершенствование системы финансирования практических, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в водном хозяйстве;
 
б) повышение потенциала проектных организаций и знаний по проектированию и реализации модернизированных систем орошения, подготовке соответствующих проектно-сметных и закупочных документов. При этом:
уделить особое внимание проведению инженерно-геологических исследований на основе соответствующих строительных и градостроительных норм и правил, в соответствии с воздействием на окружающую среду и мерами по смягчению последствий при проведении отраслевой экспертизы проектов;
дальнейшее расширение применения современных строительных материалов в гидротехнических сооружениях, организация научных исследований, разработка на их основе ведомственных нормативных документов, регулирующих использование передовых технологий и инновационных материалов;
совершенствование нормативно-правовой базы современных систем орошения в соответствии с международными и техническими стандартами;
создание системы повышения квалификации ведущих инженеров с использованием действующих онлайн-курсов, тренингов и семинаров, в том числе материалов на иностранных языках, с привлечением международных специалистов, а также исследователей научно-образовательных организаций данной сферы;
 
разработка системы приобретения передового зарубежного опыта отдельными специалистами и проектными институтами путем проектирования объектов в ведущих зарубежных университетах и компаниях развитых стран, участия в образовательных программах, курсах повышения квалификации и стажировках;
создание условий для активной работы проектных групп и групп научной поддержки для проектно-изыскательских и подрядных работ по строительству и реконструкции водохозяйственных сооружений в Ташкентском институте инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства с привлечением специалистов Научно-исследовательского института ирригации и водных проблем, Научно-информационного центра и других специализированных учреждений;
 
системная организация работ по научно-техническому наблюдению за проектно-изыскательскими работами по строительству и реконструкции объектов водного хозяйства, внедрение в практику научных достижений и инновационных идей и улучшение качества проектно-изыскательских работ;
организация работ по повышению квалификации специалистов проектных организаций в ведущих производственных и образовательных учреждениях зарубежных стран в целях освоения международных стандартов и современных методов проектирования;
 
в) обеспечение эффективности проведения и внедрения научных исследований. При этом:
укрепление финансовой, материально-технической базы и повышение потенциала научных и образовательных учреждений системы водного хозяйства, в частности Ташкентского института инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства, Научно-исследовательского института ирригации и водных проблем и других специализированных учреждений;
расширение масштаба финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок по актуальным проблемам сферы водного хозяйства, в том числе ускорение привлечения грантовых средств международных организаций и зарубежных государств;
внедрение практики включения дополнительных средств в расчет стоимости проектно-изыскательских работ по строительству и реконструкции объектов водного хозяйства с целью поддержки научной и научно-технической деятельности в размере до 10 процентов общей стоимости проектно-изыскательских работ;
 
создание благоприятных условий для проведения научными сообществами практических исследований на демонстрационных площадях водосберегающих технологий;
установление тесного сотрудничества зарубежных и международных научно-исследовательских институтов с национальными научно-исследовательскими институтами, в том числе прохождение практики в зарубежных и международных институтах;
создание водных и энергосберегающих технологий, а также исследовательских и демонстрационных площадок в сфере использования альтернативных источников энергии;
стимулирование и расширение научно-исследовательских и консалтинговых работ, направленных на внедрение современных водосберегающих технологий;
проведение исследований, включающих моделирование тенденций изменения климата в процессе планирования водных ресурсов и проведение практических исследований при разработке планов адаптации к изменению климата.
 
 
ГЛАВА 6. РЕЗУЛЬТАТЫ, ОЖИДАЕМЫЕ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
 
В результате реализации Концепции ожидается достижение до 2030 года следующих целей:
 
6.1. В направлении совершенствования правовых основ и нормативно-правовых актов в области водного хозяйства:
а) принятие в 2023 году Водного кодекса Республики Узбекистан;
б) достижение Республикой Узбекистан Целей устойчивого развития, связанных с водой, до 2030 года.
 
6.2. В направлении совершенствования системы государственного управления водным хозяйством:
а) проведение функционального анализа системы управления водным хозяйством в соответствии с международными стандартами и практикой, разработка и внедрение новой системы управления;
б) конкретное определение задач, функций и полномочий каждого государственного органа в сфере управления и водопользования;
в) конкретное ограничение функций, связанных с разработкой водной политики, регулированием водного сектора и оказанием водохозяйственных услуг;
г) переход от использования административных методов государственного регулирования к методам и механизмам, направленным на принципы рыночной экономики;
 
д) внедрение интегрированного управления водными ресурсами Республики Узбекистан с полным охватом использования и потребления всех водных ресурсов и их распределением между водоснабжением населения, отраслями экономики и природой;
е) создание Комплексной национальной системы учета, планирования и управления водными ресурсами, связанной с Национальной кадастровой базой данных, обеспечение открытости и доступности данных.
 
6.3. В направлении рационального использования водных ресурсов:
а) внедрение новой системы лимитов водозабора воды для орошения, обеспечивающей потребности сельского хозяйства и отвечающей принципам эффективного и рационального использования воды;
б) повышение коэффициента полезного действия систем ирригации и оросительных сетей с 0,63 до 0,73, а также продуктивности воды путем внедрения водосберегающих технологий орошения в сельское хозяйство и сокращения на 20 процентов объема воды, подаваемого на каждый гектар орошаемой площади;
в) уменьшение с 560 тыс. гектаров до 190 тыс. гектаров орошаемых площадей с низким уровнем водообеспечения путем разработки и реализации планов, направленных на улучшение водоснабжения орошаемых площадей.
 
 
6.4. В направлении модернизации объектов водного хозяйства и широкого внедрения энергоэффективных технологий:
а) модернизация системы ирригации и увеличение доли каналов с бетонным покрытием с 34 до 46 процентов;
б) замена на современные энергосберегающие 1 750 насосных агрегатов и 2 100 электродвигателей насосных станций;
в) уменьшение годового потребления электроэнергии насосными станциями системы Министерства водного хозяйства с 8,0 млрд кВт.ч до 7,0 млрд кВт.ч в 2025 году и до 6,0 млрд КВт.ч в 2030 году.
 
6.5. В направлении расширения масштаба использования современных водосберегающих технологий орошения доведение внедрения водосберегающих технологий орошения в орошении сельскохозяйственных культур с 175 тысяч гектаров до 1 миллиона гектаров до 2025 года, к 2030 году — до 2 миллионов гектаров, в том числе технологии капельного орошения с 77,4 тысячи до 300 тысяч гектаров до 2025 года, к 2030 году — до 600 тысяч гектаров.
 
6.6. В направлении улучшения мелиоративного состояния орошаемых земель:
а) сокращение засоленных площадей с 1 948 тыс. гектаров до 1 722 тыс. гектаров, земель со средней и высокой засоленностью с 607 тыс. гектаров до 430 тыс. гектаров;
б) уменьшение орошаемых земельных площадей с критическим уровнем грунтовых вод (0 — 2 метра) с 1 051 тысячи гектаров до 773 тысяч гектаров;
в) введение к 2025 году в сельскохозяйственный оборот 298,5 тыс. гектаров орошаемых земель, выведенных из оборота.
 
6.7. В направлении внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в водное хозяйство:
а) внедрение современных методов и технологий, в том числе цифровых технологий и других инновационных технологий, при определении спроса на воду для орошения, ведении мониторинга распределения и эффективности водопользования, а также принятии решений о водопользовании;
б) оснащение автоматизированным оборудованием на основе цифровых технологий 12 гидрологических постов на реках и сайях, восстановление 18 гидрологических постов и обеспечение оперативного контроля воды;
в) увеличение количества объектов водного хозяйства, в которых внедрена система измерения воды на основе информационно-коммуникационных и цифровых технологий «Smart Water» («Умная вода») в 2020 году с 61 до 151, в 2024 году — до 18 576 (100 процентов);
г) перевод на автоматизированное управление на основе цифровых технологий процессов управления водой 100 крупных водохозяйственных объектов;
д) ведение мониторинга действующих мелиоративных наблюдательных скважин посредством цифровых технологий в 2020 году — 2 000 единиц, в 2025 году — 8 500 единиц, в 2030 году — 27 270 единиц;
е) ведение мониторинга потребления электроэнергии в режиме онлайн в 2020 году на 100 насосных станциях Министерства водного хозяйства, до 2024 года — на всех 1 687.
 
6.8. В направлении совершенствования научно- исследовательской деятельности и повышения кадрового потенциала сферы:
а) реализация в водном хозяйстве в 2020 году 5 проектов, до 2025 года — 25 проектов, до 2030 года — 50 проектов на основе принципов государственно-частного партнерства;
б) обеспечение покрытия расходов на доставку воды для орошения водопотребителями к 2025 году минимум на 15 процентов, к 2030 году — до 30 процентов;
в) переход государственных водохозяйственных организаций на более современную и устойчивую систему управления водными ресурсами;
г) обеспечение внедрения современных систем обучения, отвечающих современным проблемам управления водными ресурсами, доведение доли работников водного хозяйства с высшим образованием с 42 процентов до 50 процентов к 2025 году, до 65 процентов — в 2030 году, а также создание устойчивой национальной системы повышения квалификации специалистов и управленческого персонала в сфере водного хозяйства;
д) доведение месячной оплаты труда работников организаций системы Министерства водного хозяйства до среднемесячной оплаты труда в республике.
 
6.9. В направлении широкого внедрения принципов управления с интеграцией всех поверхностных, подземных и возвратных вод:
а) достижение уровня стандартов качества воды, установленных в национальном законодательстве и обязательствах республики по достижению экологической стабильности;
б) принятие мер по сохранению природных водных ресурсов и водозависимых экосистем, в том числе стабильному обеспечению водными ресурсами региона Приаралья;
в) создание системы сохранения и организации стабильного использования стратегических резервов подземных вод, прежде всего пригодных для водопотребления, путем достижения интегрированного управления поверхностными, подземными и возвратными водами.
 
ГЛАВА 7. ВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ
 
Работа по ведению мониторинга за реализацией задач, приведенных в Концепции, и достижением определенных показателей, формирование программы необходимых мер, подготовке предложения о решении проблем, препятствующих стабильному и комплексному развитию водного хозяйства в республике, осуществляется Комиссией при Министерстве водного хозяйства, создаваемой с участием международных экспертов.
Вместе с тем для реализации реформ и приоритетных направлений в водном секторе, предусмотренных настоящей Концепцией, каждые три года разрабатывается «Стратегия управления водными ресурсами и развития сектора ирригации» и принимаются меры по ее реализации.
 
=========================================
Материалы в табличной форме см. по ссылке в конце текста. Также по ссылке см.  Приложение 2 к Указу Президента Республики Узбекистан от 10 июля 2020 года № УП-6024 «ДОРОЖНАЯ КАРТА». Она также в табличной форме. 
 
========================
На sreda.uz фото Наталии ШУЛЕПИНОЙ 


Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

 

Еще статьи из Фото

Партнеры