Река Чирчик, протекающая по крайнему югу Ташкента, сейчас мало похожа на когда-то мощную водную артерию. Между тем законодательно река защищена специальным Постановлением Кабинета Министров РУз № 471 от 29.10.2003 года.
О реализации Стратегии «Узбекистан – 2030» в Год охраны окружающей среды и зеленой экономики
На сайте Узбекского информационного агентства (УЗА) опубликован Указ Президента Республики Узбекистан «О Государственной программе по реализации Стратегии «Узбекистан – 2030» в «Год охраны окружающей среды и «зеленой экономики» от 30 января 2025 года. Документ очень объемный. На сайте Министерства юстиции (lex.uz) Указ еще не размещен. Поэтому пока изучаем его по публикации на сайте УЗА.
В целях организации неукоснительного исполнения задач, определенных в Стратегии «Узбекистан – 2030» и на заседаниях палат Олий Мажлиса, осуществления комплексной «зеленой трансформации» отраслей и сфер при выполнении обязательств нашей страны, взятых на себя перед глобальным обществом в рамках Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата и Парижского соглашения, обеспечения их конкурентоспособности и ресурсосбережения, а также смягчения последствий изменения климата и адаптации к нему, улучшения качества жизни населения и перехода экономического роста на новую «зеленую» модель развития:
1. Определить приоритетными подходами развития страны в «Год охраны окружающей среды и «зеленой экономики»:
улучшение экологического облика махаллей, повышение уровня озеленения улиц, формирование экологически благоприятной и благополучной среды для проживания;
укрепление здоровья населения, создание условий для формирования экологического образа жизни и реализации человеческого потенциала;
бережное отношение и рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической устойчивости;
охрану, воспроизводство и сохранение для будущего поколения растительного и животного мира, сохранение биоразнообразия;
устойчивое финансирование проектов, направленных на широкое внедрение принципов «зеленой экономики», адаптацию экономики к изменению климата;
увеличение доли возобновляемой энергии в энергобалансе республики, включая строительство крупных «зеленых электростанций» на основе государственно-частного партнерства, расширение сети малых и микро гидроэлектростанций в регионах, стимулирование установки солнечных панелей в домохозяйствах населения;
сокращение «углеродного следа» в экономике путем широкого применения современных энергосберегающих технологий в отраслях экономики и социальной сфере;
обеспечение межрегиональной и межотраслевой координации, направленной на экологическую устойчивость.
Установить, что приоритетные подходы являются основанием для доведения до 2030 года годового роста валового внутреннего продукта минимум до 6 процентов, его объема – до 200 миллиардов долларов США, удержания инфляции на уровне 5 процентов, сохранения дефицита бюджета к валовому внутреннему продукту на уровне 3 процентов, сокращения бедности и повышения благосостояния населения путем перехода на модель экономического развития, предусматривающую экономное использование ресурсов.
2. Обеспечить в 2025 году в направлении устойчивого финансирования проектов, направленных на широкое внедрение принципов «зеленой экономики», декарбонизацию экономики, смягчение последствий изменения климата и адаптацию к нему:
разработку долгосрочной стратегии достижения углеродной нейтральности Узбекистана исходя из требований Парижского соглашения;
опубликование определенного на национальном уровне вклада нашей страны в сокращение выбросов парниковых газов (NDC) в глобальном масштабе в предстоящие 5 лет c учетом адаптации к изменению климата и трансфера «зеленых технологий»;
определение базового состояния эмиссии метана в таких областях, как природный газ, обращение с отходами и животноводство в рамках обязательства по сокращению эмиссии метана;
доведение доли возобновляемых источников энергии в генерации электроэнергии до 26 процентов и до 40 процентов в общей структуре мощностей генерции путем ввода в эксплуатацию крупных солнечных и ветряных станций суммарной мощностью 4,5 ГВт, установки солнечных панелей мощностью 785 мегаватт, строительства гидроэлектростанций мощностью 225 МВт;
внедрение сертификата «Зеленое здание» исходя из энергоэффективности строящихся новых зданий, сооружений и жилых домов.
Определить соответственно заместителя Премьер-министра – министра экономики и финансов Кучкарова Д., а также министра экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Абдухакимова А. ответственными за обеспечение безусловного, качественного и своевременного исполнения настоящего пункта.
3. Министерству энергетики (Мирзамахмудов Ж.) совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента внести в Кабинет Министров в месячный срок: программу установки солнечных панелей и гелиоколлекторов в 2025 году в разрезе районов и городов; программу строительства микро гидроэлектростанций в регионах республики в 2025–2026 годах.
4. В целях трансформации крупных предприятий с государственным участием и сокращения до 15–20 процентов их производственных расходов на основе принципа «бережливость и устойчивость» обеспечить до конца 2025 года:
разработку крупными стратегическими предприятиями корпоративных программ на основе принципов экологического, социального и корпоративного управления (ESG), внедрение практики формирования и раскрытия общественности национального отчета ESG не менее чем на 5 крупных промышленных предприятиях;
получение ESG-рейтинга АО «Узбекнефтегаз», АО «Навоийский горно-металлургический комбинат», АО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат», АО «Uzbekistan Airports», АО «Uzbekistan Airways»;
образование в качестве эксперимента в Самаркандской и Ферганской областях промышленных зон, специализирующихся на производстве экологически чистой продукции.
Определить соответственно заместителей Премьер-министра Кучкарова Д. и Ходжаева Ж., а также министра экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Абдухакимова А. ответственными за обеспечение безусловного, качественного и своевременного исполнения настоящего пункта.
5. Обеспечить в 2025 году в направлении улучшения экологического облика махаллей, повышения уровня озеленения улиц, формирования экологически благоприятной и благополучной среды для проживания:
создание сети «Тенистых прогулочных улиц» путем высадки деревьев и растений вдоль пешеходных и отдельных велосипедных дорожек, строительство в прибрежных зонах и вдоль рек 80 инфраструктурных объектов и оздоровительных дорожек для населения протяженностью более 110 километров;
повышение уровня озеленения за счет эффективного использования дождевых и сточных вод, внедрения системы полива деревьев путем применения в махаллях современных водосберегающих технологий;
посадку в рамках Общенационального проекта «Яшил макон» и проекта «Мой сад» 200 миллионов саженцев деревьев и кустарников, использование в «зеленых садах» и «зеленых общественных парках» осветительных приборов, заряжающихся от солнечных панелей;
создание 100 тысяч гектаров «зеленых площадей» на дне Аральского моря и доведение площади лесонасаждений в регионе Приаралья до 2,1 миллиона гектаров;
доведение покрытых лесом площадей до 4,1 миллиона гектаров и расширение охраняемых природных территорий до 14,5 процента, выявление и задействование их неиспользованных резервов в таких направлениях, как экотуризм, питомничество и выращивание лекарственных растений, а также увеличение доходов населения;
создание садов из устойчивых к засолению и засухе растений (галофитов) на отобранных территориях в Республике Каракалпакстан, Бухарской, Джизакской и Кашкадарьинской областях;
привлечение средств международных финансовых институтов в размере не менее 30 миллионов долларов США для организации государственных лабораторий «in-vitro», а также выделения кредитов субъектам предпринимательства для создания частных лабораторий «in-vitro» в Республике Каракалпакстан, Бухарской, Сурхандарьинской, Джизакской, Ферганской и Ташкентской областях;
внедрение системы акселерации по поддержке инициатив общественности, экоактивистов и представителей бизнеса, направленных на охрану природы.
Определить соответственно заместителя Премьер-министра Ходжаева Ж., министра экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Абдухакимова А., министра сельского хозяйства Абдурахмонова И., первого заместителя министра экономики и финансов Норкулова И., а также Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента ответственными за обеспечение безусловного, качественного и своевременного исполнения настоящего пункта.
6. В направлении укрепления здоровья населения, создания условий для формирования экологического образа жизни и реализации человеческого потенциала в 2025 году:
а) запустить в стране Общенациональное движение «Один миллион зеленых семей», направленное на популяризацию образа жизни «Эко-активного гражданина», путем внедрения экологических принципов в повседневную жизнь населения, а также организовать работу по популяризации данного движения среди граждан. При этом определить основными принципами движения:
пропаганду здорового образа жизни среди населения, в частности повышение медицинской культуры, здорового питания, ежедневной ходьбы и бега;
стимулирование передвижения на «зеленом транспорте», в том числе велосипедах;
сокращение использования пластиковой продукции;
предупреждение расточительного потребления пищи;
рациональное использование ресурсов воды, газа и электроэнергии;
внедрение сортировки отходов по их видам;
б) провести поэтапную трансформацию в первичном звене медицины, предусматривающую:
внедрение эффективной системы оказания первичной медико-санитарной помощи населению в семейных поликлиниках, пунктах семейного врача и медицинских пунктах махаллей;
организацию деятельности многопрофильных центральных поликлиник в качестве консультативно-диагностической поликлиники центральных больниц;
создание централизованных лабораторий, перевод полностью в электронную форму формирования очереди на прием к врачу, передачу на основе аутсорсинга стоматологических услуг частному сектору с усилением государственного контроля за соблюдением санитарно-гигиенических норм;
повышение квалификации медицинских работников, разработку показателей оценки эффективности труда медицинских работников, внедрение ежемесячной дополнительной надбавки к заработной плате работников, достигших высоких показателей эффективности;
реорганизацию специализированных медицинских учреждений областного уровня в многопрофильные клиники с современной формой управленческого, финансового и организационного обеспечения с созданием необходимого количества койко-мест;
в) с 2025/2026 учебного года в целях организации работ по повышению человеческого потенциала, созданию благоприятной образовательной среды:
определить Центрально-Азиатский Университет изучения окружающей среды и изменения климата ведущей высшей образовательной организацией по таким направлениям образования и специальностям, как экология, охрана окружающей среды и изменение климата;
внедрить практику подготовки кадров по направлению образования «Циркулярная экономика» в Центрально-Азиатском Университете изучения окружающей среды и изменения климата;
организовать в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте деятельность «зеленых техникумов», закрепляемых за Центрально-Азиатским Университетом изучения окружающей среды и изменения климата;
ввести в государственных высших образовательных организациях по направлениям «естественные науки», «инженерно-техническое направление», «экономика и финансы» предмет и учебные программы «Охрана окружающей среды и зеленое развитие»;
довести в высшем образовании квоты государственного заказа по точным и естественным наукам, инженерно-техническим направлениям, сфере услуг и медицине до 25 тысяч за счет поэтапного увеличения грантовых мест;
выделять Фондом «Эл-юрт умиди» до 20 квот на конкурс стипендий для обучения на основе образовательных программ по экологии, охране окружающей среды и изменению климата;
поэтапно организовать деятельность не менее одной общеобразовательной школы в каждом районе (городе) республики, соответствующей требованиям инклюзивного образования;
организовать в рамках Программы «От бедности к благополучию» работу по подготовке и принятию на учебу в высшие образовательные организации в установленном порядке на грантовой основе 3,5 тысячи детей из малообеспеченных семей;
г) в срок до 1 марта 2025 года разработать программу по усилению пропаганды пользы правильного питания, занятий физической культурой и спортом для здоровья человека;
д) в срок до 1 августа 2025 года разработать единую межведомственную Национальную информационную платформу в целях выявления, оценки, управления и мониторинга рисков в сфере продовольственной безопасности.
Определить соответственно министра здравоохранения Худаярова А., министра спорта Икрамова А., министра занятости и сокращения бедности Захидова Б., министра высшего образования, науки и инноваций Шарипова К., министра экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Абдухакимова А., министра сельского хозяйства Абдурахмонова И. ответственными за обеспечение безусловного, качественного и своевременного исполнения настоящего пункта.
7. Нижеследующим:
Министерству здравоохранения (Худаяров А., Адилов Э.) в срок 1 июля 2025 года внести проект нормативно-правового акта с конкретными механизмами по поэтапному внедрению системы государственной регистрации деятельности медицинских и фармацевтических работников;
Министерству цифровых технологий (Шерматов Ш.) совместно с Министерством здравоохранения (Худаяров А., Адилов Э.) в срок до 1 ноября 2025 года внедрить практику назначения лекарственных средств на основании системы «электронный рецепт» в регионах, в которых внедряются механизмы медицинского страхования.
8. Министерству экологии, охраны окружающей среды и изменения климата (Абдухакимов А.) и Министерству цифровых технологий (Шерматов Ш.) в срок до 1 июня 2025 года в рамках Общенационального движения «Один миллион зеленых семей» запустить платформу, предусматривающую:
присвоение статуса «Эко-активный гражданин» лицам, достигшим высоких показателей при внедрении в свою повседневную жизнь экологических принципов, а также предоставление 10-процентной скидки на получение государственных услуг, а также скидок на потребительские кредиты в банках с государственной долей более 50 процентов;
присвоение статуса «зеленая семья» и ежегодное предоставление посредством открытого конкурса 14 электромобилей семьям, в которых все совершеннолетние члены получили статус «Эко-активный гражданин»;
проведение конкурсов «Самая чистая махалля» и «Самая зеленая махалля» в махаллях, половина населения которых получила статус «зеленая семья», а также перечисление в фонд махаллей-победителей 500 миллионов сумов на финансирование мероприятий по дальнейшему улучшению внутренней инфраструктуры махаллей, в частности на ремонт дорог, установку энергоэффективных осветительных приборов, возведение детских площадок, создание «зеленых садов», установку скамеек, строительство мусоросборочных площадок, установку урн и контейнеров для отходов, с учетом предложений населения махаллей.
Определить соответственно министра экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Абдухакимова А., министра цифровых технологий Шерматова Ш., а также Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента ответственными за обеспечение безусловного, качественного и своевременного исполнения настоящего пункта.
9. В целях дальнейшего расширения возможностей населения, особенно представителей молодого поколения, для использования санитарно-гигиенических средств реализовать с 1 мая 2025 года, с широким освещением среди населения, программу «Чистые руки», предусматривающую:
а) во всех учреждениях здравоохранения и образования:
обеспечение мест для мытья рук санитарно-гигиеническими средствами;
улучшение технического состояния санитарно-гигиенических помещений и размещение их во внутренней части зданий строящихся новых учреждений;
планирование в течение года в первую очередь приобретения средств для мытья рук и антисептических средств;
б) введение обязательства по обеспечению санитарно-гигиеническими средствами всех видов общественных санитарно-гигиенических помещений и организаций общественного питания.
Министерству экономики и финансов (Норкулов И.) при необходимости выделять бюджетным организациям на протяжении 2025 года дополнительные средства на мероприятия, предусмотренные настоящим пунктом, на основании обоснованных расчетов распорядителей бюджетных средств первого уровня.
Комитету санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья (Юсупалиев Б.) в месячный срок пересмотреть нормативы выделения средств для поддержания санитарно-гигиенического состояния в предусмотренных настоящим пунктом учреждениях и установить строгий контроль за их фактическим исполнением.
10. Министерству здравоохранения (Худаяров А.), Министерству экономики и финансов (Фозилкаримов О.), Министерству дошкольного и школьного образования (Умарова Х.) совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Хидоятов Ш.) в срок до 1 августа 2025 года с привлечением международных экспертов Всемирной организации здравоохранения и Организации Объединенных Наций внести в Кабинет Министров Программу улучшения санитарно-гигиенической системы во всех учреждениях социальной сферы республики, в том числе в точках общественного питания и санитарно-гигиенических местах вдоль межобластных автомобильных дорог.
11. В целях усиления системы контроля качества и безопасности продовольственной продукции и разработки санитарных правил, направленных на приведение нормативов в данной области в соответствие с высокими стандартами:
в срок до 1 июля 2025 года принять меры по оснащению лабораторий Комитета санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья необходимым оборудованием по определению содержания трансжиров в составе пищевых продуктов;
в срок до 1 августа 2025 года обеспечить приведение санитарных правил и норм, устанавливающих предельные объемы использования трансжиров в производстве пищевых продуктов, в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации, а также установить строгий контроль за их соблюдением.
Определить министра здравоохранения Худаярова А. ответственным за обеспечение безусловного, качественного и своевременного исполнения настоящего пункта.
12. Обеспечить в 2025 году в направлении бережного отношения и рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической устойчивости:
достижение ежегодной экономии дополнительно 2,5 миллиарда кубических метров воды за счет перевода каналов протяженностью 1 тысяча километров на бетонное покрытие, включая доведение охвата водосберегающими технологиями до 1,6 миллиона гектаров;
сокращение потребления электроэнергии насосными станциями до 300 млн кВт путем замены устаревших насосов и электродвигателей на современные энергосберегающие, а также совершенствование учета водных ресурсов на насосных станциях;
улучшение водоснабжения 390 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель путем строительства и реконструкции объектов систем ирригации и мелиорации;
внедрение системы ведения единого онлайн-учета воды на магистральных каналах и ключевых водных объектах в целях обеспечения наиболее полного учета и отчетности по используемым водным ресурсам;
строительство и реконструкцию сетей питьевого водоснабжения и канализации протяженностью 1,8 тысячи километров, а также 77 сооружений питьевого водоснабжения и канализации;
замену на энергосберегающие 746 единиц морально устаревших насосных установок системы питьевого водоснабжения, установку в регионах солнечных панелей мощностью 65,2 мегаватта, а также 955 единиц современных приборов учета воды на водных сооружениях и в сетях магистрального водопровода;
ведение мониторинга качества и создание центров управления данными на всех предприятиях питьевого водоснабжения;
усиление контроля за сбросом различных загрязняющих веществ в реки, озера и каналы.
Определить соответственно министра водного хозяйства Хамраева Ш., министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Хидоятова Ш., министра энергетики Мирзамахмудова Ж., министра экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Абдухакимова А. ответственными за обеспечение безусловного, качественного и своевременного исполнения настоящего пункта.
13. Принимая во внимание предложения широкой общественности, международных и отечественных экоактивистов, Экологической партии Узбекистана, Министерства экологии, охраны окружающей среды
и изменения климата:
а) запретить с 1 мая 2025 года в городах Ташкенте и Нукусе, а также областных центрах реализацию новых проектов по следующим направлениям:
производство асбеста и цемента, шлама и шлаков;
кожевенно-дубильные, птицеводческие фабрики;
сжигание любого вида угля без оснащения высокоэффективными пылеулавливающими и газоочистными сооружениями;
заводы черной и цветной металлургии, стекла, в составе которого имеются ядовитые примеси, ядовитые химические вещества;
предприятия переработки и сжигания отходов, отнесенные по степени опасности к I и II классу;
б) мобилизовать все силы и средства для обеспечения исполнения до конца 2025 года следующих задач:
ограничение использования и реализации автомобильного топлива марки АИ – 80 с обеспечением населения качественным, экологически чистым и доступным топливом;
полный запрет использования мазута в качестве топлива предприятиями, производящими тепловую и электрическую энергию во всех регионах республики, за исключением случаев использования мазута в качестве аварийного топлива с уведомлением Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата и по согласованию с Кабинетом Министров;
в) Министерству экологии, охраны окружающей среды и изменения климата в срок до 1 ноября 2025 года разработать проект закона, предусматривающий внедрение следующих международно признанных механизмов сокращения пластиковых отходов:
организация сбора и утилизации такого вида отходов путем создания специальных мест приема пластиковых отходов и установки специального оборудования или оплата утилизационного сбора;
внедрение таких обязательств для производителей пластиковых упаковок либо продукции в пластиковой упаковке, а также их импортеров, как «возврат тары», создание возможностей для граждан по получению оплаты за каждую пластиковую тару, сдаваемую через специальное оборудование по приему отходов.
Министерству экологии, охраны окружающей среды и изменения климата (Абдухакимов А.) совместно с Министерством экономики и финансов (Норкулов И.), Министерством энергетики (Мирзамахмудов Ж.), Министерством инвестиций, промышленности и торговли (Кудратов Л.) и местными хокимиятами в срок до 1 октября 2025 года внести в Кабинет Министров обоснованные предложения о поэтапной передислокации с модернизацией из городов Ташкента и Нукуса, областных центров действующих мощностей по направлениям, указанным в подпункте
«а» данного пункта, а также имеющим высокое энергопотребление.
14. В целях сдерживания с внедрением достижений науки и современных технологий негативного воздействия на экологию производственной и градостроительной деятельности, оказания услуг:
установить с 1 августа 2025 года порядок приема экологических норм и правил, являющихся актами технического регулирования;
внедрить с 1 октября 2025 года практику применения отраслевого метода вместо метода индивидуального определения экологических нормативов в отрасли энергетики, сфере производства строительных материалов и химической промышленности;
наладить с 1 января 2026 года практику внедрения республиканскими органами исполнительной власти и предприятиями с государственной долей более 50 процентов в свою деятельность стандартов обнародования сведений в области устойчивого развития Совета по международным стандартам устойчивого развития (ISSB).
Министерству экологии, охраны окружающей среды и изменения климата (Абдухакимов А.) с привлечением ведущих международных и отечественных экспертов в трехмесячный срок внести в Кабинет Министров программу по разработке экологических норм и правил, направленных на сокращение загрязнения атмосферы, земельных, подземных и водных ресурсов.
Заместителям Премьер-министра Кучкарову Д. и Ходжаеву Ж. обеспечить перечисление Экологическому фонду средств в размере 25 миллиардов сумов за счет средств международных финансовых институтов и бюджетных средств для поддержки стартап-проектов по реализации мероприятий, направленных на охрану окружающей среды, в частности борьбу с опустыниванием, смягчение последствий изменения климата, рациональное использование водных ресурсов.
15. Принимая во внимание предложения широкой общественности, международных и отечественных экоактивистов, научного сообщества в сфере экологии, а также в целях сохранения плодородного слоя почвы и охраны зеленых территорий:
с 1 июля 2025 года усиливается ответственность за самовольное бетонирование, возведение построек и установку конструкций на территориях массивов многоэтажных домов, покрытых почвой и зелеными насаждениями;
с 1 августа 2025 года строительным организациям, которые от производства жженого кирпича перешли на производство стеновых материалов (пеноблоков, газоблоков), на платформе «Шаффоф қурилиш» предоставляется приоритет в целях стимулирования перехода на широкое использование альтернативных технологий;
с 1 января 2026 года при производстве жженого и сырого кирпича применяются ставки налога за пользование недрами с увеличением
в 2 раза от установленной ставки на 2025 год, а с 2027 года дополнительно поэтапно повышаются;
с 1 января 2027 года запрещается деятельность песчаных карьеров на землях сельскохозяйственного назначения, землях природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения, землях историко-культурного назначения, лесного и водного фондов в целях охраны земельных ресурсов и недопущения утраты плодородного слоя почвы;
вводится обязательство по установке системы использования для полива сточной, дождевой и технической водой при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию многоэтажных домов.
16. Министерству инвестиций, промышленности и торговли (Кудратов Л.), Министерству энергетики (Мирзамахмудов Ж.), Министерству экономики и финансов (Норкулов И.), Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Хидоятов Ш.), Узбекскому агентству по техническому регулированию (Жуманазаров А.), Торгово-промышленной палате (Вахабов Д.) в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров программу по увеличению объема производства и широкого использования в стране энергоэффективных материалов.
17. В направлении сохранения, воспроизводства и доведения до будущего поколения растительного и животного мира внедрить с 1 сентября 2025 года порядок предоставления утвержденных квот на сбор и заготовку дикорастущих растений и разрешений на специальное пользование объектами растительного мира посредством электронного аукциона. При этом:
квоты формируются Академией наук на основе ежегодно определяемых запасов растений;
квоты и разрешения утверждаются и выставляются на аукцион Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата.
Определить министра экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Абдухакимова А. ответственным за обеспечение безусловного, качественного и своевременного исполнения настоящего пункта.
18. В целях стимулирования действий предприятий, относящихся к I и II категориям по воздействию на окружающую среду, по переходу
к экологическому производству внедрить с 1 августа 2025 года порядок, предусматривающий:
а) на первом этапе – для предприятий, установивших станции фонового мониторинга загрязнения атмосферного воздуха:
отказ от задолженности, сформировавшейся от компенсационных платежей по нанесению ущерба природе;
возвращение в течение двух лет до 50 процентовкомпенсационных платежей по нанесению ущерба природе, направляемых в республиканский бюджет;
б) на втором этапе – для предприятий, установивших станции мониторинга, которые в течение следующего года установят пылеулавливающее, газоочистное и локальное водоочистное оборудование, возвращение в течение двух лет до 70 процентов компенсационных платежей по нанесению ущерба природе, направляемых в республиканский бюджет.
При этом льготы, предусмотренные настоящим пунктом, предоставляются на основе заключения, выдаваемого Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата посредством центров государственных услуг или Единого портала интерактивных государственных услуг;
в) Министерству экологии, охраны окружающей среды и изменения климата в срок до 1 ноября 2025 года разработать проект закона
по поэтапному внедрению системы обязательного страхования экологического ущерба, причиненного предприятиями и организациями, ведущими хозяйственную деятельность.
Премьер-министру Республики Узбекистан А.Арипову в двухмесячный срок утвердить программу по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха в республике, в частности поэтапной установке на промышленных предприятиях и в теплицах пылегазовых и локальных водных очистных сооружений, а также установить жесткий контроль за ее исполнением.
19. С 1 сентября 2025 года запустить платформу по присвоению субъектам предпринимательства статуса «зеленого предпринимателя», предусматривающую:
а) присвоение статуса «зеленого предпринимателя» субъектам предпринимательства, выполнившим показатели по следующим направлениям:
озеленение, в том числе создание вокруг предприятий «зеленых поясов», установление оросительных систем, внедрение системы капельного, дождевого и контейнерного (мешочного) орошения;
обеспечение энергосбережения, в том числе внедрение энергосберегающего оборудования и технологий;
снижение воздействия предприятий на окружающую среду, в том числе внедрение системы онлайн-мониторинга недопущения совершения экологических правонарушений, выбросов в атмосферу;
реализация в производстве принципа внедрения циркулярной экономики («7R»);
б) применение к субъектам предпринимательства, получившим статус «зеленого предпринимателя», следующих мер поддержки:
предоставление приоритета на платформе «Шаффоф курилиш»;
освобождение от экологических проверок на определенный период;
оказание поддержки в продвижении на международные рынки;
присуждение дополнительного балла в рамках Рейтинга устойчивости субъектов предпринимательства.
20. В целях стимулирования широкого использования населением и субъектами предпринимательства возобновляемых источников энергии внедрить с 1 апреля 2025 года «зеленые тарифы» на электрическую энергию, произведенную за счет утилизации отходов, а также посредством ветряных и солнечных источников. При этом льготные тарифы устанавливаются:
на электрическую энергию, производимую субъектами предпринимательства посредством утилизации отходов и биогаза, а также вырабатываемую ветряными и солнечными электроустройствами, установленными организациями на своих территориях;
на электрическую энергию, полученную населением от солнечных источников, излишки от потребления которой реализуются государству.
21. В направлении устойчивого финансирования проектов по декарбонизации и адаптации экономики к изменению климата:
а) до 1 декабря 2025 года разработать Национальную программу по формированию системы «зеленого финансирования» в Республике Узбекистан;
б) принять меры по привлечению начиная с 2025 года льготных кредитов и грантовых средств на поддержку проектов зеленого и низкоуглеродного развития за счет следующих источников:
от Европейского банка реконструкции и развития – до 200 миллионов евро поэтапно;
от Всемирного банка – 10 миллионов долларов США для снижения эмиссии метана в энергетическом секторе;
в рамках технического содействия Корейского агентства международного сотрудничества посредством Глобального института зеленого развития – 6,5 миллиона долларов США для укрепления зеленого сотрудничества между Узбекистаном и Кореей;
в рамках проекта Всемирного банка «iCRAFT» – 7,5 миллиона долларов США за счет реализации 500 тысяч тонн сокращенных парниковых газов;
от Германского общества по международному сотрудничеству – 20 миллионов евро для озеленения промышленности и сокращения вредных газов, выбрасываемых в атмосферу предприятиями по производству азотной кислоты;
в) внедрить до сентября 2025 года порядок оценки национальных проектов «зеленой экономики», направленных на обеспечение прозрачности при реализации проектов «зеленой экономики»;
г) до ноября 2025 года внедрить практику оценки соответствия проектов «зеленым компонентам» и целям устойчивого развития посредством включения новых проектов на основе государственно-частного партнерства стоимостью более 10 миллионов долларовСША в международную платформу «Source»;
д) обеспечить при техническом содействии Европейского союза разработку планов действий по низкоуглеродному развитию, а также повышение энергоэффективности 10 социальных объектов в городах Бухаре, Намангане, Нукусе, Ургенче и Гузарском районе.
Определить заместителя Премьер-министра Кучкарова Д. ответственным за обеспечение безусловного, качественного и своевременного исполнения настоящего пункта.
22. Установить, что в 2025 году в направлении обеспечения региональной и межотраслевой координации, служащей экологической стабильности:
начиная с 2025 года в 15 процентах формируемых инвестиционных программ, новых проектов по развитию отраслей, сфер и регионов
должны иметься «зеленые компоненты», начиная с 2027 года – в 30 процентах, начиная с 2030 года – 55 процентах;
разрабатываемые государственными органами и организациями, а также органами государственной власти на местах «зеленые программы», направленные на достижение углеродной нейтральности, адаптацию к изменению климата, охрану окружающей среды, повышение уровня озеленения и реализацию «зеленых проектов», подлежат утверждению по согласованию с Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата;
ежегодно ведется экологический рейтинг по снижению негативного воздействия государственных органов и социальных объектов
на окружающую среду, рациональному использованию ресурсов и внедрению «зеленых технологий».
23. В целях эффективной организации работ по охране окружающей среды в регионах, совершенствования деятельности территориальных государственных органов и организаций в этом направлении:
привлечь консультантов по вопросам экологии и «зеленого развития» Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента по согласованию с Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата за счет грантовых средств международных финансовых институтов;
внедрить начиная с 1 сентября 2025 года практику разработки экологических паспортов и экологических мастер-планов на уровне
районов (городов), а также экологического рейтинга регионов с представлением их широкой общественности.
Определить министра экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Абдухакимова А. ответственным за координацию деятельности привлекаемых консультантов.
24. Нижеследующим:
а) Ассоциации махаллей Узбекистана (Куранбаев К.) обеспечить:
в недельный срок – внесение в Кабинет Министров программы высадки в 2025 году саженцев деревьев в махаллях, а также цветов и черенков в домохозяйствах и на внутренних улицах в рамках Общенационального проекта «Яшил макон» в разрезе районов и городов;
в весенне-осенний сезон 2025 года – посадку и уход за 32 миллионами саженцев фруктовых и декоративных деревьев, саженцами кустарников, базиликом (райхоном), целозией, розами, а также черенками;
с 10 февраля по 10 марта 2025 года – слаженную организацию работ по благоустройству и озеленению каждого домохозяйства, улицы и кладбища в целях внедрения критериев «Благоустроенный дом», «Благоустроенная улица» и «Благоустроенная махалля»;
совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента – проведение среди махаллей в канун праздника Навруз конкурсов «Благоустроенный дом», «Благоустроенная улица» и «Благоустроенная махалля».
Определить, что мероприятия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются за счет средств Фонда по решению социально-экономических проблем махалли, спонсорских и благотворительных пожертвований;
б) Генеральной прокуратуре (Тухтабаев Ш.) совместно с Ассоциацией махаллей Узбекистана (Куранбаев К.) обеспечить с выездом на места установление строгого контроля за своевременным и качественным осуществлением мер, предусмотренных настоящим пунктом.
25. Проводить с 1 сентября 2025 года при утверждении в должности и освобождении от должности Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, районов (городов) экологический аудит по следующим экологическим показателям:
уровень озеленения и покрытия территории лесами, а также площадь лесов и охраняемых природных территорий;
количество деревьев на территории;
уровень создания вокруг городов и крупных промышленных предприятий зеленых поясов;
состояние песков и гравия в водных бассейнах и руслах рек;
уровень выбросов в атмосферу и загрязнения воздуха;
состояние установки станций фонового мониторинга загрязнения атмосферного воздуха, пылеулавливающих, газоочистных и локальных водоочистных сооружений на предприятиях, отнесенных к I и II категориям воздействия на окружающую среду;
охват населения услугами в сфере обращения с отходами, состояние обеспеченности мусоросборочными пунктами и контейнерами, уровень качества оказания услуг.
26. Министерству экологии, охраны окружающей среды и изменения климата (Абдухакимов А.) в месячный срок внести в Кабинет Министров проект нормативно-правового акта по совершенствованию порядка государственного экологического контроля и проведения проверок, кардинальному повышению эффективности деятельности Государственной инспекции по экологическому контролю, обеспечению ее сотрудников специальной техникой и транспортными средствами.
27. В целях дальнейшего усиления парламентского контроля в эффективном и рациональном использовании средств государственного бюджета наладить практику внесения в Законодательную палату Олий Мажлиса всех отчетов правительства касательно государственного бюджета вместе с заключением внешнего аудита Счетной палаты.
28. Заместителю Премьер-министра Ходжаеву Ж., министру экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Абдухакимову А., первому заместителю министра экономики и финансов Норкулову И. принять меры по привлечению инвестиций в размере 500 миллионов долларов США на организацию туристических комплексов, состоящих из «апарт-отелей», «капсульных» домов и других аналогичных средств размещения, в горной местности с высоким туристским потенциалом, прибрежных зонах водохранилищ, водных бассейнов и рек.
29. В целях эффективного использования сельскохозяйственных земель и обеспечения населения постоянными источниками дохода:
до 1 марта 2025 года в порядке эксперимента выделить посредством аукционных торгов выбранные земельные участки размером от 3 до 50 гектаров без нарушения их контуров и поливной системы по новой системе, основанной на независимости арендатора и выращивании культур с высокой добавленной стоимостью;
обеспечить закупку 10 портативно-мобильных лабораторий для проведения агрохимического анализа почвы;
довести до 10 тысяч гектаров земельные площади, на которых выращивается органическая сельскохозяйственная продукция;
Определить министра сельского хозяйства Абдурахмонова И. ответственным за обеспечение исполнения настоящего пункта.
30. Министерству цифровых технологий (Шерматов Ш.) совместно с Министерством юстиции (Ташкулов А.) с 1 октября 2025 года обеспечить полный перевод в электронную форму бумажного документооборота при оказании государственных услуг.
31. В рамках Государственной программы по реализации Стратегии «Узбекистан – 2030» в «Год охраны окружающей среды и «зеленой экономики» (далее – Государственная программа) согласно приложениям №№ 1–21 утвердить:
План практических мер на 2025 год;
Перечень проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых в 2025 году;
Целевые показатели на 2025 год;
План мер, подлежащих первоочередной реализации министерствами и ведомствами в 2025 году в направлении охраны окружающей среды;
План по реализации мер в направлении международного сотрудничества по охране окружающей среды в 2025 году;
План мер по реализации Программы «Зеленый туризм» в Республике Узбекистан;
План внедрения устройств возобновляемых источников энергии в регионах в 2025 году;
План посадки деревьев в махаллях в весенне-осенний сезоны 2025 года в рамках Общенационального движения «Яшил макон»;
План посадки цветов и черенков в домохозяйствах и на внутренних улицах в махаллях в весенний сезон 2025 года.
32. Генеральной прокуратуре (Аминов Ш.) осуществлять строгий контроль за обеспечением исполнения плана по установке устройств возобновляемых источников энергии малой мощности, а также безусловным соблюдением требований законодательства при установке солнечных панелей и гелиоколлекторов.
33. Определить, что:
безусловная, качественная и полная реализация Государственной программы является первоочередной приоритетной задачей государственных органов и организаций всех уровней;
руководители государственных органов и организаций несут персональную ответственность за достижение целевых показателей, определенных в Государственной программе в разрезе каждого квартала по соответствующим направлениям и регионам, эффективную реализацию предусмотренных мер, своевременную и тщательную разработку проектов необходимых нормативно-правовых актов.
34. Нижеследующим:
Министерству юстиции совместно со Счетной палатой в рамках Государственной программы проводить системный мониторинг выполнения планов практических мер по направлениям, достижения целевых показателей и разработки проектов соответствующих нормативно-правовых актов;
Центру «Стратегия развития» и движению «Юксалиш» критически изучать реализацию Государственной программы, в частности с выездом на места и с учетом мнения общественности, по результатам ежемесячно вносить информацию в Администрацию Президента Республики Узбекистан;
органам государственной власти, министерствам и ведомствам, органам исполнительной власти на местах оказывать всестороннее содействие деятельности Центра «Стратегия развития» и движения «Юксалиш» по исполнению настоящего пункта.
35. Кабинету Министров:
в недельный срок принять меры, направленные на исполнение настоящего Указа и утвержденной им Государственной программы;
по итогам каждого месяца обобщать информацию о ходе исполнения Государственной программы и вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан;
по итогам каждого квартала обсуждать на заседании Президиума Кабинета Министров своевременное, полное и качественное выполнение задач, определенных в Государственной программе;
каждые полгода вносить в Законодательную палату Олий Мажлиса отчеты о ходе исполнения Государственной программы.
36. Агентству информации и массовых коммуникаций (Ходжаев А.), Национальной телерадиокомпании Узбекистана (Джурабаев А.) и Национальному информационному агентству Узбекистана (Кучимов А.) совместно с другими средствами массовой информации обеспечить осуществление на регулярной основе:
широкого разъяснения результатов реализации Государственной программы, достижений при переходе к «зеленой экономике» в средствах массовой информации, в том числе сети Интернет и социальных сетях, а также доведения до общественности ее сути и содержания;
оперативного доведения до населения объективной и полной информации о ходе и результатах всех мероприятий, осуществляемых в рамках Государственной программы.
37. Возложить на руководителей министерств и ведомств, Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего Указа.
Регулярное обсуждение хода исполнения настоящего Указа, осуществление координации и контроля за деятельностью организаций, ответственных за его исполнение, возложить на Республиканскую комиссию по реализации Стратегии «Узбекистан – 2030».
Источник — uza.uz
====================================
Приложений к Указу на сайте УЗА не опубликовано, а их должно быть 21. Поэтому будем ожидать официальную публикацию на сайте Минюста leх.uz. Тогда изучим приложения и еще раз вернемся к этому важному Указу. Также ожидаем, что своими комментариями по выполнению поставленных задач поделятся ответственные министерства и ведомства.
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Вода
Водный кодекс РУз регулирует отношения в области рационального использования и охраны вод, водных объектов, водохозяйственных объектов и земель водного фонда. Дата вступления Водного кодекса в силу — 31.10.2025г.
Полвека назад — 1 августа 1975 года — вдоль правого берега реки Зарафшан близ Самарканда был основан Зарафшанский заповедник протяженностью 47 километров.
Эта наградой Международная комиссия по ирригации и дренажу отмечает ирригационные сооружения возрастом более ста лет, которые еще находятся в эксплуатации и представляют собой исключительный пример устойчивой эксплуатации и управления.
В Бухару едем для изучения проблем питьевого водоснабжения. Из Ташкента мы прилетаем рано утром. Перед посадкой разглядываем теплицы, трубы теплоцентрали, дороги…
Сделка по продаже береговых участков Чарвакского водохранилища поставила «на уши», пожалуй, весь Ташкент. Официально — не продажа, а развитие международного туризма. На словах: никакого строительства до заключения экологической экспертизы. По факту: иное.
Благодаря усилиям экологов удалось, как минимум, отсрочить разрушение уникального объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Западный Тянь-Шань». В ходе напряженного обсуждения на 47-й сессии Комитета Всемирного наследия в Париже было принято компромиссное решение, дающее надежду… Оно и про Узбекистан.
Предлагаемая читателям информация из международных источников не имеет прямого отношения к Узбекистану и региону Центральной Азии. Но заставляет задуматься, не слишком ли беспечно чиновники распоряжаются источниками питьевого водоснабжения. Как аукнется?
Данные бассейновых водохозяйственных объединений «Амударья» и «Сырдарья» проанализированы в НИЦ МКВК и обобщены. Для оперативного оповещения опубликованы в еженедельном бюллетене.
Мы пройдем вдоль небольшого участка Аму-Бухарского канала: от моста на трассе между Бухарой и Караулбазаром вверх по течению параллельно ограждению питомника «Джейран».
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Guljakhon Amanova
Краткий правовой анализ ключевых моментов Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №490 от 2 августа 2025 года по проекту Sea Breeze Uzbekistan (https://lex.uz/ru/pdfs/7661949#): Проект #SeaBreezeUzbekistan 1. Отсутствие экологических гарантий Ключевая проблема: Постановление №490 утверждает реализацию крупного инвестиционного проекта — туристско-рекреационного комплекса стоимостью $1,5 млрд на территории более 2 000 гектаров (пункты 1 и 4) — без упоминания оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), природоохранных обязательств или ссылки на экологические законы. Само принятие такого подзаконного акта противоречит основному закону - Конституции РУз, ст. 49, устанавливающей, что: «Государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду.» Игнорирование национальных и международных стандартов: Не взят во внимание Закон Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе», который хотя и вступит в силу 25.08.2025 г, но был принят уже в феврале этого года; Не указано обязательство по проведению ОВОС, несмотря на потенциальное значительное влияние на природу и климат, и продолжающиеся требования активистов провести такую полномасштабную экспертизу. Несоответствие #международным правовым обязательствам #Узбекистана: ✅ Принцип 17 #Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г.), который стал частью обычного международного права (customary international law): Обязывает проводить оценку воздействия на окружающую среду для проектов с потенциальным серьёзным экологическим воздействием. ✅ Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (#Орхусская конвенция,1998 г.) (ратифицирована Узбекистаном в марте 2025 г, вступила в силу - в июне 2025 https://lex.uz/ru/docs/7424711): Гарантирует право граждан на доступ к экологической информации и участие в принятии решений, затрагивающих окружающую среду (https://unece.org/DAM/env/pp/documents/cep43r.pdf). ✅ Замечание общего порядка №36 (2019 г.) Комитета ООН по правам человека к статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах: Признаёт обязанность государств защищать #право на #жизнь от экологической деградации (пункты 26 и 62). А ведь в соответствии со ст. 15 Конституции: Международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан. 2. Риски принудительных выселений и отсутствие гарантий жилищных прав Проблемные положения Постановления №490: ⚠️ П. 6(а): требует прекращения прав землепользования и регистрации участков как «свободных» для передачи инвестору; ⚠️ Последнее предложение п. 6: обязывает инвестора перечислить $5 млн в бюджет Ташкентской области для компенсации, но без гарантии, что пострадавшие получат её напрямую и в полном объёме, и что компенсация будет адекватной; ⚠️ П. 8(а): классифицирует проект как «социально значимый», создавая основания для возможного принудительного изъятия земли под видом общественного интереса. Несоответствие международным стандартам жилищных прав: ✅ Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП): Закрепляет право каждого на достаточный уровень жизни, включая право на жильё. ✅ Замечание общего порядка №7 (1997 г.) Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам к статье 11 МПЭСКП: п. 13 — выселения недопустимы без адекватного уведомления, консультаций и правовых гарантий; п. 15 — выселения не должны приводить к бездомности или уязвимости. ✅ Основные принципы и руководящие положения по выселениям, связанным с развитием (Приложение к Докладу Специального докладчика ООН по вопросу о праве на жилище, документ A/HRC/4/18, 2007 г.): Требуют проведения #предварительных оценок последствий, раскрытия информации, индивидуальных компенсаций и правовых механизмов защиты. 3. Выводы и рекомендации ‼️ Постановление №490 позволяет реализовать крупный инвестиционный проект в обход базовых норм по защите прав человека и окружающей среды: Не требует экологической экспертизы и оценки воздействия; Не гарантирует справедливую, прямую компенсацию пострадавшим; Не предусматривает механизмов обжалования и правовой защиты; Использует термин «социально значимый» для оправдания коммерческого проекта. ⚠️ Это может привести к нарушениям международных обязательств Узбекистана в рамках МПЭСКП, МПГПП, Орхусской конвенции и Принципа 17 Декларации Рио, который стал частью обычного международного права (customary international law). Рекомендуемые неотложные меры: ⛔ Приостановить реализацию Постановления №490 до: Проведения независимой экологической экспертизы и оценки воздействия на жилищные права. Внести поправки в Постановление: Включить обязательность соблюдения Закона об экологической экспертизе (2025); Гарантировать индивидуальные компенсации и правовую помощь пострадавшим; Обеспечить прозрачные общественные консультации до отчуждения земель. ⚖️ Обеспечить судебный контроль за процедурами выселения и компенсации: Гарантировать пострадавшим доступ к эффективным средствам правовой защиты. ✊ Уважение к #ПравамЧеловека и #защите #окружающей среды должно стать основой любого инвестиционного проекта — даже самого амбициозного. unece.org
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Galina Fimasobak
Чарвак - это не про собственность, не про деньги, Чарвак - это про единственный источник питьевой воды. Хотя не все так думают. Бизнесмены считают что все имеет свою цену, и все можно купить. Например, можно купить чью-то почку или сердце. В данном случае- это наши почки и наше сердце. Потому что речь о том, что мы будем пить, с какими примесями. А деньги получит кто-то другой. Не стоит уповать на очистные сооружения. На Байкале много лет работал целлюлозный комбинат, но его закрыли в 2013 году. Потому что он загадил озеро. Хотя там были очистные сооружения. Заметьте, сколько в том регионе источников пресной воды. И все равно вынуждены были закрыть комбинат! А у нас единственная речушка Чирчик и единственное водохранилище, которое ставится сейчас под угрозу!
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Gulsara Shermatova
Опять есть ТРЕБОВАНИЯ, а выполнения не будет по Чарваку тоже. Минэкологии нужно разогнать, зарплату за годы невыполнения обязательств заставить вернуть в бюджет. Это Министерство не охраняет даже стратегически важные объекты! Надо же оправдывать строительство пляжей на водохранилище- единственном источнике питьевой воды!
Полувековой юбилей Зарафшанского национального природного парка с непростой историей
Однолько Ангелина
Будем надеяться, что на охраняемой территории не будет допущено строительство никаких гостевых домиков и гостиниц. И огромная благодарность сотрудникам заповедной зоны и общественности Самарканда за труд и бдительность.
В Узбекистане — чилля. Установилась жара плюс 40-42 градуса. В пустынных регионах градусы выше
вован1
Побольше бы таких качественных репортажей
ГИССАРСКАЯ БАЛЛАДА
Каримов Р
И ещё самое главное. Среди красот этих гор в отдаленных кишлаках живут люди, не испорченные благами цивилизации. Очень простые и гостеприимные люди
Яллама — озеро в песчаном карьере
admin
Несколько групп в фэйсбуке организуют выезды на Ялламу.
Яллама — озеро в песчаном карьере
Анна
Как попасть на это прекрасное озеро? Спасибо