Мой путь в журналистику начался в Узбекском обществе дружбы и культурной связи с зарубежными странами — УзОДКСе. Поразительно, но именно там. Занесло совершенно неожиданным образом.
РЕПОРТЕРЫ — НА БЕРЛИНСКОЙ ПЛАТФОРМЕ
«Расскажите, что о ваших странах думают соседи». С этого задания началось знакомство журналистов Центральной Азии, пишущих по водной тематике. Хоть и похоже на игру, но собрались мы по серьезному поводу — ради регионального сотрудничества. Инициативу проявил МИД Германии. Находимся мы за «круглым столом» на нейтральной платформе в Берлине.
Что думают соседи
Репортеры прибыли из пяти бывших республик Союза. Знакомясь, с любопытством поглядываем на афганского коллегу, который приглашен в качестве наблюдателя из шестой страны бассейна Аральского моря. «Омар, что в наших странах думают об Афганистане?» Конечно, он догадывается: «Афганистан находится в верховьях Амударьи и может строить дамбы, увеличивать забор воды».
Все мы понимаем, что каждая страна имеет на ресурсы свои притязания, что на них влияют рост населения, развитие экономик и климатические изменения. И надо договариваться.
О своем опыте говорят берлинские инициаторы «круглого стола»: «После Второй мировой войны европейцы решили придумать механизм по совместному управлению углем и сталью. Он и стал основой Европейского союза. ЕС — самый крупный экономический блок в мире, потому что соседи смогли договориться о ресурсах. Не только об угле и стали, но и о воде. В декабре 2000-го Европейский союз принял Водную рамочную директиву. Она касается питьевой воды, воды для купания, очистки городских сточных вод, нитратов сельскохозяйственного происхождения и других опасных веществ в воде, оценки и управления рисками наводнений…».
В стратегии партнёрства между ЕС и странами Центральной Азии, принятой в 2007 году, водные ресурсы были признаны одним из важнейших приоритетов. Затем последовали инициативы по применению стратегии, в том числе, и Берлинская.
О ней МИД Германии объявил в апреле 2008 года на водной конференции \»Вода объединяет – новые перспективы для сотрудничества и безопасности\». Участвовали политики высокого ранга из стран Центральной Азии, Германии, Европейского союза. Решили продвигать трансграничное водное управление, расширять научные знания, сформировать сеть экспертов по водным ресурсам, создать учебный курс. Все это – в надежде на углубление сотрудничества пяти стран, а в перспективе — на совместное управление водой и энергетикой.
«Водная дипломатия развивается успешно, — с удовлетворением нам, журналистам, сообщает сотрудник МИДа. — В марте 2012 года представители правительств Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, международные партнеры вновь собрались в Берлине. Участвовал в конференции и Афганистан в качестве наблюдателя. Сообща подвели итоги первого этапа Берлинского процесса».
На первом этапе выполнялись национальные, двусторонние и региональные проекты. Ежегодно Федеральное министерство иностранных дел Германии предоставляло на их реализацию средства в пять миллионов евро. На втором этапе решено сфокусировать внимание на адаптации к изменению климата, демографическим изменениям, экономическом развитии, использовании водных ресурсов в энергетике, сельском хозяйстве, питьевом водоснабжении, санитарии…
Есть вопросы у репортеров к дипломату. Трудно утерпеть и не спросить про особый интерес к сначала пяти, а теперь уже и к шести странам. Ответ его прост и понятен, потому что и наши отцы и деды навоевались: «Региональное сотрудничество необходимо для региональной стабильности. Совместное управление ресурсами – залог мира. Это – ценность».
Забыли об Арале
По программе у нас несколько встреч с немецкими коллегами. Ожидаем, что они расскажут, как освещают темы воды в СМИ. А если кто бывал в Центральной Азии, то еще интересней: как им у нас показалось?
«У нас» — в разных странах. По правде говоря, мы сами мало осведомлены, у кого что пишется в прессе. Скорее, предполагаем. На семинаре в Берлине журналисты вслед за отечественными политиками повторяют кто призывы за строительство ГЭС и плотин в верховьях, кто – против, одни настаивают, что вода – товар, другие, что – божий дар.
Немецким коллегам неловко признаться, но они практически не вспоминают о Центральной Азии и не сообщают о ней в своих СМИ. «В девяностые годы был всеобщий интерес к высыхающему Аральскому морю. Но спасти море не удалось, и о нем и трансграничных великих реках Амударье и Сырдарье все забыли».
Дагмар занимается экологической журналистикой и пытается объяснить, почему в немецкой прессе тема воды не имеет особой роли: «Много дождей». Около полувека назад остро встала проблема загрязнения Рейна и других трансграничных рек Европы. Но реки очистили. Сохраняются высокие показатели фосфатов и нитратов в подземных водах, но уже разработаны технологии по их извлечению. Несколько лет назад было сильное наводнение, от которого пострадали Польша и Германия. Но наладили мониторинг, и все под контролем.
О чем пишет Дагмар? О закрытии атомных электростанций, угрозах для биоразнообразия, изменении климата. Радуется, что прогнозы об изменении климата по регионам Германии скоро станут доступны on-line и все смогут их отслеживать в компьютерах и учитывать в планировании. Тогда Дагмар займется другими актуальными темами.
Спрашиваем: «Легко ли получить «закрытые» данные, которых нет в Интернете?» — «В стране есть закон о помощи в оказании сбора информации. Иногда это работает, иногда нет». «Как удалось стране добиться успехов в развитии возобновляемых источников энергии?» — «Четыре партии договорились о приемке электроэнергии в электросеть и о 20-летней гарантии цены. Этим стимулировали население. В итоге в отрасль не вкладываются государственные инвестиции, только частные. ВИЭ увеличили поставки в единую электросеть с 3 процентов в 1990-м до 27 процентов в 2012-м. Они – основа промышленного роста. Благодаря им в Германии создано 400 тысяч рабочих мест. А в целом благодаря зеленым технологиям товарооборот составляет 20 млрд.евро в год». Ух ты!
Когда к «круглому столу» приходит Кристиан, он не столько вдохновляет, сколько озадачивает. Результатом его журналистских изысканий стала книга. Он утверждает, что на две трети сюжеты отпираются на факты. Книга вышла из печати неделю назад, и с оценкой читателей он еще не знаком. Название мрачное: «Войны, которые нам грозят».
Сам автор – оптимист и убежден, что придуманные сценарии вооруженных конфликтов помогают понять существующие риски. «Никому пока в голову не пришло копать туннель для отвода стока с тающих ледников Гималаев из Индии в Китай или о защите водных ресурсов минными полями. Но водная напряженность нарастает. Влияет и глобальное изменение климата. Темпы климатических изменений можно снизить, распыляя охладительные газы в атмосфере. Однако и тут кроется конфликт: какое государство имеет право контролировать температуру на Земле?!»
Спрашиваем, посещал ли Кристиан наши страны. «Я в Центральной Азии не был, но ездил мой соавтор. Сценарий для региона мы не придумали, да он и не нужен, когда страны готовятся к экстремальным явлениям природы, маловодью, засухам и делятся водой с соседями. Вода имеет историю сотрудничества. Слишком рискованно проиграть войну за воду».
В Центральной Азии бывал Арно — автор двух фильмов, которые смотрим в полном восторге. Как же величественны горы, откуда берут начало трансграничные реки! Увы, грустный сценарий волей-неволей приходит на ум. Если продолжится та же стремительная вырубка лесов, которая сейчас ведется местным населением во всех странах региона из-за нехватки топлива, то заметно уменьшатся запасы снега, а значит, и речной сток, усилится эрозия земли, снизятся урожаи.
Урожаи снизятся, а население вырастет. Как дисбаланс не довести до конфликта? Соратники из Центральной Азии считают, что всем нам об этом риске надо бы почаще сообщать в СМИ, ведь «человечество рубит ту ветку, на которой сидит. Журналист должен указывать: надо перестать пилить!».
см. окончание Reporter-2
Наталия ШУЛЕПИНА
фото автора
sreda.uz, 9.1.2013г.
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
0 комментариев на «“РЕПОРТЕРЫ — НА БЕРЛИНСКОЙ ПЛАТФОРМЕ”»
Добавить комментарий
Еще статьи из Репортер.uz
В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
В Кашкадарьинской области, подъезжая к городу Яккабаг, мы увидели вдоль дороги сооружения на ножках. Проехав пару километров, решили рассмотреть. Для чего они?
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Воскресным утром мы отправились на учет из Ташкента к Туябугузскому водохранилищу (Ташморю). Точно также в этот день 6 октября отправились на учеты наблюдать за птицами и их считать бёдвочеры в разных регионах Узбекистана и в трех десятках стран Европы и Азии.
Наш четырехдневный маршрут включал и горы, и долы. В маршруте обозначены проектные сады. Они и есть цель. Посаженные два года назад саженцы прижились? Первый сад — в буферной зоне Кызылсуйского участка заповедника, в кишлаке Калтакул.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Мы путешествуем не на личном авто и не автостопом. В путь отправляемся с куйлюкского «пятака». Куйлюк-базар находится на краю Ташкента, отъезжать удобно. Немного поторговались c частником из-за цены и в путь. Первый отрезок пути — до городка Чартак в Наманганской области.
Цену Угама или какой другой реки в Узбекистане никто не считал. Зоологи могут сказать, сколько стоит потеря одной особи краснокнижного вида. Но весь вид не имеет цены. Уничтожение видового разнообразия — явление немыслимое. Но это происходит при строительство малых ГЭС на Угаме. Каков баланс приобретений и потерь?
Рабство в Мавритании отменили в 1980 году. Это мировой рекорд.
А независимость в 1960-м, ЕМНИП. В "Детской энциклопедии географии", которая у меня была, такая страна уже значится. А книга издана в 1962-м году.
Да, спасибо. Исправила. В Интернете об этих событиях много говорится. Сам же рассказ, как мне кажется, очень интересен. В небольшом текстовом объеме содержит немало деталей местной жизни.
Да, разумеется.
Но во мне играет знатоцкий формализм. Если я выковыриваю какие-то непринципиальные для текста ошибки — это не придирки к хорошему материалу, это замечания по ходу — без ляпов ведь всегда лучше, правда?
Марфуа, прочитав Вашу статью, как в сказке побывала. Возможности выезжать у меня нет, но с Вами я побыла в славном городе Нуакшоте