Как усилить экологический контроль в Узбекистане?
Узбекистанцы негодуют по разным поводам в связи с охраной окружающей среды. Грязный воздух, неочищенные или плохо очищенные стоки в каналы и реки, чрезмерное уплотнение городской застройки, вырубка парков и скверов, промышленные и бытовые отходы, занимающие огромные площади… Можно долго перечислять сферы деятельности в Узбекистане, где ослаб экологический контроль. Как его усилить?
СМИ сообщили, что этот вопрос обсуждался на совещании 10.8.2020 г., проведенном Президентом Узбекистана Ш.Мирзиёевым в формате видеоконференции. В обзоре УЗА изложено: «Выбросы некоторых заводов превышают нормативы, что наносит вред окружающей среде и становится причиной обоснованного недовольства граждан. В связи с этим Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды поручено обеспечить каждый регион мобильными лабораториями для оперативного анализа загрязненности воздуха».
При всей важности темы упомянут только контроль загрязнения атмосферного воздуха. Предложенное решение вызывает новые вопросы, в том числе и к законодательству.
Обеспечение каждого региона мобильными лабораториями для оперативного анализа загрязненности воздуха возложено на Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды. Однако бюджет этой госструктуры не рассчитан на приобретение дорогостоящего оборудования. Оно действительно дорогое. Передвижная экологическая лаборатория оснащается газоанализаторами с системами калибровки, пылемерами, автоматическими газовыми хроматографами, автоматическими и автоматизированными аспираторами для отбора проб воздуха для анализа особых загрязнителей.
По-хорошему, мобильная лаборатория должна быть также оснащена оборудованием для отбора и хранения проб природной и сточной воды, почвы, а также тест-наборами для проведения экспресс-анализов воды и почвы на месте, другим аналитическим оборудованием. Но это увеличит стоимость передвижных лабораторий.
Откуда взять средства? Если финансирование не будет предусмотрено в госбюджете, то задача по оснащению регионов мобильными лабораториями для экологического контроля невыполнима. Просить гранты у зарубежных доноров можно, но у них свои интересы. Надежды на «чужого дядю» не красят страну и не решают внутренние проблемы охраны окружающей среды.
Какова законодательная база для ведения экологического контроля?
В 2013 году принят Закон Республики Узбекистан «Об экологическом контроле».
Согласно статьи 4 основные задачи экологического контроля:
«предотвращение, выявление и пресечение нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
наблюдение за состоянием окружающей среды, выявление ситуаций, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, создавать угрозу жизни и здоровью граждан;
определение соответствия экологическим требованиям намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности;
обеспечение соблюдения прав и законных интересов юридических и физических лиц, выполнения ими обязанностей в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
информирование государственных и иных организаций и граждан об изменениях в окружающей среде, прогнозах ее состояния, использовании природных ресурсов и принимаемых соответствующих мерах;
повышение эффективности природоохранной деятельности и обеспечение участия органов самоуправления граждан, негосударственных некоммерческих организаций и граждан в реализации государственных и иных экологических программ».
В статье 10 этого Закона определена периодичность проверок:
«Проверки деятельности хозяйствующих субъектов могут осуществляться в плановом порядке не чаще одного раза в год по решению специально уполномоченного органа, за исключением частных предприятий и случаев, предусмотренных в статье 101настоящего Закона.
Проверки деятельности хозяйствующих субъектов, своевременно и в полном объеме соблюдающих установленные нормы и правила, осуществляются контролирующими органами не чаще одного раза в два года, за исключением случаев, предусмотренных в статье 101 настоящего Закона.
Проверки деятельности частных предприятий могут осуществляться контролирующими органами в установленном порядке не чаще одного раза в два года, кроме случаев, предусмотренных законодательством» (речь идет о плановых проверках деятельности частных предприятий — субъектов малого предпринимательства. Их проверки осуществляются контролирующими органами в установленном порядке не чаще одного раза в четыре года, а других частных предприятий — не чаще одного раза в три года. Так сказано в Законе РУз «О частном предприятии» 2003 года).
В статье 101 указывается периодичность плановых проверок финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства. Однако проверки соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, реализации государственных и иных экологических программ в этом Законе не упоминаются. Они автоматически попадают в комплексные проверки. Этот пробел в законодательстве привел к тому, что предприятия на годы оказываются вне экологического контроля.
В 2014 году принято
Постановление Кабинета Министров РУз № 216 «Об утверждении положения о порядке осуществления государственного экологического контроля».
В пункте 6 Положения указаны формы государственного экологического контроля:
«проверка соблюдения юридическими и физическими лицами требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, реализации государственных и иных экологических программ;
мониторинг окружающей среды;
государственная экологическая экспертиза».
Пункт 29 определяет полномочия должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль.
Помимо участия в комплексных проверках, разрешенных Законом Республики Узбекистан «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» , дается право «беспрепятственно осуществлять отбор проб из источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, а также с территорий, загрязненных отходами и выбросами (сбросами) загрязняющих веществ, независимо от места их размещения внутри территорий хозяйствующих субъектов или за их пределами; беспрепятственно посещать среду произрастания растений и обитания животных для выявления незаконного пользования юридическими и физическими лицами объектами растительного и животного мира, без осуществления контроля за исполнением хозяйствующими субъектами законов и иных актов законодательства, регулирующих их деятельность».
В разделе IV, посвященном процедуре проведения государственного экологического контроля за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в пункте 35 появляется новый термин, ранее в законодательстве не использованный:»Рейдовый экологический контроль может осуществляться в любое время суток».
