«Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, опустынивание, а также бесконтрольное использование ископаемого топлива ведут к увеличению природных катастроф и серьёзному ущербу окружающей среде и здоровью населения», — отметил Президент страны.
О ГОСУДАРСТВЕННОМ МОНИТОРИНГЕ
Положение разработано во исполнение постановления Кабинета Министров от 20.10.1999г. № 469 и в целях осуществления наблюдения за состоянием окружающей природной среды, использованием природных ресурсов, оценки, прогноза уровня загрязнения окружающей природной среды и устранения последствий негативных процессов, информационного обеспечения ведения государственного контроля в области охраны окружающей природной среды, целевого и рационального использования природных ресурсов.
сайт lex.uzПОСТАНОВЛЕНИЕ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ МОНИТОРИНГЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
(Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2002 г., № 7, ст. 49; 2004 г., №15, ст. 179, № 42, ст. 446)
Во исполнение постановления Кабинета Министров от 20 октября 1999 года № 469 «О программе действий по охране окружающей среды Республики Узбекистан на 1999—2005 годы» и в целях осуществления наблюдения за состоянием окружающей природной среды, использованием природных ресурсов, оценки, прогноза уровня загрязнения окружающей природной среды и устранения последствий негативных процессов, информационного обеспечения ведения государственного контроля в области охраны окружающей природной среды, целевого и рационального использования природных ресурсов Кабинет Министров постановляет:
1. Утвердить Положение о государственном мониторинге окружающей природной среды согласно приложению.
См. предыдущую редакцию.
2. Государственному комитету по охране природы, Министерству сельского и водного хозяйства, Министерству здравоохранения, Государственному комитету по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру, Государственному комитету по земельным ресурсам, Центру гидрометеорологической службы при Кабинете Министров Республики Узбекистан:
(абзац первый пункта 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 октября 2004 г. № 483 — Собрание законодательства Республики Узбекистан , 2004 г., № 42, ст. 446)
в двухмесячный срок разработать и согласовать ведомственные Положения о мониторинге согласно Положению о государственном мониторинге окружающей природной среды в Республике Узбекистан и утвердить в установленном порядке;
до конца 2002 года разработать и внести в установленном порядке для утверждения в Кабинет Министров Программу мониторинга окружающей природной среды Республики Узбекистан;
См. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13 января 2003 года № 16 «Об утверждении Программы мониторинга окружающей природной среды в Республике Узбекистан на 2003—2005 гг.».
финансирование расходов, связанных с реализацией указанной Программы, производить в пределах общих бюджетных ассигнований, выделяемых на календарный год.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Т. Холтоева.
Премьер-министр Республики Узбекистан У. СУЛТАНОВ
г. Ташкент,
3 апреля 2002 г.,
№ 111
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Кабинета Министров
от 3 апреля 2002 года № 111
ПОЛОЖЕНИЕ
о государственном мониторинге окружающей природной среды в Республике Узбекистан
1. Государственный мониторинг окружающей природной среды является системой регулярных, выполняемых по утвержденной программе наблюдений за состоянием загрязнения окружающей природной среды и другими вредными воздействиями (процессами) на нее под влиянием антропогенной деятельности и использованием природных ресурсов в целях выявления уровня загрязнения окружающей природной среды, оценки их состояния, прогноза и устранений последствий негативных процессов.
2. Объектами мониторинга являются биотическая и абиотическая составляющие окружающей природной среды и использование природных ресурсов, а также природные, техногенные и природно-техногенные факторы и источники воздействия на природную среду.
3. Основными задачами государственного мониторинга окружающей природной среды Республики Узбекистан являются:
организация и ведение наблюдений за уровнем загрязнения окружающей природной среды, а также происходящими в ней процессами под влиянием антропогенного воздействия;
оценка и прогноз уровня загрязнения природной среды;
выработка рекомендаций по предупреждению и устранению негативных процессов, происходящих в ней;
информационное обеспечение государственного контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, государственных кадастров природных ресурсов.
4. Государственный мониторинг окружающей природной среды проводится по схеме согласно приложению № 1 и состоит из:
мониторинга источников загрязнения (эмиссии);
мониторинга загрязнения атмосферы;
мониторинга загрязнения поверхностных и подземных вод;
мониторинга опасных природно-техногенных процессов;
мониторинга загрязнения земель и наземных экосистем;
фонового мониторинга.
5. Государственный мониторинг окружающей природной среды осуществляется по следующим уровням:
республиканский мониторинг (охватывает всю территорию Республики Узбекистан);
региональный мониторинг (охватывает территорию, ограниченную физико-географическими, административными и иными границами);
локальный (импактный) мониторинг (охватывает территорию определенных природно-техногенных и ландшафтно-экологических комплексов).
6. Государственный мониторинг окружающей природной среды включает в себя специально организованные систематические наблюдения (наблюдения в пунктах, съемки, обследования, изыскания и дистанционные наблюдения) за состоянием природной среды, выявление изменений, оценку и прогноз:
состояния источников воздействия на окружающую природную среду;
физических, химических и биологических процессов и факторов воздействия на окружающую природную среду;
состояния уровня загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, наземных экосистем и геологической среды;
состояния растительности и животного мира и процессов их загрязнения под воздействием техногенеза.
7. Оценка состояния окружающей природной среды выполняется путем обобщения и анализа последовательных наблюдений (периодических и текущих), направленности и интенсивности изменений, сравнения полученных показателей с нормативами качественного состояния окружающей природной среды и с учетом возможного экологического ущерба.
8. По результатам оценки состояния окружающей природной среды составляются оперативные сводки, доклады, прогнозы и рекомендации с приложением тематических карт, таблиц и диаграмм, характеризующих динамику, направленность и интенсивность изменений, особенно негативных.
9. Государственный мониторинг окружающей природной среды формируется на основе объединения систем мониторинга министерств, ведомств и органов хозяйственного управления.
10. Работы по государственному мониторингу будут проводиться по Программе мониторинга окружающей природной среды Республики Узбекистан, утверждаемой Кабинетом Министров.
11. Мониторинг объектов окружающей природной среды осуществляется по единой методике, утверждаемой Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы по согласованию с министерствами, ведомствами и органами хозяйственного управления, ведущими мониторинг окружающей природной среды.
12. Государственный мониторинг окружающей природной среды осуществляется:
Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы — в части мониторинга источников загрязнения и мониторинга наземных экосистем;
См. предыдущую редакцию.
Центром гидрометеорологической службы при Кабинете Министров Республики Узбекистан — в части мониторинга загрязнения атмосферы, загрязнения поверхностных (естественных водотоков) вод, почв и фоновый мониторинг;
(абзац третий пункта 12 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 14 апреля 2004 г. № 183 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., №15, ст. 179)
Министерством сельского и водного хозяйства Республики Узбекистан — в части мониторинга качества (минерализации) коллекторно-дренажных вод основных водотоков;
См. предыдущую редакцию.
Государственным комитетом Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру Республики Узбекистан — в части мониторинга загрязнения земель;
(абзац пятый пункта 12 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 октября 2004 г. № 483 — Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 42, ст. 446)
Государственным комитетом Республики Узбекистан по геологии и минеральным ресурсам — в части мониторинга загрязнения подземных вод и опасных геологических процессов;
Министерством здравоохранения Республики Узбекистан — в части санитарно-гигиенического мониторинга окружающей природной среды.
Министерствами, ведомствами и органами хозяйственного управления, деятельность которых приводит или может привести к ухудшению состояния окружающей природной среды, проводится ведомственный мониторинг окружающей природной среды.
Координация деятельности министерств, ведомств и органов хозяйственного управления в области государственного мониторинга окружающей природной среды осуществляется Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы.
13. Министерства, ведомства и органы хозяйственного управления, осуществляющие наблюдения за состоянием окружающей природной среды в системе государственного мониторинга, безвозмездно передают соответствующей службе Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы обобщенные сведения о состоянии окружающей природной среды (отчеты, доклады, периодические бюллетени).
Госкомприрода Республики Узбекистан и соответствующие ведомственные службы предоставляют заинтересованным предприятиям, учреждениям и организациям специализированную целевую информацию о состоянии окружающей природной среды по их запросам на договорной основе, за исключением случаев обеспечения исследований, проводимых в рамках государственных программ, а также запросов Правительства.
14. Обобщение информации по мониторингу осуществляется Государственным информационно-аналитическим центром при Государственном комитете Республики Узбекистан по охране природы, а также ведомственными информационно-аналитическими подразделениями (службами) министерств, ведомств и органов хозяйственного управления согласно приложению № 2.
15. Государственным информационно-аналитическим центром осуществляется:
организация информационного взаимодействия со всеми ведомственными информационными системами;
интеграция и анализ обобщенных данных об уровне загрязнения окружающей природной среды и использования природных ресурсов;
контроль выполнения государственных программ мониторинга окружающей природной среды, разработка и обобщение предложений по ее корректировке;
прогнозирование изменений экологической обстановки в пределах республики и административно-территориальных образований, оценка ущерба, наносимого природной среде антропогенной деятельностью;
информационное обеспечение управления природопользованием, охраны природных ресурсов и экологического контроля;
информирование населения и общественности об экологической обстановке.
16. Ведомственные информационно-аналитические подразделения (службы) министерств, ведомств и органов хозяйственного управления, указанных в пункте 12 данного Положения, осуществляют по методике, утвержденной Госкомприродой:
организацию информационного взаимодействия со всеми службами наблюдения и контроля в пределах природных экосистем или административно-территориального образования;
сбор, обработку, анализ данных и подготовку информации о состоянии природной среды, природных ресурсов в пределах административно-территориального образования и природных экосистем;
контроль выполнения региональной (территориальной) программы мониторинга окружающей природной среды, подготовку предложений по ее корректировке и развитию;
прогнозирование изменений компонентов природной среды и информационное обеспечение мероприятий по предупреждению возникновения зон экологического бедствия, чрезвычайных экологических ситуаций, а также негативных изменений природной среды в пределах территориальных образований.
17. В зависимости от сроков и периодичности наблюдений информация о состоянии окружающей природной среды подразделяется на:
текущую информацию, получаемую регулярно в течение года и фиксирующую происходящие изменения в объектах окружающей природной среды;
периодическую, получаемую регулярно по годам и периодам природного характера.
18. Текущая информация, полученная при наблюдениях за состоянием природной среды, техногенных экосистем и использованием природных ресурсов, обобщается по административно-территориальным образованиям и по отдельным природным комплексам.
19. Периодическая информация обобщается соответствующими информационно-аналитическими подразделениями (службами) министерств, ведомств и органов хозяйственного управления Республики Узбекистан на основе текущей информации мониторинга.
20. Информационно-аналитические подразделения (службы) министерств, ведомств и органов хозяйственного управления ежегодно, не позднее 1 марта, представляют в Государственный комитет Республики Узбекистан по охране природы и в органы государственной власти на местах доклады (отчеты) о состоянии природной среды по регионам, а при выявлении особо опасных и предельно допустимых процессов направляют оперативные (экстренные) сводки.
21. Государственный информационно-аналитический центр Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы на основании отчетов министерств, ведомств и органов хозяйственного управления ежегодно до 15 апреля составляет и издает национальный доклад о состоянии окружающей природной среды и использования природных ресурсов в Республике Узбекистан.
22. Работы по ведению системы государственного мониторинга окружающей природной среды осуществляются министерствами и ведомствами, финансируемыми из бюджета, в пределах общих бюджетных ассигнований, выделенных им на календарный год.
Финансирование межгосударственных и международных программ по мониторингу окружающей природной среды осуществляется в порядке и на условиях, определяемых соглашениями и договорами, заключаемыми Республикой Узбекистан с другими государственными и международными организациями.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к Положению о государственном мониторинге
окружающей природной среды в Республике Узбекистан
СХЕМА
функционирования системы государственного мониторинга окружающей природной среды в Республике Узбекистан
См. предыдущую редакцию.
(Схема в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19 октября 2004 г., № 483 — Собрание Законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 42, ст. 446)
(Постановление в полном виде, включая схему, на на сайте lex.uz)
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Экоправо
На COP29 в Азербайджане участники обсуждают необходимость инвестиций и инновационных решений в области управления водными ресурсами, чтобы обеспечить справедливый доступ к воде и повысить устойчивость к изменению климата.
По зуму участвовали в консультациях в Ташкенте представители ряда международных общественных организаций. По итогам они сформулировали свое понимание ситуации.
Исполнительный секретарь РКИК ООН Саймон Стил призвал делегатов Конференции ООН по изменению климата (COP29) проявить решимость и изобретательность в борьбе с климатическим кризисом.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев выступил 12 ноября в Баку на пленарной сессии Саммита мировых лидеров в рамках 29-й сессии Конференции Сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (СОР29).
Страны-члены Программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) одобрили новый План действий по изменению климата и запустили Фонд подготовки проектов по климату и устойчивому развитию.
На этом снимке утро в выходной. В будние дни воздух загрязнен еще сильнее, чем в выходные. Ташкент входит в десятку и даже в тройку анти-лидеров загрязнения на планете. И это не повод для гордости.
В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Министерства и ведомства, имеющие отношение к загрязнению окружающей среды и сохранению биоразнообразия, должны развивать сотрудничество с гражданским обществом. Не отмахиваясь от проблем, а принимая к сведению и совместно их решая.
Вот что пишут организаторы конкурса: «Хотите внести свой вклад в решение климатических проблем и стать частью международного проекта? Присоединяйтесь к созданию уникальной колоды климатических карточек «Turn It Around» и выразите своё видение через искусство и текст!»
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу