Воспользуемся возможностью восхититься и порадоваться, что деревья в городе еще остались и есть совершенно чудесные улицы. Эти кадры сделаны на ходу. Ради фото — минутная остановка. Хороша осень. Такой бы осень всю зиму! И ведь такая в Ташкенте бывает. А потом — весна.
Соломенный рай
Завершающим аккордом десятой Центрально-Азиатской программы лидерства по окружающей среде для устойчивого развития стала поездка участников в экологическое поселение Алмарай. Как уже сообщалось на SREDA.UZ, Школа для лидеров организована в Алматы Региональным экологически центром Центральной Азии в партнерстве с международными донорами. Участвовали в ней по пять представителей от стран Центральной Азии и Афганистана. Утро седьмого дня Школы — сбор у гостиницы Алматы. К участникам присоединяются сотрудники РЭЦЦА и эксперты. В путь.
От города до поселения километров тридцать. Ближайший поселок — Теренкара. Подъезжая, видим указатели «Алмарай» и «Соломенный рай». Про Алмарай нам объясняют, что этот степной участок практически утратил свою сельскохозяйственную ценность, земля была просто убита чрезмерной эксплуатацией. А когда появилась идея у группы единомышленников, разделяющих идеи создания экологически устойчивых поселений, обратились в местную администрацию. Выкупили по гектару и стали основателями родовых поместий. Нам предстоит познакомиться с одним из них — «Соломенным раем» Марии и Германа Гагиевых.
В 2008 году здесь была голая степь с сильными ветрами, отсутствием воды и коммуникаций. Как родилось название? Решили построить каркасно-соломенный дом. Сейчас он достраивается. Материалы — солома и глина. Городские гости от соломы в восхищении. А уж самим как нравится! Отсюда и название.
«Для чего юрты? — встречая гостей, на ходу отвечает на вопросы Мария. — Мы мечтали заняться экологическим просвещением. Летом организуем детский походный исторический лагерь «Храбрые сердцем». Дети ночуют в юртах. Проводим прикладные и творческие мастер-классы, занятия по растениеводству, экоэкскурсии, сбор и изучение трав…»
Беседка для занятий на свежем воздухе. Пока проходим мимо беседки и лужайки, знакомимся с территорией.
Особенность здешних мест — сильные ветры. А по весне обильные дожди заливают, и тогда — потоп. Поэтому деревья по границе участка посажены в рвы.
Одновременно решено несколько задач. Деревья обозначают границу участка, саженцы укрыты от ветров, во рвы стекает избыточная влага и долгое время растения не нуждаются в поливе. Этот принцип Герман и Мария объясняют во время теоретического занятия.
А еще нам рассказывают о приподнятых на возвышения грядках и цветниках, утеплении дома с использованием солнечного света, трудностях, с которыми столкнулись здесь, в экопоселении, горожане. Конечно, трудности есть. Но они преодолимы.
«На мастер-классе мы разберем основные методы строительства из соломы — тяжелый саман, легкий саман, строительство из соломенных тюков. Плюсы и минусы этого строительного материала и способы строительства из него».
Нет цели выращивать урожаи овощей, есть желание опробовать технологии. Вот пример «приподнятых» грядок.
Часть дома построена, и в ней семья живет уже четыре года, время от времени выезжая в город по делам. У нас есть возможность посмотреть, что представляют собой соломенные плиты. Их толщина сантиметров тридцать. Дом экологичен.
В том, что дом экологичен, убеждаемся и в зимнем саду. Здесь Герман объясняет принцип отопления.
«Печь — под полом. А под печью и дымоходами — основание из гравия и пустых полиэтиленовых бутылок. Они — утеплитель. Воздушная прослойка держит тепло». Лидерам из Программы лидерства надо все проверить. И под пол спуститься, и в печь заглянуть. И задать еще кучу вопросов.
«Сколько времени длится отопительный сезон?»- «Благодаря стенам Тромба он короче, чем обычно. Делается деревянная рама. Потом стеклится. Раму можно и полиэтиленовой пленкой затянуть. Затем она крепится к окрашенной черной краской стене. В нашем доме окрашивание мы заменили профнастилом. Делаются в стене два отверстия вверху и внизу. Теплый воздух поступает в комнату через верхнее отверстие, а холодный вытекает через нижнее. Комнату в холода подогревают три панели плюс широкие окна. Сколько это стоит в долларах? Не считали. Все можно сделать из подручных материалов. На ночь отверстия закрываем. И летом тоже. Широкий козырек не случаен. Летом, когда солнце высоко, он прикрывает стену. А зимой как раз то, что надо: стена целиком на солнце — меньше топлива на отопление.
Один из источников дохода — семейный туризм и экологический туризм.
В нашей команде есть дети. Поэтому легко смоделировать семейный туризм. Детям интересно, как и взрослым. Увидели плоский ящик, а когда потянули за крышку, она стала скамейкой у песочницы.
Испытываем соломенный рай. Редкое удовольствие. Где еще городcкие жители могут так «оттянуться»?!
Времени на все про все у нас маловато. Своими руками соломенные плиты сделать и уложить их в каркас не успели. Но педагог алматинского вуза настойчиво расспрашиет о возможности приехать сюда со студентами. «Можно?» — «Будем рады».
Обед обязателен. Перед обедом надо помыть руки. Откуда вода? Из скважины. Для полива используется капельное орошение. Вода из рукомойника — тоже поливает.
Участникам в Программе лидерства много говорили о необходимости дипломатии. Формы могут быть разные. Мы на деле опробовали народную дипломатию.
Все подружились.
Прощание с хозяевами. Уезжать неохота.
Наталия ШУЛЕПИНА
SREDA.UZ
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Фото
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
Прогулку в ботанический сад Ташкента предварим строками из стихотворения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга:
«Люблю я последние дни сентября. Скрипичным оркестром охваченный город. Люблю эту свежесть и ясность погоды. Природа спокойно уходит в себя».
Доклад выпущен КБО ООН и ФАО по случаю Международного дня сельских женщин, отмечаемого 15 октября, и озаглавлен «Решения, выдвигаемые женщинами для обеспечения устойчивости к засухе».
Воскресным утром мы отправились на учет из Ташкента к Туябугузскому водохранилищу (Ташморю). Точно также в этот день 6 октября отправились на учеты наблюдать за птицами и их считать бёдвочеры в разных регионах Узбекистана и в трех десятках стран Европы и Азии.
Наш четырехдневный маршрут включал и горы, и долы. В маршруте обозначены проектные сады. Они и есть цель. Посаженные два года назад саженцы прижились? Первый сад — в буферной зоне Кызылсуйского участка заповедника, в кишлаке Калтакул.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Мы путешествуем не на личном авто и не автостопом. В путь отправляемся с куйлюкского «пятака». Куйлюк-базар находится на краю Ташкента, отъезжать удобно. Немного поторговались c частником из-за цены и в путь. Первый отрезок пути — до городка Чартак в Наманганской области.
В Алматы состоялась конференция по экологическому образованию. Сейчас о маршруте в горы — прекрасном дополнении к конференции по экологической тематике.
Городок Янгибазар находится километрах в тридцати от Бухары. Янгибазар — центр Пешкунского района, и он с водопроводом. А вот многие кишлаки района без него. Потому и включены в проект.
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу
Какова цена реки Угам?
admin
Комментарии из соцсетей: ***** Это просто кошмар, от которого хочется спрятаться. Что мы можем сделать? Написать коллективное письмо? Поехать на эту стройку? Я могу только беспрерывно рассказывать об этом моим ученикам. Хорошо бы дать уроки экологии в школах Хумсана. Люди ничего не знают о том, что творится у них под ноcом. =========== Иcпаганят красивейшие места. И саму реку убьют, а ведь оттуда идет питьевая вода для Ташкента. =========== Реку Угам жалко. И на казахской территории, и на узбекской. Такие чудные места. Мы были просто в шоке, когда увидели, как раздербанили русло. И, конечно, речь идет о цене вопроса. При минимальных для энергосистемы выработках электроэнергии происходит уничтожение природы. 20 млн долл «закопают» для этого.