Министерства и ведомства, имеющие отношение к загрязнению окружающей среды и сохранению биоразнообразия, должны развивать сотрудничество с гражданским обществом. Не отмахиваясь от проблем, а принимая к сведению и совместно их решая.
ГОРНАЯ ФОТОГРАФИЯ
«Путь к высотам» – так называется фотовыставка, посвященная Дню гор, организованная информационным центром ООН в Ташкенте и представленная в столичном офисе ПРООН в декабре. Ею завершен 2011 год для многих любителей вернисажей. Жаль, что доступ сюда ограничен.«Путь к высотам» – так называется фотовыставка, посвященная Дню гор, организованная информационным центром ООН в Ташкенте и представленная в столичном офисе ПРООН в декабре. Ею завершен 2011 год для многих любителей вернисажей. Жаль, что доступ сюда ограничен.
Нас — фотохудожников, альпинистов, журналистов — еще на подходе к ПРООН переписали в специальной будке милиционеры, затребовав паспорта и уточняя место работы. Зачем это им, никто из нас не понял. Впрочем, такая практика, хоть она и удивительна, но не впервой при подходе к представительствам международных организаций. Что из того, что мы пришли на фотовыставку?! Страж порядка меня о месте работы не спрашивал, а с удовольствием уточнил: «Вы из sreda.uz». Я в ответ тоже рассмеялась: «Что, уже присутствую в вашем компьютере?»
Велика сила техники. Но авторы представленных на выставке горных фотографий Петр Стальбовский и Анвар Ходжаниязов на вопросы публики, какой техникой снимают, констатировали: «Снимает не фотоаппарат, а фотограф». Фотографировать, говорили, можно и «Сменой». Ею и сейчас часто используют альпинисты: «Очень надежный пленочный аппарат в условиях высокогорья».
Я тоже помню эту простую и дешевую камеру. Тоже с нее начинала съемку в горах. Поэтому многое на выставке казалось ностальгически близким. Особенно черно-белые кадры. Но «Сменой» лет тридцать назад снимали и на слайды. «Достать бы старые запасы да перевести в цифровой формат», — об этом думала, вглядываясь в высокогорье Стальбовского. На леднике – альпинисты, между ними – страховочная веревка, желтый снег и сыпучий снег в бесконечном безмолвье.
Он там был, и он сделал кадр, который поднимает зрителя над обыденностью, и какая разница, какой фотокамерой. Но фокус в том, что на этой фотовыставке авторы представили и немало «обыденных» снимков, которые, несомненно, тоже – высокое творчество.
Зрители, разглядывая их, говорили: «Счастье – просыпаться каждое утро и видеть все тех же стариков, старушек, мальчишек с ведрами, повседневный труд». Мне этот взгляд показался интересным. Обычно думаешь, видя одно и то же по утрам: «Какая рутина». А ведь прав зритель, который считает это счастьем. Во всяком случае, фотографы, фиксируя моменты жизни горцев, видимо, и сами были счастливы. Что ни фото – то настроение, да и просто красива эта обыденность.
Отражение в воде – прием часто используемый. А тут – отражение гор, и мы, зрители, смотрели на них с непривычного ракурса. Вот закат. Чтобы найти такой кадр, надо ногами ходить и выжидать часами. У каждого пейзажа хотелось задержаться подольше да насладиться.
Сполна мы насладились перед экраном во время двух авторских презентаций. На нем участникам вернисажа повезло увидеть гораздо больше, чем представлено в экспозиции.
Первым свой фоторассказ «Горы Узбекистана» представил Анвар Ходжаниязов. Оказывается, ему самому не всегда удается выполнить задуманное. «Фотографы знают, что лучше всего снимать ближе к вечеру, но в каньоне Байсуна мы не могли задержаться, ловя освещение». «Хребет Байсунтау, может, получился плосковато. Но мне понравились переходы». Это – от автора. Зрителям тоже нравились переходы от густой растительности к редкой, а потом — к осыпям и снегам.
«Мы стремимся ловить облака, чтобы небо не было пустым». Ой, сколько же облаков удалось поймать Анвару. Не успели толком удивиться, а он уже говорил о факторе многоэтажности в долинах Коксу и Пскема. Конечно же, не застройки, а изменениях в рельефе в зависимости от высоты. Поведал еще несколько историй, как появились снимки: «12 апреля 2005 года выпал снег. Я оставил все дела и помчался в горы фотографировать. Тюльпаны в снегу – те, апрельские. Мне нравится работать с кривыми линиями, поэтому появились снимки из среднегорья. На следующем снимке я хотел сохранить «все, что осталось от солнца». Получились ветки и пятно. Миндалевые сады цветут две недели. Цветы крупным планом фотографировал со вспышкой, так как в день, когда смог вырваться из города, стояла пасмурная погода. Маки снимал на контровом свете на просвет. Эремурусы встречал выше человеческого роста. Это — изящнейшее растение. Не рвите цветы в горах!».
Анвар – лирик. Говоря о своем пути в профессиональную фотографию, вспомнил начало: «Приносил снимки в Дом фотографии, а они не нравились. Наконец, был отмечен снимок с бегущими конями». С него ведет отсчет участия в фотовыставках. Но персональных выставок у Анвара Ходжаниязова пока не было. Нынешнюю, совместную с Петром, можно считать первой.
У Петра Стальбовского первая персональная выставка состоялась в ташкентском Музее кино в 2005-м, были и другие. У него больше опыта и больше романтики в том, что делает. А занятия альпинизмом способствуют. Чем занимается в городе? Об этом я спросила его после презентаций, и он сказал о промышленном альпинизме. Значит, «тренируется» и на городских высотках. Интересно, снимает ли с них? Жаль, не спросила. Впрочем, к теме гор это не относится.
Он говорил, демонстрируя снимки на экране: «Часто вдохновляют формы снега, формы льда. Природа создает из ничего красивые детали. Изо льда кружева плетет. И быстро меняется. Идешь – дымка впереди. А пока обходил арчу, уже вместо дымки возникли облака, и они — как стадо баранов. Из-за причуд освещения снег кажется леопардовой шкурой. Водопад из-за горного мороза – замороженный. И ледопады годами падают в твердом состоянии. Наверное, вы думаете, что альпинисты мучаются, поднимаясь все выше в горы? Но это не так, хотя им и трудно. Мы вместе с вами сейчас можем увидеть, что видят они. Озеро застигнуто в своем рождении. Может, оно образовалось неделю назад. Чаша уже наполняется, но снег не успевает растаять\»…
Из зала снова спросили «про камеру», и Петр повторил: «Снимаем тем, что есть. А, конечно, для настоящей видеоохоты и глянцевых журналов нужна техника классом повыше. На этой выставке хотелось показать, что видит в горах человек\».
Звучали и другие вопросы к авторам. А профессионалы немного побурчали: «Фотография – искусство самодостаточное. Рядом с ней не надо много говорить».
Сто процентов так. Но ходим же мы в галереи с искусствоведами, которые нам про художников рассказывают. В этот раз повезло услышать «о художниках» от них самих. О том, как работают в горах, как трепетно к ним относятся, как убегают от городской суеты туда, где не звонит телефон, где лирика и романтика, обыденность и высота.
Наталия ШУЛЕПИНА
sreda.uz, 29.12.2011г.
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Экотуризм
Вот что пишут организаторы конкурса: «Хотите внести свой вклад в решение климатических проблем и стать частью международного проекта? Присоединяйтесь к созданию уникальной колоды климатических карточек «Turn It Around» и выразите своё видение через искусство и текст!»
Экскаваторы и бульдозеры пробили ее на горном склоне над рекой Мачитасгонсай длиной в четыре с половиной километра, и останавливаться не собираются. По факту — это очередная агрессия бизнеса на охраняемой природной территории.
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Прогулку в ботанический сад Ташкента предварим строками из стихотворения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга:
«Люблю я последние дни сентября. Скрипичным оркестром охваченный город. Люблю эту свежесть и ясность погоды. Природа спокойно уходит в себя».
Ташкентский зоопарк был открыт 24 октября 1924 года. Накануне его столетия в Ташкентском доме фотографии представлена выставка «История в объективе».
Воскресным утром мы отправились на учет из Ташкента к Туябугузскому водохранилищу (Ташморю). Точно также в этот день 6 октября отправились на учеты наблюдать за птицами и их считать бёдвочеры в разных регионах Узбекистана и в трех десятках стран Европы и Азии.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Мы путешествуем не на личном авто и не автостопом. В путь отправляемся с куйлюкского «пятака». Куйлюк-базар находится на краю Ташкента, отъезжать удобно. Немного поторговались c частником из-за цены и в путь. Первый отрезок пути — до городка Чартак в Наманганской области.
Парламентарии Казахстана ратифицировали Соглашение между правительствами Казахстана и Узбекистана о сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей среды.
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу