Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
КОМУ НУЖНО СУДОЧЬЕ?
Расположенная между Кунградом и Аралом, еще недавно система озер Судочье смягчала климат, имела богатейший животный и растительный мир, изобиловала птицей и рыбой, дарила людям пропитание. В маловодье озера почти полностью высохли. Этому предшествовали разного рода “эксперименты”. В начале XXI века предпринимаются серьезные усилия по восстановлению водно-болотных угодий Судочьего, других ветландов в Приаралье.
.
На карте страны озеро Судочье едва обозначено голубыми пятнами и штрихами, разбросанными севернее Кунграда. Штрихи говорят, что система озер мелководна. Если бы картографы прибыли в эти края весной 2002 года, то и «штрихов» бы не зафиксировали. Все высохло.
Поражало в эту великую сушь в Каракалпакстане то, что когда коллектор недвижим, тут всерьез заняты созданием инфраструктуры для возрождения водно-болотных угодий в дельте Амударьи.
Строители спешно реконструировали гидроузел Алтынкуль, в темпе насыпали дорогу к Аккумской дамбе, в дамбе сооружали водовыпуск, тянули экологические прокопы посуху к сухим чашам озер… Будет ли толк? Романтики утверждали, что они реалисты и делают все по проекту: чтобы и перелетной птице стало хорошо, и рыбе, и ондатре, и, конечно, человеку. И точно, к осени завершили все шесть объектов инфраструктуры, а речная вода стала наполнять систему озер. Вместе с ней пришла рыба, заметили блеск разливов и перелетные птицы. Это только начало, хотя самые трудоемкие работы завершены.
Они — часть большого совместного проекта Глобального экологического фонда и Международного фонда спасения Арала по управлению водными ресурсами и окружающей средой в бассейне Аральского моря.
За этот подпроект, или как нынче принято говорить «компонент» по восстановлению водно-болотных угодий озера Судочье в дельте Амударьи, взялись в 1999 году. Сперва оценили ситуацию, а летом 2000 года замысел обрел реальные очертания. Проектировщики из нидерландской «Resource analysis» и отечественного ВЭП САНИИРИ приготовили документы для тендера. Его выиграла Китайская национальная корпорация по водным ресурсам и энергетике и осенью 2001 года приступила к выполнению задания, привлекая местные субподрядные организации. Еще два направления компонента — экологический и социально-экономический мониторинг. Итоги наблюдений за три года говорят о спаде.
Мечтателей, и реалистов, и ученых, и местных жителей больше всего волнует вопрос: достанет ли воды? Лишь тогда можно рассчитывать на подъем. По проекту в деградирующий регион должно поступать несколько лет подряд до шестисот миллионов кубометров в год. Ее предназначение — не только наполнить водоемы, но и промыть их, снизив минерализацию до 5-6 граммов на литр.
Инфраструктура, созданная на средства Всемирного банка и правительства Узбекистана (выполнение всех задач компонента по Судочьему стоит более трех миллионов долларов), гарантирует условия. Так, увеличение пропускной способности Алтынкульского гидроузла позволяет увеличить поступления из реки в Устюртский коллектор. Строительство двух экологических прокопов общей протяженностью свыше десяти километров обеспечивает проточность самого высокоминерализованного озера Акушпа. Вода из него станет перетекать в Каратерень, а после того, как наполнится это самое северное озеро дельты, сбрасываться через водовыпуск в Аккумской дамбе в сторону отступающего Арала.
Ученые и практики ожидают, что надо лет пять на промывку от солей Акушпы, и пару лет — для Большого Судочьего и Бегдулла-Айдин. Надо отследить изменения.
Те изменения, что произошли в этих краях за последние полвека, удручают. Прежде Судочье было самым обширным внутридельтовым водоемом с водным зеркалом в 350 квадратных километров и глубиной до трех метров.
Эксперименты, которые проводил человек, раз за разом перекрывая наглухо рукав Амударьи – Раушан, разбирая речную воду ради экстенсивного растениеводства, привели к тому, что в конце шестидесятых Судочье распалось на несколько мелководных водоемов. Взамен речных потоков человек направил сюда Главный левобережный и Устюртский коллекторы. Озеро стало бессточным аккумулятором минерализованных стоков. На этом опыты с Судочьим не закончились. В конце семидесятых, пытаясь спасти высыхающий Арал, в Аккумской гряде, отделявшей дельтовые просторы от моря, создали «взрывной» канал. Море этим не спасли, озеро обмелело, распалось на небольшие водоемы, вокруг началось интенсивное опустынивание, тогда канал перекрыли.
А на рубеже веков из-за маловодья и коллекторные стоки перестали поступать. Все посохло. Погибли рыба, ондатра. Перелетные птицы сменили маршрут. Соль белым пухом покрыла дно. Кому нужно Судочье?
— Достижение проектных целей позволит восстановить былое биоразнообразие, остановить процессы опустынивания, обеспечить населению нормальные условия жизни, — говорит директор компонента по восстановлению водно-болотных угодий озера Судочье Серик Пернабеков.
— Этот проект рассматривается как пилотный. Создание ветландов в Приаралье продолжается. В отличие от предыдущих экспериментов, нынешний открывает возможности для восстановления прежних природных богатств.
С ними появятся и материальные блага для живущих здесь тысяч людей. В том, что летят на озера дельты гуси-лебеди, заходит рыба, зарябило у подножия Устюрта и Аккумской гряды, они видят добрый знак.
·По расчетам специалистов, за двадцать лет при условии подачи воды в Судочье доходы от добычи рыбы возрастут почти в три раза и достигнут 368 тысяч долларов в год.
·В 1999-2000 годы, как показал мониторинг, озера вэтланда Судочье и особенно озеро Акушпа, представляли уникальное место по разнообразию и количеству водоплавающих и околоводных птиц, населяющих эту территорию или посещающих ее во время миграции. Здесь было обнаружено 12 видов птиц, включенных в международные списки и 20 видов, включенных в национальные списки редких видов животных.
·Кто будет управлять проектной зоной? Специалисты считают, что у нее должен быть один \»хозяин\» в лице Комитета по управлению озером Судочье. Необходимо, чтобы и само население активно участвовало в управлении проектной зоной.
Н.ШУЛЕПИНА
«Правда Востока», 29.11.2002 г.
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Поездки
Воскресным утром мы отправились на учет из Ташкента к Туябугузскому водохранилищу (Ташморю). Точно также в этот день 6 октября отправились на учеты наблюдать за птицами и их считать бёдвочеры в разных регионах Узбекистана и в трех десятках стран Европы и Азии.
Наш четырехдневный маршрут включал и горы, и долы. В маршруте обозначены проектные сады. Они и есть цель. Посаженные два года назад саженцы прижились? Первый сад — в буферной зоне Кызылсуйского участка заповедника, в кишлаке Калтакул.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Мы путешествуем не на личном авто и не автостопом. В путь отправляемся с куйлюкского «пятака». Куйлюк-базар находится на краю Ташкента, отъезжать удобно. Немного поторговались c частником из-за цены и в путь. Первый отрезок пути — до городка Чартак в Наманганской области.
В Алматы состоялась конференция по экологическому образованию. Сейчас о маршруте в горы — прекрасном дополнении к конференции по экологической тематике.
Городок Янгибазар находится километрах в тридцати от Бухары. Янгибазар — центр Пешкунского района, и он с водопроводом. А вот многие кишлаки района без него. Потому и включены в проект.
Поедем и посмотрим, каково фермеру участвовать в международной инициативе? Как тиражировать опыт, чтобы проектов стало больше?
Предложения экологов по нацпарку — сделать коридор для мигрирующих видов животных до границы с Таджикистаном и состыковать охраняемые природные территории по обе стороны границы.
Когда в Ташкенте льют январские дожди, в предгорьях падает снег. Цель нашей поездки — деловая, но о ней в отдельной публикации. Пока же рассмотрим окрестности.
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу