Как чувствуют себя памирские ледники и амударьинские тугаи в эпоху активного вмешательства человека в природу? На эти вопросы предстоит ответить исследователям из стран, откуда сток, и стран, где он «рассеивается». Здесь: про Памир и «Тигровую балку».
O ЗАКОНЕ \»ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ\»
Как мы уже сообщали, 27 декабря 2013 года в Республике Узбекистан был принят Закон «Об экологическом контроле». Принятый закон — результат кропотливой работы как институтов гражданского общества, так и профессиональных юристов главного природоохранного ведомства — Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы.
Как мы уже сообщали, 27 декабря 2013 года в Республике Узбекистан был принят Закон «Об экологическом контроле». Принятый закон — результат кропотливой работы как институтов гражданского общества, так и профессиональных юристов главного природоохранного ведомства — Государственного комитета Республики Узбекистан по охране природы. Предлагаем вниманию читателей точку зрения на этот процесс начальника эколого-правового отдела этого Госкомитета Тимура ТИЛЛЯЕВА.
— Как показывает практика, ни один законопроект не появляется спонтанно, внезапно, в одночасье. Ему предшествует вынашивание идеи, планирование законотворческой деятельности, разработка законопроекта, выраженная политическая воля и поддержка руководства страны. Далее следует принятие и одобрение законопроекта в рамках процедур палат Олий Мажлиса и подписание Президентом страны.
Еще в середине девяностых годов прошлого столетия экологическому контролю был посвящен ряд научных работ, статей юристов-практиков, \»круглых столов\» и семинаров для представителей общественности и государственных органов. Эта работа продолжалась и в первом десятилетии 2000-х годов.
Первоначально приоритетной считалась разработка проекта закона, посвященного исключительно общественному экологическому контролю. Объясняется это тем, что механизмы государственного экологического контроля, полномочия государственных контролирующих органов, инструменты контроля никогда не имели сколько-нибудь серьёзных институциональных недостатков или недостатка в правовом регулировании.
При этом всегда ощущалась невостребованность потенциала населения, общественности. Поэтому Закон «Об экологическом контроле» в большей степени был необходим для вовлечения общественности в экологический контроль, в меньшей степени — для регулирования ведомственного и производственного контроля (своего рода «самоконтроля»), и совсем незначительно – для упорядочения государственного экологического контроля.
Вопрос создания возможностей для общественного контроля в любой сфере государственной и общественной жизни является весьма тонким, деликатным, не допускающим перегибов ни в какую сторону: можем ли мы допустить мысль о возможности общественного контроля в сфере налогообложения? Или аналогичного прокурорскому надзору? Скорее «нет», чем «да».
Для тех, кто стоял у истоков законопроекта, знаковым стал день 12 ноября 2010 года, когда Президент страны на совместном заседании палат Олий Мажлиса отметил назревшую «необходимость в разработке проекта Закона «Об экологическом контроле», направленного на определение роли и места ННО в системе обеспечения охраны окружающей среды…», как составной части формирования и развития институтов гражданского общества.
Доклад дал мощнейший импульс процессу подготовки законопроекта с участием специалистов министерств, государственных комитетов и ведомств, научных организаций, вузов, а также общественности, средств массовой информации, депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, политических партий. За два года, предшествовавших принятию закона, в масштабе страны прошли десятки \»круглых столов\», научно-практических конференций, семинаров. В обсуждении участвовали более 70 тысяч активистов. Решением Законодательной палаты после принятия законопроекта в первом чтении он был вынесен на широкое обсуждение.
Обсуждение законопроекта проводилось в соответствии с процедурами, установленными Законом «О всенародном обсуждении проектов законов», на основе принципов добровольности, равенства, гласности, доступности и свободы выражение мнений. Им активно интересовались и потому, что законопроект «Об экологическом контроле» затрагивал наиболее важные вопросы общественной и государственной жизни.
И вот Закон вступил в силу. Его содержание насыщено национальным опытом, а также положительным опытом других государств, адаптированным через призму особенностей общественного устройства Узбекистана, целей обеспечения благоприятной окружающей среды для жизни и здоровья настоящих и будущих поколений, защиты прав и законных интересов личности, общества и государства. Тем не менее, еще предстоит работа над обеспечением его осуществления. В частности, необходимо разработать и принять целый ряд подзаконных актов, детализирующих механизмы всех видов экологического контроля, формирования и деятельности общественных инспекторов экологического контроля, негосударственных некоммерческих организаций. В этот процесс уже вовлечены не только государственные органы, но и органы самоуправления граждан, молодежные организации, Национальная ассоциация негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана и другие.
Особая роль в Законе отводится органам самоуправления граждан, негосударственным некоммерческим организациям и самим гражданам. Они полномочны участвовать в подготовке и принятии решений по вопросам охраны окружающей среды, рационального природопользования, в разработке и реализации государственных программ в сфере экологии. Таким образом, создается основа для учета мнений представителей общественности при принятии экологически значимых решений и, в свою очередь, усилит поддержку общественностью исполнение принятых решений.
Законом предусмотрено право общественности на получение информации о состоянии окружающей среды, рациональном использовании природных ресурсов, а также предусмотрена возможность изучения общественного мнения по этим вопросам. Установленная законом возможность заслушивания органами самоуправления граждан отчетов руководителей предприятий, учреждений и организаций, расположенных на соответствующей территории, по вопросам охраны окружающей среды, санитарного состоянии, благоустройства и озеленения территории и принятие решений по их результатам станет новой формой взаимодействия между общественностью и госорганами, хозяйствующими субъектами по данным вопросам. При этом следует иметь ввиду, что институт органов самоуправления граждан практически охватывает все население Республики. Из этого следует: все и каждый может на законной основе участвовать в экологическом контроле, инициировать и влиять на принятие решений.
Эффективная реализация положений данного закона, особенно, в части участия общественности, ННО и других институтов гражданского общества, будет зависеть от того, насколько используют предоставляемые им права.
В настоящее время во всех регионах республики Госкомприродой организуются семинары для разъяснения сотрудникам государственных органов, органов хозяйственного управления, хозяйствующим субъектам, органам самоуправления граждан, негосударственным некоммерческим организациям и гражданам сути и значения данного закона, открытых возможностях для участия в создании устойчивой окружающей среды, благоприятной для здоровья и благосостояния населения.
Очевидно, что в Узбекистане сделан важный шаг в развитии экологической демократии на деле, а не на словах. Следующий шаг – за общественностью.
Источник- uznature.uz
На sreda.uz текст приводится с некоторыми сокращениями.
Фото — Наталии ШУЛЕПИНОЙ. На фото — Узбекистан и узбекистанцы.
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
2 комментария на «“O ЗАКОНЕ \»ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ\»”»
Добавить комментарий
Еще статьи из Экориски
О них рассказывает и их показывает на замечательных фото ученый-зоолог Наталья Мармазинская.
Специалисты оперативно проводят мониторинг и зачищают территории. Химическая обработка проведена на площади 507 181 га.
Всемирный день борьбы с опустыниванием и засухой отметили 17 июня. ООН провела его под девизом «Восстановление земель. Новые перспективы». Прилагаем к тексту фото Наталии Шулепиной из Байсунского района Сурхандарьинской области Узбекистана.
Исследование предлагает универсальную методику, позволяющую объективно измерить деградацию рек и ставит под сомнение устоявшееся представление о малой гидроэнергетике как о безоговорочно «зеленом» источнике энергии.
«Мы недавно создали системы, которые во многих отношениях умнее людей и способны значительно усилить результаты людей, использующих их. Прирост качества жизни от ИИ, способствующего более быстрому научному прогрессу и повышению производительности, будет огромным».
Общественные организации сформулировали свою коллективную позицию и рекомендации к предстоящему заседанию Рабочей группы открытого состава Программы.
На 69-м заседании Совета Глобального экологического фонда (ГЭФ), прошедшем в Вашингтоне, принято решение провести 8-ю Ассамблею ГЭФ и 71-е заседание Совета ГЭФ в 2026 году в Самарканде.
Водный форум состоялся накануне Международной встречи в Душанбе по ледникам. Тема форума: «Усиление трансграничного сотрудничества во имя водной и климатической устойчивости в бассейнах Центральной Азии, зависящих от ледников». Итак, май 2025-го.
С 1 декабря 2025 года Минэкологии обеспечивает открытость базы данных мониторинга окружающей природной среды для общественности. Минэкологии также предписано учредить ННО «Сообщество ученых-экологов».
"Следующий шаг – за общественностью". Браво! Звучит, как пять цветных пакетов, для сбора разных видов мусора.
Общественность никто не слышит и вряд ли услышит!Нас ,пенсионеров,которые семь месяцев сообщают о правонарушениях в природоохранной зоне реки Чирчик -Госкомэкология не слышит,а наоборот защищает нарушителей закона,превращая природоохранную зону в промзону!Газета не в состоянии прокомментировать даже наши сообщения ,а мы сами в шоке!Законы только на бумаге и не больше!(90)1684472