Воспользуемся возможностью восхититься и порадоваться, что деревья в городе еще остались и есть совершенно чудесные улицы. Эти кадры сделаны на ходу. Ради фото — минутная остановка. Хороша осень. Такой бы осень всю зиму! И ведь такая в Ташкенте бывает. А потом — весна.
Каково будущее экотуризма в Узбекистане?
Перспективы экотуризма рассмотрели за «круглым столом» в Университете мировой экономики и дипломатии. В обсуждении участвовали специалисты Госкомтуризма, Госкомэкологии, преподаватели ВУЗов, студенты.
Точного определения экотуризма еще нет. Да и сам термин придуман сравнительно недавно — в восьмидесятые годы прошлого века. Говоря об экотуризме, имеют в виду отказ от комфортных отелей, автомобилей и прочих благ в пользу окружающей среды. Его еще называет «зеленым туризмом» — с посещением относительно нетронутых человеческим влиянием природных территорий. А там — созерцание природы, сопричастность к охране природного наследия и поддержка традиционной культуры местных сообществ.
Госкомтуризм считает, что в Узбекистане есть перспективы для туризма в широком понимании. Под патронажем Госкомтуризма находятся Международный университет туризма «Шелковый путь» в Самарканде и 13 профильных колледжей и техникумов.
2020 год по понятными причинам не показательный. Спад числа туристов по сравнению с 2019 годом — на 72,2 процента. А в 2019 году Узбекистан посетили 6,7 миллиона туристов. При этом из региона Центральной Азии — 5,7 млн.человек, из стран СНГ — 495 тысяч, из дальнего зарубежья — 488 тысячи человек. Объем экспорта туристических услуг по итогам года достиг 1,3 млрд долларов. Десять зарубежных туристов обеспечивают одно рабочее место. В туристической сфере было занято около 700 тысяч человек.
Какие претензии у туристов? К сервису при размещении, к показу объектов, работе гидов. Поэтому задача – подготовка и переподготовка кадров. Университет в Самарканде готовит гидов. Но их недостаточно. Приветствуется дополнительное образование для лиц, владеющих иностранными языками. Курс в 500 часов обеспечивает получение второго диплома. Можно совмещать основную деятельность с работой гида.
Буддийский монастырь после раскопок близ Термеза. Пустынный ландшафт.
В 2021 году планируется привлечь в Узбекистан 1,7 млн. зарубежных туристов.
Госкомтуризм готов грантами поддержать студенческие социологические исследования и даже может предоставить математический аппарат для исследований. Предлагает свыше 90 тем диссертационных работ. «Мы готовы оплачивать студентам исследования, полевой этап работ», — отметил начальник департамента Госкомтуризма.
В высокогорье, когда в долине плюс сорок, довольно прохладно и влажно. Есть немало интересных маршрутов в отрогах Западного Тянь-Шаня.
В 2021 году Госкомтуризм выделил 1,5 млрд. сум на поддержку стартапов, в том числе — на продвижение агро- и этнонаправлений. Инициатива стартапов может исходить от сел, ННО, групп энтузиастов. Эта поддержка имеет прямое отношение и к экотуризму. Обращаясь к студентам, представитель Госкомтуризма предложил стажировки в региональном аппарате: «Вы можете работать с нашими целевыми рынками».
Про гостей из Латинской Америки и не только: «Мы должны знать, что им интересно. В разных странах этого континента разные приоритеты. Маркетинг важен. Из Латинской Америки большой поток туристов в Испанию и Португалию. А если сделать логистику из Испании и Португалии в Ташкент и Бухару? Можно раскрутить культурные аспекты, экологические и даже промышленный туризм с посещением Навойского и Алмалыкского горно-металлургических комбинатов, других крупных предприятий, аэропортов… Надо осваивать новые направления, показывать реформы».
У карьера Алмалыкского горно-металлургического комбината. Промышленный туризм может быть весьма привлекателен.
Предложение к молодежи: «Можете подавать в Госкомтуризм свои заявки, в том числе и на разработку новых маршрутов. Малые гранты до 5 млн. сум достаточно просто получить на выполнение проекта. Нам нужны профессиональные менеджеры, чтобы все виды туризма продвигать».
После обеда и отъезда территория должна остаться чистой.
Предложение к Госкомэкологии: «Откройте заповедники для туристов».
Почему нельзя открыть заповедники тоже шла речь на этой тематической встрече. Главный ее вопрос: возможности применения зарубежного опыта и выработка практических предложений в сфере экологического туризма в Узбекистане. В системе Госкомитета по экологии и охране окружающей среды 11 охраняемых природных территорий (ОПТ). Пожелание некоторых участников встречи «открыть все и быть либеральнее» противоречит Закону РУз «Об охраняемых природных территориях», действующему с 2004 года.
Солончаки на территории Бухарского специализированного питомника «Джейран».
Охраняемые природные территории подразделяются на категории: государственные заповедники, комплексные (ландшафтные) заказники, природные парки, государственные природные памятники природы, территории для сохранения, воспроизводства и восстановления природных объектов и комплексов (заказники, природные питомники, рыбохозяйственные зоны), охраняемые ландшафты, территории для управления отдельными природными ресурсами (лесхозы и охотничьи хозяйства). Законодательством предусмотрено создание государственных биосферных резерватов, национальных парков, межгосударственных и иных ОПТ.
Горные овринги в Байсунском районе Сурхандарьинской области Узбекистана привлекательны для туристов всех возрастов.
Заповедники закрыты для посещения туристами. Здесь самая строгая охрана. Они отделены от антропогенного воздействия. А вот охранные — буферные зоны заповедников — вполне доступны для организации экотуризма. Также и другие ОПТ (кроме их заповедных «ядер»). Здесь можно прокладывать туристские тропы, устраивать смотровые площадки, палаточные лагеря, туристские базы, размещать объекты общественного питания…
Типовые правила посещения охраняемых природных территорий и Положение о порядке взимания платы за посещение отдельных охраняемых природных территорий утверждены Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 13 от 8 января 2018 года «О некоторых вопросах регулирования посещения охраняемых природных территорий».
Кишлак Гилан находится в буферной зоне Гиссарского заповедника — самого крупного в Узбекистане.
Вот выдержка из Правил посещения ОПТ: «Для организации экологического и иных видов туризма на охраняемых природных территориях юридические лица, в ведении которых находятся ОПТ, должны получить лицензию на осуществление туристской деятельности и пройти сертификацию туристских услуг в установленном порядке».
Природоохранное законодательство Узбекистана гармонизировано с критериями Международного союза охраны природы (МСОП). В рамках программы ЮНЕСКО создаются биосферные резерваты на национальном уровне, создаются геопарки, объекты включаются в список Всемирного наследия. Общая площадь ОПТ последовательно увеличивается. Одно из международных обязательств Узбекистан — увеличить площадь охраняемых природных территорий до 12 процентов от территории страны к 2028 году. Так что перспективы у экотуризма есть.
Выезд экотуристов на Ангренское плато возможен только на внедорожниках. Или на лошадях.
«Экотуризм позволит увеличить дни пребывания в стране иностранцев», — обсуждалась и такая возможность. «60 процентов имеют комбинированные интересы. Хотят посетить сразу несколько стран Центральной Азии. В Узбекистан едут ради культурного наследия. К соседям едут ради экотуризма. Но и в Узбекистане есть замечательная природа. Надо прокладывать маршруты, готовить горных гидов. Увеличив дни пребывания в стране, можно монетизацию поднять до 150 долларов в день».
Очень перспективен внутренний туризм.
Про внутренний экотуризм. Для его развития следует обратить внимание на общественный транспорт. Так, из Ташкента до горного Ходжикента всего 86 километров. «Электрички проходят этот маршрут с 24 станциями за два с половиной часа. Они превратились в транспорт для перевозки сельхозпродуктов. А если сделать воскресные электрички скоростными, с пятью станциями, то время в пути час. Можно увеличить число туристов до шести тысяч в день. При этом будет сокращено более двух тысяч поездок личных авто. В выходные сейчас там транспортный коллапс». Эта точка зрения вызвала споры. Но многие с ней согласились. Для развития экотуризма важно.
Экотуризм близ Ходжикента очень популярен среди жителей Ташкента. Прекрасные виды на реку Чирчик.
Опыт Китая. «Там поняли, что туризм не только источник инвестиций, но и политический вопрос». Поскольку встреча проходила в Университете мировой экономики и дипломатии и высказывались профессионалы, то стоит прислушаться. «Китай был закрытой страной. В период Дэн Сяопина, а это восьмидесятые годы прошлого века, появилась концепция «Китай – весь мир». Для пенсионеров сделали бесплатные поездки. Через туры в Китай поменяли имидж страны. Только в Синьцзяне — Уйгурском автономном районе — за год бывает 20 млн туристов. 12 млн. человек — туризм внутренний и 8 млн. человек приезжают из-за рубежа. Благодаря открытости даже в пандемию не изменилось отношение к Китаю в мире. Здесь выполняются госпрограммы по посадке деревьев и цветов. Запрещено рубить. Деревья при необходимости выкапывают и пересаживают. А у нас?.. Как говорится, «дьявол кроется в мелочах». Узбекистану нужны привлекательный имидж и ответственность населения».
Над Арашанскими озерами.
Об имидже. «Европейские страны о нем тоже пекутся. Так, Голландия — тюльпановая, Швейцария – альпийская, Германия – велосипедная… Образ Индии – грязно. Но у нее же прекрасный имидж экологических ландшафтов. На каком «поле» мы можем преуспеть? На мягком туризме, а это и есть экотуризм. Готовы ли мы принимать в индивидуальном порядке? Еще проблема – деньги, оплата. Банковская система готова? Я думал, что мы самые вежливые. Но понял, что не очень открыты. В провинции есть проблемы и с приемом в индивидуальном порядке, и с оплатой. Народные промыслы могли бы стать изюминкой туров, ландшафты Каракалпакстана тоже».
Вдали — Устюрт. Для горожанина удивительны и пейзажи, и пески, и саксаул, растущий в песках.
Песня для туристов. Чилпык — «башня молчания» зороастрийского культа в 45 км к востоку от города Нукус.
Подведем итог встречи. В Узбекистане перспективы для развития есть. По данным Всемирной туристской организации ООН, экологический туризм признан одной из перспективных отраслей экономики. Пора имидж создавать.
Наталия ШУЛЕПИНА
фото автора.
SREDA.UZ
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Фото
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
Прогулку в ботанический сад Ташкента предварим строками из стихотворения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга:
«Люблю я последние дни сентября. Скрипичным оркестром охваченный город. Люблю эту свежесть и ясность погоды. Природа спокойно уходит в себя».
Доклад выпущен КБО ООН и ФАО по случаю Международного дня сельских женщин, отмечаемого 15 октября, и озаглавлен «Решения, выдвигаемые женщинами для обеспечения устойчивости к засухе».
Воскресным утром мы отправились на учет из Ташкента к Туябугузскому водохранилищу (Ташморю). Точно также в этот день 6 октября отправились на учеты наблюдать за птицами и их считать бёдвочеры в разных регионах Узбекистана и в трех десятках стран Европы и Азии.
Наш четырехдневный маршрут включал и горы, и долы. В маршруте обозначены проектные сады. Они и есть цель. Посаженные два года назад саженцы прижились? Первый сад — в буферной зоне Кызылсуйского участка заповедника, в кишлаке Калтакул.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Мы путешествуем не на личном авто и не автостопом. В путь отправляемся с куйлюкского «пятака». Куйлюк-базар находится на краю Ташкента, отъезжать удобно. Немного поторговались c частником из-за цены и в путь. Первый отрезок пути — до городка Чартак в Наманганской области.
В Алматы состоялась конференция по экологическому образованию. Сейчас о маршруте в горы — прекрасном дополнении к конференции по экологической тематике.
Городок Янгибазар находится километрах в тридцати от Бухары. Янгибазар — центр Пешкунского района, и он с водопроводом. А вот многие кишлаки района без него. Потому и включены в проект.
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу
Какова цена реки Угам?
admin
Комментарии из соцсетей: ***** Это просто кошмар, от которого хочется спрятаться. Что мы можем сделать? Написать коллективное письмо? Поехать на эту стройку? Я могу только беспрерывно рассказывать об этом моим ученикам. Хорошо бы дать уроки экологии в школах Хумсана. Люди ничего не знают о том, что творится у них под ноcом. =========== Иcпаганят красивейшие места. И саму реку убьют, а ведь оттуда идет питьевая вода для Ташкента. =========== Реку Угам жалко. И на казахской территории, и на узбекской. Такие чудные места. Мы были просто в шоке, когда увидели, как раздербанили русло. И, конечно, речь идет о цене вопроса. При минимальных для энергосистемы выработках электроэнергии происходит уничтожение природы. 20 млн долл «закопают» для этого.