Предлагаем вниманию читателей дайджест по ситуации на полюсах. Арктика располагается на Северном полюсе. В Антарктиде — Южный полюс Земли. Стремительное таяние льда происходит в обоих полярных регионах.
Деятельность МФСА с 1999 года. Из обзора Вадима Соколова
Предлагаем вниманию читателей материалы «круглого стола» в Ташкенте, посвященного 30-летию МФСА. Обзор — от руководителя Агентства МФСА в Узбекистане Вадима СОКОЛОВА. Что получилось, что не сложилось, причины? Первые две части обзора: Создание и становление Международного фонда спасения Арала. Из обзора Вадима Соколова; Первые результаты деятельности МФСА. Из обзора Вадима Соколова. В третьей части обзора, посвященного 30-летию МФСА, читатель познакомится с хроникой событий, начиная в 1999 года по настоящее время. Также здесь рассматриваются вопросы повышения эффективности деятельности этой международной организации.
======================
8-9 апреля 1999 года в Ашгабаде (Туркменистан) прошла историческая встреча Глав государств Центральной Азии по проблемам бассейна Аральского моря.
Приняли участие: Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, Президент Кыргызской Республики Аскар Акаев, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмонов, Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов, Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов).
Было принято решение об избрании Президентом МФСА Сапармурата Ниязова – Президента Туркменистана. Текебай Алтыев назначен Председателем Исполкома МФСА.
9 апреля 1999 года принята Ашгабатская декларация. см.http://www.cawater-info.net/library/rus/ashkhabad.pdf
Также принято решение глав государств:
- Утвердить Положение о Международном Фонде спасения Арала с учетом изменении и дополнений.
- Утвердить Соглашение о статусе Международного Фонда спасения Арала
- Поручить Правительствам Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Туркменистана и Республики Узбекистан обеспечить выполнение Соглашения на территориях государств Центральной Азии.
По итогам этой исторической встречи окончательно сформировалась договорно-правовая база МФСА
Правовые документы составляющие договорно-правовую базу МФСА:
Соглашение о сотрудничестве в сфере совместного управления использованием и охраной водных ресурсов межгосударственных источников (г. Алма-Ата, 18 февраля 1992 г.)
- Устав Бассейнового водохозяйственного объединения «Сырдарья» (г. Ашхабад, 6 апреля 1992 г.)
- Устав Бассейнового водохозяйственного объединения «Амударья» (г. Ашхабад, 6 апреля 1992 г.)
- Решение глав государств Центральной Азии о создании Международного Фонда спасения Арала (г. Ташкент, 4 января 1993 г.)
- Соглашение о совместных действиях по решению проблемы Аральского моря и Приаралья, экологическому оздоровлению и обеспечению социально-экономического развития Аральского региона (г. Кызыл-Орда, 26 марта 1993 г.)
- «Концепция Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана по решению проблем Арала и бассейна Аральского моря с учетом социально-экономического развития региона (Основные положения)» (г. Ташкент, 13 июля 1993г.)
- Принципиальная схема МФСА, в соответствии с которой Межгоссовет и Исполнительная дирекция Фонда были преобразованы в ИК МФСА, размещаемый на ротационной основе в стране, председательствующей в МФСА (утверждена Главами государств учредителей МФСА г. Алматы,28 февраля 1997г.)
- Решение глав государств Центральной Азии об утверждении «Положения о Международном Фонде спасения Арала» и «Соглашения о статусе МФСА и его организаций» (г. Ашхабад, 9 апреля 1999 г.)
- Межправительственное соглашение о статусе Международного Фонда спасения Арала и его организаций (г. Ашхабад, 9 апреля 1999 г.)
- Положение о Международном Фонде спасения Арала (г. Ашхабад, 9 апреля 1999 г.)
- Положение о Научно-информационном центре Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (1999 г.)
- Положение о Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию (г. Алматы, 18 февраля 2000 г.)
Более подробно: http://www.cawater-info.net/water_world/index.htm
===============
5-6 октября 2002 года в Душанбе (Таджикистан) состоялась встреча Глав государств Центральной Азии по проблемам бассейна Аральского моря.
Участвовали: Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, Президент Кыргызской Республики Аскар Акаев, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмонов, Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов. Президент Туркменистана не участвовал.
По итогам Саммита Главы государств:
- Одобрили основные направления Программы конкретных действий по улучшению экологической и социально-экономической обстановки в бассейне Аральского моря на период 2003-2010 гг. (ПБАМ-2);
- Поручили Исполнительному Комитету МФСА совместно с МКВК и МКУР по согласованию с правительствами государств-учредителей разработать и внести на утверждение Правления Международного Фонда спасения Арала саму Программу и осуществить поиск потенциальных доноров для её финансирования;
- Обязали правительства государств-учредителей МФСА, Исполком МФСА, МКВК и МКУР оказать содействие в завершении начатых работ по проекту «Управление водными ресурсами и окружающей средой»;
- Приняли решение об обеспечении организационной деятельности Исполкома МФСА за счет централизации части взносов государств учредителей.
Принята Душанбинская декларация http://www.cawater-info.net/library/rus/dushanbe.pdf
====================
Период реализации ПБАМ-2 – 2003-2010 годы, общая стоимость 1 993,9 млн. долларов США. Программа ПБАМ-2 была утверждена Правлением МФСА 28 августа 2003 года.
Четырнадцать приоритетов Программы:
- Разработка согласованных механизмов комплексного управления водными ресурсами бассейна Аральского моря.
- Реабилитация водохозяйственных объектов и улучшение использования водных и земельных ресурсов.
- Совершенствование систем мониторинга окружающей среды.
- Программа борьбы со стихийными бедствиями.
- Программа содействия решению социальных проблем региона.
- Укрепление материально-технической и правовой базы межгосударственных организаций.
- Разработка и реализация региональных и национальных программ природоохранных мероприятий в зоне формирования стока.
- Разработка и реализация региональной и национальных программ по рациональному потреблению воды в отраслях экономики стран Центральной Азии.
- Разработка и реализация международной программы санитарно-экологического оздоровления населенных пунктов и природных экосистем Приаралья.
- Разработка международной программы восстановления экологической устойчивости и биологической продуктивности.
- Концепция устойчивого развития бассейна Аральского моря.
- Региональная программа действий по борьбе с опустыниванием.
- Развитие водно-болотных угодий в низовьях рек Амударьи и Сырдарьи.
- Рационализация использования минерализованных дренажных вод.
По информации Исполкома МФСА (Таджикистан) программа была реализована лишь частично, в основном самими странами. Общий объем финансирования составил всего лишь около 50 млн. долларов США.
========================
11 декабря 2008 года в Нью Йорке 63-я сессией Генеральной Ассамблеи ООН (67-е пленарное заседание) принята Резолюция ООН A/RES/63/133 «Предоставление Международному фонду спасения Арала статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее».
==========================
4 апреля 2010 года Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун посетил зону Аральского кризиса.
«Увидев последствия экологического кризиса в регионе, я воочию убедился в сложности экологической обстановки Приаралья. Это серьезное предупреждение для всего человечества. Эту глобальную проблему должны решать совместно все государства региона».
==============================
28 апреля 2009 года в Алматы (Казахстан) прошел саммит Глав государств-учредителей МФСА.
Приняли участие: Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, Президент Кыргызской Республики Курманбек Бакиев, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмонов, Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов.
Принято совместное заявление Глав государств Центральной Азии, в котором принято решение о разработке «Программы действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря на период 2011-2015 годы» (ПБАМ-3).
Все материалы саммита доступны на: http://www.cawater-info.net/library/rus/carewib/summit_ifas.pdf
=========================
15 декабря 2010 г. Алматы заседание Правления МФСА. Обсужден проект ПБАМ-3.
От Узбекистана участвовал заместитель Премьер-министра Э. Ганиев. Был обсужден проект ПБАМ-3 с донорами и принято решение направить проект ПБАМ-3 в страны для согласования. ПБАМ-3 включала реализацию около 300 национальных и региональных проектов на общую сумму более 15,0 млрд. долларов США. Период реализации – 2011-2016 годы.
Реально государствами были запущены различные программы в рамках ПБАМ-3 на общую сумму около 8,5 млрд. долларов США. К сожалению, до сегодняшнего дня нет глубокого анализа результатов трех первых программ (ПБАМ) в рамках МФСА.
=============================
Страны Центральной Азии на пути повышения эффективности деятельности МФСА
Отчасти неудачные результаты Проекта по управлению водными ресурсами и окружающей средой и последующее затишье действий под эгидой МФСА вплоть до конца 2009 года привело к пониманию, что положения Концепции по решению проблем Аральского моря 1993 года себя изжили.
С момента создания МФСА за 17 лет в бассейне Аральского моря возник ряд новых проблем и вопросов регионального характера, связанных с совместным управлением водно-энергетических ресурсов и обеспечением устойчивого развития региона. Кроме того, дальнейшее усыхание Аральского моря и новые вызовы, связанные с изменением климата, учащением дефицита водных ресурсов и ростом потребности на воду приобрели более серьёзный характер.
Маловодье 2000-2002 годов явилось «серьезным испытанием» для всего водного хозяйства Центральной Азии и выявило существенные недостатки во взаимодействии всех участников управления. МКВК и водохозяйственные органы стран не смогли обеспечить равномерность в обеспечении лимитов водозаборов по длине реки, а ситуация в Приаралье была просто критической. В Каракалпакстане в 2001 году почти 500 тысяч гектаров орошаемых земель были засушены и засолены и на несколько лет выпали из использования.
При этом, организационная структура и договорно-правовая система МФСА за прошедшее время фактически не совершенствовалась и не адаптировалась, что характеризирует ее отдаленность от существующих реалий водно-экологической ситуации в регионе Центральной Азии. Уставные и иные нормативные документы Фонда, по большей части, перестали отражать сбалансированные интересы и подходы государств-участников МФСА к основным вопросам водно-экологической повестки дня региона.
=========================
Главы государств Центральной Азии в Совместном заявлении по итогам Саммита МФСА, принятом 28 апреля 2009 года в городе Алматы, выразили:
«…готовность к дальнейшему совершенствованию организационной структуры и договорно-правовой базы МФСА с целью повышения эффективности его деятельности и более активного взаимодействия с финансовыми институтами и донорами по реализации проектов и программ, связанных с решением проблем бассейна Аральского моря…».
3 декабря 2009 в Алматы состоялось заседание Правления МФСА.
От Узбекистана участвовал первый заместитель министра сельского и водного хозяйства Ш.Хамраев. Был рассмотрен план реализации мер по Алматинскому заявлению от 28 апреля 2009 года. см. http://www.cawater-info.net/library/rus/almaty2009.pdf
Планом Мероприятий по реализации положений совместного заявления Глав государств-учредителей МФСА от 28 апреля 2009 г. было принято решение образовать Экспертную Группу для подготовки изменений и дополнений в уставные документы МФСА. Экспертная группа, в которую было включено по 2 представителя от стран Центральной Азии, была создана в августе 2010 г.
=========================
В период с марта по декабрь 2011 года при поддержке ЕЭК ООН было проведено три встречи Экспертной группы для подготовки изменений и дополнений в уставные документы МФСА.
Также прошли национальные консультации с участием представителей ЕЭК ООН, Председателя Исполнительного Комитета МФСА, международного эксперта с целью улучшения понимания и формирования национальных позиций всех стран-учредителей МФСА.
За основу был принят Дискуссионный документ «Совершенствование организационной структуры и договорно-правовой базы МФСА: анализ и предложения», который был подготовлен еще в январе 2010 года международными консультантами проекта GIZ «Трансграничное управление водными ресурсами в Центральной Азии» (в рамках «Берлинского процесса», запущенного Германией в апреле 2008 года).
В Дискуссионном документе было предложено два альтернативных подхода. Первый исходил из целесообразности совершенствования существующего механизма регионального сотрудничества, в то время, как второй предлагал создание, на основе действующих структур, новой региональной организации.
Итогом всех работ к декабрю 2011 года стал документ «Концептуальные элементы совершенствования организационно-правовой базы МФСА», который был представлен Исполкому МФСА.
Этот документ учел позиции большинства сторон (все страны-учредители МФСА, кроме Кыргызстана) по вопросу совершенствования нормативно-правовой и организационной базы МФСА, которые в основном совпадают:
- Действующая структура МФСА должна быть модернизирована с учетом необходимости четкого определения функций, правомочий и сфер ответственности основных органов МФСА
- Предметная компетенция МФСА должна отражать изменившиеся реалии региона и охватывать вопросы как водохозяйственного, так и водно-энергетического сотрудничества
- Необходимо пересмотреть, модернизировать и привести в систему институциональные документы МФСА
Документ предложил остановить переговоры на уровне экспертов, так как открытыми остались лишь один-два вопроса, в первую очередь, представительство энергетического сектора в МКВК, которые потребуют политического решения на более высоком уровне.
Предлагалось принятие обновленного Соглашения о Статусе МФСА, что не потребует никакого пересмотра существующих межправительственных соглашений и рекомендательных актов. Все они останутся в силе за исключением только тех их положений, которые прямо и непосредственно регламентируют структуру, полномочия и порядок взаимоотношений МФСА и его региональных органов.
Предлагаемый в «Концептуальных элементах подход к дальнейшему развитию структуры, функционирующей под эгидой МФСА», не предусматривал радикального изменения существующего механизма сотрудничества и предлагал следующее:
- Уточнение и разграничение сфер ответственности центральных органов МФСА и региональных комиссий (МКВК и МКУР)
- Усиление координирующей роли центральных органов МФСА — Правления и Исполкома — и установление четкого порядка отчетности и взаимодействия между ними и региональными комиссиями
- Развитие сотрудничества между МКВК и МКУР
- Улучшение распределения между странами-членами мест расположения центральных и региональных органов и их структурных подразделений
- Ведение международной ротации руководителей региональных органов и их структурных подразделений
- Интернационализация персонала (профессиональных сотрудников) секретариатов региональных органов, научно-исследовательских и учебных центров и других региональных и бассейновых учреждений
- Улучшение порядка финансирования содержания и деятельности всей системы МФСА
- Упорядочение взаимодействия МФСА с международными организациями и донорами
- Повышение прозрачности распределения и использования поддержки, получаемой от международного сообщества.
==========================
Следует отметить, что в период 2012-2016 годов систематические работы по совершенствованию МФСА не проводились. Более того, в мае 2016 г. Кыргызстан заявил о «замораживании» своего участия в деятельности МФСА и его органов.
Положением об МФСА, утвержденном Главами государств в 1999 году, установлено (пункт 2.1), что Фонд формируется за счет взносов государств учредителей, от доходной части бюджета Казахстана, Туркменистана и Узбекистана в размере 0,3% и Кыргызстана и Таджикистана в размере 0,1. Несмотря на это, за годы работы МФСА обеспечить весомое внесение взносов со стороны государств не удалось.
На территории Узбекистана содержание органов МФСА (Агентство МФСА, Нукусский филиал ИК МФСА, БВО Амударья, БВО Сырдарья и НИЦ МКВК) поддерживается за счет вклада в МФСА из государственного бюджета – в пределах от 750 тысяч до 1 миллиона долларов США в год (что составляет около 0,0001% от ВВП Узбекистана). Другие страны учредители МФСА вкладывают для поддержания органов МФСА на порядок меньше средств, чем Узбекистан (за исключением Казахстана).
=======================
1 августа 2016 года опросным путем было принято Решение Глав государств-учредителей МФСА «Об избрании Президента Международного Фонда спасения Арала». Председательство в Фонде перешло Туркменистану: Президентом МФСА назначен Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов.
18 июня 2017 года г. Ашгабат (Туркменистан): Решение Президента Международного Фонда спасения Арала – Президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова: Гуйзгелди Байджанов назначен председателем Исполнительного комитета МФСА.
=======================
10 июня 2017 года Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш посетил Узбекистан и зону Аральского кризиса. Глава Узбекистана и Генсек ООН обсудили проблему Аральского моря, а именно смягчение последствий экологической катастрофы.
В этот день глава ООН также отправился в Нукус и Муйнак, где посетил кладбище кораблей в Аральском море.
«Пусть Аральское море будет символом разрушения планеты со стороны человечества, и пусть это будет уроком для всех нас, чтобы мобилизовать все международное сообщество в выполнении Парижского соглашения по климату… чтобы трагедии, подобные той, что я видел в Узбекистане, не повторились».
========================
24 августа 2018 года в центре форумов «Аваза» в городе Туркменбаши состоялось заседание Совета глав государств-учредителей Международного Фонда спасения Арала (МФСА).
В заседании приняли участие Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев и Президент Кыргызской Республики Сооронбай Жээнбеков в качестве почетного гостя.
============================
Дальнейшие работы по совершенствованию МФСА
Как было указано, по итогам Саммита было принято совместное коммюнике Совета (с участием Президента Кыргызстана!):
«Президенты выразили готовность к дальнейшему совершенствованию организационной структуры и договорно-правовой базы МФСА с целью создания эффективного и устойчивого институционального механизма, способного своевременно реагировать на новые вызовы, а также в полной мере обеспечить взаимовыгодное сотрудничество в сфере реализации региональных проектов и программ, направленных на спасение Арала, экологического оздоровления Приаралья и бассейна Аральского моря, а также в области комплексного использования и охраны водных ресурсов трансграничных водотоков, водного хозяйства, энергетики и социально-экономического развития».
Для реализации этого, под эгидой Исполнительного Комитета Международного фонда спасения Арала была создана Региональная рабочая группа по совершенствованию организационной структуры и договорно-правовой базы МФСА, включающая назначенных экспертов от Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, представителей исполнительных органов МКВК, а также консультантов Региональной программы GIZ «Трансграничное управление водными ресурсами Центральной Азии» и проекта ЕС «Нексус диалог в Центральной Азии»
=====================
В 2019 году Исполком МФСА в Туркменистане провел три встречи Региональной рабочей группы
В ходе первого заседания Рабочей группы (16-17 мая 2018 года) было предложено в течение трех месяцев подготовить предложения по совершенствованию организационной структуры и договорно-правовой базы МФСА. Было рекомендовано использовать Дискуссионный документ «Совершенствование организационной структуры и договорно-правовой базы МФСА: анализ и предложения».
4 августа 2019 года состоялось второе заседание Региональной рабочей группы по совершенствованию организационной структуры и договорно-правовой базы МФСА. Оно оказалось наиболее продуктивным.
На встрече были представлены официально направленные предложения стран по совершенствованию организационной структуры и договорно-правовой базы МФСА и по итогам обсуждений в рамках Региональной рабочей группы, согласованы следующие пять этапов по совершенствованию:
- Задачи МФСА с учетом действующих соглашений, новых реалий и требований стран учредителей
- Выявление проблем в выполнении функций и задач структурными подразделениями МФСА
- Подготовка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры МФСА
- Подготовка рекомендаций по совершенствованию финансового обеспечения деятельности организационной структуры управления МФСА
- Подготовка предложений по совершенствованию правовой базы с целью создания эффективного и устойчивого институционального механизма сотрудничества
27 ноября 2019 года в Ашгабаде состоялось третье заседание Региональной рабочей группы по Совершенствованию организационной структуры и договорно-правовой базы МФСА. На заседании были заслушаны предложения сторон (Кыргызстан не участвовал) по дальнейшей работе в рамках РРГ и представлены предложения от Республики Казахстан и Республики Узбекистан, направленные на реализацию мероприятий по совершенствованию организационной структуры и договорно-правовой базы МФСА.
Исполком МФСА направил предложения Республики Казахстан и Республики Узбекистан в страны по дипломатическим каналам в декабре 2019 года и завершил свою деятельность в Туркменистане.
======================
29 ноября 2019 года в Ташкенте во время второй консультативной встречи глав государств Центральной Азии Президенты приняли решение «Об избрании Президента Таджикистана Имомали Рахмона Президентом Международного Фонда спасения Арала на период 2020-2022 годы».
В марте 2020 года решением Президента МФСА – Президента Таджикистана – Имомали Рахмона: Председателем Исполнительного Комитета МФСА назначен Султон Рахимзода.
Только в сентябре 2020 года — из-за пандемии Covid-19 — Исполком МФСА в Таджикистане начал свою деятельность.
========================
Исполком МФСА, расположенный в Душанбе, в 2021 году возобновил деятельность рабочей группы по совершенствованию организационной структуры и договорно-правовой базы МФСА.
В начале 2021 года странами региона (Казахстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) представлены обновленные списки экспертов-членов РГ. Письмо о представлении экспертов в состав РГ также было направлено и Кыргызской стороне, которая подтвердила свое участие в работе.
За период с апреля 2021 до апреля 2023 года было проведено еще 7 заседаний рабочей группы (всего 10). Исполком МФСА регулярно проводил консультации с партнерами по развитию и международными консультантами, организовал в 2023 году учебно-ознакомительную поездку в Лаос для изучения опыта Комиссии по реке Меконг.
Одним из основных вопросов, по которому стороны до сих пор не пришли к консенсусу, — это количество комиссий в будущей институциональной структуре. Есть два мнения – (1) создать отдельные комиссии для каждого из направлений деятельности (вода, энергетика, охрана окружающей среды, социально-экономические вопросы, связанные с водой и экологией — итого 4 комиссии, или оставить 2 существующие комиссии и включить механизм взаимодействия с энергетикой в компетенцию Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК), а вопросы охраны окружающей среды и социально-экономического характера, связанные с водными ресурсами и экологией, усилить в компетенции существующей Межгосударственной комиссии по устойчивому развитию (МКУР).
Еще одним важным вопросом является размещение Исполкома МФСА на постоянной основе в одной из стран региона, что было поддержано большинством стран.
Стороны не пришли также к общему мнению относительно названия организации. На 9-ом заседании членам Рабочей группы было предложено рассмотреть новое название «Организация стран бассейна Аральского моря» (ОСБАМ) как одну из возможных опций, однако стороны пока не дали свои предложения по данному названию.
===========================
29 июня 2021 года заседание Правления МФСА в Душанбе.
Приняли участие члены Правления МФСА: Заместитель Премьер-министра Республики Казахстан, Скляр Роман Васильевич, Заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан, Ганиев Шухрат Мадаминович, Заместитель Премьер-министра Республики Таджикистан, Гулмахмадзода Давлатшох Курбонали, Председатель Государственного комитета водного хозяйства Туркменистана, Байджанов Гюзгелди.
Окончательно утверждена ПБАМ-4. В решении Правления три пункта:
- Утвердить Программу действий по оказанию помощи странам бассейна Аральского моря (ПБАМ-4).
- Исполнительному комитету Международного Фонда спасения Арала совместно с Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссией и Межгосударственной комиссией по устойчивому развитию обеспечить реализацию ПБАМ-4.
- Исполкому МФСА вести мониторинг реализации ПБАМ-4 и регулярно информировать членов Правления МФСА о ходе ее реализации.
Что собой представляет утвержденная Правлением МФСА Программа ПБАМ-4? Это документ из 81 страниц, включающий в себя краткие аннотации 34 проектов.
К сожалению, практически ни по одному из 34 проектов нет:
- Технико-экономического обоснования, которое содержит анализ состава работ, затрат и результатов проекта, что позволяет инвесторам определить, стоит ли вкладывать деньги в предлагаемый проект.
- Рабочего проекта, которыйвключает в себя рабочие чертежи, схемы, показатели, технические, инженерные и экологические данные, сметы и план выполнения работ.
- Детального бюджета– то есть, совокупности доходов и расходов проекта, позволяющих оценить предельную стоимость всего проекта и/или отдельных видов работ, а также прибыль от реализации проекта.
До сих пор нет четкой оценки полной стоимости всех 34-х проектов ПБАМ-4. Не определены источники финансирования (в том числе, доноры, виды финансирования — кредиты, гранты и проч.).
=====================
18 мая 2021 года Генеральной Ассамблеей ООН принята Резолюция 75/278 «Объявление региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий»:
- ООН поддерживает инициативу по преобразованию региона Приаралья из зоны экологического кризиса в зону экологических инноваций и технологий;
- заявляет о своей поддержке осуществляемых в настоящее время региональных мероприятий и инициатив, направленных на улучшение экологической, социальной, экономической и демографической ситуации в регионе Приаралья;
- поощряет научно-исследовательскую консультативную деятельность в интересах дальнейшего восстановления и улучшения окружающей среды, сохранения природных ресурсов и повышения качества жизни населения региона Приаралья;
- подтверждает, что Международный фонд спасения Арала остается основным международным учреждением, целью которого является решение международных проблем экономического, социального или гуманитарного характера в регионе Приаралья и во всем бассейне Аральского моря с учетом интересов всех стран региона;
- предлагает государствам-членам, фондам, программам и учреждениям системы Организации Объединенных Наций, международным финансовым институтам и другим соответствующим заинтересованным сторонам проводить в духе сотрудничества совместные междисциплинарные исследования и осуществлять научно-инновационное сотрудничество в регионе Приаралья с Международным фондом спасения Арала, а также в рамках таких национальных инициатив, как Международный инновационный центр Приаралья при президенте Республики Узбекистан, и создавать защитные лесные насаждения на осушенном дне Аральского моря;
- подчеркивает важность активизации регионального сотрудничества в реализации совместных мероприятий по преодолению последствий кризиса Аральского моря и стабилизации экологической обстановки в регионе Приаралья, предотвращению дальнейшего опустынивания и смягчению негативных экологических и социально-экономических последствий путем стабильного применения методов лесомелиорации песчаных образований на высохшем дне Аральского моря, подверженного процессам золо-, соле- и пылепереноса, а также важность стимулирования социально-экономического развития и адаптации к изменению климата, развития экотуризма и осуществления других мер;
- объявляет регион Приаралья зоной экологических инноваций и технологий и в этой связи призывает государства-члены, фонды, программы и учреждения системы Организации Объединенных Наций, международные финансовые институты и другие соответствующие заинтересованные стороны разрабатывать и внедрять в регионе Приаралья экологически безопасные технологии, способствовать стабильному инклюзивному и экологически устойчивому экономическому росту и применению энерго- и водосберегающих технологий в соответствии с целью 17.7 Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.
==================
29 июля 2021 года Президент Узбекистана подписал Указ № ПП-5202 «О мерах по реализации специальной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 18 мая 2021 года «Об объявлении Приаралья зоной экологических инноваций и технологий». На основании этого указа были разработаны:
- Концепция превращения Приаралья в зону экологических инноваций и технологий;
- Многосторонняя «Дорожная карта» по приоритетам привлечения иностранных инвестиций в Приаралье на 2022–2026 годы.
Эти документы были утверждены Постановлением Кабинета Министров №41 от 25.01.2022 г. «О дополнительных мерах по превращению Приаралья в зону экологических инноваций и технологий» https://lex.uz/ru/docs/5837300
Многосторонняя «дорожная карта» по привлечению иностранных инвестиций в Приаралье на 2022-2026 годы включает:
- приоритеты реализации мероприятий по комплексному развитию Приаралья на 2022-2026 годы;
- меры по расширению международного сотрудничества для устойчивого развития Приаралья и мониторинг реализации программ и проектов;
- перечень проектов, направленных на устойчивое развитие Приаралья.
================
В заключение обзора народная мудрость: Дорогу осилят идущие вместе.
Вадим СОКОЛОВ,
Руководитель Агентства по реализации проектов МФСА в Узбекистане
=============================
SREDA.UZ разместила этот объемный обзор, исходя из важности представленной информации. Вододеление — это сложный экономический и политический вопрос. Как он решается сегодня, как будет решаться в перспективе — от этого зависит благополучие миллионов людей, проживающих в странах Центральной Азии.
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
2 комментария на «“Деятельность МФСА с 1999 года. Из обзора Вадима Соколова”»
Добавить комментарий
Еще статьи из Вода
Одна из целей Конференции Сторон Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием (КС-16 КБО ООН): привлечь внимание к глобальному кризису деградации земельных ресурсов и противостоянию этому процессу. Тема: «Наша земля, наше будущее».
В Таджикистане станут жестче следить за качеством воды; МЧС Кыргызстана начало применять ИИ для мониторинга высокогорных озер; Дашогузские гидрогеологи провели разведку новых месторождений подземных вод; Казахстан и Швейцария работают над революцией в водородной энергетике.
Новая финансовая цель призвана помочь развивающимся странам защитить население и экономику от климатических катастроф и воспользоваться существенными преимуществами стремительного роста чистой энергии.
Уровни годовых осадков могут меняться незначительно. Но длительные периоды между интенсивными ливнями позволяют почве высыхать и становиться более плотной, уменьшая количество влаги, которую она может поглотить во время дождя.
«Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, опустынивание, а также бесконтрольное использование ископаемого топлива ведут к увеличению природных катастроф и серьёзному ущербу окружающей среде и здоровью населения», — отметил Президент страны.
На COP29 в Азербайджане участники обсуждают необходимость инвестиций и инновационных решений в области управления водными ресурсами, чтобы обеспечить справедливый доступ к воде и повысить устойчивость к изменению климата.
По зуму участвовали в консультациях в Ташкенте представители ряда международных общественных организаций. По итогам они сформулировали свое понимание ситуации.
В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
Сколько лет, сколько действий, сколько средств… И ничего не изменилось. Деньги как в песок. Имитация бурной деятельности… Когда не знаете, и не умеете, не надо браться… да еще предоставить это как отчет, да еще с мудростью про идущего… В этом вопросе один вопрос: идущего куда? Дорога куда была? Почему не привела туда, о чем декларировали? Гора даже мышь не смогла родить, вот та мудрость, которую достойна эта возняпро 30 лет международного фонда, какая чушь
Готовя материал к печати, я не заметила воспевания Международного фонда спасения Арала. В обзоре дается хронология событий. А еще говорится про ПБАМ. Что планировалось в странах, какое финансирование выделялось, кем. Почему сейчас рабочая группа работает над проектом реструктуризации МФСА. При всех слабостях этой организации ее заслуга в том, что за тридцать пять лет ее существования страны Центральной Азии избежали активных конфликтов из-за воды. Не было войн из-за воды, потому что благодаря МФСА удавалось договариваться.