Полвека назад — 1 августа 1975 года — вдоль правого берега реки Зарафшан близ Самарканда был основан Зарафшанский заповедник протяженностью 47 километров.
ОХРАНА ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ
Ташкентский городской комитет по охране природы открыл свой сайт http://ecocity.uz/. На сайте — несколько разделов. Они посвящены качеству воздуха в столице, водным ресурсам, отходам, энергетике, промышленности, транспорту… Среди размещенных статей есть и информация Горкомприроды о зеленом наряде города.
http://ecocity.uz/index.php/guard/41-protection-of-green-plantings.html
Ташкентский городской комитет по охране природы открыл свой сайт http://ecocity.uz/. На сайте — несколько разделов. Они посвящены качеству воздуха в столице, водным ресурсам, отходам, энергетике, промышленности, транспорту… Среди размещенных статей есть и информация Горкомприроды о зеленом наряде города.
В Ташкенте официально насчитывается восемнадцать крупных парковых зон, при этом на каждого горожанина приходится 68,4 квадратных метра зелени. Богатая растительность нашей столицы очищает воздух нашего города. Важно, что уровень загрязнения атмосферного воздуха в Ташкенте в несколько раз ниже, чем, к примеру, в Шанхае, Токио и Чикаго. И это не субъективная оценка узбекских экологов, а факт, зафиксированный международными экспертами.
В Юнусабадском, Шайхантахурском, Учтепинском, Чиланзарском и Сергелийском районах будут созданы новые парковые зоны, которые существенно оздоровят экологическую обстановку столицы. Микроклимат столицы поддерживают не только лиственные насаждения, но и вечнозеленые породы деревьев — ели, сосны, можжевельники, туи, которые в совокупности благотворно влияют на дыхательную систему человека и питают кислородом городские улицы.
Все чаще горожане могут любоваться такими новичками наших улиц, как береза, тюльпановое дерево, магнолия крупноцветковая, софора японская, самшит. Обочины крупных столичных автотрасс засаживаются, в основном, теми породами деревьев, которые защищают от выхлопных газов. Основными породами здесь являются сосна, ель, можжевельник, туя, дуб, липа. Жилые массивы города засажены, в основном, фруктовыми деревьями. Все зелёные насаждения требуют ухода и охраны. Именно охраной зелёного пояса столицы занимается городская инспекция.
В Прокуратуру Ташкента было направлено 8 (за 2009 год — 11) материалов с ходатайствами о возбуждении уголовных дел:
I. По факту незаконной вырубки зеленых насаждений на территории Мирзо Улугбекского района, ул. Муминова, на территории детского дошкольного учреждения № 145 с нанесением ущерба 22,4 млн.сум. Вынесен приговор. Заведующая детским дошкольным учреждением № 145 Ахмеджанова Х.Г. признана виновной по ст. 198 часть 2 и 205 часть 2 УК РУз и приговорена к штрафу в размере 320 минимальных размеров заработной платы (12,057 млн.сум), с запретом занимать в течение одного года руководящие должности и должности, связанные с материальной ответственностью. Также Ахмеджанову Х.Г. обязали возместить ущерб, нанесенный растительному миру в размере 22,457 млн.сум;
II. По факту незаконной вырубки зеленых насаждений в Хамзинском районе на территории семейной поликлиники № 32 с нанесением ущерба 4,5 млн.сум. Возбуждено уголовное дело по ст. 198 часть 2 УК РУз. Следствие приостановлено по ст. 364 УПК РУз.
III. По факту незаконной вырубки зеленых насаждений в Мирабадском районе, ул. С.Барака, на территории ТЧСЖ «Куёш коммунал сервис» с нанесением ущерба 6,5 млн.сум. Вынесено определение. К председателю правления ТЧСЖ «Куёш коммунал сервис» Хасановой Э.Н. в соответствии с Постановлением Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 28 августа 2010 г. применена амнистия;
IV. По факту незаконной вырубки зеленых насаждений в Чиланзарском районе, ул. Сугалли-ота, на территории ТЧСЖ «Хаёт шарк коммуналчи» с нанесением ущерба 9,55 млн.сум. Вынесен приговор. Директор ТЧСЖ «Хаёт шарк коммуналчи» Рихсиева М.М. признана виновной по ст. 198 часть 2 УК РУз и приговорена к штрафу в размере 50 минимальных размеров заработной платы (1,884 млн.сум), с запретом занимать в течении одного года руководящие должности, а также должности, связанные с материальной ответственностью. Также Рихсиеву М.М обязали возместить ущерб, нанесенный растительному миру, в размере 9,55 млн.сум;
V. По факту незаконной вырубки зеленых насаждений в Шайхантахурском районе, ул. Гулхани, махалля «Новза», на территории ТЧСЖ «Гулханий» с нанесением ущерба 23,8 млн.сум. Возбуждено уголовное дело по ст. 198 часть 2 УК РУз. Идет следствие.
VI. По факту незаконной вырубки зеленых насаждений в Сабир Рахимовском районе, на территории ТЧСЖ «Шумилова Чукурсой хамкор» с нанесением ущерба 11,9 млн.сум. Возбуждено уголовное дело по ст. 198 часть 2 УК РУз. Вынесен приговор. Директор ТЧСЖ «Шумилова Чукурсой Хамкор» Шашолина Н.А. признана виновной по ст. 198 часть 2 и 229 УК РУз и приговорена к штрафу в размере 55 минимальных размеров заработной платы (2,072 млн.сум), с запретом занимать в течении одного года руководящие должности, а также должности, связанные с материальной ответственностью. Также Шашолину Н.А. обязали возместить ущерб, нанесенный растительному миру, в размере 11,9 млн.сум;
VII. По факту незаконной вырубки зеленых насаждений в Юнусабадском районе районе, на территории ТЧСЖ «Минор сервис» с нанесением ущерба 6,1 млн.сум. Возбуждено уголовное дело по ст. 198 часть 2 УК РУз.
VIII. По факту незаконной вырубки зеленых насаждений в Сергелийском районе, на территории Финансово-экономического колледжа с нанесением ущерба 54,9 млн.сум. Возбуждено уголовное дело по ст. 198 часть 3 УК РУз.
По итогам проведенных проверок к административной ответственности привлечено 1228 (за 2009 год — 1218) человек, из них 762 (за 2009 год — 721) должностные лица и 466 (за 2009 год — 497) граждан. На виновных наложены штрафы на сумму 63517,3 (за 2009 год — 43434,1) тыс.сум, из них 55740,7 (за 2009 год — 37931,3) тыс.сум на должностных лиц и 7776,6 (за 2009 год — 5502,8) тыс.сум на граждан.
Взысканы штрафы на сумму 62407,5 (за 2009 год — 43574,3) тыс.сум.
Не взыскано 5 штрафов на сумму 1109,8 тыс.сум по которым не истекли процессуальные сроки взыскания.
В ряде случаев (ст. 65,74,85,87,88), размер штрафа назначался в соответствии со ст. 33 КоАО РУз, т.е. «ниже низшего предела». При этом учитывались смягчающие вину обстоятельства и тяжелое материальное положение виновных.
По 35 фактам неразрешенной вырубки зеленых насаждений взыскано исков на сумму 22626,7 (за 2009 год — 18938,2) тыс.сум.
По разрешениям на специальное пользования растительным миром взыскано 422935,9 (за 2009 год — 213351,4) тыс.сум.
В отчетном периоде, на предприятиях и автомагистралях города проверено на токсичность/дымность 38193 (за 2009 год — 35237) автотранспортных средства. Превышение норм зафиксировано у 3193 (за 2009 год — 2703) автомобилей или у 8,3 процента (за 2009 год -7,7).
Эффективность комплексных и краткосрочных проверок по итогам 12 месяцев 2010 года составила 100 процентов.
http://ecocity.uz/index.php/guard/41-protection-of-green-plantings.html
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Биоресурсы
Рассматриваются вопросы номинации Сурханского и Койтендагского государственных природных заповедников в качестве единого трансграничного объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Благодаря усилиям экологов удалось, как минимум, отсрочить разрушение уникального объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Западный Тянь-Шань». В ходе напряженного обсуждения на 47-й сессии Комитета Всемирного наследия в Париже было принято компромиссное решение, дающее надежду… Оно и про Узбекистан.
Мы пройдем вдоль небольшого участка Аму-Бухарского канала: от моста на трассе между Бухарой и Караулбазаром вверх по течению параллельно ограждению питомника «Джейран».
Нужно увидеть в плато Устюрт памятник природы, а не просто огромный кусок своей территории, где много нефти и ветров.
Мнение экспертов ЮНЕСКО и МСОП: даже небольшие водохранилища создают застойные зоны с меняющейся температурой и низким уровнем кислорода, что губительно для речной фауны. Любые предложения по изменению границ наследия с целью «вывода» земель под строительство ГЭС недопустимы.
Проект анонсируется как имеющий большой потенциал для создания новых рабочих мест, стимулирования местного производства и активизации экономической деятельности в районах размещения малых ГЭС. ВБ выделит Узбекистану льготный кредит в 150 миллионов долларов.
Как чувствуют себя памирские ледники и амударьинские тугаи в эпоху активного вмешательства человека в природу? На эти вопросы предстоит ответить исследователям из стран, откуда сток, и стран, где он «рассеивается». Здесь: про Памир и «Тигровую балку».
О них рассказывает и их показывает на замечательных фото ученый-зоолог Наталья Мармазинская.
Специалисты оперативно проводят мониторинг и зачищают территории. Химическая обработка проведена на площади 507 181 га.
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Guljakhon Amanova
Краткий правовой анализ ключевых моментов Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №490 от 2 августа 2025 года по проекту Sea Breeze Uzbekistan (https://lex.uz/ru/pdfs/7661949#): Проект #SeaBreezeUzbekistan 1. Отсутствие экологических гарантий Ключевая проблема: Постановление №490 утверждает реализацию крупного инвестиционного проекта — туристско-рекреационного комплекса стоимостью $1,5 млрд на территории более 2 000 гектаров (пункты 1 и 4) — без упоминания оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), природоохранных обязательств или ссылки на экологические законы. Само принятие такого подзаконного акта противоречит основному закону - Конституции РУз, ст. 49, устанавливающей, что: «Государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду.» Игнорирование национальных и международных стандартов: Не взят во внимание Закон Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе», который хотя и вступит в силу 25.08.2025 г, но был принят уже в феврале этого года; Не указано обязательство по проведению ОВОС, несмотря на потенциальное значительное влияние на природу и климат, и продолжающиеся требования активистов провести такую полномасштабную экспертизу. Несоответствие #международным правовым обязательствам #Узбекистана: ✅ Принцип 17 #Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г.), который стал частью обычного международного права (customary international law): Обязывает проводить оценку воздействия на окружающую среду для проектов с потенциальным серьёзным экологическим воздействием. ✅ Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (#Орхусская конвенция,1998 г.) (ратифицирована Узбекистаном в марте 2025 г, вступила в силу - в июне 2025 https://lex.uz/ru/docs/7424711): Гарантирует право граждан на доступ к экологической информации и участие в принятии решений, затрагивающих окружающую среду (https://unece.org/DAM/env/pp/documents/cep43r.pdf). ✅ Замечание общего порядка №36 (2019 г.) Комитета ООН по правам человека к статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах: Признаёт обязанность государств защищать #право на #жизнь от экологической деградации (пункты 26 и 62). А ведь в соответствии со ст. 15 Конституции: Международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан. 2. Риски принудительных выселений и отсутствие гарантий жилищных прав Проблемные положения Постановления №490: ⚠️ П. 6(а): требует прекращения прав землепользования и регистрации участков как «свободных» для передачи инвестору; ⚠️ Последнее предложение п. 6: обязывает инвестора перечислить $5 млн в бюджет Ташкентской области для компенсации, но без гарантии, что пострадавшие получат её напрямую и в полном объёме, и что компенсация будет адекватной; ⚠️ П. 8(а): классифицирует проект как «социально значимый», создавая основания для возможного принудительного изъятия земли под видом общественного интереса. Несоответствие международным стандартам жилищных прав: ✅ Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП): Закрепляет право каждого на достаточный уровень жизни, включая право на жильё. ✅ Замечание общего порядка №7 (1997 г.) Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам к статье 11 МПЭСКП: п. 13 — выселения недопустимы без адекватного уведомления, консультаций и правовых гарантий; п. 15 — выселения не должны приводить к бездомности или уязвимости. ✅ Основные принципы и руководящие положения по выселениям, связанным с развитием (Приложение к Докладу Специального докладчика ООН по вопросу о праве на жилище, документ A/HRC/4/18, 2007 г.): Требуют проведения #предварительных оценок последствий, раскрытия информации, индивидуальных компенсаций и правовых механизмов защиты. 3. Выводы и рекомендации ‼️ Постановление №490 позволяет реализовать крупный инвестиционный проект в обход базовых норм по защите прав человека и окружающей среды: Не требует экологической экспертизы и оценки воздействия; Не гарантирует справедливую, прямую компенсацию пострадавшим; Не предусматривает механизмов обжалования и правовой защиты; Использует термин «социально значимый» для оправдания коммерческого проекта. ⚠️ Это может привести к нарушениям международных обязательств Узбекистана в рамках МПЭСКП, МПГПП, Орхусской конвенции и Принципа 17 Декларации Рио, который стал частью обычного международного права (customary international law). Рекомендуемые неотложные меры: ⛔ Приостановить реализацию Постановления №490 до: Проведения независимой экологической экспертизы и оценки воздействия на жилищные права. Внести поправки в Постановление: Включить обязательность соблюдения Закона об экологической экспертизе (2025); Гарантировать индивидуальные компенсации и правовую помощь пострадавшим; Обеспечить прозрачные общественные консультации до отчуждения земель. ⚖️ Обеспечить судебный контроль за процедурами выселения и компенсации: Гарантировать пострадавшим доступ к эффективным средствам правовой защиты. ✊ Уважение к #ПравамЧеловека и #защите #окружающей среды должно стать основой любого инвестиционного проекта — даже самого амбициозного. unece.org
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Galina Fimasobak
Чарвак - это не про собственность, не про деньги, Чарвак - это про единственный источник питьевой воды. Хотя не все так думают. Бизнесмены считают что все имеет свою цену, и все можно купить. Например, можно купить чью-то почку или сердце. В данном случае- это наши почки и наше сердце. Потому что речь о том, что мы будем пить, с какими примесями. А деньги получит кто-то другой. Не стоит уповать на очистные сооружения. На Байкале много лет работал целлюлозный комбинат, но его закрыли в 2013 году. Потому что он загадил озеро. Хотя там были очистные сооружения. Заметьте, сколько в том регионе источников пресной воды. И все равно вынуждены были закрыть комбинат! А у нас единственная речушка Чирчик и единственное водохранилище, которое ставится сейчас под угрозу!
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Gulsara Shermatova
Опять есть ТРЕБОВАНИЯ, а выполнения не будет по Чарваку тоже. Минэкологии нужно разогнать, зарплату за годы невыполнения обязательств заставить вернуть в бюджет. Это Министерство не охраняет даже стратегически важные объекты! Надо же оправдывать строительство пляжей на водохранилище- единственном источнике питьевой воды!
Полувековой юбилей Зарафшанского национального природного парка с непростой историей
Однолько Ангелина
Будем надеяться, что на охраняемой территории не будет допущено строительство никаких гостевых домиков и гостиниц. И огромная благодарность сотрудникам заповедной зоны и общественности Самарканда за труд и бдительность.
В Узбекистане — чилля. Установилась жара плюс 40-42 градуса. В пустынных регионах градусы выше
вован1
Побольше бы таких качественных репортажей
ГИССАРСКАЯ БАЛЛАДА
Каримов Р
И ещё самое главное. Среди красот этих гор в отдаленных кишлаках живут люди, не испорченные благами цивилизации. Очень простые и гостеприимные люди
Яллама — озеро в песчаном карьере
admin
Несколько групп в фэйсбуке организуют выезды на Ялламу.
Яллама — озеро в песчаном карьере
Анна
Как попасть на это прекрасное озеро? Спасибо