Диалоги проводятся с целью собрать все заинтересованные стороны по каждому речному бассейну для обсуждения совместных действий по рекам. Вот и в этот раз встретились водники из Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Казахстана, Узбекистана.
Какие климатические цели намерен достичь Европейский Союз к 2030 году?
Европейская Комиссия 14 июля 2021 года одобрила программу достижения климатических целей ЕС на 2030 год «Fit for 55». Политики ЕС в области климата, энергетики, землепользования, транспорта и налогообложения должны способствовать сокращению нетто-выбросов парниковых газов как минимум на 55 % к 2030 году по сравнению с 1990-м.

Достижение подобного уровня сокращения выбросов в течение следующего десятилетия имеет решающее значение для того, чтобы Европа стала первым в мире климатически нейтральным континентом к 2050 году и реализовала свой Зеленый курс. Комиссия представляет законодательные инструменты для достижения целей.
Предусматриваются:
применение системы торговли квотами на выбросы (СТВ) в новых секторах экономики и ужесточение действующих требований в рамках СТВ ЕС,
более широкое использование возобновляемых источников энергии,
повышение энергоэффективности,
ускоренное внедрение транспортных средств с низким уровнем выбросов, а также необходимой для них инфраструктуры и видов топлива,
приведение налоговой политики в соответствие с целями Европейского зеленого курса,
меры по предотвращению так называемой «утечки» углерода,
инструменты для сохранения и роста естественных поглотителей углерода.

В рамках системы торговли квотами на выбросы Европейский Союз ежегодно устанавливаются цены на выбросы углерода и снижаются пороговые значения выбросов в определенных секторах экономики. За последние 16 лет было достигнуто сокращение выбросов в электроэнергетике и энергоемких отраслях на 42,8%. Сегодня Европейская Комиссия предлагает дальнейшее снижение предельно допустимых выбросов и увеличение годовых темпов их сокращения.
Комиссия также предлагает постепенно отказаться от бесплатных квот на выбросы в секторе авиации, привести их в соответствие с глобальной Системой компенсации и сокращения выбросов углерода для международной авиации (CORSIA), а также впервые включить сектор судоходства в СТВ ЕС.
Для решения проблемы недостаточного сокращения выбросов в автомобильном и жилищном секторах создана новая отдельная система торговли квотами на выбросы для распределения топлива в данных секторах.
Комиссия также предлагает увеличить размер Фондов инновации и модернизации. В дополнение к значительным суммам расходов на борьбу с изменением климата, выделяемых из бюджета ЕС, все доходы государств-членов от торговли квотами на выбросы должны тратиться на проекты в области климата и энергетики.
Часть доходов, генерируемых в рамках новой системы, которая будет внедрена в автомобильном и жилищном секторах, должна направляться на смягчение возможных социальных последствий для уязвимых домохозяйств, микропредприятий и пользователей транспорта.

Регламент о совместных усилиях устанавливает для всех государств-членов более высокие цели по сокращению выбросов в жилищном секторе, в области автомобильного и внутреннего морского транспорта, сельского хозяйства, управления отходами и для малых предприятий.
Учитывая то, что государства-члены имеют разные исходные позиции и возможности, данные целевые показатели рассчитаны на основе их уровня ВВП на душу населения с поправкой на достижение экономической эффективности.
Государства-члены также несут совместную ответственность за удаление углерода из атмосферы, поэтому в Регламенте о землепользовании, лесном и сельском хозяйстве установлена общая для ЕС цель по поглощению углерода естественными поглотителями на уровне 310 миллионов тонн выбросов CO2 к 2030 году. Для ее достижения государства-члены должны будут сохранить и увеличить объем своих поглотителей углерода на национальном уровне.
Европейский Союз стремится к 2035 году достичь климатической нейтральности в землепользовании, лесном и сельском хозяйстве, в том числе в отношении сельскохозяйственных выбросов других веществ, например, при использовании удобрений или в сфере животноводства.
Лесная стратегия ЕС направлена на улучшение качества, увеличение количества и повышение устойчивости европейских лесов. В рамках данной стратегии осуществляется поддержка лесоводов и лесной биоэкономики, при этом сохраняется устойчивый характер лесозаготовок и использования биомассы, а также биоразнообразие. Также к 2030 году планируется высадить три миллиарда деревьев по всей Европе.

75 % выбросов в ЕС приходится на производство и использование энергии, поэтому решающее значение имеет ускорение перехода к более зеленой энергетической системе. В Директиве о возобновляемой энергетике будет установлена более высокая цель для производства энергии из возобновляемых источников на уровне 40 % к 2030 году. Все государства-члены будут способствовать достижению этой цели; также предусматриваются специальные целевые показатели для использования возобновляемых источников энергии в транспорте, отоплении и охлаждении, жилищном секторе и промышленности.
Для достижения климатических и экологических целей установлены более строгие критерии устойчивости для использования биоэнергии, а государствами-членами должны быть разработаны механизмы поддержки биоэнергетики, учитывающие каскадный принцип использования древесной биомассы.
В целях сокращения общего энергопотребления, объема выбросов и решения проблемы энергетической бедности в Директиве об энергоэффективности устанавливается более амбициозная обязательная цель по годовому сокращению энергопотребления в ЕС. В ней будет установлен порядок определения национальной доли в общем энергопотреблении, а обязательные для государств-членов годовые показатели энергосбережения будут увеличены почти в два раза.

Каждый год государственный сектор обязан будет реконструировать 3 % зданий для стимулирования волны реновации, создания новых рабочих мест, сокращения энергопотребления и затрат для налогоплательщиков.
Для решения проблемы увеличения объема выбросов в автомобильном секторе необходимо принять ряд мер, дополняющих систему торговли квотами на выбросы. Более строгие стандарты выбросов CO2 для автомобилей и фургонов ускорят переход к транспорту с нулевым уровнем выбросов.
Несмотря на то, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе преимущества климатической политики ЕС явно перевешивают издержки этого перехода, она рискует оказать избыточное давление на уязвимые домохозяйства, микропредприятия и пользователей транспорта в краткосрочной перспективе.

Предлагается создать новый Социальный климатический фонд для предоставления целевого финансирования государствам-членам, чтобы они в свою очередь помогли своим гражданам инвестировать в энергоэффективность, новые системы отопления и охлаждения и более чистые средства передвижения. Социальный климатический фонд будет финансироваться из бюджета ЕС на сумму, равную 25 % ожидаемых доходов от торговли квотами на выбросы в жилищном и автомобильном секторах.
В период с 2025 по 2032 годы государства-члены получат 72,2 млрд евро на основании целевых поправок к многолетней программе финансового развития. В случае привлечения равного финансирования со стороны государств-членов Фонд сможет мобилизовать 144,4 млрд евро на обеспечение социально справедливого перехода.
Выгоды от незамедлительного принятия мер по защите людей и планеты очевидны: более чистый воздух, более прохладные и зеленые города, более здоровые граждане, снижение энергопотребления и платежей по счетам, новые рабочие места, технологии и производственные возможности, больше места для природы и более здоровая планета для будущих поколений. Задача «зеленого» перехода Европы заключается в том, чтобы обеспечить всеобщий доступ к выгодам и возможностям, связанным с ним, максимально быстро и справедливо.
Все новые автомобили, зарегистрированные после 2035 года, будут характеризоваться нулевым уровнем выбросов. Чтобы гарантировать водителям возможность заряжать или заправлять их автомобили по всей Европе, в соответствии с новой редакцией Регламента о создании инфраструктуры для альтернативных видов топлива государства-члены обязаны будут расширить сеть зарядных станций соразмерно объему продаж автомобилей с нулевым уровнем выбросов, равномерно установив зарядные и заправочные станции на основных автомагистралях – станции электрозарядки через каждые 60 километров и водородные заправки через каждые 150 километров.

Поставщики топлива обязаны будут увеличивать долю экологически чистого топлива в составе авиатоплива, принимаемого на борт в аэропортах ЕС, в том числе синтетических низкоуглеродных видов топлива, известных как e-fuels2. Аналогично для видов морского топлива и технологий, характеризующихся нулевым уровнем выбросов.
Система налогообложения энергоносителей должна защищать и совершенствовать единый рынок, а также поддерживать «зеленый» переход путем создания правильных стимулов. В новой редакции Директивы об энергетическом налогообложении предлагается привести систему налогообложения энергоносителей в соответствие с политикой ЕС в области энергетики и климата путем продвижения использования чистых технологий и отмены неактуальных льгот и сниженных ставок, которые на сегодняшний день лишь поощряют использование ископаемого топлива.
Сокращение выбросов в Европе будет способствовать глобальному сокращению выбросов.
Подготовила по материалам проекта WECOOP
Наталия ШУЛЕПИНА
На SREDA.UZ рисуют дети Ташкента
|
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Вода
Процесс присоединения к Конвенции ЕЭК ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий не прост. Приходится решать много самых разных задач, начиная от инвентаризации опасных объектов до предотвращения загрязнения вод.
Водный кодекс Республики Узбекистан утвержден 30 июля 2025 года. Вступил в силу — 31 октября 2025 года. На сайте Министерства юстиции размещены тексты Водного кодекса на узбекском, русском и английском языках.
Чиновники обосновали отказ тем, что подавать жалобы на проект могут только жители той страны, которая получает финансирование на проект от Всемирного банка. Использована формальная причина, чтобы избежать обсуждения экологических и социальных проблем региона.
Вместе реагировать на вызовы — с такой инициативой «Команда Европы» обратилась к странам Центральноазиатского региона. Приоритетны вопросы воды, энергетики и изменения климата. При этом упор делается на усиление регионального сотрудничества.
Подписано Межправительственное соглашение о совместном управлении и рациональном использовании трансграничных водных объектов. Для реализации Соглашения будет создана Межправительственная казахстанско-узбекская комиссия.
На Конференции Сторон Протокола ЕЭК ООН по воде и здоровью в Будапеште подведены итоги за прошедший период и принят ряд важных решений по реализации в 2026-2028 годы. Репортаж из Будапешта — от SREDA.UZ.
В бассейне Арала реализуются 42 экологических проекта. Прорабатывается возможность запуска двух грантовых региональных проектов при поддержке Всемирного банка. Эти и другие вопросы обсуждены на Правлении МФСА.
Подписан Меморандум о взаимопонимании между Исполкомом МФСА и Международной комиссией по ирригации и дренажу.Представлена информация о подготовке первого Всемирного форума по водосбережению в Ташкенте.
Только что закончены репортажи из экспедиции от верховий до низовий Амударьи. Много фотографий не вошли в репортажи. Покажем вдогонку еще Амударью и пустыню Кызылкум.

Совет директоров Всемирного банка отказался от расследования по Рогунской ГЭС
admin
Что-то вы слишком критичны. Это же не роман. Все понятно. По процедуре Всемирного банка рассматриваются жалобы из стран, где проект. Кто ж из таджиков будет жаловаться? А то, что страны ниже по течению будут недополучать воду в течение по меньшей мере десятка лет, пока заполнится водохранилище, банк не волнует.
Совет директоров Всемирного банка отказался от расследования по Рогунской ГЭС
Евгений
Какой канцелярско-невнятный стиль изложения .
Четыре истины для «Саммита правды»
Ангелина Борисовна Однолько
Эта публикация достойна того, чтобы её перепечатки все официальные и неофициальные СМИ. Главный вывод: все беды это результат БЕЗУДЕРЖНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ . Если бы наши деды увидели, что мы выбрасываем, не избежать нам их проклятия. Мы слишком быстро привыкли идти на базар без сумок и полотняных мешочков для круп, слишком быстро привыкли к горячей воде из крана, возненавидели любую жизнь рядом с домом, уничтожили всех , кто посмел ползать, прыгать и летать. К сожалению, мы, люди, изменимся только тогда, когда снова, как и тысячу лет назад , нам нужно будет предолевать голод, холод, жажду.
Линия защиты по стене и крыше от тех, кто «оттуда»
Ангелина
Странно, что мы еще можем три часа отстаивать законы государства. Странно, что мы еще пишем такие статьи. Странно, что мы можем в открытую снимать должностное лицо, совершающее преступление - кувалдой сбивающее чужой замок. В детском саду в этом случае говорили: а если я к тебе приду и стану замок на дверях сбивать? Странно, что в это же самое время проходят в нашей же стране международные встречи, конференции, до мировой общественности старательно доносится мысль: Узбекистан - правовое государство.
Заточить в темницы жителей ташкентских высоток — это лихо
Ангелина
У меня дома хранится очень интересный документ: штраф за сооружение крыльца, то есть входа, в частный дом, расположенный в районе одноэтажных домов возле базара Тезиковка на бывшей улице Чапаева, в котором жила моя бабушка. Сколько живу, так и не могу догадаться, каким образом некий надзорный орган в 40-ые годы смог обнаружить это крыльцо частного дома, расположенного внутри двора за забором более 2-х метром. Ситуация изменилась на 180 градусов. Теперь мы не можем найти этот надзорный орган, чтобы его сотрудники выглянули из окна и посмотрели на высотки, видные почти из любой точки Ташкента. Живу на 4-м этаже четырехэтажного дома. Год назад мой сосед воздвиг пятый этаж. Единственно, чего я добилась, чтобы на крышу поднялся руководитель Управляющей компании. Но он по его собственному признанию не является специалистом в строительстве. Так и живу со страхом - когда моя крыша не выдержит.
ДЫМИТ АНГРЕНСКАЯ СВАЛКА
Эколог
Наталия ШУЛЕПИНА sreda.uz, 28.6.2013г Пишу - 07.11.2025 год ....то что Вы писали все также или хуже.
Слабо помыть московские высотки в Ташкенте?
Ангелина Борисовна Однолько
Специально подходила и трогала руками в жаркий летний лень стены новостроек, покрытые прозрачным пластиком, похожим издалека на стекло. Руку держать даже секунду тяжело - очень горячо. А потом мы говорим, что стало жарко. Жарко не потому, что климат меняется , а потому что безграмотные строительные решения подогревают воздух, как в печке. Все больше стекла и бетона, который греется неимоверно. Все больше требуется энергии на охлаждение и отопление воздуха внутри. А люди, принимающие решения живут в загородных домах с садом и огородом и поливом в любое время суток.
На леднике Федченко (Ванчях) международная экспедиция установила летом 2025 года три автоматические станции
Ангелина
Какая красивая и глубокая метафора: ледник - это книга, которую надо успеть прочитать!!! Такая информация не просто радует, она заставляет вновь обрести веру в человечность, в неукротимую жажду познания. Не разрушение, а созидание - вот наш девиз. Наш - людей на планете Земля!!!
Амударья для биоразнообразия. Экспедиция по Узбекистану: от Бухары до низовий (часть 3)
Ангелина
Очень емкая экспедиция, требующая широкого кругозора в освещаемой теме. Слова восхищения автору - Наталье Шулепиной. Даже в праздники Вы не позволяете себе отдыхать! Меня же, как читателя, поразило насколько сложно устроена система водопользования. И второй тезис: никакие теории не помогают, никакие технологии не спасут, если воды просто НЕТ. Известно, что есть островные государства на Земле, которые всерьез задумываются о покупке земли на материке для своих граждан в связи с угрозой затопления. Не возникнет ли такая необходимость и в Узбекистане, если проживание в бывших низовьях Амударьи и Сырдарьи станет просто невозможным.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
вован1
для прохода животных - под насыпью должны быть проложены широкие трубы. Как делается во всех цивилизованных странах