С точки зрения применения искусственного интеллекта в Центральной Азии, основными направлениями могут стать мониторинг объемов и качества воды, оптимизация ее распределения, а также создание систем раннего оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Заходим на бот-канал экологов в случае ЧП
Управление по охране окружающей среды и экологии Ташкента предлагает горожанам подключиться в Телеграм к бот-каналу @EcoControl_bot.
Открыт летом 2019 года. Однако спустя полгода он доработан, его функции расширены и обещана быстрая реакция.
EcoControl создан для получения информации о правонарушениях, связанных, прежде всего, с вырубкой деревьев. Случаются и иные нарушения: выброс мусора в неположенном месте; поджог мусора/ листьев/растительных отходов; слив канализационных стоков в арыки/каналы/реки. Теперь и о них можно оперативно сообщить.
Пользоваться просто, когда @EcoControl_bot у вас в мобильном телефоне. После нажатия на «EcoControl», появляется текст с информацией для чего создан. Указан телефон для прямой связи. Кстати, укажем и мы его: 71-277-75-43.
Бот предлагает выбрать язык – узбекский или русский. Далее кликаете, что вас интересует: законодательство, информация о локациях мусоросборочных пунктов, информация о районных инспекциях. Даны адреса инспекций по районам Ташкента, имена и фамилии руководителей инспекций, их сотовые телефоны.
Ну и самое важное. В главном меню бот-канала есть строка: «Сообщить о нарушении». Здесь про что, где, когда. Если вы свидетель рубки, не забывайте указывать адрес происходящего, номера задействованных транспортных средств. То же самое и в случае иных ЧП должна быть объективная информация. Плюс — если прикреплено к сообщению фото.
В разговоре с экологами — создателями бот-канала — я заметила, что законодательство в сфере охраны растительного мира в боте не полное. Пообещали, что дополнят. И отметили, что гораздо удобнее читать законодательные акты станет на сайте, который сейчас в работе, но в ближайшее время также будет запущен. И в ближайшее время, речь в обоих случаях идет о двух-трех неделях, будет открыт телеграм-канал.
Долгое время не решался вопрос о размещении в интернете заключений экологов по заявкам юридических и физических лиц на рубку деревьев. С открытием этих онлайн-ресурсов именно они станут публиковать поступившие заявки на рубку/обрезку и заключения экологов, как положительные, так и отрицательные. Таким образом, система станет прозрачной.
Бот-канал работает. Ждем открытия телеграм-канала и сайта Управления по охране окружающей среды и экологии Ташкента.
Наталия ШУЛЕПИНА
SREDA.UZ
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Инновации
В Узэкспоцентре разместились сотни компаний. Как и на предыдущих двух выставках, цель продавцов и покупателей технологий и продукции — установить контакты, начать сотрудничать.
Также утверждены: Концепция перехода на «зеленую» экономику и обеспечения энергосбережения в отраслях промышленности; План действий; Целевые параметры экономии топливно-энергетических ресурсов.
Указом Президента страны утверждены Концепция совершенствования системы обеспечения сейсмической безопасности населения и территории Республики Узбекистан до 2025 года и «Дорожная карта» по реализации Концепции в 2022–2023 годах.
Открытие подтверждено генетическим анализом.
Только кажется, что насекомые не достойны внимания в высоких сферах, а борьба с насекомыми-вредителями не нуждается в достойном финансировании. Насекомые-вредители — беда для исторических памятников, частного жилья и производственных объектов.
Принят Закон о Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2022 год. Бюджет Государственного комитета экологии и охраны окружающей среды – 38,4 млрд сумов (45,7 млрд сумов в прошлом году). Хватит ли средств на охрану окружающей среды при последовательном сокращения финансирования?
Одна из главных проблем в любой стране — потеря воды. То есть, чтобы потребитель получил тонну, в трубопровод необходимо подать две — половина вытечет дорогой. Но не в Израиле. Здесь потери не более чем три процента.
Программа помогает городам-членам адаптировать уникальные решения для продвижения к низкоуглеродному будущему и будет способствовать достижению Узбекистаном углеродной нейтральности к 2050 году.
Региональный экологический центр Центральной Азии пообещал после окончания проекта взять климатическую информационную платформу под свой патронаж. На нее — большие надежды.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
Зайнутдинова Неля
Не знаю, как ещё надо писать, к кому обращаться, чтоб дошло до руководителей всех уровней! А что для этой новой ж/д других возможностей прокладки нет или не рассматривались? Или сначала строим, потом соображаем? Перечислены все законы и постановления, которые нарушаются. Они что о них не знают или как всегда выгода на первом месте? Природа такаая хрупкая. Её уничтожить ради экономии средств на нынешнем этапе ничего не стоит.
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Aliya Vildanova
Власть, которая должна быть гарантом законности, сама вопиюще нарушает и не соблюдает законы страны, со всеми вытекающими: коррупция, воровство, обман и т.д.
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Абдукодир Джалилов
На фото видно, что канализационная труба рядом чистой водой - это есть очень грубое нарушение технологии укладки труб. Нет никакой гарантии, что не смешивались разные структуры воды. Значит, народ правильно против стройке N490.
Роща болотных кипарисов в Ташкенте
вован1
А мы там недавно сняли красивое чтение стиха "Осень на дороге" от Даниэллы Фуэго
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Guljakhon Amanova
Краткий правовой анализ ключевых моментов Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №490 от 2 августа 2025 года по проекту Sea Breeze Uzbekistan (https://lex.uz/ru/pdfs/7661949#): Проект #SeaBreezeUzbekistan 1. Отсутствие экологических гарантий Ключевая проблема: Постановление №490 утверждает реализацию крупного инвестиционного проекта — туристско-рекреационного комплекса стоимостью $1,5 млрд на территории более 2 000 гектаров (пункты 1 и 4) — без упоминания оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), природоохранных обязательств или ссылки на экологические законы. Само принятие такого подзаконного акта противоречит основному закону - Конституции РУз, ст. 49, устанавливающей, что: «Государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду.» Игнорирование национальных и международных стандартов: Не взят во внимание Закон Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе», который хотя и вступит в силу 25.08.2025 г, но был принят уже в феврале этого года; Не указано обязательство по проведению ОВОС, несмотря на потенциальное значительное влияние на природу и климат, и продолжающиеся требования активистов провести такую полномасштабную экспертизу. Несоответствие #международным правовым обязательствам #Узбекистана: ✅ Принцип 17 #Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г.), который стал частью обычного международного права (customary international law): Обязывает проводить оценку воздействия на окружающую среду для проектов с потенциальным серьёзным экологическим воздействием. ✅ Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (#Орхусская конвенция,1998 г.) (ратифицирована Узбекистаном в марте 2025 г, вступила в силу - в июне 2025 https://lex.uz/ru/docs/7424711): Гарантирует право граждан на доступ к экологической информации и участие в принятии решений, затрагивающих окружающую среду (https://unece.org/DAM/env/pp/documents/cep43r.pdf). ✅ Замечание общего порядка №36 (2019 г.) Комитета ООН по правам человека к статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах: Признаёт обязанность государств защищать #право на #жизнь от экологической деградации (пункты 26 и 62). А ведь в соответствии со ст. 15 Конституции: Международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан. 2. Риски принудительных выселений и отсутствие гарантий жилищных прав Проблемные положения Постановления №490: ⚠️ П. 6(а): требует прекращения прав землепользования и регистрации участков как «свободных» для передачи инвестору; ⚠️ Последнее предложение п. 6: обязывает инвестора перечислить $5 млн в бюджет Ташкентской области для компенсации, но без гарантии, что пострадавшие получат её напрямую и в полном объёме, и что компенсация будет адекватной; ⚠️ П. 8(а): классифицирует проект как «социально значимый», создавая основания для возможного принудительного изъятия земли под видом общественного интереса. Несоответствие международным стандартам жилищных прав: ✅ Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП): Закрепляет право каждого на достаточный уровень жизни, включая право на жильё. ✅ Замечание общего порядка №7 (1997 г.) Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам к статье 11 МПЭСКП: п. 13 — выселения недопустимы без адекватного уведомления, консультаций и правовых гарантий; п. 15 — выселения не должны приводить к бездомности или уязвимости. ✅ Основные принципы и руководящие положения по выселениям, связанным с развитием (Приложение к Докладу Специального докладчика ООН по вопросу о праве на жилище, документ A/HRC/4/18, 2007 г.): Требуют проведения #предварительных оценок последствий, раскрытия информации, индивидуальных компенсаций и правовых механизмов защиты. 3. Выводы и рекомендации ‼️ Постановление №490 позволяет реализовать крупный инвестиционный проект в обход базовых норм по защите прав человека и окружающей среды: Не требует экологической экспертизы и оценки воздействия; Не гарантирует справедливую, прямую компенсацию пострадавшим; Не предусматривает механизмов обжалования и правовой защиты; Использует термин «социально значимый» для оправдания коммерческого проекта. ⚠️ Это может привести к нарушениям международных обязательств Узбекистана в рамках МПЭСКП, МПГПП, Орхусской конвенции и Принципа 17 Декларации Рио, который стал частью обычного международного права (customary international law). Рекомендуемые неотложные меры: ⛔ Приостановить реализацию Постановления №490 до: Проведения независимой экологической экспертизы и оценки воздействия на жилищные права. Внести поправки в Постановление: Включить обязательность соблюдения Закона об экологической экспертизе (2025); Гарантировать индивидуальные компенсации и правовую помощь пострадавшим; Обеспечить прозрачные общественные консультации до отчуждения земель. ⚖️ Обеспечить судебный контроль за процедурами выселения и компенсации: Гарантировать пострадавшим доступ к эффективным средствам правовой защиты. ✊ Уважение к #ПравамЧеловека и #защите #окружающей среды должно стать основой любого инвестиционного проекта — даже самого амбициозного. unece.org
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Galina Fimasobak
Чарвак - это не про собственность, не про деньги, Чарвак - это про единственный источник питьевой воды. Хотя не все так думают. Бизнесмены считают что все имеет свою цену, и все можно купить. Например, можно купить чью-то почку или сердце. В данном случае- это наши почки и наше сердце. Потому что речь о том, что мы будем пить, с какими примесями. А деньги получит кто-то другой. Не стоит уповать на очистные сооружения. На Байкале много лет работал целлюлозный комбинат, но его закрыли в 2013 году. Потому что он загадил озеро. Хотя там были очистные сооружения. Заметьте, сколько в том регионе источников пресной воды. И все равно вынуждены были закрыть комбинат! А у нас единственная речушка Чирчик и единственное водохранилище, которое ставится сейчас под угрозу!
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Gulsara Shermatova
Опять есть ТРЕБОВАНИЯ, а выполнения не будет по Чарваку тоже. Минэкологии нужно разогнать, зарплату за годы невыполнения обязательств заставить вернуть в бюджет. Это Министерство не охраняет даже стратегически важные объекты! Надо же оправдывать строительство пляжей на водохранилище- единственном источнике питьевой воды!
Полувековой юбилей Зарафшанского национального природного парка с непростой историей
Однолько Ангелина
Будем надеяться, что на охраняемой территории не будет допущено строительство никаких гостевых домиков и гостиниц. И огромная благодарность сотрудникам заповедной зоны и общественности Самарканда за труд и бдительность.