В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
На скором поезде из Ташкента в Андижан. Смотрим в окно
На скором поезде из Ташкента до Андижана путь занимает менее шести часов. Отъезжаем в восемь утра. Январь. Зима. Природа, кажется, спит. Впрочем, пассажиры тоже в дреме. Но если смотреть в окно, то от окрестностей взгляд не оторвать. Пейзажи кажутся фантастическими еще и потому, что солнце низко. Если смотреть против солнца, они — желто-коричневые. Так вначале пути. Первый его отрезок — по Ташкентской области.
Пашня на пригорке.
Солнце и на фото слепит. Лужи после дождя.
Ручьи стекают в долину.
Рассматриваем индустриальные дымы Ахангаранской долины.
v
Агренская тепловая электростанция. Строительство ее началось в 1953 году. В те годы она называлась «Ангренская ГРЭС имени 40-летия ВЛКСМ» (строили ее комсомольцы). В 2012 году заключен контракт с китайской компанией на строительство еще одного энергоблока. Введен в эксплуатацию в 2016-м. Станция работает на высокозольном буром угле Ангренского угольного разреза.
Слева от полотна железной дороги и находится Ангренский угольный разрез. Промышленная добыча угля ведется открытым способом с января 1948 года. Месторождение открыто в 1932 году на правом берегу реки Ангрен.
Разрез «Ангренский» — месторождение, которое представляет собой залежь угля мощностью до 60 метров и глубиной залегания от 130 до 150 метров. Для транспортировки используются 130-тонные «БелАЗы», железнодорожный транспорт и циклично-поточный конвейер.
Автору этих сток доводилось бывать на угольном разгрезе. Всегда поражал масштаб работ.
Ежедневно предприятие отгружает для ТЭЦ и потребителей от 15 до 20 тысяч тонн угля: более мелкий поставляет энергетикам, а покрупнее – населению.
Ахангаранское водохранилище было построено для сезонного регулирования вод Ахангарана. Заполнено в 1989 году. Оно выше угольного разреза. Что любопытно: река Ангрен и река Ахангаран — одна и та же река. Город и разрез назвали в честь реки Ангрен, а имя водохранилища — дань той же реке, именуемой Ахангаран. Высота уреза воды при заполнении составляет около 1080 м. Но сейчас зима, водохранилище не заполнено. Это хорошо видно на береговых откосах. Обращаем внимание на смог. Он ниже — в долине.
Спокойно течение горной реки. А над ней тянется «ниточка» дороги на Камчикский перевал. В нем проложены туннели и для проезда автомобилей, и для поездов.
Набираем высоту. Дорога соединяет Ферганскую долину с Ташкентской областью. Высота Камчикского перевала — 2268 метров. Крутой каменистый путь через перевал Камчик был известен еще в глубокой древности. Автодорога через перевал построена в середине пятидесятых годов прошлого века. Ширина полотна составляла шесть-семь метров. На зиму из-за лавин дорога закрывалась, и тогда автомобили отправлялись в объезд через территорию Таджикистана.
В 1996 году началось строительство современной дороги через Камчик. Ширина трассы увеличилась до 36 метров. Установлены специальные заграждения для защиты от лавин. Снежный покров в районе перевала Камчик на высоте более 2000 метров в отдельные годы держится до мая. В сентябре 2000 года на перевалах Камчик и Резак были сданы в эксплуатацию два туннеля общей протяженностью 2486 метров.
Вокзал перед перевалом.
Запуск электрифицированной железной дороги «Ангрен-Пап» и открытие 19,2 километрового туннеля состоялись в июне 2016 года. Также были построены 285 искусственных и водопроводных сооружений, 15 железнодорожных мостов и 6 путепроводов общей протяжённостью 2,1 км и средней высотой в 25 метров. Также были построены 4 станции, 4 разъезда, 2 вокзала, 2 электроподстанции. Железная дорога между городами Ангрен (Ташкентская область) и Пап (Наманганская область) протяжённостью 124 км полностью электрифицирована.
Дорожники. Их работа никогда не заканчивается.
Быстро едем. За окнами поезда — кишлаки.
Кто-то у окна, а кто-то дремлет. Мы и не заметили, как минут за пятнадцать промчали по туннелю. За туннелем — Ферганская долина. Она находится в котловине, окруженной горами высотой до четырех с половиной тысяч метров.
И вот уже мы в долине — в Папском районе Наманганской области.
Едем по сухой, безводной земле.
Адыры позади. Начались посевы. Озимые.
Все чаще встречаются равнинные поселки.
Сады.
Высохшее русло.
Вот и конечная остановка — Андижан. Глядя в окно скорого поезда, дороги не замечаешь.
Наталия ШУЛЕПИНА
sreda.uz
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Один комментарий на «“На скором поезде из Ташкента в Андижан. Смотрим в окно”»
Добавить комментарий
Еще статьи из Репортер.uz
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
В Кашкадарьинской области, подъезжая к городу Яккабаг, мы увидели вдоль дороги сооружения на ножках. Проехав пару километров, решили рассмотреть. Для чего они?
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Воскресным утром мы отправились на учет из Ташкента к Туябугузскому водохранилищу (Ташморю). Точно также в этот день 6 октября отправились на учеты наблюдать за птицами и их считать бёдвочеры в разных регионах Узбекистана и в трех десятках стран Европы и Азии.
Наш четырехдневный маршрут включал и горы, и долы. В маршруте обозначены проектные сады. Они и есть цель. Посаженные два года назад саженцы прижились? Первый сад — в буферной зоне Кызылсуйского участка заповедника, в кишлаке Калтакул.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Мы путешествуем не на личном авто и не автостопом. В путь отправляемся с куйлюкского «пятака». Куйлюк-базар находится на краю Ташкента, отъезжать удобно. Немного поторговались c частником из-за цены и в путь. Первый отрезок пути — до городка Чартак в Наманганской области.
Цену Угама или какой другой реки в Узбекистане никто не считал. Зоологи могут сказать, сколько стоит потеря одной особи краснокнижного вида. Но весь вид не имеет цены. Уничтожение видового разнообразия — явление немыслимое. Но это происходит при строительство малых ГЭС на Угаме. Каков баланс приобретений и потерь?
В Алматы состоялась конференция по экологическому образованию. Сейчас о маршруте в горы — прекрасном дополнении к конференции по экологической тематике.
Спасибо за интересный фоторепортаж.