Как усилить раскрываемость экологических преступлений?

 

Как усилить раскрываемость экологических преступлений?

Раскрываемость экологических преступлений — тема актуальная во многих странах, в том числе и в Узбекистане. Не случайно принят Закон «Об экологическом контроле», рассматриваются схемы работы общественных контролеров. Тем временем в Минприроды России рассматривают возможности оплаты народным контролерам за «сигналы» об экопреступлениях, — об этом сообщает общественный контроль.

Так, рассматривается идея выплачивать «народным контролёрам» 10-15 процентов от взысканного с правонарушителя ущерба. Сможет ли работать эта новаторская идея?

Потенциальные перспективы заманчивы. Суммы рассчитанных ущербов часто составляют сотни миллионов. Другое дело, что крупные аварии с крупным же ущербом чаще всего трудно не заметить и в соревновании «Кто первым сообщит» простому обывателю трудно надеяться на победу.

Гораздо больше шансов, к примеру, у коренных жителей, на землях которых нефть разливается под прикрытием КПП с шлагбаумами. Коренные могут заезжать на свои угодья и замечать безобразия. Кроме того, в районах нефтедобычи много старых, не зарегистрированных разливов и прочих следов нефтегазового освоения, о которых можно сообщать. Но в предлагаемой системе много «подводных камней». Не ясно, как будет рассчитываться процент вознаграждения: от фактического ущерба, от начисленного ущерба, от реально выплаченного ущерба или ещё каким-то способом?

Фактический ущерб аварии среднего масштаба, если считать его честно и комплексно, может оказаться фантастически огромным и предъявить его будет невозможно просто потому, что таких денег у нарушителя нет и не будет никогда.

Возможно, будет рассматриваться некий «конструктивный» ущерб, который виновник сможет выплатить и остаться на плаву. Возможно, экологическое ведомство может зачесть рассчитанный ущерб в затраты, которые нарушитель понёс, ликвидируя последствия аварии.

Как усилить раскрываемость экологических преступлений?

Существует масса нарушений, где невозможно определить, с кого взыскать ущерб. Самый простой пример – свалка, одно из самых распространенных нарушений. Общественный контролер ее обнаружил. Кто виноват? За территорию, к примеру, отвечает муниципалитет, но он не мусорил. Его можно обязать ликвидировать свалку, но как быть с ущербом? Нередко бывает так, что виновный известен, даже не прячется, но доказать вину госорганы не могут или не хотят.

В общем, предложение «сыровато». Однако в завершение скажем, что людям, болеющим за чистоту окружающей среды, падать духом, опускать руки не стоит и мириться с экологическими правонарушениями нельзя ни в коем случае.

Источник — общественный контроль
На sreda.uz текст приводится с некоторыми сокращениями.


Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

 

Еще статьи из Экориски

Партнеры