УДАСТСЯ ЛИ СБЕРЕЧЬ ДЕНГИЗКУЛЬ?

УДАСТСЯ ЛИ СБЕРЕЧЬ ДЕНГИЗКУЛЬ?

Озеро Денгизкуль в 2001 году включено в Список Рамсарской конвенции. Рамсарская конвенция ООН «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц» принята в 1971-м. К настоящему времени она ратифицирована 160 государствами. Общее число угодий, включенных в Рамсарский список водно-болотных угодий международного значения, составляет 1869. Озеро Денгизкуль, расположенное в Бухарской области Узбекистана, одно из них.

УДАСТСЯ ЛИ СБЕРЕЧЬ ДЕНГИЗКУЛЬ?

Денгизкуль – это редкая жемчужина среди озёр Узбекистана. В самом названии водоёма зашифрованы его удивительные особенности. Денгиз – море, Куль – озеро.

Рамсарская конвенция ООН «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц» принята в 1971-м. К настоящему времени она ратифицирована 160 государствами. Общее число угодий, включенных в Рамсарский список водно-болотных угодий международного значения, составляет 1869. Озеро Денгизкуль, расположенное в Бухарской области Узбекистана, одно из них.

Для страны – это повод для гордости. Чем больше водоемов в списке, тем престижней. Значит, охраняем их на мировом уровне. Площадь Денгизкуля – 40 000 гектаров. Общая площадь угодий из международного списка — 1836000 квадратных километров. С 2008 года сюда же включены водно-болотные угодья Айдар-Арнасайской системы озер, через которые также проходят миграционные потоки многих видов водоплавающих птиц.

Что не так? Коротко перескажу дискуссию, развернувшуюся за «круглым столом», организованным недавно в связи с отмечавшимся Международным днём охраны водно-болотных угодий.

Один за другим специалисты выступали с болью за происходящее. Международный престиж, конечно, важен, – говорили они, – но там, где пересекаются интересы экономики и экологии, экология проигрывает. Пример с Денгизкулем это подтверждает. Рядом с озером ведётся газодобыча, а в шламе есть химикаты и остатки нефтемасел от двигателей и насосов, которые при промывке бурильного инструмента стекают в шлам-бассейн в соседстве с озером. Земля загрязнена. Нефтепродукты могут попасть и в воду. Известны технологии по утилизации отходов и рекультивации земли. Но не применяются.
УДАСТСЯ ЛИ СБЕРЕЧЬ ДЕНГИЗКУЛЬ?

Нет дела нефтегазодобывающим компаниям, а среди них немало иностранных, и до экологии в Каракалпакстане. На системе озёр Судочье, которую Узбекистан намерен представить к включению в Рамсарский список, тоже растут вышки. Требуется законодательно закрепить охранную зону, чтобы близко не бурили. Сейчас законодатели работают над дополнениями и поправками в законы «Об охране растительного мира» и «Об охране животного мира». Самое время прописать в законе создание охранных зон вокруг водно-болотных угодий!

Нефть и газ – важные ресурсы для страны. Но не менее важный ресурс – биоразнообразие. Однако в деньгах ресурс каждого водоёма не просчитан. Вот и кажется, что нефть с газом дороже, и они – приоритет.

В Муйнакском заливе Аральского моря давно нет воды, а могла бы быть. Когда стало ясно, что Аральское море не спасти, учёные предложили, а государство и международное сообщество поддержали идею создания управляемых ветландов вдоль береговой линии Арала. Предполагалось с их помощью озеленять осушенное дно, поддерживать микроклимат, восстанавливать биоразнообразие. Заготовка птицы, рыбы, пушнины способны обеспечить занятость местного населения и пропитание. Муйнакский залив мог бы стать одним из таких ветландов, как стали ими бывший залив Жылтырбас, система озёр Судочье, Междуреченское водохранилище.

Но на дне бывшего Муйнакского залива идёт добыча газа, и газовикам вода в высохшем заливе просто ни к чему. Так говорили специалисты. А мне припомнились журналистские командировки. В Каракалпакстане видела вышки на дне бывшего Муйнакского залива. О том, что в котловине когда-то плескалась вода, не догадаешься. В посёлке Учсай, что находится на берегу залива, все окна затянуты плёнкой, чтобы ветер в щели песок не надувал. Пустыня окружает его теперь со всех сторон. Спрашивала о распределении доходов для Каракалпакстана от добычи газа. Отвечали, что не получают. Скудно живут учсайцы. Была бы охота и рыбалка…

Охота и рыбалка разрешены на Судочьем, в Междуреченском водохранилище, Жылтырбасе. Тут свои проблемы. Одна из них – варварский отъём из природы, сравнимый с браконьерством. Правят арендаторы на водоёмах, и контроля за ними – никакого. Да и воды в ветландах то густо, то пусто. Когда пусто, ссылаются на маловодье.

А в это же самое время земли Сырдарьинской и Джизакской областей «подпёрты» Айдар-Арнасайской системой озёр. Впрочем, системы озёр уже не существует, они слились в огромный водоём, занимающий в регионе третье место после Арала и Сарыкамыша. Об истории образования Айдар-Арнасая не раз говорено. А управлять ситуацией никто не берётся. Дренажа нет. Засоление земель чрезвычайное и будет только усиливаться.

Арал высушили за тридцать лет. Нужны инженерные системы, чтобы создавать водно-болотные угодья. Нужна стратегия по их сохранению.
УДАСТСЯ ЛИ СБЕРЕЧЬ ДЕНГИЗКУЛЬ?

Готовятся предложения о включении в Рамсарский список озера Судочье в Каракалпакстане и поймы реки Амударьи в районе Сурхандарьинской области. Потенциал водно-болотных угодий Узбекистана огромен. Водно-болотные угодья в стране, а это более 500 озёр, занимают около миллиона гектаров. «Водоёмы, – подчёркивали специалисты, – надо не только сохранять, но и разумно использовать».

Удастся ли сохранить озеро Денгизкуль в Рамсарском списке и вообще сохранить? К этому вопросу участники дискуссии возвращались неоднократно.

Вот информация, с которой они поделились, чтобы расставить точки над i. Разведочные газовые скважины в регионе Урта-булака и Денгизкуля интенсивно бурились 20-25 лет назад на расстоянии двух-трёх километров от озера и даже на берегу. Затем пробуренные скважины законсервировали до лучших времён, так как их эксплуатация требовала больших финансов из-за повышенного содержания сероводорода в газе. С 2004 года эти площади стали отдавать в концессию иностранным компаниям, которые стали бурить новые газовые скважины на этой площади. Одна такая скважина глубиной 3000-4000 метров бурится минимум 4-5 месяцев. При этом в радиусе 50-80 метров сливается 80-100 тонн отработанного бурового раствора в виде шлама.
УДАСТСЯ ЛИ СБЕРЕЧЬ ДЕНГИЗКУЛЬ?

Шлам представляет собой глинистый раствор, приготовленный на технической воде, которая получена из водяной скважины, пробуренной рядом с газовой. В составе шлама имеются каустическая и кальцинированная сода, полимерные реагенты, смазки в виде нефтепродуктов и др. При эксплуатации скважин проводятся операции по повышению продуктивности пласта с помощью соляной кислоты (до трёх тонн) и уксусной кислоты.

У Денгизкуля не проводились исследования, движутся ли линзы подземных вод, загрязнённых химикатами, в сторону озера. Между тем, вероятность этого явления может достигать 90-100 процентов. Каким будет качество воды, когда линза доплывёт?

За «круглым столом», где обсуждалось будущее Денгизкуля и других водоёмов, далеко не все собравшиеся были в курсе проблемы, в том числе, и журналисты слабо представляли её масштабы. Поди, доберись до озёр…
Мне, как и коллегам, на Денгизкуле бывать не приходилось, хотя хотелось бы туда попасть и увидеть тысячные стаи птиц. Будут они там или нет, если «линза доплывёт»?

Озеро далеко, а компьютер близко. Зашла в Интернет, сделала поиск на «Денгизкуль» и сходу наткнулась на информацию о реализации инвестиционного проекта по реконструкции установки предварительной подготовки газа на месторождении «Денгизкуль» со строительством дожимной компрессорной станции (http://news.mail.ru/economics/2029089/?state=90&).

«На объекте продолжаются строительно-монтажные работы. Возводятся необходимые инфраструктурные объекты», – говорилось в информации. Также сообщалось о завершении монтажа линий электропередачи для жилого городка, переносе трубопроводов на дожимной компрессорной станции, подготовке основания подъездной автодороги. «Ожидается, что ежегодная мощность ДКС составит 3 млрд кубометров газа. Общая стоимость проекта – 95,9 млн долларов».
УДАСТСЯ ЛИ СБЕРЕЧЬ ДЕНГИЗКУЛЬ?

Столь же легко нашлись в Интернете фото озера и прибрежной полосы. Объект находится практически на берегу. Построен и функционирует. Судя по фото, вода находится очень близко. Утешает то, что проектная документация промышленных объектов на берегу Денгизкуля наверняка проходила экологическую экспертизу и оценку воздействия на окружающую среду. Законодательные акты, постановления и прочие нормативы существуют и должны выполняться при использовании природных ресурсов.

Должны, но всегда ли выполняются? Известны примеры как раз обратного. Так, вопреки природоохранным нормам и с нарушениями проектной документации была проложена вниз, в долину, канализационная труба из Чарвакской зоны отдыха. Местами она находится в непосредственной близости от Чарвакской чаши, а один из участков трубы висит над водой. Так у водохранилища, питающего огромный ташкентский регион.

Когда я обратилась за разъяснениями по Денгизкулю к обеспокоенному ситуацией орнитологу, мол, почему не бьёте тревогу, он удивился: «Вы думаете, никто не знает о нарушениях? Знают. Но без данных официальной экспертизы любого «бузотёра» могут спросить: а есть ли у вас конкретные факты, результаты анализов на соответствие их предельно допустимым концентрациям? У нас их нет. Те, кто эксплуатируют объект, уверят, что загрязнение соответствует нормам. Нужно, чтобы уполномоченные компетентные государственные органы провели официальную экспертизу по данной проблеме».

Наталия ШУЛЕПИНА
sreda.uz, 9.3.2012г.

фото Денгизкуля и окрестностей: http://www.panoramio.com/photo/1448685


Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram


6 комментариев на «“УДАСТСЯ ЛИ СБЕРЕЧЬ ДЕНГИЗКУЛЬ?”»

  1. Сауле:

    Говорят, что скоро вода станет самым дорогим природным ресурсом.
    Зашла в интернет по совету автора, посмотрела фото озера Денгизкуль. Удивительное место! Но получается, что Денгизкуль был образован в результате освоения газовых месторождений Денгизкуль, Хаузак, Шзды и Северный Денгизкуль. Газовые залежи образуют здесь единый резервуар. Затопление было вызвано поверхностными сбросовыми водами с орошаемых хлопковых полей, в результате чего была снята проблема строительства дорогостоящих эстакад для освоения и добычи газа. Получается -искусственный водоем!!! Но какой красивый!
    Жаль, что тоже либо исчезнет, либо загрязнится. Вообще поражаюсь, как можно не сохранять воду… Производить воду и даже очищать её до сих пор не научились, а надо бы… см. фото водоемов Узбекистана http://www.orient-tracking.com/Lakes.htm

  2. Орнитолог:

    Тема Денгизкуля поднимается не впервые. Экологическая экспертиза и оценка воздействия проводятся на стадии подготовки промышленных проектов. А законодательные акты, постановления и прочие нормативы существуют и должны выполняться при использовании природных ресурсов.
    Именно ДОЛЖНЫ. Мы часто видим, что они не выполняются. Как и в случае с Денгизкулем. Если вам интересно мое мнение, то в данной ситуации "поднимать волну" силами общественных организаций и активистов считаю бессмысленным. Вы думаете, никто не знает о нарушениях? Знают все. Но без данных официальной экспертизы любого из нас могут спросить — а есть ли у вас конкретные факты, результаты анализов, данные по ПДК загрязнений т.д? У нас их нет. А у тех, кто спросит — есть официальная документация, где все, уверяю вас, соответствует нормам. Поэтому нужно, чтобы именно уполномоченные компетентные государственные органы провели официальную экспертизу по данной проблеме. Только в этом случае возможно достичь результата и именно в этом направлении нужно работать.

  3. Tashkent:

    Интересно, а где весь газ? зимой его мало было.

  4. ГИДРОЛОГ НИКОЛАЙ:

    ДЕНГИЗКУЛЬ!!! В самом названии водоема зашифрованы его удивительные особенности. Денгиз – море, Куль – озеро. ОЗЕРО МОРЕ. На картах позапрошлого и начала прошлого века это второй по величине водоем в бассейне Аральского моря (после Арала). У них похожий режим и судьба. Оба являлись бессточными концевыми водоемами крупнейших рек Средней Азии.
    Амударья и Сырдарья питали Арал, река Зеравшан – озеро Денгизкуль. Изменения режима рек повлияло на судьбу этих озер. Если в 60-е годы прошлого века в режиме Арала стали проявляться первые признаки деградации, то озеро Денгизкуль к этому времени полностью высохло, образовав крупнейший солончак.
    Вторую жизнь озеру дал Денгизкульский коллектор. К середине 80-х годов озеро возродилось и приблизилось к своим естественным размерам. Но для озер питаемых дренажными водами гидрометеорологический режим менее устойчив, особенно, в части качества воды. Сейчас уровень воды в озере несколько понизился. Как водоем внесенный в список Рамсарской конвенции, Денгизкуль имеет ряд преимуществ перед его собратьями в регионе. Судочье, Арнасай и другие водоемы расположенные на севере республики, периодически замерзают, а Денгизкуль и в суровые зимы является важнейшим прибежищем зимовки водоплавающих птиц.

    Нельзя не согласится с мнением высказанным в обсуждениях, о необходимости официального заключения о современном экологическом состоянии водоема и возможных изменениях его режима. Шаги в этом направлении делаются. Специалисты Института Зоологии Академии Наук в прошлом году провели паспортизацию рыбохозяйственных водоемов Бухарской области, в том числе, и Денгизкуля. Но это только начало.

    На Аральском море проводится экологический аудит. Пришло время проведения этих работ и на Денгизкуле. Во всем мире жизнь крупнейших озер изучают и контролируют специально созданные организации – обсерватории, институты. С осознанием важности роли озер и водно-болотных угодий в сохранении природы региона это произойдет и на Арнасае, и на Денгизкуле.

  5. Сергей Романов:

    Я был в хаузаке. дингезкуль это просто заглядение. это целое море с соленой водой, высокими волнами, а не озеро. Красота еще та

  6. Александр:

    Я, купался в денгизкуле очень часто.Так-как работал на этом газовом месторождении. Вода очень сильно солёная, все болячки после купания быстро заживают. Это озеро просто жемчужина, там прошла моя молодость.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

 

Еще статьи из Вода

Партнеры