Воспользуемся возможностью восхититься и порадоваться, что деревья в городе еще остались и есть совершенно чудесные улицы. Эти кадры сделаны на ходу. Ради фото — минутная остановка. Хороша осень. Такой бы осень всю зиму! И ведь такая в Ташкенте бывает. А потом — весна.
Конфликт бизнеса и прав человека из-за токсичных веществ
Вброс в общество сомнений в отношении рисков и вреда опасных веществ, которым занимаются производители токсичной продукции, стал прибыльным бизнесом.
Некоторые коммерческие структуры специализируются на преднамеренном распространении в обществе невежества и заблуждений. Тактика отрицания, смещения акцентов и искажений направлена на сохранение на рынке опасных продуктов, несмотря на знание их рисков и вреда, а также в ущерб адекватной защите прав человека.
В связи с этим явлением в Совете по правам человека Генеральной ассамблеи ООН рассмотрен доклад «Право на науку в контексте токсичных веществ».
Его подготовил в соответствии с резолюцией Совета по правам человека Специальный докладчик по вопросу о последствиях для прав человека экологически обоснованного регулирования и удаления опасных веществ и отходов Маркос Орельяна. Тематический доклад посвящен праву человека на науку в отношении рисков и вреда, связанных с жизненным циклом опасных веществ и отходов.
Право пользоваться благами научного прогресса и их практического применения, которое в докладе именуется «правом на науку», признано в статье 27 Всеобщей декларации прав человека. Наука должна играть центральную роль при разработке политики в отношении токсичных веществ.
Многостраничный доклад на русском языке опубликован на сайте: ООН. Здесь приводим выдержки из доклада. Сразу же предупредим читателей. В серьезном докладе нет красочных иллюстраций. Для доходчивости на sreda.uz мы разместили рисунки детей Ташкента. Они к загрязнению окружающей среды относятся гораздо серьезнее и ответственнее, чем иные бизнесмены, ученые и политики.
====================
Создание каналов, связывающих науку с разработкой политики, совершенно необходимо для повышения вклада научных знаний в защиту прав человека. Однако на практике там, где существуют платформы научно-политического взаимодействия, им слишком часто вредят политическая конъюнктура, идеология, отсутствие прозрачности, корыстные экономические интересы и прочие конфликты интересов.
Способности общества пользоваться благами научного знания угрожает распространение дезинформации о научных данных. Существует множество примеров проведения компаниями и отдельными отраслями дезинформационных кампаний в целях сохранения своей доли рынка за счет прав людей, включая работников, потребителей, отдельных лиц и общин, подвергающихся воздействию опасных веществ.
В некоторых странах асбестовая промышленность блокирует действие национальных и даже международных предписаний посредством проведения кампаний, в ходе которых утверждается, что асбест не токсичен или же что контролируемое применение асбеста может быть безопасным.
Корпорации, производящие особо опасные пестициды, оказывают давление на правительства или вводят их в заблуждение, стремясь избежать мер контроля или запретов.
Компании, производящие или реализующие на рынке опасные химические вещества, которые, в частности, нарушают функционирование эндокринной системы, и «вечные химикаты» (пер- и полифторалкильные вещества), активно искажают факты или отвлекают внимание, с тем чтобы не допустить или отложить применение мер контроля и защиты.
Промышленность по производству пластмасс затягивает меры контроля, в том числе путем распространения дезинформации, давая ложные обещания о рециркуляции.
Индустрия ископаемого топлива десятилетиями распространяла дезинформацию об изменении климата, в результате которой правительства откладывали принятие мер перед лицом чрезвычайной климатической ситуации планетарного масштаба, угрожающей сделать планету непригодной для жизни человечества.
Научную свободу и ответственность подрывают конфликты интересов. Когда контрольно-надзорные органы недостаточно отслеживают, вскрывают или урегулируют конфликты интересов, такие конфликты могут ухудшать благоприятную среду для науки.
Право на науку включает право на доступ к техническим научным
методологиям и выводам, включая выводы о рисках и вреде воздействия опасных веществ. С учетом признания того, что техническая литература часто недоступна для широкой общественности ввиду сложности используемых терминов и понятий, право на науку также предполагает обязанность правительств распространять научные выводы на языке, понятном для широкой общественности.
Право на науку включает в себя участие в проведении научных исследований. Проекты «гражданской науки» все чаще создают возможности для участия в сборе данных, для внесения вклада в анализ и интерпретацию данных и для налаживания партнерских отношений в деле распространения научной информации. Для придания
гражданскому участию в исследованиях научного характера необходимо, чтобы исследования проводились по научным методологиям и протоколам.
Исследования в области токсичных веществ не соответствуют критериям наилучшей имеющейся научной аргументации, когда они несут на себе отпечаток финансовой заинтересованности спонсоров этих исследований. Таковым, например, является случай, когда компании, обладающие финансовой заинтересованностью в том или ином веществе, такие как производители и продавцы токсичных веществ или
ответчики по искам в делах об ущербе от токсичных веществ, оказывают влияние на разработку плана или результаты исследований, которые они организуют.
Именно поэтому вызывает глубокую обеспокоенность положение, при котором политика в отношении токсичных веществ основывается на исследованиях, организуемых продавцами, и проводится при игнорировании соответствующей литературы, опубликованной в рецензируемых научных журналах.
Промышленные круги, а иногда также и правительства применяют множество тактических приемов для создания путаницы в вопросе о том, что представляют собой наилучшие имеющиеся научные данные. По сути, возникла целая новая индустрия для защиты вредных продуктов путем затуманивания научных данных, на которые опираются общественное здравоохранение или экологическое регулирование.
Гласность и открытый доступ к научной информации позволяют науке развиваться. Это включает в себя выражение сомнения в предположениях и методах, которые уже не позволяют объяснить определенные причинно-следственные связи в контексте токсичных веществ. К числу таких устаревших предположений относится, например, утверждение о том, что мужчины и женщины одинаково реагируют на воздействие химических веществ, разрушающих эндокринную систему, или что существует «безопасный» или «пороговый» уровень воздействия таких химических веществ.
Учитывая тот факт, что в отношении всех веществ во всех ситуациях и во все периоды времени наука не может выявлять убедительные причинно-следственные связи между токсичными веществами и их воздействием, а также то обстоятельство, что наука — это процесс постоянного накопления знаний, пробелы и неопределенности в знаниях неизбежны. Именно существование таких неопределенностей и делает столь важным внедрение принципа предосторожности.
Принцип предосторожности требует от правительств регулировать опасные вещества в целях обеспечения защиты прав на жизнь, здоровье и здоровую окружающую среду. Например, принцип предосторожности требует, чтобы правительства обязывали частные предприятия раскрывать всю известную им информацию о токсическом воздействии их продукции. Информация о рисках и вреде, создаваемых опасными веществами, не должна считаться конфиденциальной. Тем не менее промышленные предприятия часто делают необоснованные заявления о конфиденциальности деловой информации, для того чтобы избежать раскрытия информации, касающейся опасных веществ.
Конфликты интересов создают прямую угрозу для права на науку, особенно в контексте токсичных веществ. Они могут подрывать научную добросовестность, приводить к путанице и эрозии доверия общественности к науке, а также причинять вред здоровью и окружающей среде.
Конфликты интересов возникают в тех случаях, когда ученые работают или приглашаются на работу в коммерческих структурах или отраслях, получают от них финансирование или контракты или иным образом извлекают выгоду из сотрудничества с ними при проведении посвященных им исследований и препровождении полученных выводов.
Таких конфликтов можно избежать, если правительства обеспечивают достаточное финансирование исследований, которые инициированы научными работниками, не связанными с частными предприятиями. Однако на практике предприятия вкладывают колоссальные ресурсы в исследования, в том числе в рамках партнерских отношений между промышленностью и академическими кругами.
Когда конфликтов избежать не удается, стандартным подходом является урегулирование конфликта посредством раскрытия информации о нем.
Ученые, раскрывающие негативное воздействие токсичных веществ, могут рассматриваться в качестве правозащитников. Они часто подвергаются нападкам, угрозам, клеветническим кампаниям, запугиванию и преследованию со стороны субъектов, обладающих корыстным финансовым интересом в сбыте опасных веществ. Такие действия включают судебные иски, обвинения в нарушениях, прекращение финансирования, цензуру, препятствование карьерному росту, потерю работы, потерю должности или отказ в ее сохранении и запугивание членов семьи.
Конфликты интересов в ходе научных исследований и попытки принудить ученых к молчанию являются способами манипуляции информацией в отношении опасных веществ и отходов в публичной сфере и вытекающими политическими решениями. Еще одной часто применяющейся и порочной практикой является фабрикация и распространение дезинформации. Тактика дезинформации не нова, однако она приобрела гораздо более угрожающий характер вследствие использования Интернета, социальных сетей и машинного обучения, которые открывают возможности для широкомасштабного и целенаправленного распространения сообщений.
Молчание правительств в условиях, когда промышленность пытается
насаждать невежество ради прибыли, наносит существенный ущерб правам человека населения.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Специальный докладчик рекомендует государствам:
a) разработать мероприятия для проведения политики в области устранения рисков и вреда опасных веществ на основе наилучших имеющихся научных данных;
b) создать структуры и процедуры по привлечению независимых
научных органов и независимых ученых к информационному обеспечению политических решений, законодательных разработок и регулирования в отношении опасных веществ;
c) обеспечивать надлежащую оценку химических веществ и раскрытие
научной информации для общественности до выдачи разрешений на реализацию продукции на рынке;
d) своевременно реагировать на научные открытия путем обновления
и пересмотра мер защиты от токсичных веществ;
e) применять принцип предосторожности во всех контекстах
разработки политики и регулирования, в которых отсутствуют соответствующие убедительные научные данные об опасных веществах;
f) разработать процедуры конструктивного участия общественности,
включая затрагиваемые воздействием общины, в процессах разработки
политики в отношении опасных веществ;
g) обеспечить общедоступность научных данных, лежащих в основе разработки политики, законодательства и регулирования, включая базовые данные;
h) положить конец практике сокрытия научной информации от разглашения под предлогом того, что она является конфиденциальной деловой информацией;
i) обеспечивать наличие и доступность актуальной для всех заинтересованных сторон научной информации об опасных веществах в понятном и доходчивом изложении;
j) поддерживать включение в программы начального и среднего образования соответствующих возрасту материалов об опасных веществах с уделением внимания особым потребностям затрагиваемых воздействием общин;
k) поддерживать приносящие пользу обществу научные исследования по токсичным веществам и отходам, в том числе путем прямого финансирования проводимых по инициативе ученых исследований по вопросам рисков и вреда опасных веществ для здоровья человека и окружающей среды;
l) создать благоприятную среду для защиты ученых (и в случае необходимости их семей и коллег) от ненадлежащего давления, вынуждающего их действовать вопреки своим научным обязанностям, и от любого возможного запугивания или возмездия, а также для предоставления ученым безопасного и эффективного механизма, позволяющего им затрагивать беспокоящие их вопросы возможного ущемления прав человека будь то в частном или государственном секторе;
m) обеспечивать, чтобы судебные инстанции не разрешали заключать
соглашения о сохранении в тайне обстоятельств урегулирования дел, связанных с токсичными веществами, которые позволяют утаить от общественности научные данные о рисках и вреде химических веществ и отходов для здоровья, безопасности и окружающей среды;
n) учредить механизмы использования промышленного финансирования научных исследований при сохранении независимости исследователей и обеспечении информирования об их результатах;
o) внедрять политику научной добросовестности для руководства финансированием, проведением и использованием научных исследований государственными учреждениями, включая требование оценки научных данных, рассматриваемых в процессе разработки политики, в соответствии с критериями, принятыми независимым научным сообществом, а не отраслью, подвергаемой оценке;
p) создать и внедрить гарантии для выявления и предотвращения конфликтов интересов с уделением особого внимания структурам финансирования науки: анализ потенциальных конфликтов интересов должен проводиться на постоянной основе в течение всего периода сотрудничества и с соблюдением надлежащих процедур по отстранению ученых, имеющих конфликты интересов;
q) принять меры для опровержения научной дезинформации, которая способна приводить к причинению ущерба лицам, общинам или окружающей среде;
r) разработать соответствующие гражданские и уголовные санкции для коммерческих структур и их руководителей, занимающихся сокрытием научных исследований и данных от регулирующих органов.
Специальный докладчик рекомендует предприятиям:
a) применять процедуры должной осмотрительности в отношении прав человека для выявления и устранения любых негативных воздействий их деятельности на права человека, в том числе в отношении работников и затронутых воздействием общин;
b) информировать все соответствующие заинтересованные стороны о любых опасностях, рисках и вреде, выявленных в ходе применения процедуры надлежащей осмотрительности;
c) разработать план рационального регулирования и удаления опасных веществ на основе наилучших имеющихся научных данных и довести его до сведения работников, регулирующих органов и общественности;
d) разработать и внедрить надежные и эффективные меры защиты лиц, сигнализирующих о нарушениях, и правозащитников, которые включают запрет на преследование, в случае необходимости, обязательство сохранять анонимность и конфиденциальность и регулярную оценку их эффективности;
e) воздерживаться от практики, которая создает или может создать конфликты интересов в платформах научно-политического взаимодействия;
f) обязаться воздерживаться от распространения дезинформации и манипуляции или искажений беспристрастного и независимого научного процесса;
g) обязаться соблюдать прозрачность при поступлении любых научных результатов или рекомендаций от любого лица, работающего по найму или иным образом ассоциированного с соответствующим коммерческим предприятием.
Обзор подготовила Наталия ШУЛЕПИНА
sreda.uz
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Фото
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
Прогулку в ботанический сад Ташкента предварим строками из стихотворения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга:
«Люблю я последние дни сентября. Скрипичным оркестром охваченный город. Люблю эту свежесть и ясность погоды. Природа спокойно уходит в себя».
Доклад выпущен КБО ООН и ФАО по случаю Международного дня сельских женщин, отмечаемого 15 октября, и озаглавлен «Решения, выдвигаемые женщинами для обеспечения устойчивости к засухе».
Воскресным утром мы отправились на учет из Ташкента к Туябугузскому водохранилищу (Ташморю). Точно также в этот день 6 октября отправились на учеты наблюдать за птицами и их считать бёдвочеры в разных регионах Узбекистана и в трех десятках стран Европы и Азии.
Наш четырехдневный маршрут включал и горы, и долы. В маршруте обозначены проектные сады. Они и есть цель. Посаженные два года назад саженцы прижились? Первый сад — в буферной зоне Кызылсуйского участка заповедника, в кишлаке Калтакул.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Мы путешествуем не на личном авто и не автостопом. В путь отправляемся с куйлюкского «пятака». Куйлюк-базар находится на краю Ташкента, отъезжать удобно. Немного поторговались c частником из-за цены и в путь. Первый отрезок пути — до городка Чартак в Наманганской области.
В Алматы состоялась конференция по экологическому образованию. Сейчас о маршруте в горы — прекрасном дополнении к конференции по экологической тематике.
Городок Янгибазар находится километрах в тридцати от Бухары. Янгибазар — центр Пешкунского района, и он с водопроводом. А вот многие кишлаки района без него. Потому и включены в проект.
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу
Какова цена реки Угам?
admin
Комментарии из соцсетей: ***** Это просто кошмар, от которого хочется спрятаться. Что мы можем сделать? Написать коллективное письмо? Поехать на эту стройку? Я могу только беспрерывно рассказывать об этом моим ученикам. Хорошо бы дать уроки экологии в школах Хумсана. Люди ничего не знают о том, что творится у них под ноcом. =========== Иcпаганят красивейшие места. И саму реку убьют, а ведь оттуда идет питьевая вода для Ташкента. =========== Реку Угам жалко. И на казахской территории, и на узбекской. Такие чудные места. Мы были просто в шоке, когда увидели, как раздербанили русло. И, конечно, речь идет о цене вопроса. При минимальных для энергосистемы выработках электроэнергии происходит уничтожение природы. 20 млн долл «закопают» для этого.