Хлопок «выращивают» не на ткацких станках, он с поля

Об этом на саммите в Самарканде напомнил в беседе с журналистами исполнительный секретарь Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием Ибрагим Тиау. Говорили о деградации земли  и как эта проблема связана с повседневной жизнью, с национальной экономикой и вынужденной миграцией. 

Сперва журналисты представились: «Мы из стран Центральной Азии…». Пригласивший нас на встречу г-н Тиау поинтересовался, насколько важна для СМИ центральноазиатских стран тематика саммита в Самарканде.  «Опустынивание, засухи, деградация земли — об этих явлениях средства массовой информации сообщают?»

«Если сравнивать с новостной тематикой, то гораздо реже». Часто — об изменении климата, оно чувствительно и на селе, и в городах, где находятся редакции. О посадке саксаула и других пустынных растений на осушенном дне Аральского моря  тоже журналисты информируют. В последние годы заметно выросло число пыльных бурь. На них реагируют СМИ по факту, не сильно вдаваясь в причины и следствия.

На саммите в Самарканде участники отмечали, что деградация земли стала угрожающей в планетарном масштабе. Неоднократно звучали и на пленарных заседаниях, и на тематических данные Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием: «С 2015 года ежегодные потери продуктивных земель составляют 100 млн.гектаров!»

«Что для вас было сложным на саммите?» Все заседания представителей Сторон информативны. А сложной показались терминология и незнакомые аббревиатуры. «CRIC21 (КРОК21) — это двадцать первая сессия Комитета по рассмотрению осуществления Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием. Аудиторию отпугивает, когда тяжеловесно. Как бы попроще!»

Одна из главных тем саммита — достижения нейтрального баланса деградации земель. Про нее тоже полегче бы. Согласно утвержденному Конвенцией определению: «Нейтральный баланс деградации земель — это такое состояние земель, когда объем и количество земельных ресурсов, необходимых для поддержания экосистемных функций и услуг и усиления продовольственной безопасности, остаются стабильными или же увеличиваются в конкретно определенных временных и пространственных масштабах и экосистемах».

Исполнительный секретарь Конвенции улыбнулся и сказал, что в отношении терминологии он с нами согласен. Переводили с английского переводчики. Он тоже считает, что надо говорить о деградации земли и достижении нейтрального баланса простыми словами. 

В  этом он  рассчитывает на журналистов: «Надо убрать загадочность из термина. Планета не должна терять по сто миллионов гектаров плодородных земель ежегодно. Вообще не должна терять ни гектара. В идеале деградированные земли в странах надо восстанавливать и возвращать в оборот. Вот суть и цель. Людям понятно, когда говорят про еду, про пастбища, топливо, воздух, чистое небо, одежду. Но мало людей видят связь деградации земли с повседневной жизнью, с национальной экономикой. Вряд ли кто задумывается, покупая одежду, сколько природных ресурсов на нее потрачено: воды, топлива, электроэнергии, металла на изготовление сельхозтехники и ткацких станков. Волокно получается не из ткацкого станка. Оно — из хлопка, который выращен благодаря природным ресурсам».

Далее разговор зашел о конфликтах из-за дефицита. 

«Следующая конференция после самаркандской, в которой я участвую, — по безопасности, — сказал г-н Тиау. — Приоритетные ресурсы: земля и вода. Чтобы разрешить конфликт, вызывают войска. Если ресурсов хватает, то нет причин для столкновений.  Так исторически сложилось: самые острые споры случаются в сфере землепользования и воды». 

Журналисты задали вопрос про строящийся афганский канал Кош-тепа: «Канал станет забирать воду из Амударьи, уменьшится сток по реке, что неизбежно скажется на странах ниже по течению — Узбекистане и Туркменистане. Ожидаемые последствия – опустынивание. Эта ситуация обсуждалась на сессии Комитета в Самарканде?» 

«На самой сессии — нет. Возможно, в узком кругу специалистов. Вода, вододеление, строительство каналов и дамб – это всегда вызов. Загрязнение тоже вызов. Прорыв дамб, споры фермеров за воду, скотоводов из-за водопоя скота на пастбищах… Многие вызовы и риски связаны с водой.

Недостаток ресурсов вызывает массовую миграцию людей. Государства строят стены, чтобы ее остановить. Но ни одна стена не помешает беженцам. Как остановить исход? Восстанавливая и сохраняя природные ресурсы.  Если люди смогут обеспечить себе пропитание, им не надо мигрировать! Поэтому необходимо беречь плодородные земли, которые кормят».

На деградированных, сухих поднимаются пыльные и песчаные бури. Тема пыльных и песчаных бурь становится вся актуальнее. Они участились.  Их тяжело переносят легочные больные, дети, пожилые. На сессии Комитета в Самарканде пыльным и песчаным бурям по инициативе Узбекистана было посвящено специальное пленарное заседание.

В беседе с журналистами исполнительный секретарь Конвенции по борьбе с опустыниванием Ибрагим Тиау посоветовал активнее привлекать внимание общества к проблеме: «Показывайте лица, рассказывайте трогательные человеческие истории, чтобы всем стала понятной опасность  деградации земли. Вот что случилось на Гаити. На острове ради выращивания сахарного тростника вырубили 98 процентов тропических лесов. Теперь гаитяне массово мигрируют: на родине нет условий для жизни».

Еще вопрос от журналистов. Он про финансы для реабилитации земель. К Гаити  все с сочувствием, но и в центральноазиатских странах есть аналогичные проблемы: «Конвенция финансирует проекты?» — «Конвенция – это международный, политический документ с обязательствами стран-Сторон. Деньги на проекты дают агентства, банки. Секретариат КБО ООН работает на уровне экспертов и экспертизы».

На пленарном заседании CRIC21 в Самарканде.

Резюмируем из беседы, что нужно странам. Добиваться нейтрального баланса деградации земли на уровне национального законодательства, национального планирования. На конференциях Сторон КБО ООН принимаются глобальные решения. Чтобы спустить их «до поля», нужны государственные решения и масштабные кампании по рациональному использованию природных ресурсов. Придет понимание проблемы от высокого уровня официальных лиц до земледельца и скотовода, тогда и цель близка. 

Наталия ШУЛЕПИНА

SREDA.UZ

 


Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

 

Еще статьи из Вода

Партнеры