В каких случаях допустим рейдовый экологический контроль?
Перечень приводится в пункте 40, и он ограничен:
«Рейдовый экологический контроль осуществляется при необходимости проведения оперативных контрольных мероприятий по выявлению и пресечению случаев:
несоблюдения требований по охране атмосферного воздуха при складировании или сжигании в открытом пламени горючих веществ и строительных материалов;
плавления битума без применения специальных технических устройств, сжигания стерни и веток деревьев либо других растительных остатков на полях и в населенных пунктах;
незаконной рубки деревьев, охоты или добывания животных.
несоблюдения требований законодательства в области обращения с отходами».
Загрязнение воды и в этом законодательном акте выпало. Почвы тоже.
Пункт 41. Рейдовый экологический контроль осуществляется по уведомлению уполномоченного органа по координации проверок деятельности субъектов предпринимательства в порядке, установленном законодательством.
Какие меры могут быть предприняты к нарушителям природоохранного законодательства по итогам проверок?
Они определены в разделе VII «Оформление и реализация результатов государственного экологического контроля» пункт 61:
«Формами реализации результатов государственного экологического контроля являются:
выдача юридическому или физическому лицу предписания об устранении нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
решение об ограничении, приостановлении деятельности хозяйствующего субъекта на срок до десяти дней;
обращение в суд с заявлением о перепрофилировании, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий, организаций, сооружений и иных объектов на срок более десяти дней;
обращение в суд с заявлением о возмещении ущерба, нанесенного окружающей природной среде выбросами, сбросами и размещением отходов, незаконным пользованием природными ресурсами, а также осуществлении компенсационных выплат.
Результаты государственного экологического контроля могут быть реализованы в иных формах в соответствии с законодательством».
=====================
С законодательными актами, имеющими прямое отношение к проверкам экологической деятельности, мы ознакомились. То, что все они защищают хозяйствующих субъектов, однозначно. То, что хозяйствующие субъекты, загрязняющие окружающую среду, выведены из-под контроля на годы, прописано черным по белому. Меры реагирования в отношении нарушителей природоохранного законодательства таковы, что ощутимо наказать и потребовать возмещения ущерба можно только по суду. Суды, как известно, длятся месяцами.
Народ возмущается, мол, экология плохая и экологов надо разогнать. Задачи экологического контроля прописаны. Среди них — выявление ситуаций, которые могут создавать угрозу жизни и здоровью граждан. «Разогнать» или создать условия, чтобы экологи могли работать? Законодательство, когда создавался Госкомитет РУз по охране природы (ныне правопреемник -Госкомэкологии), условия предусматривало. Были права, был авторитет, был результат. А затем интересы хозяйствующих субъектов перевесили.
Наталия ШУЛЕПИНА
sreda.uz
Еще статьи из Вода
«Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, опустынивание, а также бесконтрольное использование ископаемого топлива ведут к увеличению природных катастроф и серьёзному ущербу окружающей среде и здоровью населения», — отметил Президент страны.
На COP29 в Азербайджане участники обсуждают необходимость инвестиций и инновационных решений в области управления водными ресурсами, чтобы обеспечить справедливый доступ к воде и повысить устойчивость к изменению климата.
По зуму участвовали в консультациях в Ташкенте представители ряда международных общественных организаций. По итогам они сформулировали свое понимание ситуации.
В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
В сборнике — воспоминания коллег, учеников и соратников Виктора Абрамовича Духовного.
Экскаваторы и бульдозеры пробили ее на горном склоне над рекой Мачитасгонсай длиной в четыре с половиной километра, и останавливаться не собираются. По факту — это очередная агрессия бизнеса на охраняемой природной территории.
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Отчет по результатам миссии ЮНЕСКО и МСОП на объект Всемирного природного наследия «Западный Тянь-Шань» будет рассматриваться в следующем году, на очередной сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, которая состоится в Софии (Болгария).
Цель проекта — укрепление сотрудничества между ведомствами Узбекистана для обеспечения безопасности водных ресурсов и хранилищ опасных отходов, снижения риска бедствий, а также укрепление управления и наращивание потенциала в области водоснабжения и санитарии.
Статья-исследование, которое не каждому специалисту под силу. Здесь и руководство к действию для рядовых неравнодушных граждан, постоянно влипающих в нелицеприятные ситуации, и объяснение объективной ситуации в стране, и особенности законодательства страны, которая еще только учится строить непротиворечивое законодательство. Ваше аналитическое мышление еще и еще раз подтверждает,что профессия журналиста вовсе не гуманитарная. Жаль. что эта статья не прочитана более широким кругом читателей. НО! у меня возникает вопрос! Должна ли я , рядовой гражданин, прежде чем обращаться к участковому, изучить круг его обязанностей и выяснить, входит ли надзор за законностью обрезки деревьев или незаконное строительство гаражных навесов в его компетенцию? И если он угрожает мне административной ответственностью за «ложный» вызов, то прав он или нет? Вывод такой:если лично я хочу, чтобы вокруг меня было все хорошо, я должна знать гораздо больше участкового, председателя махалли, руководителя РУБа и прочее и прочее и прочее. Сложная жизнь получается!!!! И еще одна реплика: до сих пор нет никаких инструкций и положений об экологической комиссии при махаллинском комитете. Я состою в этой комиссии, но от любых моих движений махалля морщится, как от неприятного зуда. И это единственная реакция этого органа самоуправления граждан.