Уровни годовых осадков могут меняться незначительно. Но длительные периоды между интенсивными ливнями позволяют почве высыхать и становиться более плотной, уменьшая количество влаги, которую она может поглотить во время дождя.
ЗАДАЧКА ПРО РЕЧНЫЕ СТВОЛЫ И ПРИТОКИ, а также подземные и возвратные воды
Делить воду надо по справедливости, а потребителей — тьма. В бассейнах Амударьи и Сырдарьи только стран-потребителей шесть. А в каждой из них есть свои верховья и низовья. Ждут водицу дехкане и промышленники, энергетики и рыболовы, обычные граждане, а еще — природные объекты вроде долинных заповедников и Арала. Глобальную цель \»Применение интегрированных подходов к развитию, управлению водными ресурсами и их использованию\», чтобы по справедливости, политики и экологи включили в Повестку дня на 21 век, принятую на конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Где мы на пути к цели?
«Правда Востока», 12.01.2006г.Делить воду надо по справедливости, а потребителей — тьма. В бассейнах Амударьи и Сырдарьи только стран-потребителей шесть. А в каждой из них есть свои верховья и низовья. Ждут водицу дехкане и промышленники, энергетики и рыболовы, обычные граждане и туристы, городские озеленители и коммунальщики, а еще — природные объекты вроде долинных заповедников и Арала. Глобальную цель \»Применение интегрированных подходов к развитию, управлению водными ресурсами и их использованию\», чтобы по справедливости, политики и экологи включили в Повестку дня на 21 век, принятую на конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Где мы на пути к цели?
Заинтересованные
В Повестке дня на 21 век этой цели посвящена целая глава. Но то ли идею авторы подали слишком сложно, то ли управленцы еще не созрели, но мир оставался равнодушным к \»интегрированному управлению водными ресурсами\» (ИУВР) еще несколько лет. А специалисты продолжали идею развивать. Собравшись в Дублине, они определили главные принципы.
Во-первых, надо управлять ресурсами в пределах гидрографических границ водного бассейна. В нем вода проливается дождями, фильтруется в грунты, над землей и под землей пересекает границы районов, областей, стран, в общем, живет по своим законам, и надо с этим считаться. Также важен учет и вовлечение всех видов вод — поверхностных, подземных, возвратных. Необходима и тесная связь отраслей и управляющих структур, общественное участие как в управлении, так и в планировании и финансировании. Приоритетными признаны также требования природы и водосбережение.
Постепенно специалисты и политики идеей прониклись. В 1996 году они собираются в Стокгольме, где учреждают межправительственную организацию и сеть Глобальное водное партнерство. В 2002-м она принимает в свои ряды региональную сеть организаций из пяти стран Центральной Азии и трех стран Южного Кавказа. В декабре 2005-го представители сети собираются в Ташкенте на третью региональную встречу. Здесь в преддверии десятилетия Глобального водного партнерства и четвертого Всемирного водного форума они подытоживают, что сделано. Отмечают ряд успешных проектов, среди которых и пилотный \»Интегрированное управление водными ресурсами в Ферганской долине\».
Три страны — один проект
Финансами его поддержало Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству, идеями питал Международный институт управления водными ресурсами (IWMI), а концепцию разработал научно-информационный центр Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (НИЦ МКВК). Министерства сельского и водного хозяйства Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана одобрили.
На первой фазе проекта изучалась ситуация. В разных странах долины высока плотность населения, которая продолжает расти при дефиците земельных и водных ресурсов. А миграции в силу традиций нет. Если ничего не менять, ожидаются снижение уровня жизни и потеря устойчивости общества, причем в значительной степени из-за вододеления. Эксперты НИЦ МКВК и IWMI предложили отказаться от административного управления. У него и прежде отмечались минусы — разнобой в управлении водой разного назначения. Но плюсом было достаточное бюджетное финансирование. Теперь в новых независимых государствах оно сильно урезано или его вовсе нет. Старая система не работает.
В 2002 году на бегущих из Сырдарьи каналах — Араван-Акбуринском (Кыргызстан), Гулякандоз (Таджикистан) и Южно-Ферганском (Узбекистан) — взамен многих структур создается по управлению. Среди \»подвешенных\» к каналам хозяйств эксперты для эксперимента выбирают по десять на страну. Здесь проводится паспортизация полей, чтобы фермеры знали резервы отдачи земли и воды, а еще им помогают создать ассоциации водопользователей. АВП пригодятся для контроля управленцев и решения внутренних проблем. А для контроля водных ресурсов устанавливаются автоматизированные системы СКАДА на каналах и приборы учета внутри ассоциаций.
На второй фазе проекта в 2005 году число пилотных хозяйств удваивается. Им в помощь организуются консультативные службы. Сюда едут за опытом тысячи дехкан. Что привлекает? Справедливое вододеление. Так, благодаря единому управлению Южно-Ферганским каналом прекратились разногласия между Андижанской и Ферганской областями. Спорные вопросы решаются советами каналов, они же следят, кто сколько взял воды. Дехкане в хвостовой части перестали жаловаться — получают ее вовремя. Обучающие семинары по внедрению ИУВР пользуются огромной популярностью среди управленцев и фермеров. Учитывая результаты, Швейцарское агентство решает профинансировать третью фазу для закрепления успехов.
Результаты интегрированного управления оценили не только дехкане и зарубежный донор. Правительство Узбекистана в июле 2003 года приняло постановление \»О совершенствовании организации управления сельским хозяйством\». В нем обозначило порядок перехода от административно-территориального к бассейновому принципу управления ирригационными системами по всей стране. На базе прежних структур, а их было за двести, создаются десять бассейновых управлений ирригационных систем и управление систем магистральных каналов по Ферганской долине с объединенным диспетчерским центром. Расписано, какие регионы за ними закреплены, какие задачи решать новым структурам, чтобы интегрированное управление заработало.
От стволов рек к АВП
Коллеги-партнеры из Центральной Азии и Южного Кавказа, встречаясь, задают друг другу массу вопросов, в том числе по юридическим аспектам управления от стволов рек до низовых ассоциаций. На Кавказе опыт управления трансграничными реками куда скромнее, чем на Востоке. \»Как у вас?\»
Еще в восьмидесятые годы при Союзе были созданы бассейновые водные объединения — БВО \»Сырдарья\» и БВО \»Амударья\». Управляли они по бассейновым схемам, выделяя воду республикам по лимитам, о которых те договорились. Такой же порядок в начале девяностых закрепили ы новых независимых государств. А бассейновые водные объединения они подчинили специально созданной Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии — МКВК.
Но на этом этапе интегрированное управление в Центральной Азии далеко от идеала. Оно не учитывает многие позиции, например, интересы энергетики и Аральского моря, все меньше понимают друг друга верховья и низовья. В 1998 году правительства Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана подписывают Соглашение, к которому позднее присоединяется и Таджикистан, об использовании водно-энергетических ресурсов Сырдарьи. Заключаются и двусторонние соглашения. Но и эти документы требуют доработки.
В 2005 году национальные рабочие группы начинают формулировать новое соглашение по Сырдарье. Страны готовятся к подписанию договора об обмене информацией и ряда других, развивают идею водно-энергетического консорциума.… Так совершенствуется механизм управления стволами трансграничных рек.
Что касается национальных законодательств, то и они шаг за шагом развиваются. В Узбекистане создана организационная структура ИУВР благодаря постановлению Кабинета Министров \»О совершенствовании организации управления сельским хозяйством\». Однако в стране пока действует Закон \»О воде и водопользовании\» 1993 года, который такого понятия, как \»интегрированное управление водными ресурсами\», не содержит. Нет его и в законах о воде Грузии и Азербайджана.
А вот в Армении, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане приняты новые водные кодексы, где изложены принципы ИУВР. Казахстанские бассейновые водные управления согласно Водному кодексу координируют деятельность всех государственных органов в использовании и охране водного фонда. В законодательстве Туркменистана ИУВР не отражено. Однако здесь водохозяйственные системы \»Каракумдарья\» и \»Туркмендарья\» уже работают по бассейновому принципу.
Ассоциации водопользователей активно создаются в странах Центральной Азии. Проект в трех странах Ферганской долины показал, с чего начать и как наладить работу. В Кыргызстане, где на месте колхозов возникли пять тысяч фермерских хозяйств со средним размером участка менее полгектара, государство приняло решение: создать отделы поддержки ассоциациям водопользователей при бассейновых управлениях. В Узбекистане и Таджикистане ассоциации работают без государственной поддержки. В Туркменистане нет АВП, но создаются объединения фермеров — фермерские союзы.
По-разному продвинулись страны и в реализации финансового механизма интегрированного управления — оплаты за водоподачу. В Узбекистане это обсуждается. В Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане внедряется. Но доходы дехкан невелики, плата за водоподачу и собираемость платы соответственно низкие. Ирригационные сети — запущенные. Справятся с ними ассоциации и фермерские союзы?
Совет доноров
Как возродить ирригационные сети, что делать, чтобы в оборот вовлекались дренажные стоки, а у водопользователей были стимулы экономить воду и не обделять ею природу? Эти вопросы участники Регионального водного партнерства Центральной Азии и Южного Кавказа обсуждают не только между собой, но и с донорами.
Их помогает находить штаб-квартира Глобального водного партнерства в Стокгольме. Сама эта международная организация для региона тоже донор — содержит технический комитет для руководства сетью. Выделенный бюджет в 2003-2005 годы позволил провести общественные кампании, перевести и издать специальную литературу, подготовить собственные публикации, открыть сайт в Интернете. Также устанавливались связи с другими \»водными\» структурами и проектами.
На этом же этапе страны Центральной Азии и Южного Кавказа подготовили национальные обзоры, оценив водные ресурсы, требования на воду разных групп водопользователей, проблемы, риски, информированность, законодательство, готовность общества к переменам. А еще указали приоритеты и планы. Стокгольмская штаб-квартира, издав обзоры, распространила их среди доноров.
Одним из первых откликнулось правительство Норвегии: оно выделило Казахстану более миллиона долларов на разработку национального плана интегрированного управления водными ресурсами и эффективного использования воды. А Программа развития ООН по окружающей среде (ЮНЕП) в декабре 2005 года выделила грант Кыргызстану, Таджикистану и Узбекистану, оценив то, что уже сделано в Ферганской долине. Теперь опыт пилотных хозяйств предстоит распространить шире, что позволит четче представить и сформулировать \»видения\» национальных стратегий. Осенью 2006 года, когда они будут готовы, ЮНЕП выставит предложения на аукцион доноров.
Учится искать доноров и технический комитет региональной сети. На предложение поддержать финансами серию обучающих семинаров для управленцев среднего звена и неправительственных организаций откликнулась Финляндия. Международному водному праву специалисты из восьми стран учились в Шотландии. ский банк согласился профинансировать два-три обучающих семинара таджикских и афганских водников и продолжить проект при его успешности. Японская Джайка поддержала изучение потенциала женщин в решении водных проблем, а Региональный экологический центр Центральной Азии — подготовку обзора водных экосистем восьми стран.
Создать национальные сети партнеров в 2006 году — об этом представители стран регионального водного партнерства договорились на декабрьской встрече в Ташкенте.
Но многие партнеры внутри стран нашли друг друга еще при подготовке обзоров. В 2004-м в Казахстане более двух десятков организаций во главе с комитетом по водным ресурсам подписали меморандум о создании национального водного партнерства. В сентябре 2005 года аналогичное водное партнерство создано в Армении. Причем в Армении пошли еще дальше — свой союз оформили юридически как неправительственную организацию.
\»Юридическое лицо\» поможет в дальнейшем в поиске доноров под проекты. Но в принципе каждая страна сама выберет форму партнерских отношений. А технический комитет предложил заполнить желающим регистрационную форму для участия в Глобальном водном партнерстве: \»Создадим банк данных о партнерах, что позволит лучше работать\».
На встрече в Ташкенте утверждена рабочая программа региональной сети на 2006 год. Страны Центральной Азии и Южного Кавказа продолжат продвижение интегрированного управления на национальных уровнях и распространение информации. Состоятся обмен опытом и знаниями между секторами и странами, учебные семинары и тренинги. Нужно полноценное партнерство на всех уровнях. Тогда задачка про речные стволы и притоки, возвратные и подземные воды будет решаться по справедливости.
Наталия ШУЛЕПИНА
«Правда Востока», 12.01.2006г.
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Вода
«Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, опустынивание, а также бесконтрольное использование ископаемого топлива ведут к увеличению природных катастроф и серьёзному ущербу окружающей среде и здоровью населения», — отметил Президент страны.
На COP29 в Азербайджане участники обсуждают необходимость инвестиций и инновационных решений в области управления водными ресурсами, чтобы обеспечить справедливый доступ к воде и повысить устойчивость к изменению климата.
По зуму участвовали в консультациях в Ташкенте представители ряда международных общественных организаций. По итогам они сформулировали свое понимание ситуации.
В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
В сборнике — воспоминания коллег, учеников и соратников Виктора Абрамовича Духовного.
Экскаваторы и бульдозеры пробили ее на горном склоне над рекой Мачитасгонсай длиной в четыре с половиной километра, и останавливаться не собираются. По факту — это очередная агрессия бизнеса на охраняемой природной территории.
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Отчет по результатам миссии ЮНЕСКО и МСОП на объект Всемирного природного наследия «Западный Тянь-Шань» будет рассматриваться в следующем году, на очередной сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, которая состоится в Софии (Болгария).
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу