«Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, опустынивание, а также бесконтрольное использование ископаемого топлива ведут к увеличению природных катастроф и серьёзному ущербу окружающей среде и здоровью населения», — отметил Президент страны.
Почему тепличники Узбекистана вынуждено загрязняют воздух и наносят урон здоровью населения?
В ноябре 2020 года команда EastFruit опубликовала резонансный материал о проблемах тепличников Узбекистана с подключением к газоснабжению. Слишком сложные бюрократические и непрозрачные процедуры подключения либо же невозможность получить газ вообще вызывали множественные нарекания фермеров. Самой распространенной альтернативой газу является уголь. Но уголь далеко не лучшая альтернатива.
Тем из теличников, кто смог подключиться к газоснабжению, поставщик газа не гарантировал его бесперебойную подачу. Более того, газ действительно часто просто отключали, что приводило в отдельных случаях к гибели всего урожая. При этом природный газ является главной статьёй экспорта Узбекистана, хотя мы в нашем материале на цифрах показывали, что экспорт тепличных овощей, выращенных с использованием природного газа, для страны значительно выгоднее.
Самой распространенной альтернативой газу является уголь. Однако генерация тепла при использовании угля существенно увеличивает себестоимость продукции по сравнению с использованием газа. Кроме того, сжигание угля приводит к значительно более сильному загрязнению окружающей среды, наносит вред здоровью населения и, что тоже немаловажно, снижает прозрачность плёнки или стекла теплиц. А ведь растениям, кроме тепла, нужен ещё и свет. Причём дефицит солнечного света в зимнее время является одной из главных проблем для тепличных комбинатов Узбекистана. Поэтому уголь – это далеко не лучшая альтернатива.
Поэтому инвесторы, вложившие в свои предприятия миллионы долларов, вынуждены искать какой-то выход. Например, тепличники махалли «Тутзор» Ташкентской области Узбекистана нашли весьма «инновационный» способ снижения себестоимости продукции на фоне проблем с подключением газоснабжению и перебоев подачи природного газа тепличным комплексам. Они решили использовать бытовые отходы, смеси опилок, угля и кизяка («кизяк» – высушенный или переработанный навоз, используемый в качестве топлива для сжигания в печи, примечание EastFruit) в качестве топлива для обогрева теплиц.
Очевидно, что последствием применения такой «инновации» является зловонный запах гари, который постоянно накрывает весь жилой район в осенне-зимний период в последние годы. Подобный способ снижения себестоимости производства тепличных овощей и зелени в холодное время года породил экологическую проблему местного масштаба для людей, проживающих как в самой махалле «Тутзор», так и близко расположенных населённых пунктах. А, как известно, загрязнение воздуха является одной из главных причин ухудшения здоровья и сокращения жизни населения в мире.
В редакцию Podrobno.uz обратилась группа жителей Юнусабадского района города Ташкента и махалли «Тутзор» Ташкентской области, причиной которого стало отравление воздуха тепличными комплексами. Издание решило опубликовать данное обращение, ниже приводим его в сокращенном виде:
«Мы, нижеподписавшиеся, жители Юнусабадского района Ташкента и жители махалли «Тутзор» Ташкентской области сообщаем, что на протяжении последних нескольких лет в осенне-зимний период на территории Юнусабадского района (г.Ташкент) и махалли «Тутзор» (Ташкентская обл.), каждый день с вечера и до утренних часов следующего дня ощущается зловонный запах гари, из–за которого невозможно открыть окна квартир и домов, целые кварталы окутывает едкий зловонный дым… Из-за таких явлений жизнь жителей Юнусабадского района и махалли «Тутзор» превратилась в сущий кошмар.
Жильцами было выявлено, что источником загрязнения воздуха являются тепличные хозяйства, которые находятся за Ташкентской кольцевой автодорогой… В одно из таких тепличных хозяйств был произведен выезд жителей, где было обнаружено, что для обогрева теплиц используют всякий мусор – пластик, лампы и так далее, а также смесь опилок, угля, кизяка и прочих неопознанных элементов. И это не фильм ужасов, а нынешние реалии Юнусабадского района, в прошлом одного из самых чистых районов Ташкента… Только после публикации фото и видеосъемки в социальной сети Фейсбук, инспекторы Госкомэкологии Ташкентского района прибыли на место и составили протокол об административном нарушении не на хозяев теплицы, а на разнорабочего, и всего на 270 тысяч сумов (по текущему курсу — $25). Хозяева теплицы уверяли, что больше такое не повторится, и впредь они будут отапливать исключительно углем. Но спустя несколько дней жители Юнусабада опять начали дышать едким запахом гари. Систематическое отравление людей продолжается до сих пор».
В конце своего обращения жители Юнусабадского района Ташкента и махалли «Тутзор» Ташкентской области призывали местную власть провести обследование всех тепличных хозяйств, расположенных в Ташкентском районе Ташкентской области, и наложить запрет на работу тепличных хозяйств, которые систематически отравляют воздух, а также привлечь к ответственности должностных лиц тепличных хозяйств, загрязняющих воздух.
Очевидно, что проблема бесперебойного газоснабжения тепличных хозяйств Узбекистана по-прежнему не решена. Наиболее высокотехнологическая отрасль сельского хозяйства страны, которой можно было бы гордиться, вынуждена выживать, как может. А тем временем в соседнем Туркменистане тепличный бизнес без перебоев получает природный газ по невероятно низкой цене, что позволяет ему быстро развиваться. Всего за несколько лет Туркменистан практически догнал Узбекистан по объёмам поставок тепличных помидоров в Россию, главной экспортной позиции узбекского овощеводства.
В 2022 году объёмы поставок тепличных овощей из Туркменистана в Россию могут превысить объёмы экспорта из Узбекистана, если, конечно, государство не примет стратегическое решение о важности увеличения добавленной стоимости в стране и создания новых рабочих мест в высокотехнологических сегментах сельского хозяйства, без ущерба для экологии. Сейчас страдает и население, и перспективная и важная отрасль, генерирующая многомиллионную экспортную выручку. Помимо прямых экономических потерь от снижения темпов развития тепличной отрасли и не созданных новых рабочих мест, Узбекистан несёт и дополнительные расходы на здравоохранение.
Источник — east-fruit.com
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Один комментарий на «“Почему тепличники Узбекистана вынуждено загрязняют воздух и наносят урон здоровью населения?”»
Добавить комментарий
Еще статьи из Воздух
Воздушные ветроэнергетические системы производят энергию, которую можно использовать напрямую, хранить в батареях или отправлять в сеть.
На этом снимке утро в выходной. В будние дни воздух загрязнен еще сильнее, чем в выходные. Ташкент входит в десятку и даже в тройку анти-лидеров загрязнения на планете. И это не повод для гордости.
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
Бетон отвечает за большой процент выбросов углерода. Альтернативы появляются, но бюрократия стоит на пути. Об этом сообщает Bloomberg.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Парламентарии Казахстана ратифицировали Соглашение между правительствами Казахстана и Узбекистана о сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей среды.
В мире попасть на верхние позиции в рейтинге «зеленых городов» — большая честь и достижение. Попытка определить в Узбекистане самые экологически устойчивые столкнулась с рядом трудностей, включая сбор данных.
Кто-нибудь фиксирует загрязнения атмосферного воздуха, меры к предприятиям-загрязнителям принимает? Предприятия озабочены сокращением выбросов? В Конституции Узбекистана говорится о праве на благоприятную окружающую среду.
Много сомнений по сжиганию медицинских отходов на территории государственных клиник за счет иностранных инвестиций. Риски велики. Решается ли при этом проблема утилизации медицинских отходов?
И что теперь делать людям? Дышать дальше едким дымом? Как быть? К кому обратиться?