«Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, опустынивание, а также бесконтрольное использование ископаемого топлива ведут к увеличению природных катастроф и серьёзному ущербу окружающей среде и здоровью населения», — отметил Президент страны.
ГДЕ ПРОПИСАЛИСЬ ПЕРНАТЫЕ
Птицы — индикатор экологического здоровья природы. Сохранить эти прекрасные создания, спасти их от вымирания — благородная миссия Общества охраны птиц Узбекистана. А начиналась его история с бедвочинга — наблюдения за птицами в их естественной среде обитания.Птицы — индикатор экологического здоровья природы. Сохранить эти прекрасные создания, спасти их от вымирания — благородная миссия Общества охраны птиц Узбекистана. А начиналась его история с бедвочинга — наблюдения за птицами в их естественной среде обитания.
Идея наблюдать за птицами и регистрировать их виды зародилась сто с лишним лет назад. Уже тогда люди стали понимать, что гораздо интереснее и полезнее наблюдать за птицами, чем охотиться на них. Такой же позиции придерживались члены студенческого орнитологического клуба \»Phasianus\», открывшегося в сентябре 2006 года при кафедре зоологии Национального университета Узбекистана. Именно тогда в стране при содействии Академии наук стартовала международная программа Всемирной ассоциации охраны птиц \»Важнейшие орнитологические территории\» (IBA), направленная на учет пернатых и создание международной базы данных о местах их обитания и зимовки.
— Нас было всего пять человек, — вспоминает председатель клуба, преподаватель кафедры зоологии и ихтиологии биологического факультета Национального университета Узбекистана (НУУз) Алишер Атаходжаев. Эти энтузиасты и стали основой создания в 2007-м Общества охраны птиц Узбекистана. Сегодня в его рядах около 160 человек. Совместными усилиями удалось \»нарисовать\» своеобразную сетку из около полусотни жизненно важных для птиц территорий, которая покрывает большую часть площадей стран Центральной Азии. Многие из них находятся неподалеку от естественных водоемов, что натолкнуло на мысль о еще одном проекте со Всемирной ассоциацией охраны птиц — по учету водоплавающих птиц \»Крылья над водой\».
Начинания заинтересовали многих молодых орнитологов, и ныне в \»дозор\» выходят не только профессионалы, но и любители — студенты, активисты экологических организаций.
— Мы даже не предполагали, что благодаря привлечению молодежи положим начало распространению нового вида активного отдыха в нашей стране — бедвочинга. Сегодня наших членов объединяют уже пять клубов — в столице, Самарканде, Бухаре, Нукусе и Коканде, готовится к открытию наманганский, — говорит исполнительный директор Общества охраны птиц, координатор программы IBA в Узбекистане, кандидат биологических наук Роман Кашкаров. — Около половины — а это более 80 человек — увлекаются профессиональным наблюдением за птицами.
В тот же клуб \»Фазан\» — именно так переводится с латыни \»Phasianus\» — входят теперь уже 24 человека. Основная часть — студенты биологического факультета НУУз. Некоторые начали интересоваться птицами еще до поступления в вуз, однако профессионально наблюдать за пернатыми их научили именно в клубе. В помощь новоиспеченным активистам общество издало брошюру \»Как наблюдать за птицами?\» и проводит в сотрудничестве с британским экологическим фондом Rufford Fund регулярные семинары для студентов первых курсов естественно-научного направления.
Новые знания применяют, участвуя в научных экспедициях на важные орнитологические территории. Как отмечают специалисты общества, сейчас в Узбекистане таковых более сорока. Многие из них интересны не только любителям, но и профессионалам.
Одно из таких мест — озеро Айдаркуль на юго-востоке пустыни Кызылкум, где обитают пеликаны, лебеди, гнездятся фазаны, серые цапли, чайки хохотуньи, розовые фламинго и множество насекомоядных птиц, прилетающих сюда весной.
Часто любители послушать пение птиц на горных лугах отправляются на северные склоны Гиссарского хребта, что неподалеку от Шахрисабза. В долине реки Кызылсу, на склонах, можно встретить черного аиста, синюю птицу, белоножку, горлицу и синего каменного дрозда.
— Наблюдая за этими удивительными созданиями, всегда отдыхала душой, — признается член клуба, студентка НУУз Гульнара Файзуллаева. — Однако, когда попала в \»Phasianus\», поняла, как хрупка эта красота. Она нуждается в защите, ведь из 460 видов птиц, обитающих и зимующих в нашей стране, более 30 занесены в Красную книгу.
Заметную роль в сохранении видов, находящихся под угрозой исчезновения, играет и занесение в международную базу данных Всемирной ассоциации охраны птиц новых важных орнитологических территорий.
Для этого изучаются земли охотхозяйства Шавазсай на Чаткальском хребте в Ташкентской области, озеро Аякагитма в Навоийской области и Акпеткинская система озер в Каракалпакстане. Бедвочеры и орнитологи оценят состояние популяций, обитающих на этих территориях, и выявят угрозы для них. А Всемирная ассоциация охраны птиц примет решение о включении этих водоемов в список важных орнитологических территорий. Помогая крылатым созданиям в Узбекистане, мы сохраняем биоразнообразие всего мира.
Мария УХАНОВА
«Правда Востока», 16.06.2011г.
Фото из Интернета:
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=орнитологическое общество Узбекистана фото
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Биоресурсы
На COP29 в Азербайджане участники обсуждают необходимость инвестиций и инновационных решений в области управления водными ресурсами, чтобы обеспечить справедливый доступ к воде и повысить устойчивость к изменению климата.
В сборнике — воспоминания коллег, учеников и соратников Виктора Абрамовича Духовного.
В Кашкадарьинской области, подъезжая к городу Яккабаг, мы увидели вдоль дороги сооружения на ножках. Проехав пару километров, решили рассмотреть. Для чего они?
Экскаваторы и бульдозеры пробили ее на горном склоне над рекой Мачитасгонсай длиной в четыре с половиной километра, и останавливаться не собираются. По факту — это очередная агрессия бизнеса на охраняемой природной территории.
Институт макроэкономических и региональных исследований (ИМРИ) Республики Узбекистан исследовал связь должного хранения овощей и фруктов и сокращения потерь плодоовощной продукции.
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Прогулку в ботанический сад Ташкента предварим строками из стихотворения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга:
«Люблю я последние дни сентября. Скрипичным оркестром охваченный город. Люблю эту свежесть и ясность погоды. Природа спокойно уходит в себя».
Ташкентский зоопарк был открыт 24 октября 1924 года. Накануне его столетия в Ташкентском доме фотографии представлена выставка «История в объективе».
Экопартия предлагает законодательно закрепить механизмы проведения общественных обсуждений строительства зданий и многоквартирных домов в городах в обязательном порядке.
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу