В Самаркандской и Андижанской областях началось строительство заводов по выработке электроэнергии из отходов. Об этом широко проинформировали СМИ Узбекистана со ссылкой на информацию Минэкологии. Риск- сжигание пластиковых отходов в печах.
Нужны прозрачность планов и доступ граждан к обсуждению и выражению своих мнений
Об освещении в социальных сетях и СМИ горячих экологических тем, а также о зеленых зонах столицы свое мнение на сайте Экопартии изложил заместитель председателя Исполкома Центрального Совета Экологической партии Узбекистана Саидрасул САНГИНОВ. В частности, в статье сказано: «Мы предлагаем ННО, СМИ и другим представителям общественности провести совместный общественный мониторинг использования городских территорий, имеющих общественное значение, в особенности, зелёных скверов и парков, которые нуждаются в защите, сохранении и приумножении».
SREDA.UZ поддерживает это предложение. Ниже см.публикацию.
=================================================
Где строить комплекс «Истиклол»?
Мнение общественности должно быть учтено
На встрече с представителями политических партий 2 февраля Президент страны поднял ряд важных общественно-политических вопросов, в решении которых участие партий и общественных организаций должно быть более ощутимым. Среди них – вопросы обсуждения с общественностью злободневных тем.
Одна из таких — тема выбора места строительства Комплекса независимости «Истиклол» в центре Ташкента. Она вызвала живой отклик у жителей столицы. Сомнений о социально-исторической и политической значимости создания такого комплекса никто практически не высказывал, но в соцсетях началось бурное обсуждение вопроса выбора места.
В частности, на сайте Podrobno.uz опубликована позиция известного журналиста, народного депутата Узбекской ССР двенадцатого созыва Рахимжана Султанова. Он пишет: «… построить новый комплекс намечается на месте одного из немногих оставшихся зеленых уголков в центре Ташкента — зеленого парка возле «Голубых куполов». Я человек, много повидавший на этом свете, убежден, что выбранная локация для создаваемого объекта — не самое лучшее решение в данном случае».
Среди участников телеграм-канала «ННО Узбекистана» также идет обсуждение этого вопроса, по которому мной высказана своя позиция. К нашему удивлению коллеги из Podrobno.uz, которые почти не замечают деятельность Экологической партии и экологических ННО по сохранению зеленого наряда города, тут же обнародовали мою реплику, адресованную коллегам. Повторю, моя реплика не предназначалась для прессы, она была адресована участникам группы телеграм-канала «ННО Узбекистана».
Корреспондентам Podrobno.uz лучше, чем мне, известны методы подачи информации для широкого круга читателей, чтобы она была понятна всем, а не только членам негосударственных некоммерческих организаций. Мы готовы обсудить вопрос подготовки такого материала после более внимательного изучения поднятой проблемы.
О том, какую работу проводит Экопартия по депутатскому и общественному экологическому контролю за соблюдением моратория на вырубку ценных видов деревьев во всех регионах республики и сохранению зеленых насаждений, а также другим направлениям охраны окружающей среды общественность может видеть на сайте партии www.ecouz.uz и ее страничках в соцсетях.
В телеграм-канале «ННО Узбекистана» мы продолжили обсуждение темы строительства комплекса «Истиклол» и связанными с этим экологическими рисками. Мы предложили провести общественный мониторинг и организовать общественные слушания, на которых все заинтересованные стороны могли бы высказать свои позиции. По итогам таких мероприятий можно принять предложения и рекомендации по выбору места строительства, дизайну, другим вопросам создания комплекса «Истиклол» и представить их в хокимият города. Такая практика у нас есть и она даст более эффективный результат, нежели петиции и огульная критика городских властей.
Мы призвали коллег из гражданского сектора к корректности в высказываниях и осторожности в использовании хлестких слов, не изучив обстоятельства на месте, чтобы избежать кривотолков.
По поводу выбора места возведения комплекса независимости сообщаем, что представители Экологической партии побывали на месте предполагаемого строительства, встретились с жителями близлежащих домов, сотрудниками городского управления благоустройства, предпринимателями различных торговых точек, расположенных на данной территории и изучили информацию столичного хокимията, распространенную на сайте Kun.uz и в соцсетях.
По предварительным подсчетам на территории предполагаемого расположения комплекса «Истиклол» растут около 500 деревьев разных видов и разного возраста.
Как сообщили в городском управлении по экологии и охране окружающей среды, будет произведена инвентаризация деревьев и других зеленых насаждений в данной зоне.
Мы предлагаем ННО, СМИ и другим представителям общественности провести совместный общественный мониторинг использования городских территорий, имеющих общественное значение, в особенности, зелёных скверов и парков, которые нуждаются в защите, сохранении и приумножении. Предлагаем также организовать общественные слушания совместно с ННО г. Ташкента и Общественным советом при городском хокимияте с участием всех заинтересованных сторон, включая СМИ, и использовать другие апробированные формы общественного воздействия, чтобы быть услышанными лицами, принимающими решения.
На общественных обсуждениях предлагаем разработать, обсудить и принять предложения и рекомендации по всем вопросам создания Комплекса независимости и представить их в Кенгаш народных депутатов и хокимият города, а также в другие заинтересованные организации.
Позиция Экологической партии по подобным вопросам неизменна: мы за сохранение зеленого наряда столицы. Экопартия вместе с общественностью инициировала объявление в 2019 году моратория на вырубку ценных видов деревьев, не входящих в государственный лесной фонд, до конца 2020 года. Указом Президента от 3 февраля 2021 года мораторий продлен до 31 декабря 2021 года, и в этом тоже была инициатива партии.
При проектировании и строительстве подобных важных социальных объектов нужно учитывать мнение общественности и жителей города. А для этого должна быть прозрачность планов и доступ граждан к обсуждению и выражению своих мнений.
Объявление открытого конкурса проектов Комплекса — хороший посыл хокимията, мы теперь имеем представление о планируемом объекте. Со стороны общественности нужен встречный посыл: организовать упомянутые выше публичные мероприятия, на которых можно высказать мнение представителей общественности по вопросам создания Комплекса независимости.
Здесь нужны рассудительные действия, которые будут понятны и жителям, и городским властям, и обоснованные предложения по реализации обсуждаемого проекта. Мы готовы к конструктивному сотрудничеству со всеми заинтересованными сторонами.
Саидрасул САНГИНОВ
На sreda.uz фото Наталии ШУЛЕПИНОЙ
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Экориски
Ключевые выводы исследования, опубликованного в медицинском журнале The Lancet: производство пластмасс приводит к выбросу загрязняющих веществ, которые ежегодно становятся причиной 158 000 преждевременных смертей и экономического ущерба в размере 2 млрд долларов.
Река Чирчик, протекающая по крайнему югу Ташкента, сейчас мало похожа на когда-то мощную водную артерию. Между тем законодательно река защищена специальным Постановлением Кабинета Министров РУз № 471 от 29.10.2003 года.
Водный кодекс РУз регулирует отношения в области рационального использования и охраны вод, водных объектов, водохозяйственных объектов и земель водного фонда. Дата вступления Водного кодекса в силу — 31.10.2025г.
В Бухару едем для изучения проблем питьевого водоснабжения. Из Ташкента мы прилетаем рано утром. Перед посадкой разглядываем теплицы, трубы теплоцентрали, дороги…
Сделка по продаже береговых участков Чарвакского водохранилища поставила «на уши», пожалуй, весь Ташкент. Официально — не продажа, а развитие международного туризма. На словах: никакого строительства до заключения экологической экспертизы. По факту: иное.
Благодаря усилиям экологов удалось, как минимум, отсрочить разрушение уникального объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Западный Тянь-Шань». В ходе напряженного обсуждения на 47-й сессии Комитета Всемирного наследия в Париже было принято компромиссное решение, дающее надежду… Оно и про Узбекистан.
Предлагаемая читателям информация из международных источников не имеет прямого отношения к Узбекистану и региону Центральной Азии. Но заставляет задуматься, не слишком ли беспечно чиновники распоряжаются источниками питьевого водоснабжения. Как аукнется?
Данные бассейновых водохозяйственных объединений «Амударья» и «Сырдарья» проанализированы в НИЦ МКВК и обобщены. Для оперативного оповещения опубликованы в еженедельном бюллетене.
Завершается подготовка международного договора по пластику. Но у проекта есть пробелы, внимание на которые обращает гражданское общество.
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Guljakhon Amanova
Краткий правовой анализ ключевых моментов Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №490 от 2 августа 2025 года по проекту Sea Breeze Uzbekistan (https://lex.uz/ru/pdfs/7661949#): Проект #SeaBreezeUzbekistan 1. Отсутствие экологических гарантий Ключевая проблема: Постановление №490 утверждает реализацию крупного инвестиционного проекта — туристско-рекреационного комплекса стоимостью $1,5 млрд на территории более 2 000 гектаров (пункты 1 и 4) — без упоминания оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), природоохранных обязательств или ссылки на экологические законы. Само принятие такого подзаконного акта противоречит основному закону - Конституции РУз, ст. 49, устанавливающей, что: «Государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду.» Игнорирование национальных и международных стандартов: Не взят во внимание Закон Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе», который хотя и вступит в силу 25.08.2025 г, но был принят уже в феврале этого года; Не указано обязательство по проведению ОВОС, несмотря на потенциальное значительное влияние на природу и климат, и продолжающиеся требования активистов провести такую полномасштабную экспертизу. Несоответствие #международным правовым обязательствам #Узбекистана: ✅ Принцип 17 #Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г.), который стал частью обычного международного права (customary international law): Обязывает проводить оценку воздействия на окружающую среду для проектов с потенциальным серьёзным экологическим воздействием. ✅ Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (#Орхусская конвенция,1998 г.) (ратифицирована Узбекистаном в марте 2025 г, вступила в силу - в июне 2025 https://lex.uz/ru/docs/7424711): Гарантирует право граждан на доступ к экологической информации и участие в принятии решений, затрагивающих окружающую среду (https://unece.org/DAM/env/pp/documents/cep43r.pdf). ✅ Замечание общего порядка №36 (2019 г.) Комитета ООН по правам человека к статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах: Признаёт обязанность государств защищать #право на #жизнь от экологической деградации (пункты 26 и 62). А ведь в соответствии со ст. 15 Конституции: Международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан. 2. Риски принудительных выселений и отсутствие гарантий жилищных прав Проблемные положения Постановления №490: ⚠️ П. 6(а): требует прекращения прав землепользования и регистрации участков как «свободных» для передачи инвестору; ⚠️ Последнее предложение п. 6: обязывает инвестора перечислить $5 млн в бюджет Ташкентской области для компенсации, но без гарантии, что пострадавшие получат её напрямую и в полном объёме, и что компенсация будет адекватной; ⚠️ П. 8(а): классифицирует проект как «социально значимый», создавая основания для возможного принудительного изъятия земли под видом общественного интереса. Несоответствие международным стандартам жилищных прав: ✅ Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП): Закрепляет право каждого на достаточный уровень жизни, включая право на жильё. ✅ Замечание общего порядка №7 (1997 г.) Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам к статье 11 МПЭСКП: п. 13 — выселения недопустимы без адекватного уведомления, консультаций и правовых гарантий; п. 15 — выселения не должны приводить к бездомности или уязвимости. ✅ Основные принципы и руководящие положения по выселениям, связанным с развитием (Приложение к Докладу Специального докладчика ООН по вопросу о праве на жилище, документ A/HRC/4/18, 2007 г.): Требуют проведения #предварительных оценок последствий, раскрытия информации, индивидуальных компенсаций и правовых механизмов защиты. 3. Выводы и рекомендации ‼️ Постановление №490 позволяет реализовать крупный инвестиционный проект в обход базовых норм по защите прав человека и окружающей среды: Не требует экологической экспертизы и оценки воздействия; Не гарантирует справедливую, прямую компенсацию пострадавшим; Не предусматривает механизмов обжалования и правовой защиты; Использует термин «социально значимый» для оправдания коммерческого проекта. ⚠️ Это может привести к нарушениям международных обязательств Узбекистана в рамках МПЭСКП, МПГПП, Орхусской конвенции и Принципа 17 Декларации Рио, который стал частью обычного международного права (customary international law). Рекомендуемые неотложные меры: ⛔ Приостановить реализацию Постановления №490 до: Проведения независимой экологической экспертизы и оценки воздействия на жилищные права. Внести поправки в Постановление: Включить обязательность соблюдения Закона об экологической экспертизе (2025); Гарантировать индивидуальные компенсации и правовую помощь пострадавшим; Обеспечить прозрачные общественные консультации до отчуждения земель. ⚖️ Обеспечить судебный контроль за процедурами выселения и компенсации: Гарантировать пострадавшим доступ к эффективным средствам правовой защиты. ✊ Уважение к #ПравамЧеловека и #защите #окружающей среды должно стать основой любого инвестиционного проекта — даже самого амбициозного. unece.org
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Galina Fimasobak
Чарвак - это не про собственность, не про деньги, Чарвак - это про единственный источник питьевой воды. Хотя не все так думают. Бизнесмены считают что все имеет свою цену, и все можно купить. Например, можно купить чью-то почку или сердце. В данном случае- это наши почки и наше сердце. Потому что речь о том, что мы будем пить, с какими примесями. А деньги получит кто-то другой. Не стоит уповать на очистные сооружения. На Байкале много лет работал целлюлозный комбинат, но его закрыли в 2013 году. Потому что он загадил озеро. Хотя там были очистные сооружения. Заметьте, сколько в том регионе источников пресной воды. И все равно вынуждены были закрыть комбинат! А у нас единственная речушка Чирчик и единственное водохранилище, которое ставится сейчас под угрозу!
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Gulsara Shermatova
Опять есть ТРЕБОВАНИЯ, а выполнения не будет по Чарваку тоже. Минэкологии нужно разогнать, зарплату за годы невыполнения обязательств заставить вернуть в бюджет. Это Министерство не охраняет даже стратегически важные объекты! Надо же оправдывать строительство пляжей на водохранилище- единственном источнике питьевой воды!
Полувековой юбилей Зарафшанского национального природного парка с непростой историей
Однолько Ангелина
Будем надеяться, что на охраняемой территории не будет допущено строительство никаких гостевых домиков и гостиниц. И огромная благодарность сотрудникам заповедной зоны и общественности Самарканда за труд и бдительность.
В Узбекистане — чилля. Установилась жара плюс 40-42 градуса. В пустынных регионах градусы выше
вован1
Побольше бы таких качественных репортажей
ГИССАРСКАЯ БАЛЛАДА
Каримов Р
И ещё самое главное. Среди красот этих гор в отдаленных кишлаках живут люди, не испорченные благами цивилизации. Очень простые и гостеприимные люди
Яллама — озеро в песчаном карьере
admin
Несколько групп в фэйсбуке организуют выезды на Ялламу.
Яллама — озеро в песчаном карьере
Анна
Как попасть на это прекрасное озеро? Спасибо