Уровни годовых осадков могут меняться незначительно. Но длительные периоды между интенсивными ливнями позволяют почве высыхать и становиться более плотной, уменьшая количество влаги, которую она может поглотить во время дождя.
СВОБОДНО ЛЬ ДЫШИТСЯ ЗЕМЛЕ…
В результате мелиоративных работ с 2008 года в Джизакской области улучшено состояние 41 тыс. гектаров поливных площадей. Повысилась урожайность сельскохозяйственных культур.
\»Правда Востока\», 17.2.2011г.В результате мелиоративных работ с 2008 года в Джизакской области улучшено состояние 41 тыс. гектаров поливных площадей. Повысилась урожайность сельскохозяйственных культур.
Тем не менее в области площадь сильно засоленных земель составляет 6,2 тыс. гектаров, среднезасоленных превышает 70 тысяч гектаров, слабозасоленных – свыше 165 тысяч гектаров. В Арнасайском районе почти из 33,4 тыс. гектаров обследованных земель только в составе 180 гектаров нет солей. Не лучше обстоит дело в Мирзачульском, Зарбдорском, Дустликском районах. Значит, у мелиораторов работы — непочатый край.
— Поддержку государства мы ощущаем, — говорит агроном ассоциации водопотребителей имени Х.Алимджана Арнасайского района Хабибулла Мелибоев. — Отношение к мелиоративным и ирригационным работам стало иным. Коллекторы очищаются качественно. И все же часть посевных площадей, принадлежащих фермерским хозяйствам, остается сильнозасоленной, потому что в период вегетации используют для полива хлопчатника сбросную, а не поливную воду.
Такая же ситуация в объединениях имени Ф.Ходжаева, имени Беруни, \»Чимкургон\». И здесь дехкане вынуждены \»поить\» растения сбросной водой. Чтобы повысить плодородие почвы, а значит, и урожайность культур, прежде всего необходимо хорошо промыть земли от соли, затем применить комплекс агромелиоративных мероприятий. Сделать это не всегда удается, потому что нет поливной воды.
В свое время в зависимости от конкретных гидрогеологических условий применялись различные типы закрытых горизонтальных дрен из керамических и пластмассовых труб. Сейчас с помощью агрегатов они промываются. Если на отдельных участках есть сильная утечка, то производится локальный ремонт. Мелкие поломки не всегда заметны и потому остаются без внимания. Отсюда соленая вода просачивается в почву. А чтобы этого не было, по мнению дехкан, настало время на отдельных участках сильнозасоленных земель полностью заменить сеть закрытых горизонтальных дрен.
В сентябре прошлого года в Комитете Законодательной палаты Олий Мажлиса по вопросам экологии и охраны окружающей среды состоялось парламентское слушание. Вместе с достигнутыми результатами в этой сфере в Джизакской области депутаты обратили внимание и на отдельные недостатки. Например, некоторые проекты по улучшению мелиоративного состояния земель в области в нарушение норм законодательства реализованы без необходимой государственной экологической экспертизы.
Нельзя, по мнению специалистов, допускать того, чтобы внутрихозяйственные открытые и закрытые горизонтальные дрены находились в неудовлетворительном состоянии, зарастали камышом, подвергались инфильтрации, размывались откосы. Это способствует повышению дна коллекторов и уровня грунтовых вод, а их близкое залегание приводит к вторичному засолению и заболачиванию орошаемых земель.
Акимжан АДИЗОВ
\»Правда Востока\», 17.2.2011г.
(Прим. Текст сокращен. Чтобы ознакомиться со статьей в полном виде см. сайт «ПВ»).
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Вода
«Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, опустынивание, а также бесконтрольное использование ископаемого топлива ведут к увеличению природных катастроф и серьёзному ущербу окружающей среде и здоровью населения», — отметил Президент страны.
На COP29 в Азербайджане участники обсуждают необходимость инвестиций и инновационных решений в области управления водными ресурсами, чтобы обеспечить справедливый доступ к воде и повысить устойчивость к изменению климата.
По зуму участвовали в консультациях в Ташкенте представители ряда международных общественных организаций. По итогам они сформулировали свое понимание ситуации.
В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
В сборнике — воспоминания коллег, учеников и соратников Виктора Абрамовича Духовного.
Экскаваторы и бульдозеры пробили ее на горном склоне над рекой Мачитасгонсай длиной в четыре с половиной километра, и останавливаться не собираются. По факту — это очередная агрессия бизнеса на охраняемой природной территории.
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Отчет по результатам миссии ЮНЕСКО и МСОП на объект Всемирного природного наследия «Западный Тянь-Шань» будет рассматриваться в следующем году, на очередной сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, которая состоится в Софии (Болгария).
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу