Мой путь в журналистику начался в Узбекском обществе дружбы и культурной связи с зарубежными странами — УзОДКСе. Поразительно, но именно там. Занесло совершенно неожиданным образом.
Приаралье и Западный Арал. Мы там были в сентябре 2021 года
О поездке в Приаралье и на Западный Арал группы журналистов из Узбекистана и Таджикистана я готовлю серию фоторепортажей, возможно, и видеосюжеты сложатся. Для начала несколько фото. Даты поездки: 25-28 сентября.
Путь Амударьи в Кызылкумах.
Вода из Амударьи разбирается в каналы. В трубе тоже амударьинская вода. Питьевая в Каракалпакстан подается из Туямуюнского водохранилища.
Мы на дамбе Междуреченского водохранилища. Здесь река и заканчивается. Иначе уйдет в пески. От Междуреченского по каналам пополняются озера-ветланды.
Первое интервью у сухого канала. В маловодье 2021-го только осенью стало наполняться Междуреченское водохранилище. В ветланды — ничего.
В Муйнаке на кладбище кораблей.
Несмотря на протянутый из Кунграда водовод в сотню километров, воды в Муйнаке не хватает. Но есть семьи, которым крупно повезло при бурении скважины попасть на пресную линзу. Тогда питьевая вода своя.
Наша команда. Сделали групповое фото, подъезжая к Устюрту.
Въехали на плато Устюрт. За каньонами было море. Сейчас пустыня Аралкум.
Плато Устюрт над Аралом. Здесь великая сушь. Грунтовые воды глубоко. Дождей не было с весны.
Обнаружили колодец с водой. Камешек долго летел до «булька», метров пятьдесят.
Короткая остановка в юртовом лагере. Море — голубая полоска между осушенным дном и небом. Сюда еще вернемся на ночлег. В ближайших планах — доехать до старого причала.
В пути. Мигом снимаем фото — и бегом к машинам. Времени мало. Дорога дальняя.
К причалу мы спустились по бетонке, оставшейся с советской эпохи. Миновали городок сейсморазведчиков.
Отсюда ходили корабли на остров Возрождения. Уровень моря упал и остров стал частью материка.
Море отступает. Дорогу на причал наращивают сейсморазведчики. Ведут поиск нефти. Сами они из Геленжика. Там черноморская бухта окружена горами. Мы спросили, как им на Арале. «Волны бывают до трех метров!»
Преодолеваем еще километров пять и мы у «21-й рейки». В пути она упоминалась не раз, как ориентир, по которому определим поворот к причалу. Сохраняя интригу, пока ничего у ней не скажу, хотя место поразило. Уточню только: «рейка» — сокращенно, это радиорелейная вышка на плато Устюрт под номером 21. Как и другие на Устюрте, она — памятник прошлого. Радиорелейной связи нет.
К вечеру ветер над Устюртом дует нешуточный. «К краю каньона не подходить, унесет».
Западный Арал, хоть и отступает, но все еще велик. Протяженность — 180 километров, в ширину километров пятнадцать.
Спешим добраться до юртового лагеря до темноты. Заплутать на необъятном плато и днем легко. Ориентиров ночью никаких.
Когда стало очевидным, что успеваем, наши водители дали нам шанс полюбоваться закатом. Мне не довелось наблюдать северное сияние, хоть и была такая мечта. Зато теперь точно знаю: закаты над Устюртом и восходы над Аралом фантастические.
Здесь лишь краткий репортаж о начале четырехдневной поездки журналистов по Приаралью. Позади и впереди немало познавательного и поразительного. Об этом — в более подробных рассказах.
Несколько слов благодарности большому проекту, организовавшему поездку. Иных шансов выехать журналистам-экологам на Арал, показать и рассказать, что там сейчас, нет.
Данная публикация размещена в рамках проекта «Содействие в трансграничном освещении экологических вопросов в Центральной Азии», реализуемого Международным центром журналистики MediaNet в сотрудничестве с международной организацией по медийному развитию DW Akademie при финансировании Федерального министерства иностранных дел Германии (Auswärtiges Amt).
Наталия ШУЛЕПИНА
sreda.uz
Здесь ссылки на все материалы цикла:
Фоторепортажи:
Приаралье и Западный Арал. Мы там были в сентябре 2021 года
1. Впечатления об Арале и Приаралье. Наш первый маршрут — в Междуречье
2. Впечатления об Арале и Приаралье. Дорога к мысу Актумсук
3. Впечатления об Арале и Приаралье. Путь к ветланду Судочьему, солончаку Барсакельмес и далее к Нукусу
Фильм: Четыре дня вокруг Арала https://www.youtube.com/watch?v=NBoEaYnll0Y&t=130s
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Репортер.uz
В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
В Кашкадарьинской области, подъезжая к городу Яккабаг, мы увидели вдоль дороги сооружения на ножках. Проехав пару километров, решили рассмотреть. Для чего они?
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Воскресным утром мы отправились на учет из Ташкента к Туябугузскому водохранилищу (Ташморю). Точно также в этот день 6 октября отправились на учеты наблюдать за птицами и их считать бёдвочеры в разных регионах Узбекистана и в трех десятках стран Европы и Азии.
Наш четырехдневный маршрут включал и горы, и долы. В маршруте обозначены проектные сады. Они и есть цель. Посаженные два года назад саженцы прижились? Первый сад — в буферной зоне Кызылсуйского участка заповедника, в кишлаке Калтакул.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Мы путешествуем не на личном авто и не автостопом. В путь отправляемся с куйлюкского «пятака». Куйлюк-базар находится на краю Ташкента, отъезжать удобно. Немного поторговались c частником из-за цены и в путь. Первый отрезок пути — до городка Чартак в Наманганской области.
Цену Угама или какой другой реки в Узбекистане никто не считал. Зоологи могут сказать, сколько стоит потеря одной особи краснокнижного вида. Но весь вид не имеет цены. Уничтожение видового разнообразия — явление немыслимое. Но это происходит при строительство малых ГЭС на Угаме. Каков баланс приобретений и потерь?
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу