«Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, опустынивание, а также бесконтрольное использование ископаемого топлива ведут к увеличению природных катастроф и серьёзному ущербу окружающей среде и здоровью населения», — отметил Президент страны.
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МНОГОСЛОЙНОЙ СРЕДЕ
Создана электронная база данных экологических индикаторов с применением геоинформационной системы. Работа выполнена в рамках совместного проекта ПРООН — правительства Узбекистана и является важным вкладом в создание системы экологического мониторинга.
Заходишь на сайт экологических индикаторов Узбекистана и, щелкнув мышкой, выбираешь нужное: «качество пастбищ», «опасные вещества в поверхностных водах», «загрязнение атмосферного воздуха»… Первый слой-карта, появляющийся на экране, показывает всю территорию страны. Она разноцветная. Сразу видно, где худо, а где идеально. Интересуют конкретный город, район, область? Еще один щелчок — и экран занимает новый слой-карта, где ситуация расцвечена до нюансов. Все индикаторы привязаны к местности.
К этому результату шли долго и непросто. На необходимость создать полноценную систему мониторинга указывалось в Законе Республики Узбекистан «Об охране природы» 1992 года. К этому времени мониторинг различных сред вели Минздрав, Минсельводхоз, Госкомприрода, Госкомземгеодезкадастр, Госкомгеология, Узгидромет. Они отслеживали более трехсот показателей. Среди них — узковедомственные, были дублирование и нестыковки, в которых и профессиональным экологам разобраться трудно.
Мониторинг стал животрепещущей темой и в мире. В 1992 году конференция ООН в Рио-де-Жанейро приняла «Повестку дня на XXI век», призвав страны контролировать изменения окружающей среды. В 1993 году Комиссия по устойчивому развитию ООН предложила установить индикаторы, позволяющие объективно оценивать качество среды и тенденции. На разных континентах начался поиск вариантов. В июне 2003 года представители стран ВЕКЦА — Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии — собрались, чтобы рассмотреть основные индикаторы для мониторинга, и определили таковых больше сотни, измеряемых и приоритетных. Но каждой стране предстояло решать, какие показатели приоритетны для нее и как их контролировать.
Узбекистан к этому времени значительно укрепил юридическую базу мониторинга. В 1999-м правительством принято постановление «О Программе действий по охране окружающей среды в Республике Узбекистан на 1999-2005 годы». В нем на Госкомприроду возлагалась обязанность согласовывать действия ведомств, ведущих мониторинг. В 2002-м Кабинет Министров утвердил «Положение о государственном мониторинге окружающей природной среды». Оно закрепило роль Госкомитета как ответственного за координацию усилий, а также определило ответственность каждого ведомства за предоставление информации. Следующий шаг — утверждение правительством «Программы мониторинга на 2003-2005 годы».
Эти правовые документы и стали основой при разработке проекта «Экологические индикаторы для мониторинга состояния окружающей среды в Узбекистане». Проект рассмотрела Программа развития ООН и приняла к финансированию. В 2004 году начинается реализация проекта, в котором два партнера — ПРООН и правительство, а исполнительное агентство — Госкомприрода.
На этом этапе о геоинформационных слоях еще не мечтали. Целью было создание самой системы индикаторов. Рабочая группа поначалу использовала международные наработки, но стало ясно, что копировать нельзя. Список ВЕКЦА сотрудники проекта держали «в уме», а ведомствам предложили самим назвать индикаторы. Ведомства откликнулись. Оказалось, что специалисты выбрали со странами ВЕКЦА 68 общих позиций, и 23 — специфичных для Узбекистана. У нас выпала тема «рыбные ресурсы» и ряд индикаторов по рыбе, так как после ликвидации акционерной компании «Узбалык» и раздачи водоемов в аренду частникам нет регулярного потока данных. Также выпал ряд индикаторов, связанных с транспортом. Но добавилась пара индикаторов с четырьмя параметрами по Аралу и целый ряд — по орошаемому земледелию.
Всю базу данных условно разделили на три категории. «С первой нет хлопот — информация собирается десятилетиями. Во второй нет многолетних наблюдений, как, к примеру, по отходам, информация появится через два-три года. Третья станет пополняться со временем», — докладывали эксперты проекта о ходе работ на национальных семинарах представителям министерств и ведомств, неправительственных организаций, общественности. После дебатов договорились: «Пусть система будет гибкой. Индикаторы можно корректировать в процессе их применения».
Были сомнения, захотят ли структуры, владеющие информацией, ею делиться. Но в апреле 2005 года шесть министров подписали совместный приказ «О мерах по дальнейшему совершенствованию ведения мониторинга окружающей природной среды». В нем отметили, что исходят из утвержденного правительством «Положения о мониторинге», признают, что рекомендации по ведению мониторинга разработаны с участием министерств, ведомств госкомитетов. Министры уточнили, какое ведомство, какой вид информации представляет в единый информационный банк, создаваемый при Госкомитете по охране природы, в каких единицах, по каким территориям, в какие сроки.
Сам природоохранный комитет отвечает за сбор данных почти по трем десяткам индикаторов, отслеживая отходы, редкие и исчезающие виды животных и растений, выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников, Минздрав отвечает за два: «несоответствие качества воды требованиям ГОСТа» и «несоответствие продовольственного сырья и продуктов питания требованиям санитарных правил и норм». Ежегодные бюллетени Госкомстата позволяют отслеживать ситуацию по девятнадцати позициям, включая валовые выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников, младенческую смертность, площадь лесопосадок на осушенном дне Аральского моря.
Итогом двухлетней работы стали система индикаторов и электронная база данных для широкого круга пользователей — ведомств, лиц, принимающих решения, специалистов, общественности. Авторы задумались, как еще упростить. Легче всего информация воспринимается на карте, где уже сам цвет — красный, желтый, коричневый или любой другой разной интенсивности — говорит об угрозах и рисках. Нужна геоинформационная система с привязкой индикаторов к местности. ПРООН выразила готовность профинансировать эти предложения на втором двухлетнем этапе проекта.
Теперь, когда и эти два года позади, ясно, что результаты превзошли ожидания. Планировалось работать по двум направлениям: одно — электронная ГИС, второе — печатное издание «Экологический атлас Узбекистана». Но участники проекта задачу усложнили. Атлас решили сделать не как иллюстрацию электронной базы данных, а с географическими подробностями. Идею поддержал Госкомитет по геодезии и картографии, обеспечив официальную картографическую основу. Она пригодилась и при создании геоинформационной системы, а при создании атласа оказалась исключительно важной.
На карты с рельефом наносились административные границы, каналы, дороги, станции мониторинга Узгидромета, качество орошаемых земель, индекс загрязнения поверхностных вод в реках и каналах, качество воздуха в городах республики… «Избранные экологические карты Узбекистана» сегодня есть и в электронном виде, «играть» с ними можно до бесконечности, соединяя все показатели на карте или вытаскивая один, скажем, «скорость ветра» или «микробиологическое загрязнение». В геоинформационной системе путешествовать может огромное количество лиц, заинтересованных в сохранении среды обитания.
Печатное издание «Экологический атлас Узбекистана» издан на картографической фабрике Госкомгеодезкадастра, сертифицирован и является официальным географическим изданием, характеризующим состояние Узбекистана в 2000-2006 годах. Он ярок и наряден. Здесь даются обобщающие характеристики каждой природной среды. А словесные описания содержатся в обзоре «Экологический профиль Узбекистана, 2008», еще одном издании проекта. Но и в нем есть карты и диаграммы, а на полях — ликующие, изумленные и обиженные рожицы. Хочешь позитива, ищи смеющуюся. Изумленная — значит, прогресс недостаточен. Если почти плачет, — тренд отрицательный. Эти полиграфические фокусы придуманы для наглядности.
Но есть еще один удивительный продукт проекта. Он упростил огромный объем экологических данных по республике до одного листа. По формату это обычная карта страны с рельефом, реками, каналами, водоемами и административными границами. На ней обозначены основные проблемы окружающей среды Узбекистане в 1995-2007 годах. Показаны не только проблемы, но и международных доноры, помогавшие в решении, в том числе и Программа развития ООН, поддержавшая реализацию в Узбекистане десятков экологических проектов. Растиражированная карта может занять свое место в школьных кабинетах, студенческих аудиториях, кабинетах начальников. Электронная база данных передана в Госкомприроду для наполнения новой информацией и новыми слоями.
Наталия ШУЛЕПИНА
Источник — «Новый век», 21.8.2008г., Экоальманах «Просто пишем о среде» (4-й выпуск), 2009г.
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Вода
На COP29 в Азербайджане участники обсуждают необходимость инвестиций и инновационных решений в области управления водными ресурсами, чтобы обеспечить справедливый доступ к воде и повысить устойчивость к изменению климата.
По зуму участвовали в консультациях в Ташкенте представители ряда международных общественных организаций. По итогам они сформулировали свое понимание ситуации.
В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
В сборнике — воспоминания коллег, учеников и соратников Виктора Абрамовича Духовного.
Экскаваторы и бульдозеры пробили ее на горном склоне над рекой Мачитасгонсай длиной в четыре с половиной километра, и останавливаться не собираются. По факту — это очередная агрессия бизнеса на охраняемой природной территории.
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Отчет по результатам миссии ЮНЕСКО и МСОП на объект Всемирного природного наследия «Западный Тянь-Шань» будет рассматриваться в следующем году, на очередной сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, которая состоится в Софии (Болгария).
Цель проекта — укрепление сотрудничества между ведомствами Узбекистана для обеспечения безопасности водных ресурсов и хранилищ опасных отходов, снижения риска бедствий, а также укрепление управления и наращивание потенциала в области водоснабжения и санитарии.
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу