Постановление Кабинета Министров РУз «О мерах по реализации крупного инвестиционного проекта по строительству всесезонного курортного комплекса «Sea Breeze Uzbekistan» повергло в шок миллионы.
ГОРНАЯ ФОТОГРАФИЯ
«Путь к высотам» – так называется фотовыставка, посвященная Дню гор, организованная информационным центром ООН в Ташкенте и представленная в столичном офисе ПРООН в декабре. Ею завершен 2011 год для многих любителей вернисажей. Жаль, что доступ сюда ограничен.
«Путь к высотам» – так называется фотовыставка, посвященная Дню гор, организованная информационным центром ООН в Ташкенте и представленная в столичном офисе ПРООН в декабре. Ею завершен 2011 год для многих любителей вернисажей. Жаль, что доступ сюда ограничен.
Нас — фотохудожников, альпинистов, журналистов — еще на подходе к ПРООН переписали в специальной будке милиционеры, затребовав паспорта и уточняя место работы. Зачем это им, никто из нас не понял. Впрочем, такая практика, хоть она и удивительна, но не впервой при подходе к представительствам международных организаций. Что из того, что мы пришли на фотовыставку?! Страж порядка меня о месте работы не спрашивал, а с удовольствием уточнил: «Вы из sreda.uz». Я в ответ тоже рассмеялась: «Что, уже присутствую в вашем компьютере?»
Велика сила техники. Но авторы представленных на выставке горных фотографий Петр Стальбовский и Анвар Ходжаниязов на вопросы публики, какой техникой снимают, констатировали: «Снимает не фотоаппарат, а фотограф». Фотографировать, говорили, можно и «Сменой». Ею и сейчас часто используют альпинисты: «Очень надежный пленочный аппарат в условиях высокогорья».
Я тоже помню эту простую и дешевую камеру. Тоже с нее начинала съемку в горах. Поэтому многое на выставке казалось ностальгически близким. Особенно черно-белые кадры. Но «Сменой» лет тридцать назад снимали и на слайды. «Достать бы старые запасы да перевести в цифровой формат», — об этом думала, вглядываясь в высокогорье Стальбовского. На леднике – альпинисты, между ними – страховочная веревка, желтый снег и сыпучий снег в бесконечном безмолвье.
Он там был, и он сделал кадр, который поднимает зрителя над обыденностью, и какая разница, какой фотокамерой. Но фокус в том, что на этой фотовыставке авторы представили и немало «обыденных» снимков, которые, несомненно, тоже – высокое творчество.
Зрители, разглядывая их, говорили: «Счастье – просыпаться каждое утро и видеть все тех же стариков, старушек, мальчишек с ведрами, повседневный труд». Мне этот взгляд показался интересным. Обычно думаешь, видя одно и то же по утрам: «Какая рутина». А ведь прав зритель, который считает это счастьем. Во всяком случае, фотографы, фиксируя моменты жизни горцев, видимо, и сами были счастливы. Что ни фото – то настроение, да и просто красива эта обыденность.
Отражение в воде – прием часто используемый. А тут – отражение гор, и мы, зрители, смотрели на них с непривычного ракурса. Вот закат. Чтобы найти такой кадр, надо ногами ходить и выжидать часами. У каждого пейзажа хотелось задержаться подольше да насладиться.
Сполна мы насладились перед экраном во время двух авторских презентаций. На нем участникам вернисажа повезло увидеть гораздо больше, чем представлено в экспозиции.
Первым свой фоторассказ «Горы Узбекистана» представил Анвар Ходжаниязов. Оказывается, ему самому не всегда удается выполнить задуманное. «Фотографы знают, что лучше всего снимать ближе к вечеру, но в каньоне Байсуна мы не могли задержаться, ловя освещение». «Хребет Байсунтау, может, получился плосковато. Но мне понравились переходы». Это – от автора. Зрителям тоже нравились переходы от густой растительности к редкой, а потом — к осыпям и снегам.
«Мы стремимся ловить облака, чтобы небо не было пустым». Ой, сколько же облаков удалось поймать Анвару. Не успели толком удивиться, а он уже говорил о факторе многоэтажности в долинах Коксу и Пскема. Конечно же, не застройки, а изменениях в рельефе в зависимости от высоты. Поведал еще несколько историй, как появились снимки: «12 апреля 2005 года выпал снег. Я оставил все дела и помчался в горы фотографировать. Тюльпаны в снегу – те, апрельские. Мне нравится работать с кривыми линиями, поэтому появились снимки из среднегорья. На следующем снимке я хотел сохранить «все, что осталось от солнца». Получились ветки и пятно. Миндалевые сады цветут две недели. Цветы крупным планом фотографировал со вспышкой, так как в день, когда смог вырваться из города, стояла пасмурная погода. Маки снимал на контровом свете на просвет. Эремурусы встречал выше человеческого роста. Это — изящнейшее растение. Не рвите цветы в горах!».
Анвар – лирик. Говоря о своем пути в профессиональную фотографию, вспомнил начало: «Приносил снимки в Дом фотографии, а они не нравились. Наконец, был отмечен снимок с бегущими конями». С него ведет отсчет участия в фотовыставках. Но персональных выставок у Анвара Ходжаниязова пока не было. Нынешнюю, совместную с Петром, можно считать первой.
У Петра Стальбовского первая персональная выставка состоялась в ташкентском Музее кино в 2005-м, были и другие. У него больше опыта и больше романтики в том, что делает. А занятия альпинизмом способствуют. Чем занимается в городе? Об этом я спросила его после презентаций, и он сказал о промышленном альпинизме. Значит, «тренируется» и на городских высотках. Интересно, снимает ли с них? Жаль, не спросила. Впрочем, к теме гор это не относится.
Он говорил, демонстрируя снимки на экране: «Часто вдохновляют формы снега, формы льда. Природа создает из ничего красивые детали. Изо льда кружева плетет. И быстро меняется. Идешь – дымка впереди. А пока обходил арчу, уже вместо дымки возникли облака, и они — как стадо баранов. Из-за причуд освещения снег кажется леопардовой шкурой. Водопад из-за горного мороза – замороженный. И ледопады годами падают в твердом состоянии. Наверное, вы думаете, что альпинисты мучаются, поднимаясь все выше в горы? Но это не так, хотя им и трудно. Мы вместе с вами сейчас можем увидеть, что видят они. Озеро застигнуто в своем рождении. Может, оно образовалось неделю назад. Чаша уже наполняется, но снег не успевает растаять\»…
Из зала снова спросили «про камеру», и Петр повторил: «Снимаем тем, что есть. А, конечно, для настоящей видеоохоты и глянцевых журналов нужна техника классом повыше. На этой выставке хотелось показать, что видит в горах человек\».
Звучали и другие вопросы к авторам. А профессионалы немного побурчали: «Фотография – искусство самодостаточное. Рядом с ней не надо много говорить».
Сто процентов так. Но ходим же мы в галереи с искусствоведами, которые нам про художников рассказывают. В этот раз повезло услышать «о художниках» от них самих. О том, как работают в горах, как трепетно к ним относятся, как убегают от городской суеты туда, где не звонит телефон, где лирика и романтика, обыденность и высота.
Наталия ШУЛЕПИНА
sreda.uz, 29.12.2011г.
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Экотуризм
Полвека назад — 1 августа 1975 года — вдоль правого берега реки Зарафшан близ Самарканда был основан Зарафшанский заповедник протяженностью 47 километров.
Рассматриваются вопросы номинации Сурханского и Койтендагского государственных природных заповедников в качестве единого трансграничного объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Сделка по продаже береговых участков Чарвакского водохранилища поставила «на уши», пожалуй, весь Ташкент. Официально — не продажа, а развитие международного туризма. На словах: никакого строительства до заключения экологической экспертизы. По факту: иное.
Мы пройдем вдоль небольшого участка Аму-Бухарского канала: от моста на трассе между Бухарой и Караулбазаром вверх по течению параллельно ограждению питомника «Джейран».
Это не Большой каньон в Колорадо, это — Узбекистан. Такие потрясающие пейзажи можно найти на Южном Устюрте.
Мы снова в Бухаре. Чем-то удивимся, над чем-то улыбнемся, чему-то даже ужаснемся. И, наконец, восхитимся.
О них рассказывает и их показывает на замечательных фото ученый-зоолог Наталья Мармазинская.
Сборник научных статей будет сформирован по итогам конкурса статей. Конкурс объявлен Научно-информационным центром Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссией (НИЦ МКВК).
Летим в Шарм-эль-Шейх. Утро понедельника. Утром в субботу еще никаких конкретных планов. В голове вертелись какие-то мечтания о том, чтобы когда-нибудь поплавать в Красном море… Когда-нибудь, но не через день же!
На леднике Федченко (Ванчях) международная экспедиция установила летом 2025 года три автоматические станции
Ангелина
Какая красивая и глубокая метафора: ледник - это книга, которую надо успеть прочитать!!! Такая информация не просто радует, она заставляет вновь обрести веру в человечность, в неукротимую жажду познания. Не разрушение, а созидание - вот наш девиз. Наш - людей на планете Земля!!!
Амударья для биоразнообразия. Экспедиция по Узбекистану: от Бухары до низовий (часть 3)
Ангелина
Очень емкая экспедиция, требующая широкого кругозора в освещаемой теме. Слова восхищения автору - Наталье Шулепиной. Даже в праздники Вы не позволяете себе отдыхать! Меня же, как читателя, поразило насколько сложно устроена система водопользования. И второй тезис: никакие теории не помогают, никакие технологии не спасут, если воды просто НЕТ. Известно, что есть островные государства на Земле, которые всерьез задумываются о покупке земли на материке для своих граждан в связи с угрозой затопления. Не возникнет ли такая необходимость и в Узбекистане, если проживание в бывших низовьях Амударьи и Сырдарьи станет просто невозможным.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
вован1
для прохода животных - под насыпью должны быть проложены широкие трубы. Как делается во всех цивилизованных странах
Роща болотных кипарисов в Ташкенте
вован1
фоток с озера Сукко (Анапа) здесь в статье кстати нет.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
Зайнутдинова Неля
Не знаю, как ещё надо писать, к кому обращаться, чтоб дошло до руководителей всех уровней! А что для этой новой ж/д других возможностей прокладки нет или не рассматривались? Или сначала строим, потом соображаем? Перечислены все законы и постановления, которые нарушаются. Они что о них не знают или как всегда выгода на первом месте? Природа такаая хрупкая. Её уничтожить ради экономии средств на нынешнем этапе ничего не стоит.
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Aliya Vildanova
Власть, которая должна быть гарантом законности, сама вопиюще нарушает и не соблюдает законы страны, со всеми вытекающими: коррупция, воровство, обман и т.д.
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Абдукодир Джалилов
На фото видно, что канализационная труба рядом чистой водой - это есть очень грубое нарушение технологии укладки труб. Нет никакой гарантии, что не смешивались разные структуры воды. Значит, народ правильно против стройке N490.
Роща болотных кипарисов в Ташкенте
вован1
А мы там недавно сняли красивое чтение стиха "Осень на дороге" от Даниэллы Фуэго
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.