«Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, опустынивание, а также бесконтрольное использование ископаемого топлива ведут к увеличению природных катастроф и серьёзному ущербу окружающей среде и здоровью населения», — отметил Президент страны.
Новые направления сопряжения Евразийского союза и «Пояса и пути»
Евразийская экономическая комиссия опубликовала аналитический доклад, посвященный перспективам и рискам сопряжения ЕАЭС с китайской инициативой «Один пояс, один путь». Сближение двух проектов является частью идеи Большого евразийского партнерства, и разработка соответствующей «дорожной карты» внесена в Стратегию развития ЕАЭС до 2025 г.
Большое сопряжение
Концепцию Китая «Один пояс, один путь» можно смело назвать одной из самых амбициозных инициатив современности. Идея её возникновения была озвучена председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином в 2013 г. По замыслу проект, с одной стороны, должен стать своего рода преемником Великого Шёлкового пути и сформировать соответствующую транспортно-логистическую инфраструктуру, а с другой – задать новый формат международного торгово-экономического сотрудничества, основанного на взаимном интересе участников и очевидном доминировании Китая в новой системе координат.
Декларируемая цель проекта – формирование семи поясов: транспортного, энергетического, торгового, информационного, научно-технического, аграрного, туристического, а также шести экономических коридоров, связывающих страны Евразии. Три из них – «Китай – Монголия – Россия», «Китай – Центральная Азия – Юго-Западная Азия» и «Новый Евразийский сухопутный мост» – охватывают и страны ЕАЭС. Сегодня «Один пояс, один путь» – это 150 стран и международных организаций и 63% населения, и его вполне можно считать основой внешнеэкономической политики Поднебесной на ближайшую перспективу.
Для Евразийского союза сопряжение с проектом «Один пояс, один путь» представляет особый интерес, тем более, что у каждой страны – участницы ЕАЭС уже есть свой опыт экономических отношений с Китаем. Но реализация трансграничных проектов предполагает другой уровень сотрудничества.
Как отмечается в аналитическом докладе департамента макроэкономической политики ЕАЭС «Сопряжение стратегии развития ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, один путь», ЕАЭС предлагает заложить в основу взаимодействия проект Большого Евразийского партнерства. Он определяет ключевые цели и ориентиры, а также содержит конкретные предложения в области координации стратегий экономического развития, взаимосвязанности инфраструктуры государств, взаимного сокращения торговых барьеров и стимулирования инвестиций, углубления валютно-финансовой кооперации и цифровизации.
При этом содержание дальнейшей работы должно учитывать как плюсы, так и возможные минусы сотрудничества. В числе первых – существующие производственные цепочки и транспортные коридоры, опыт реализации совместных с КНР проектов, дополнительный приток китайских инвестиций в экономику ЕАЭС, расширение экспортного потенциала стран союза. В числе вторых – сырьевая направленность большей части экспорта, относительно невысокий уровень инвестиционной привлекательности стран ЕАЭС, территориальная удаленность некоторых стран, усиление экономической и финансовой зависимости стран ЕАЭС от КНР и многое другое.
Инвестиции и торгово-экономическое сотрудничество
Объем прямых инвестиций китайских компаний в экономики стран-участниц инициативы «Один пояс, один путь» за восемь лет превысил $130 млрд. Эту цифру на видеоконференции, посвященной сотрудничеству в рамках инициативы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, озвучил в июне текущего года Министр иностранных дел КНР Ван И. Он отметил, что за восемь лет «Пояс и путь» продемонстрировал высокую жизнеспособность и достиг положительных результатов.
Сегодня страны ЕАЭС аккумулируют лишь 0,7% китайских инвестиций. КНР интересуют проекты, связанные с добычей и транспортировкой энергоресурсов, связь и ИТ, недвижимость, финансы, агропродовольственный комплекс, здравоохранение. Лидером по вовлечению китайских инвестиций является Казахстан – $7,85 млрд.
Объем инвестиций из Китая в Россию в 2019 г. составил $3,7 млрд, в то время как Россия вложила в китайскую экономику $752,1 млн. Основные направления российских инвестиций – производственная отрасль, строительство, транспортные перевозки.
Несмотря на активное сотрудничество Беларуси и Китая по разным направлениям, инвестиции КНР в Беларусь на конец 2019 г. составили только $450,3 млн или 3,1% от общего объема иностранных инвестиций в белорусской экономике. Интерес Китая к этой стране связан с торговлей, транспортом, логистическими услугами и промышленностью.
Что касается торговли, то Китай входит в десятку крупнейших рынков сбыта для всех членов ЕАЭС. Правда, востребованы на китайском рынке товары, не требующие значительного уровня переработки. Так, экспорт России в Китай представлен преимущественно сырой нефтью, дистиллятами, легкими продуктами нефти, а это составляет две трети совокупного экспорта – 2020 г. он составил $57,18 млрд.
Стоит отметить, что Беларусь практически не поставляет в Китай сырьевые и несырьевые энергетические товары. Ключевой фактор роста поставок и одновременно основной экспортный товар Беларуси – калийные удобрения. Однако вклад в увеличение экспортных позиций внесла продукция пищепрома, а именно мясо домашних кур, отруба крупного рогатого скота и другие виды продукции. Всего в 2020 г. Беларусь поставила в Китай продукции на $776,9 млн.
Потенциал для развития экспорта
Наращивать экспорт в Китай можно за счет товаров, которые поставляются в третьи страны, но не в КНР, хотя республика закупает их у других стран: продукция автомобильной промышленности, фармацевтическая и медицинская продукция, посудомоечные машины, некоторые текстильные изделия, изделия из железа, химическая продукция, некоторые виды мяса, а также ткани и пряжа из натуральных и синтетических волокон.
Весьма перспективна продукция, которая незначительно представлена на китайском рынке (сыры, иммунологические продукты, сельскохозяйственные машины, молоко и сливки и другие товары), а также товары, ввоз которых вследствие торговой войны между США и Китаем ограничен, в то время как ЕАЭС могла бы их поставлять – это сельскохозяйственные машины, ациклические эфиры, несеменной овес, карбамидные смолы и другое. Перспективы увеличения экспорта из ЕАЭС при реализации всех открывшихся возможностей в полной мере могли бы достигать $1,2 млрд в год.
Одно из наиболее перспективных направлений – экспорт сельхозпродукции, поставки которой в 2020 г. уже существенно выросли.
По мнению зампредседателя Комитета Московской торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства в АПК и генерального директора «Petrova 5 Consulting» Марины Петровой, сейчас Китай успешно использует стратегию покупки сырья по низкой цене. Но стремиться нужно к продаже продуктов, которые дают дополнительную доходность: переработанная рыба, детское сухое питание, кондитерские изделия, сыры и так далее.
«За последние 3 года Китай стал крупнейшим покупателем российской масложировой продукции, за 10 лет импорт шоколада и кондитерских изделий вырос практически в 5 раз. Всего объем поставок продовольствия из России в Китай в 2020 г. составил $4 млрд. Для того, чтобы развивать экспорт пищевой продукции, необходимо активно изучать локальный рынок и заботиться о защите своих брендов и товарных знаков», – считает Петрова.
Генеральный директор Российского Национального союза производителей молока Артём Белов отмечает, что именно Китай сегодня является самым большим чистым импортером молока в мире, который показывает динамичные темпы роста – более 10% в год. При этом за 10 лет наблюдается трехкратный рост импорта молочной продукции. К числу проблем для поставщиков руководитель отраслевого союза относит трудности, связанные с оформлением экспортных разрешений и логистические проблемы.
В настоящее время Союзмолоко совместно с Минсельхозом России прорабатывают вопрос снижения импортных пошлин при ввозе российской молочной продукции в Китай, а также увеличения инвестиций в модернизацию и строительство мощностей по глубокой переработке молока в виде компенсации 25% капитальных затрат на такие проекты. «В долгосрочной перспективе Россия может войти в топ-3 крупнейших поставщиков молочной продукции на мировой рынок благодаря своим природным ресурсам», – отмечает Белов.
К числу общих рекомендаций по развитию инвестиционного и торгово-экономического сотрудничества рамках сопряжения стратегий развития ЕАЭС и инициативы «Один пояс, один путь» относятся смягчение или снятие торговых барьеров КНР, повышение информированности экспортеров о потенциальных рыночных нишах на рынке Китая, действующих механизмах поддержки, а также формирование совместных платформенных решений (маркетплейсов).
Инфраструктура, использование национальных валют и цифровизация
Реализация отдельных уже запущенных инфраструктурных проектов отражает основную идею концепции «Один пояс, один путь» – формирование транспортных коридоров. Так, Евразийский железнодорожный альянс и немецкая транспортно-логистическая компания DB Cargo в 2020 г. запустили новый мультимодальный маршрут перевозок грузов Сиань (Китай) – Калининград – Росток (Германия) – Дуйсбург (Германия). Общее время доставки грузов по новому маршруту не превышает 14 суток, что значительно меньше сроков доставки по привычным морским и сухопутным логистическим маршрутам.
Ведутся работы по расширению пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей – их пропускная способность к 2024 г. должна быть увеличена до 180 млн тонн грузов (по состоянию на 2019 г. она составила 132 млн тонн). При этом Российские железные дороги планируют разделить загрузку магистралей: по Байкало-Амурской магистрали будет провозиться больше сырьевых грузов, по Транссибирской магистрали – контейнеров с готовой продукцией.
Рекомендации по развитию транспортной инфраструктуры содержат предложения по расшивке «узких мест» и точечной модернизации дорожных объектов на территории стран ЕАЭС, реализации мер по повышению ценовой конкурентоспособности сухопутных маршрутов.
В числе минусов – недостаточность уровня сотрудничества в цифровой сфере и неочевидность потребности в расширении расчетов в национальных валютах. Неустойчивость курсов валют стран ЕАЭС и использование Китаем инструментов по искусственному ослаблению юаня повышают неопределенность. Таким образом, риски осуществления расчетов в национальных валютах пока превышают потенциальное сокращение издержек.
Залогом успешного развития валютно-финансовой и цифровой сфер должны стать альтернативная финансовая инфраструктура, создание независимой региональной валютно-финансовой системы и международных финансовых институтов, повышение доли юаня в золотовалютных резервах государств – членов ЕАЭС, расширение спектра доступных финансовых инструментов, формирование общей платежной системы стран ЕАЭС и Китая, а также формирование перечня приоритетных цифровых технологий и проектов для совместного развития и разработка общей системы обеспечения кибербезопасности.
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Промзона
Воздушные ветроэнергетические системы производят энергию, которую можно использовать напрямую, хранить в батареях или отправлять в сеть.
По зуму участвовали в консультациях в Ташкенте представители ряда международных общественных организаций. По итогам они сформулировали свое понимание ситуации.
Страны-члены Программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) одобрили новый План действий по изменению климата и запустили Фонд подготовки проектов по климату и устойчивому развитию.
На этом снимке утро в выходной. В будние дни воздух загрязнен еще сильнее, чем в выходные. Ташкент входит в десятку и даже в тройку анти-лидеров загрязнения на планете. И это не повод для гордости.
В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Министерства и ведомства, имеющие отношение к загрязнению окружающей среды и сохранению биоразнообразия, должны развивать сотрудничество с гражданским обществом. Не отмахиваясь от проблем, а принимая к сведению и совместно их решая.
Бетон отвечает за большой процент выбросов углерода. Альтернативы появляются, но бюрократия стоит на пути. Об этом сообщает Bloomberg.
Экскаваторы и бульдозеры пробили ее на горном склоне над рекой Мачитасгонсай длиной в четыре с половиной километра, и останавливаться не собираются. По факту — это очередная агрессия бизнеса на охраняемой природной территории.
Институт макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) Республики Узбекистан исследовал связь должного хранения овощей и фруктов и сокращения потерь плодоовощной продукции.
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу
Какова цена реки Угам?
admin
Комментарии из соцсетей: ***** Это просто кошмар, от которого хочется спрятаться. Что мы можем сделать? Написать коллективное письмо? Поехать на эту стройку? Я могу только беспрерывно рассказывать об этом моим ученикам. Хорошо бы дать уроки экологии в школах Хумсана. Люди ничего не знают о том, что творится у них под ноcом. =========== Иcпаганят красивейшие места. И саму реку убьют, а ведь оттуда идет питьевая вода для Ташкента. =========== Реку Угам жалко. И на казахской территории, и на узбекской. Такие чудные места. Мы были просто в шоке, когда увидели, как раздербанили русло. И, конечно, речь идет о цене вопроса. При минимальных для энергосистемы выработках электроэнергии происходит уничтожение природы. 20 млн долл «закопают» для этого.