Музей паровозов и другой железнодорожной техники

«Что вы знаете  о паровозах?» Наш гид – Максим Яковлев. Мы — группа «Прогулки в хорошей компании». Она возникла в  ташкентском сегменте фэйсбука. Раз за разом устраивает жителям Ташкента не просто прогулки, а познавательные экскурсии. На этот раз группа пришла в Музей железнодорожной техники. В ней люди разных возрастов. Любопытство к окружающему миру — то, что объединяет.

В 1825 году построена первая в мире общественная железная дорога в Великобритании. Движение по ней открыл паровоз «Locomotion» («Движение»). В Самарканд первый поезд (огненная арба) прибыл в 1880 году.

Паровоз — одно из уникальных технических средств, созданных человеком. Именно паровозы выполняли основной объём перевозок в  XIX и первой половине XX века. Они сыграли колоссальную роль в подъёме экономики. Паровозы постоянно улучшались и развивались, что привело к большому разнообразию их конструкций. С середины XX века паровоз уступил более совершенным локомотивам — тепловозам и электровозам.

В Ташкентском музее железнодорожной техники собрано свыше  полусотни единиц железнодорожной техники.

Самый возрастной паровоз в Музее — 1914 года. Буква «О» означает основной. Литера «в» сообщает об изменениях в конструкции. Паровозы этого типа по простому называли «овечками».

Первый эшелон, когда осваивалась казахстанская целина, доставил на целинные земли вот этот локомотив. 1953 год. Уникальный экспонат. Впрочем, есть и другие по своему уникальные. Идем знакомиться.

Все знают про светофоры. А про семафоры? Посмотрим, какие они из себя. Пассажирам они ничего не скажут, зато для машинистов их сигналы очень важны.

Двухэтажные вагоны можно увидеть разве что в музее. Изготовлены в Ленинграде. Рассчитывали, что их оценят туристы. Но вагоны, не оценененные, стали музейными экспонатами.  

Что означает этот знак — дуга и стрелка? Он показывает, сколько в баке воды.

Изучаем тормозной шланг.

Этот паровоз прибыл в страну во время Великой Отечественной войны по лендлизу из США. Изготовлен в 1944 году. Общий вес — 110 тонн, скорость — 70 км в час, общая длина 21,9 метра. высота — 5,1 метра. «Иностранцев» в Ташкентском музее паровозов несколько. Среди них и «американцы».

Заказы были в США и до революции 1917 года. Тогда там изготовили для царской России 900 паровозов. Во время войны 1941-1945 годом США по лендлизу направили в СССР 2000 локомотивов.

Этот паровоз железнодорожники считают самым главным иностранцем. Захвачен у фашистов во время войны. Трофейный. Изготовлен в Берлине в 1943 году. Мощность — 1 тыс.лошадиных сил, скорость — 80 км в час.

Рассматриваем сцепное устройство.

«Этот болт взял на память, когда в 2017 году ломали водонапорную башню». Исторический объект мешал строительству путепровода. Долго лежал в руинах. Тогда же были разрезаны на металл несколько экспонатов музея.

С середины XIX века стандартом на железных дорогах Российской империи, позже — СССР и Финляндии, а впоследствии и Монголии, была выбрана ширина колеи 1524 мм (5 английских футов). С мая 1970 года до начала 1990-х годов железные дороги СССР были переведены на колею 1520 мм. На экскурсии можно в этом убедиться, а также узнать, какой ширины колея у детской железной дороги. Она, конечно, уже. «Берем в руки сантиметр»…

Что видно из кабины машиниста? В Музее можно залезть практически на любую железнодорожную технику. Машинистом почувствовать себя? Легко, а еще кочегаром, а еще проводником, дежурным по станции…

Производительность тяжелой спецтехники (1974 год) для сварки рельс — десять стыковок в час.

Назначение спецтехники даже детям объяснять не надо. Погрузка-разгрузка.

Участники группы «Прогулки в хорошей компании». Фото на память о прогулке в Музей паровозов.

 

Наталия ШУЛЕПИНА

SREDA.UZ


Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

 

Еще статьи из Фото

Партнеры