В Узэкспоцентре разместились сотни компаний. Как и на предыдущих двух выставках, цель продавцов и покупателей технологий и продукции — установить контакты, начать сотрудничать.
Утверждена Программа по переходу на «зеленую» экономику и обеспечению «зеленого» роста в Республике Узбекистан до 2030 года
Программа по переходу на «зеленую» экономику и обеспечению «зеленого» роста в Республике Узбекистан до 2030 года утверждена Постановлением Президента Республики Узбекистан от 2.12.2022 г. «О мерах по повышению эффективности реформ, направленных на переход Республики Узбекистан на «зеленую» экономику до 2030 года».
Также этим Постановлением утверждены: Концепция перехода на «зеленую» экономику и обеспечения энергосбережения в отраслях промышленности; План действий по переходу на «зеленую» экономику и обеспечению «зеленого» роста в Республике Узбекистан до 2030 года; Целевые параметры экономии топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики в 2022 — 2026 годах, направленные на снижение показателя энергоемкости продукции, произведенной 25 предприятиями и организациями, на 20 процентов в 2026 году по сравнению с 2022 годом.
В Постановлении сказано:
В целях реализации задач, определенных в Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы, повышения эффективности принимаемых мер по обеспечению «зеленого» и инклюзивного экономического роста в рамках Стратегии перехода Республики Узбекистан на «зеленую» экономику, а также дальнейшего расширения использования возобновляемых источников энергии и ресурсосбережения во всех отраслях экономики:
- Утвердить:
а) Программу по переходу на «зеленую» экономику и обеспечению «зеленого» роста в Республике Узбекистан до 2030 года (далее — Программа), предназначенную для достижения следующих стратегических целей, согласно приложению № 1:
снижение удельных выбросов парниковых газов на единицу валового внутреннего продукта на 35 процентов от уровня 2010 года;
увеличение производственной мощности возобновляемых источников энергии до 15 ГВт и доведение их доли в общем объеме производства электрической энергии до более 30 процентов;
повышение энергоэффективности в сфере промышленности не менее чем на 20 процентов;
снижение энергоемкости, приходящейся на единицу валового внутреннего продукта, на 30 процентов, в том числе за счет расширения использования возобновляемых источников энергии;
значительное повышение эффективности водопользования во всех отраслях экономики, внедрение водосберегающих технологий орошения на площади до 1 млн гектаров;
расширение зеленых зон в городах до более 30 процентов путем посадки по 200 миллионов саженцев в год и доведение общего количества саженцев до более 1 миллиарда;
доведение показателя запасов лесного фонда республики до более 90 миллионов кубометров;
увеличение уровня переработки образуемых бытовых отходов до более 65 процентов;
б) Концепцию перехода на «зеленую» экономику и обеспечения энергосбережения в отраслях промышленности (далее — Концепция) согласно приложению № 2;
в) План действий по переходу на «зеленую» экономику и обеспечению «зеленого» роста в Республике Узбекистан до 2030 года (далее — План действий) согласно приложению № 3;
г) Целевые параметры экономии топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики в 2022 — 2026 годах, направленные на снижение показателя энергоемкости продукции, произведенной 25 предприятиями и организациями, на 20 процентов в 2026 году по сравнению с 2022 годом (далее — Целевые параметры) согласно приложению № 4.
- Министерству энергетики совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством финансов в трехмесячный срок разработать и внести в установленном порядке в Кабинет Министров практический План практических мероприятий («Дорожную карту») по экономии топливно-энергетических ресурсов в отраслях экономики в 2022 — 2026 годах, направленный на достижение целевых параметров.
- Определить:
Министерство экономического развития и сокращения бедности — уполномоченным органом по координации деятельности по продвижению «зеленой» экономики и внедрению принципов «зеленого» роста, снижению выбросов парниковых газов в отраслях экономики;
Министерство энергетики — уполномоченным органом по развитию «зеленой» энергетики, в частности широкому внедрению возобновляемых источников энергии и водородной энергетики, а также повышению энергоэффективности и снижению энергоемкости произведенной продукции.
- Установить, что:
а) с 1 июня 2023 года внедряется система «зеленых сертификатов» на основе требований по ограничению воздействия на экологию и окружающую среду при производстве продукции;
б) поэтапно создается инфраструктура государственного регулирования выбросов парниковых газов в 2022 — 2026 годах, предусматривающая:
государственный учет выбросов парниковых газов и ведение их государственного кадастра;
формирование и ведение реестра углеродных единиц;
определение целевых показателей по сокращению выбросов парниковых газов в разрезе отраслей экономики;
государственную поддержку деятельности по сокращению выбросов парниковых газов;
в) с 1 января 2024 года внедряется Современная система мониторинга, отчетности и верификации (MRV) в сфере изменения климата, охватывающая все парниковые газы;
г) инвестиционные проекты, осуществляемые в отраслях экономики, на этапах планирования и до их реализации оцениваются на возможность снижения объема выделяемых ими парниковых газов, а по результатам проектов объем сокращенных парниковых газов сертифицируется и направляется на внешние рынки;
д) с 1 января 2024 года в рамках инвестиционных проектов по строительству новых солнечных и ветряных электростанций мощностью более 1 МВт внедряется в обязательном порядке система накопления электрической энергии мощностью не менее 25 процентов от установленной мощности этих станций;
е) в рамках разработки отраслевых и территориальных стратегий развития исходя из характеристик чувствительности отраслей и территорий к изменению климата охватываются меры и инвестиционные проекты по снижению воздействия изменения климата на население и секторы экономики и адаптации к нему;
ж) Министерство экономического развития и сокращения бедности:
является уполномоченным органом (национальным органом) по координации реализации мероприятий по Механизму поддержки устойчивого развития в соответствии со статьей 6 Парижского соглашения (12 декабря 2015 года, Париж);
участвует в качестве исполнительного органа, ответственного за регулирование, координацию реализации и управление торговли парниковыми газами на международном и республиканском уровнях (Emission Trade System — ETS, Joint Credit Mechanism — JCM и прочие), а также за ведение мониторинга и отчетности в период реализации проектов в этой сфере;
з) проекты нормативно-правовых актов и программ, предусматривающие проекты и меры касательно устойчивого «зеленого» экономического роста, перехода на «зеленую» экономику, в частности влияющие на объем выбросов парниковых газов, подлежат обязательному согласованию с Министерством экономического развития и сокращения бедности.
- Создать Межведомственный совет по координации мер по переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику (далее — Межведомственный совет) в составе согласно приложению № 5, определив его основными задачами:
обеспечение исполнения в полном объеме государственными органами и организациями, органами исполнительной власти на местах мер, предусмотренных в Стратегии перехода Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 2019 — 2030 годов (далее — Стратегия), Программе и Плане действий, а также осуществление системного контроля за их своевременной реализацией;
ежеквартальное заслушивание отчетов руководителей государственных органов и организаций о выполнении запланированных мер по развитию «зеленой» экономики;
на основе постоянного мониторинга принятие мер по совершенствованию деятельности ответственных организаций в целях повышения эффективности мер, осуществляемых в рамках Стратегии.
- Одобрить предложения Министерства экономического развития и сокращения бедности, международных финансовых институтов и организаций-партнеров по развитию о создании:
Координационной группы доноров в составе согласно приложению № 6;
Технического секретариата в Министерстве экономического развития и сокращения бедности в составе дополнительных 4 штатных единиц.
Установить, что:
основной задачей Координационной группы доноров является взаимная координация деятельности по технической поддержке, анализу и наращиванию потенциала международных финансовых институтов и организаций-партнеров по развитию, функционирующих в области изменения климата и «зеленого» роста в Узбекистане;
Технический секретариат является проектным офисом, действующим в качестве рабочего органа Координационной группы доноров.
- Установить, что в эффективной организации и координации совместной деятельности всех сторон при переходе и развитии «зеленой» экономики:
Межведомственный совет обеспечивает эффективную организацию работы министерств и ведомств по обеспечению реализации Стратегии, Программы и Плана действий;
Министерство экономического развития и сокращения бедности, являясь рабочим органом Межведомственного совета, координирует деятельность министерств и ведомств, ответственных за реализацию мер в этом направлении;
Координационная группа доноров содействует в постоянной оценке выполнения мер, определенных в Программе и Плане действий, привлечении технической и финансовой поддержки, формировании источников финансирования перспективных проектов;
Технический секретариат организует деятельность Координационной группы доноров, способствует ее взаимной координации с Межведомственным советом в реализации задач, определенных в Стратегии, Программе и Плане действий.
- Центру гидрометеорологической службы и Национальному научно-исследовательскому институту возобновляемых источников энергии в двухмесячный срок сформировать Инновационную базу данных по солнечным, ветровым и биогазовым энергетическим ресурсам по всей республике за счет средств Фонда финансирования науки и поддержки инноваций Министерства инновационного развития.
- Министерству экономического развития и сокращения бедности:
а) в двухмесячный срок разработать и внести на утверждение в Межведомственный совет положения о создании и порядке осуществления деятельности Технического секретариата и межведомственных рабочих групп, регламент Координационной группы доноров.
При этом в регламенте Координационной группы доноров предусмотреть:
эффективную организацию ее деятельности;
устранение и предотвращение взаимного дублирования усилий международных финансовых институтов и организаций-партнеров по развитию в области изменения климата и «зеленого» роста;
налаживание эффективного сотрудничества с министерствами и ведомствами по вопросам изменения климата и «зеленого» роста;
б) совместно с Министерством энергетики, Министерством финансов и международными финансовыми институтами с 1 июня 2023 года обеспечить внедрение системы «зеленых сертификатов»;
в) совместно с Центром гидрометеорологической службы обеспечить полное внедрение с 1 января 2024 года Современной системы мониторинга, отчетности и верификации (MRV) в сфере изменения климата;
г) совместно с Министерством финансов, другими министерствами и ведомствами в трехмесячный срок с привлечением зарубежных экспертов разработать и внести в Кабинет Министров предложения, предусматривающие ускорение внедрения принципов экологического, социального и корпоративного управления (ESG) на промышленных предприятиях;
д) совместно с Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды, Министерством энергетики, Министерством финансов, Центром гидрометеорологической службы, другими заинтересованными министерствами и ведомствами обеспечить создание инфраструктуры государственного регулирования выбросов парниковых газов в 2022 — 2026 годах, а также до 1 мая 2023 года разработать и внести в Кабинет Министров проект закона Республики Узбекистан «Об ограничении выбросов парниковых газов»;
е) совместно с Агентством по управлению государственными активами, Министерством финансов, Министерством энергетики и хозяйственными объединениями в двухмесячный срок обеспечить координацию утверждения в соответствующих органах управления крупных промышленных предприятий:
соответствующих управленческих решений о разработке технической политики по энергосбережению, повышению энергоэффективности за счет модернизации и реконструкции мощностей на крупных производственных предприятиях и включении ее показателей в годовые бизнес-планы;
методологии и инструкций в разрезе отраслей, определяющих нормы расхода топливно-энергетических ресурсов на единицу производимой продукции (работ, услуг).
- Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством жилищно-коммунального обслуживания, Министерством финансов до 1 июля 2023 года внести в Кабинет Министров проект нормативно-правового акта, предусматривающий полное внедрение принципа «загрязнитель платит», а также совершенствование системы сборов за загрязнение окружающей среды путем повышения установленной ставки сбора за загрязнение и расширения перечня загрязняющих веществ.
- Министерству инновационного развития совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности, Министерством энергетики и Государственным комитетом по экологии и охране окружающей среды ежегодно до 1 декабря вносить на утверждение Республиканского совета по науке и технологиям целевые программы научно-исследовательских и инновационных проектов в направлениях развития «зеленой» экономики, при этом уделив особое внимание:
проведению фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям в области «зеленой» экономики;
изучению возможностей перехода к применению в отраслях экономики «зеленых» технологий, в частности ресурсосберегающих технологий, технологий по безотходному производству, дающих возможность переработки отходов, безопасных химических веществ, а также использования возобновляемой энергии и внедрения их в практику;
реализации перспективных инновационных разработок и стартап-проектов, а также поддержке их коммерциализации и трансфера технологий.
Определить, что расходы на финансирование целевых программ покрываются в рамках средств, выделенных на реализацию государственных программ по научной деятельности, а также за счет средств Фонда поддержки инновационного развития и новаторских идей.
- Кабинету Министров в двухмесячный срок утвердить план конкретных мер по развитию возобновляемых источников энергии и водородной энергетики в республике.
- Включить в структуру Департамента по вопросам развития геологии, горно-металлургической сферы и промышленности исполнительного аппарата Кабинета Министров должность главного специалиста за счет вакантной штатной единицы исполнительного аппарата Кабинета Министров.
- Установить следующий порядок координации и мониторинга качественного и своевременного осуществления мер, определенных в настоящем постановлении:
министерства и ведомства, органы исполнительной власти на местах, предприятия с участием государства — ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Министерство экономического развития и сокращения бедности отчет о реализации мероприятий, предусмотренных в утвержденном настоящим постановлением Плане действий и в отраслевых программах ресурсосбережения, а также о состоянии достижения Целевых параметров;
Министерство экономического развития и сокращения бедности межведомственно координирует деятельность ответственных министерств и ведомств, ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, вносит в Межведомственный совет обобщенную аналитическую информацию о реализации мероприятий, определенных настоящим постановлением;
Межведомственный совет вносит Премьер-министру Республики Узбекистан и Администрации Президента Республики Узбекистан информацию об осуществляемой работе по итогам каждого квартала.
- Внести изменения в некоторые постановления Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 7.
- Возложить на заместителей Премьер-министра Республики Узбекистан Д.А. Кучкарова и Ж.Т. Мирзамахмудова персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
==========================================================
Постановлением утверждены Приложения, в которых указаны задачи и пути решения, механизмы и формы реализации, сроки, ответственные.
SREDA.UZ
Фото Наталии Шулепиной. На фото — завод в Каракалпакстане.
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Инновации
Указом Президента страны утверждены Концепция совершенствования системы обеспечения сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан до 2025 года и «Дорожная карта» по реализации Концепции в 2022–2023 годах.
Открытие подтверждено генетическим анализом.
Только кажется, что насекомые не достойны внимания в высоких сферах, а борьба с насекомыми-вредителями не нуждается в достойном финансировании. Насекомые-вредители — беда для исторических памятников, частного жилья и производственных объектов.
Принят Закон о Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год. Бюджет Государственного комитета экологии и охраны окружающей среды – 38,4 млрд сумов (45,7 млрд сумов в прошлом году). Хватит ли средств на охрану окружающей среды при последовательном сокращения финансирования?
Одна из главных проблем в любой стране — потеря воды. То есть, чтобы потребитель получил тонну, в трубопровод необходимо подать две — половина вытечет дорогой. Но не в Израиле. Здесь потери не более чем три процента.
Программа помогает городам-членам адаптировать уникальные решения для продвижения к низкоуглеродному будущему и будет способствовать достижению Узбекистаном углеродной нейтральности к 2050 году.
Региональный экологический центр Центральной Азии пообещал после окончания проекта взять климатическую информационную платформу под свой патронаж. На нее — большие надежды.
На пленарном заседании Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий.
Пятый месяц не получают зарплату сотрудники научного подразделения Узгидромета.
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу