Конечная точка маршрута — Междуреченское водохранилище. Сюда мы отправляемся из Нукуса.
Как минимизировать воздействие химических веществ? Новые инициативы Европейского Союза
Накануне 2020 года Европейская комиссия представила «Европейский зеленый курс» — амбициозный пакет мер, который должен позволить европейским гражданам и бизнесу извлечь выгоду из устойчивого развития. Меры, сопровождающие новый курс развития, варьируются от сокращения выбросов до инвестирования в передовые исследования и инновации, а также в сохранение природной среды Европы.
«Зеленый курс» Европейской комиссии ясно дал понять, что химические вещества будут продолжать играть ключевую роль в реализации политической повестки дня Европы в 2020 году и в последующий период. Новый план наметил цель по достижению нулевого уровня загрязнения окружающей среды, развитие циркулярной экономики и более активное продвижение европейских стандартов по всему миру.
Объявленная химическая стратегия устойчивого развития направлена на более эффективную защиту граждан и окружающей среды от опасных химических веществ и поощрение инноваций в области безопасных и устойчивых альтернатив. Циркулярность экономики может быть достигнута только путем использования таких химических веществ, которые делают материалы пригодными для вторичной переработки и позволяют избежать негативного воздействия на здоровье и окружающую среду.
Европейское химическое агентство (ЕХА) будет вносить существенный вклад в реализацию новой химической стратегии ЕС. Приоритеты ЕХА на 2020 год включают эффективное решение проблем, связанных с самыми опасными химическими веществами, управление рисками, связанными с их использованием, и обеспечение того, чтобы безопасные химические вещества играли бы приоритетную роль в реализации нового «Зеленого курса».
В 2019 году Европейское химическое агентство на 50% увеличила количество проверок химических веществ. Данные, собранные в рамках химического законодательства ЕС REACH (регистрация, оценка, ограничения), являются основой, на которой может быть построено успешное управление химическими веществами в ЕС. Они позволяют видеть свойства и применение химикатов, решать, какие из них безопасны, а какие опасны, сделать их видимыми для граждан и промышленности, а также найти эффективные пути вывода вредных веществ с рынка.
В 2020 году Европейское химическое агентство продолжит ускорять темпы проверки соответствия. В целом к 2027 году планируется проверить на соответствие 30% всех зарегистрированных химических веществ. Это будет касаться, например, химикатов, обладающих опасными свойствами, или тех химикатов, в отношении которых необходимо собрать больше данных, чтобы прийти к заключению о потенциальном риске. Эти усилия вместе с усилиями промышленности помогут обеспечить безопасное использование химических веществ и защитить граждан, рабочих и окружающую среду.
Европейское химическое агентство определяет также меры регулирования для групп химических веществ в соответствии с различными законами о химических веществах, такими как законодательство о продукции, а также меры, связанные с ограничениями профессионального воздействия и т.п. Когда ЕХА оценивает группу химических веществ, в идеале следует рассматривать все виды их использования, что позволит более эффективно и последовательно управлять рисками и лучше определять безопасные и эффективные альтернативные вещества в рамках всего законодательства ЕС о химических веществах.
Вклад в управление рисками, связанными с химическими веществами, является основой работы Европейского химического агентства. В 2020 году планируется, в частности, заниматься предложениями по ограничению использования микропластиков, формальдегидов и сенсибилизаторов кожи в текстильной промышленности. Будет продолжена работа по изучению комбинированного воздействия химических веществ и выявлению химических веществ, обладающих эндокринными, канцерогенными или стойкими и биоаккумулирующими свойствами. Планируется ускорить процесс замены вредных химических веществ более безопасными.
Кроме того, к 5 января 2021 года компаниям, поставляющим продукцию, содержащую вещества, вызывающие высокую степень обеспокоенности (SVHCs), необходимо будет отметить их в соответствующей новой базе данных о веществах в товарах (База данных по веществам, вызывающим обеспокоенность, в товарах – SCIP). Эти данные будут доступны операторам, занимающимся обращением с отходами, а также потребителям.
База данных SCIP имеет несколько целей:
— Увеличить замещение веществ, вызывающих озабоченность, безопасными альтернативами;
— улучшить знания о веществах, содержащихся в изделиях, и использовать эту информацию для улучшения операций по обращению с отходами; и
— дать возможность властям более эффективно контролировать использование веществ, вызывающих озабоченность, в товарах.
— лучше ориентироваться в направлении развития циркулярной экономики.
Сбор и предоставление такой информации заинтересованным сторонам – основная задача новой базы данных Европейского химического агентства.
В 2020 году ЕХА запустит новую онлайновую услугу «Поиск законодательных актов Европейского Союза по химическим веществам — Euclef». Она станет центральным пунктом доступа для поиска информации о многочисленных законах ЕС, касающихся химических веществ, включая отраслевое законодательство, например, о косметических товарах, безопасности игрушек или пищевых продуктов.
Новости «Эко-Согласия» по химической безопасности
по информации:
https://echa.europa.eu/sv/-/new-database-on-candidate-list-substances-in-articles-by-2021
https://echa.europa.eu/scip-database
https://events.chemicalwatch.com/81600/new-ipc-1752b-supply-chain-standard
https://ec.europa.eu/info/strategy/priorities-2019-2024/european-green-deal_en#policy-areas
Иллюстрации на SREDA.UZ — рисуют дети Ташкента
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Экориски
По Узбекистану экспедиция начата на Аму-Бухарском канале. На втором ее этапе мы пересечем Кызылкумы, заедем в Нижне-Амударьинский государственный биосферный резерват, взойдем на Чылпык.
Железная дорога, которая прокладывается по Зарафшанскому национальному природному парку, покончит с беспечностью диких животных. Окажутся под колесами поездов и ежи, и крупные животные.
Первый маршрут исследователей — Таджикистан, поездка в заповедник «Тигровая балка». Вторая экспедиция — по Узбекистану: от Бухары до низовий. В этом репортаже проедем от питомника «Джейран» вдоль Аму-Бухарского канала.
Международная группа учёных создала первые глобальные карты почвы с высоким разрешением. В исследовании объединены более 150 000 наблюдений за почвой для определения содержания органического углерода, pH, плотности и других характеристик.
В Женеве в штаб-квартире отделения ЮНЕП завершился очередной раунд переговоров по юридически обязательному договору по борьбе с загрязнением пластиком. Переговоры завершились без достижения соглашения.
Будем ждать реакцию государства на наш тревожный звоночек по браконьерству на Ангренском плато. Сезон охоты на сурков Мензбира перед их залеганием в спячку в самом разгаре.
Постановление Кабинета Министров РУз «О мерах по реализации крупного инвестиционного проекта по строительству всесезонного курортного комплекса «Sea Breeze Uzbekistan» повергло в шок миллионы.
Статью, опубликованную в газете «Правда Востока» 15.3.1994 г., я закончила пожеланием: геоэкологические исследования надо продолжать и расширять. «Это задача не только одной экспедиции. Она — государственная. Чтоб не росли на нашей земле желто-бурые пятна». Актуально.
Более 90 лет на скальных выступах левого борта ледника Федченко на высоте 4169 метров стоит гидрометеорологическая станция имени академика Горбунова, открытая 7 августа 1933 года. Об истории создания самой высокогорной станции СССР рассказывают журналисты Asia-Plus.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
вован1
для прохода животных - под насыпью должны быть проложены широкие трубы. Как делается во всех цивилизованных странах
Роща болотных кипарисов в Ташкенте
вован1
фоток с озера Сукко (Анапа) здесь в статье кстати нет.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
Зайнутдинова Неля
Не знаю, как ещё надо писать, к кому обращаться, чтоб дошло до руководителей всех уровней! А что для этой новой ж/д других возможностей прокладки нет или не рассматривались? Или сначала строим, потом соображаем? Перечислены все законы и постановления, которые нарушаются. Они что о них не знают или как всегда выгода на первом месте? Природа такаая хрупкая. Её уничтожить ради экономии средств на нынешнем этапе ничего не стоит.
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Aliya Vildanova
Власть, которая должна быть гарантом законности, сама вопиюще нарушает и не соблюдает законы страны, со всеми вытекающими: коррупция, воровство, обман и т.д.
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Абдукодир Джалилов
На фото видно, что канализационная труба рядом чистой водой - это есть очень грубое нарушение технологии укладки труб. Нет никакой гарантии, что не смешивались разные структуры воды. Значит, народ правильно против стройке N490.
Роща болотных кипарисов в Ташкенте
вован1
А мы там недавно сняли красивое чтение стиха "Осень на дороге" от Даниэллы Фуэго
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Guljakhon Amanova
Краткий правовой анализ ключевых моментов Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №490 от 2 августа 2025 года по проекту Sea Breeze Uzbekistan (https://lex.uz/ru/pdfs/7661949#): Проект #SeaBreezeUzbekistan 1. Отсутствие экологических гарантий Ключевая проблема: Постановление №490 утверждает реализацию крупного инвестиционного проекта — туристско-рекреационного комплекса стоимостью $1,5 млрд на территории более 2 000 гектаров (пункты 1 и 4) — без упоминания оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), природоохранных обязательств или ссылки на экологические законы. Само принятие такого подзаконного акта противоречит основному закону - Конституции РУз, ст. 49, устанавливающей, что: «Государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду.» Игнорирование национальных и международных стандартов: Не взят во внимание Закон Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе», который хотя и вступит в силу 25.08.2025 г, но был принят уже в феврале этого года; Не указано обязательство по проведению ОВОС, несмотря на потенциальное значительное влияние на природу и климат, и продолжающиеся требования активистов провести такую полномасштабную экспертизу. Несоответствие #международным правовым обязательствам #Узбекистана: ✅ Принцип 17 #Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г.), который стал частью обычного международного права (customary international law): Обязывает проводить оценку воздействия на окружающую среду для проектов с потенциальным серьёзным экологическим воздействием. ✅ Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (#Орхусская конвенция,1998 г.) (ратифицирована Узбекистаном в марте 2025 г, вступила в силу - в июне 2025 https://lex.uz/ru/docs/7424711): Гарантирует право граждан на доступ к экологической информации и участие в принятии решений, затрагивающих окружающую среду (https://unece.org/DAM/env/pp/documents/cep43r.pdf). ✅ Замечание общего порядка №36 (2019 г.) Комитета ООН по правам человека к статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах: Признаёт обязанность государств защищать #право на #жизнь от экологической деградации (пункты 26 и 62). А ведь в соответствии со ст. 15 Конституции: Международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан. 2. Риски принудительных выселений и отсутствие гарантий жилищных прав Проблемные положения Постановления №490: ⚠️ П. 6(а): требует прекращения прав землепользования и регистрации участков как «свободных» для передачи инвестору; ⚠️ Последнее предложение п. 6: обязывает инвестора перечислить $5 млн в бюджет Ташкентской области для компенсации, но без гарантии, что пострадавшие получат её напрямую и в полном объёме, и что компенсация будет адекватной; ⚠️ П. 8(а): классифицирует проект как «социально значимый», создавая основания для возможного принудительного изъятия земли под видом общественного интереса. Несоответствие международным стандартам жилищных прав: ✅ Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП): Закрепляет право каждого на достаточный уровень жизни, включая право на жильё. ✅ Замечание общего порядка №7 (1997 г.) Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам к статье 11 МПЭСКП: п. 13 — выселения недопустимы без адекватного уведомления, консультаций и правовых гарантий; п. 15 — выселения не должны приводить к бездомности или уязвимости. ✅ Основные принципы и руководящие положения по выселениям, связанным с развитием (Приложение к Докладу Специального докладчика ООН по вопросу о праве на жилище, документ A/HRC/4/18, 2007 г.): Требуют проведения #предварительных оценок последствий, раскрытия информации, индивидуальных компенсаций и правовых механизмов защиты. 3. Выводы и рекомендации ‼️ Постановление №490 позволяет реализовать крупный инвестиционный проект в обход базовых норм по защите прав человека и окружающей среды: Не требует экологической экспертизы и оценки воздействия; Не гарантирует справедливую, прямую компенсацию пострадавшим; Не предусматривает механизмов обжалования и правовой защиты; Использует термин «социально значимый» для оправдания коммерческого проекта. ⚠️ Это может привести к нарушениям международных обязательств Узбекистана в рамках МПЭСКП, МПГПП, Орхусской конвенции и Принципа 17 Декларации Рио, который стал частью обычного международного права (customary international law). Рекомендуемые неотложные меры: ⛔ Приостановить реализацию Постановления №490 до: Проведения независимой экологической экспертизы и оценки воздействия на жилищные права. Внести поправки в Постановление: Включить обязательность соблюдения Закона об экологической экспертизе (2025); Гарантировать индивидуальные компенсации и правовую помощь пострадавшим; Обеспечить прозрачные общественные консультации до отчуждения земель. ⚖️ Обеспечить судебный контроль за процедурами выселения и компенсации: Гарантировать пострадавшим доступ к эффективным средствам правовой защиты. ✊ Уважение к #ПравамЧеловека и #защите #окружающей среды должно стать основой любого инвестиционного проекта — даже самого амбициозного. unece.org
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Galina Fimasobak
Чарвак - это не про собственность, не про деньги, Чарвак - это про единственный источник питьевой воды. Хотя не все так думают. Бизнесмены считают что все имеет свою цену, и все можно купить. Например, можно купить чью-то почку или сердце. В данном случае- это наши почки и наше сердце. Потому что речь о том, что мы будем пить, с какими примесями. А деньги получит кто-то другой. Не стоит уповать на очистные сооружения. На Байкале много лет работал целлюлозный комбинат, но его закрыли в 2013 году. Потому что он загадил озеро. Хотя там были очистные сооружения. Заметьте, сколько в том регионе источников пресной воды. И все равно вынуждены были закрыть комбинат! А у нас единственная речушка Чирчик и единственное водохранилище, которое ставится сейчас под угрозу!