Река Чирчик, протекающая по крайнему югу Ташкента, сейчас мало похожа на когда-то мощную водную артерию. Между тем законодательно река защищена специальным Постановлением Кабинета Министров РУз № 471 от 29.10.2003 года.
70-е заседание МКВК состоялось в Ташкенте
11-12 апреля 2017года в Ташкенте состоялось очередное 70-е заседание Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК) Центральной Азии.
11-12 апреля 2017 года в Ташкенте состоялось очередное 70-е заседание Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК) Центральной Азии.
Заседание прошло при участии членов МКВК от Республики Казахстан Е.Н. Нысанбаева, Республики Таджикистан С.Н. Рахимзода, Туркменистана Г. Байджанова, под председательством члена МКВК от Узбекистана Ш.Р. Хамраева. В работе заседания участвовали руководители исполнительных органов (БВО «Амударья», БВО «Сырдарья», НИЦ МКВК, Секретариат), а также приглашенные лица.
Повестка дня заседания включала рассмотрение следующих вопросов:
1. Об итогах межвегетационного периода за 2016-2017 гг. по бассейнам рек Сырдарья и Амударья;
2. Рассмотрение и утверждение лимитов водозаборов, режимов работ каскада водохранилищ на очередной вегетационный период 2017 год по бассейнам рек Сырдарья и Амударья;
3. О ходе подготовительных мероприятий по проведению юбилейных мероприятий в честь 25-летия МКВК;
4. О ходе выполнения «Плана реализации основных направлений усиления деятельности МКВК»
5. О повестке дня и месте проведения очередного 71-го заседания МКВК.
Заслушав информацию БВО «Амударья» и БВО «Сырдарья» об итогах межвегетационного периода за 2016-2017 гг., члены МКВК приняли ее к сведению.
По второму вопросу повестки дня: члены МКВК утвердили прогнозные лимиты водозаборов стран и прогнозный режим работы каскадов водохранилищ на вегетационный период 2017 г. по бассейну реки Амударья. Прогнозные лимиты водозаборов и прогнозный режим работы каскадов водохранилищ на вегетационный период 2017 г. по бассейну реки Сырдарья будет доработан и согласован в рабочем порядке. При этом БВО «Амударья» и «Сырдарья» даны поручения регулировать вопросы по вододелению между сторонами в рабочем порядке, с участием представителей сторон.
Третьим вопросом повестки дня была рассмотрена и принята к реализации «Программа проведения юбилейных мероприятий в честь 25-летия со дня создания МКВК Центральной Азии». Итоговая юбилейная конференция МКВК намечена к проведению в Ташкенте в ноябре 2017 года.
Четвертым пунктом повестки дня члены МКВК одобрили план деятельности рабочих групп, который является составной частью Плана реализации основных направлений усиления деятельности МКВК. В течение 2017 года в различных точках региона намечено провести заседания рабочих групп по таким вопросам, как водосбережение, интегрированное управление водными ресурсами и адаптация к изменению климата, повышения точности и качества учета вод, укрепление потенциала региональных и национальных организаций.
Время и место проведения следующего 71-го заседания МКВК стороны согласуют в рабочем порядке.
Перед началом заседания члены МКВК приняли участие в торжественном открытии и пленарной сессии международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы эффективного управления водным хозяйством в условиях глобализации», состоявшейся в Ташкентском институте ирригации и мелиорации. Конференция была приурочена к 25-летию МКВК.
В своих выступлениях руководители водохозяйственных ведомств Казахстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана отмечали ключевую роль трансграничного водного сотрудничества в обеспечении водной, продовольственной, энергетической безопасности и экологической устойчивости в регионе. Докладчики подчеркнули особое значение Международного фонда спасения Арала (МФСА) в развитии водного сотрудничества на основе взаимного уважения и принципов международного права. С докладом также выступил почетный член МКВК, директор НИЦ МКВК проф. В.А. Духовный, который обозначил два ключевых направления для выживания региона в условиях нарастающего водного дефицита – нацеленность на водосбережение и усиление сотрудничества между странами региона.
На конференции также обсуждались вопросы эффективного использования водных и земельных ресурсов, в том числе на вододефицитных и трансграничных территориях. Особое внимание было уделено внедрению современных водосберегающих технологий и подготовке современных менеджеров для системы водного хозяйства.
К сведению читателей:
Межгосударственная координационная водохозяйственная комиссия создана Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан, Туркменистаном и Республикой Узбекистан в соответствии с Соглашением «О сотрудничестве в сфере совместного управления регулированием использования и охраны водных ресурсов межгосударственных источников» от 18 февраля 1992 г., Алматы.
МКВК состоит из первых руководителей водохозяйственных организаций государств Центральной Азии.
МКВК и ее исполнительные органы входят в состав Международного Фонда спасения Арала (МФСА) и имеют статус международных организаций.
Подробнее http://icwc-aral.uz/index_ru.htm
На sreda.uz фото Наталии ШУЛЕПИНОЙ. На снимках: В верховьях; гидросооружение на реке Чирчик; далее на двух фото — Амударья; на нижнем фото: за калиткой — амударьинская протока Казахдарья
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Вода
Водный кодекс РУз регулирует отношения в области рационального использования и охраны вод, водных объектов, водохозяйственных объектов и земель водного фонда. Дата вступления Водного кодекса в силу — 31.10.2025г.
Полвека назад — 1 августа 1975 года — вдоль правого берега реки Зарафшан близ Самарканда был основан Зарафшанский заповедник протяженностью 47 километров.
Эта наградой Международная комиссия по ирригации и дренажу отмечает ирригационные сооружения возрастом более ста лет, которые еще находятся в эксплуатации и представляют собой исключительный пример устойчивой эксплуатации и управления.
В Бухару едем для изучения проблем питьевого водоснабжения. Из Ташкента мы прилетаем рано утром. Перед посадкой разглядываем теплицы, трубы теплоцентрали, дороги…
Сделка по продаже береговых участков Чарвакского водохранилища поставила «на уши», пожалуй, весь Ташкент. Официально — не продажа, а развитие международного туризма. На словах: никакого строительства до заключения экологической экспертизы. По факту: иное.
Благодаря усилиям экологов удалось, как минимум, отсрочить разрушение уникального объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Западный Тянь-Шань». В ходе напряженного обсуждения на 47-й сессии Комитета Всемирного наследия в Париже было принято компромиссное решение, дающее надежду… Оно и про Узбекистан.
Предлагаемая читателям информация из международных источников не имеет прямого отношения к Узбекистану и региону Центральной Азии. Но заставляет задуматься, не слишком ли беспечно чиновники распоряжаются источниками питьевого водоснабжения. Как аукнется?
Данные бассейновых водохозяйственных объединений «Амударья» и «Сырдарья» проанализированы в НИЦ МКВК и обобщены. Для оперативного оповещения опубликованы в еженедельном бюллетене.
Мы пройдем вдоль небольшого участка Аму-Бухарского канала: от моста на трассе между Бухарой и Караулбазаром вверх по течению параллельно ограждению питомника «Джейран».
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Guljakhon Amanova
Краткий правовой анализ ключевых моментов Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №490 от 2 августа 2025 года по проекту Sea Breeze Uzbekistan (https://lex.uz/ru/pdfs/7661949#): Проект #SeaBreezeUzbekistan 1. Отсутствие экологических гарантий Ключевая проблема: Постановление №490 утверждает реализацию крупного инвестиционного проекта — туристско-рекреационного комплекса стоимостью $1,5 млрд на территории более 2 000 гектаров (пункты 1 и 4) — без упоминания оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), природоохранных обязательств или ссылки на экологические законы. Само принятие такого подзаконного акта противоречит основному закону - Конституции РУз, ст. 49, устанавливающей, что: «Государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду.» Игнорирование национальных и международных стандартов: Не взят во внимание Закон Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе», который хотя и вступит в силу 25.08.2025 г, но был принят уже в феврале этого года; Не указано обязательство по проведению ОВОС, несмотря на потенциальное значительное влияние на природу и климат, и продолжающиеся требования активистов провести такую полномасштабную экспертизу. Несоответствие #международным правовым обязательствам #Узбекистана: ✅ Принцип 17 #Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г.), который стал частью обычного международного права (customary international law): Обязывает проводить оценку воздействия на окружающую среду для проектов с потенциальным серьёзным экологическим воздействием. ✅ Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (#Орхусская конвенция,1998 г.) (ратифицирована Узбекистаном в марте 2025 г, вступила в силу - в июне 2025 https://lex.uz/ru/docs/7424711): Гарантирует право граждан на доступ к экологической информации и участие в принятии решений, затрагивающих окружающую среду (https://unece.org/DAM/env/pp/documents/cep43r.pdf). ✅ Замечание общего порядка №36 (2019 г.) Комитета ООН по правам человека к статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах: Признаёт обязанность государств защищать #право на #жизнь от экологической деградации (пункты 26 и 62). А ведь в соответствии со ст. 15 Конституции: Международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан. 2. Риски принудительных выселений и отсутствие гарантий жилищных прав Проблемные положения Постановления №490: ⚠️ П. 6(а): требует прекращения прав землепользования и регистрации участков как «свободных» для передачи инвестору; ⚠️ Последнее предложение п. 6: обязывает инвестора перечислить $5 млн в бюджет Ташкентской области для компенсации, но без гарантии, что пострадавшие получат её напрямую и в полном объёме, и что компенсация будет адекватной; ⚠️ П. 8(а): классифицирует проект как «социально значимый», создавая основания для возможного принудительного изъятия земли под видом общественного интереса. Несоответствие международным стандартам жилищных прав: ✅ Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП): Закрепляет право каждого на достаточный уровень жизни, включая право на жильё. ✅ Замечание общего порядка №7 (1997 г.) Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам к статье 11 МПЭСКП: п. 13 — выселения недопустимы без адекватного уведомления, консультаций и правовых гарантий; п. 15 — выселения не должны приводить к бездомности или уязвимости. ✅ Основные принципы и руководящие положения по выселениям, связанным с развитием (Приложение к Докладу Специального докладчика ООН по вопросу о праве на жилище, документ A/HRC/4/18, 2007 г.): Требуют проведения #предварительных оценок последствий, раскрытия информации, индивидуальных компенсаций и правовых механизмов защиты. 3. Выводы и рекомендации ‼️ Постановление №490 позволяет реализовать крупный инвестиционный проект в обход базовых норм по защите прав человека и окружающей среды: Не требует экологической экспертизы и оценки воздействия; Не гарантирует справедливую, прямую компенсацию пострадавшим; Не предусматривает механизмов обжалования и правовой защиты; Использует термин «социально значимый» для оправдания коммерческого проекта. ⚠️ Это может привести к нарушениям международных обязательств Узбекистана в рамках МПЭСКП, МПГПП, Орхусской конвенции и Принципа 17 Декларации Рио, который стал частью обычного международного права (customary international law). Рекомендуемые неотложные меры: ⛔ Приостановить реализацию Постановления №490 до: Проведения независимой экологической экспертизы и оценки воздействия на жилищные права. Внести поправки в Постановление: Включить обязательность соблюдения Закона об экологической экспертизе (2025); Гарантировать индивидуальные компенсации и правовую помощь пострадавшим; Обеспечить прозрачные общественные консультации до отчуждения земель. ⚖️ Обеспечить судебный контроль за процедурами выселения и компенсации: Гарантировать пострадавшим доступ к эффективным средствам правовой защиты. ✊ Уважение к #ПравамЧеловека и #защите #окружающей среды должно стать основой любого инвестиционного проекта — даже самого амбициозного. unece.org
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Galina Fimasobak
Чарвак - это не про собственность, не про деньги, Чарвак - это про единственный источник питьевой воды. Хотя не все так думают. Бизнесмены считают что все имеет свою цену, и все можно купить. Например, можно купить чью-то почку или сердце. В данном случае- это наши почки и наше сердце. Потому что речь о том, что мы будем пить, с какими примесями. А деньги получит кто-то другой. Не стоит уповать на очистные сооружения. На Байкале много лет работал целлюлозный комбинат, но его закрыли в 2013 году. Потому что он загадил озеро. Хотя там были очистные сооружения. Заметьте, сколько в том регионе источников пресной воды. И все равно вынуждены были закрыть комбинат! А у нас единственная речушка Чирчик и единственное водохранилище, которое ставится сейчас под угрозу!
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Gulsara Shermatova
Опять есть ТРЕБОВАНИЯ, а выполнения не будет по Чарваку тоже. Минэкологии нужно разогнать, зарплату за годы невыполнения обязательств заставить вернуть в бюджет. Это Министерство не охраняет даже стратегически важные объекты! Надо же оправдывать строительство пляжей на водохранилище- единственном источнике питьевой воды!
Полувековой юбилей Зарафшанского национального природного парка с непростой историей
Однолько Ангелина
Будем надеяться, что на охраняемой территории не будет допущено строительство никаких гостевых домиков и гостиниц. И огромная благодарность сотрудникам заповедной зоны и общественности Самарканда за труд и бдительность.
В Узбекистане — чилля. Установилась жара плюс 40-42 градуса. В пустынных регионах градусы выше
вован1
Побольше бы таких качественных репортажей
ГИССАРСКАЯ БАЛЛАДА
Каримов Р
И ещё самое главное. Среди красот этих гор в отдаленных кишлаках живут люди, не испорченные благами цивилизации. Очень простые и гостеприимные люди
Яллама — озеро в песчаном карьере
admin
Несколько групп в фэйсбуке организуют выезды на Ялламу.
Яллама — озеро в песчаном карьере
Анна
Как попасть на это прекрасное озеро? Спасибо