Более 90 лет на скальных выступах левого борта ледника Федченко на высоте 4169 метров стоит гидрометеорологическая станция имени академика Горбунова, открытая 7 августа 1933 года. Об истории создания самой высокогорной станции СССР рассказывают журналисты Asia-Plus.
О мерах по охране окружающей среды и организации деятельности государственных органов в сфере экологического контроля
Ожидаются ли кардинальные изменения в сфере охраны окружающей среды в Узбекистане в 2022 году и далее? Принято Постановление Президента Республики Узбекистан: «О мерах по охране окружающей среды и организации деятельности государственных органов в сфере экологического контроля» (от 30.12.2021 г. N ПП-76).
Внимательно изучим текст. Обратим внимание на то, что готовится закон о расширении полномочий органов внутренних дел и подразделений Национальной гвардии по борьбе с правонарушениями в сфере экологии, охраны окружающей среды и природопользования. Также обратим внимание, какими силами будет вестись охрана окружающей среды в Узбекистане: сотрудников в Госкомэкологии, включая ГУП «Тоза худуд» и его филиалы в районах и городах, — менее двух тысяч.
================================
Постановление «О мерах по охране окружающей среды и организации деятельности государственных органов в сфере экологического контроля»
В целях обеспечения экологической безопасности, улучшения экологической обстановки, стабильного поддержания благоприятной экологической ситуации в стране, обеспечения эффективности государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды, а также дальнейшего ускорения реализации мер по профилактике правонарушений в данной сфере:
1. Определить обновленными основными задачами Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды (далее — Госкомэкологии):
осуществление единой государственной политики в сфере экологии, охраны окружающей среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов, предупреждения негативного воздействия деятельности человека на природу;
обеспечение взаимодействия с общественностью и институтами гражданского общества в сфере охраны окружающей среды, оказание методической помощи и содействия общественному контролю, обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду;
обеспечение охраны благоприятного экологического состояния окружающей среды, экологических систем, природных комплексов и объектов;
охрану растительного и животного мира, создание необходимых условий для сохранения, восстановления и развития видового разнообразия растительного и животного мира, целостности естественных сообществ и среды их обитания;
осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере обращения с отходами, создание системы сбора, транспортировки, утилизации, переработки и захоронения бытовых отходов с активным привлечением государственного и частного партнерства;
установление государственного экологического контроля за соблюдением законодательства при охране и использовании атмосферного воздуха, земли, ее недр, воды, лесов, растительного и животного мира, охраняемых природных территорий;
превращение направления экологии и охраны окружающей среды в «сферу без коррупции», создание системы экологического воспитания, пропаганды и образования, оказание содействия деятельности научно-исследовательских институтов и высших образовательных учреждений.
2. Утвердить:
организационную структуру и структуру центрального аппарата Госкомэкологии согласно приложениям NN 1 и 2;
структуру Комитета по экологии и охране окружающей среды Республики Каракалпакстан, а также типовую структуру управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента согласно приложениям NN 3 и 4;
типовую структуру районных (городских) отделов по экологии и охране окружающей среды путем реорганизации районных (городских) инспекций по контролю в сфере экологии и охраны окружающей среды согласно приложению N 5.
3. Установить, что:
начальники управлений по экологии и охране окружающей среды областей и города Ташкента назначаются на должность и освобождаются от должности непосредственно председателем Госкомэкологии;
председатель Комитета по экологии и охране окружающей среды Республики Каракалпакстан назначается на должность и освобождается от должности Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан по согласованию с Госкомэкологии;
председатель Госкомэкологии является членом Совета безопасности при Президенте Республики Узбекистан.
4. Предоставить председателю Госкомэкологии право на:
внесение при необходимости изменений в структуры центрального аппарата, территориальных подразделений и подведомственных организаций Госкомэкологии в рамках общей предельной численности управленческого персонала и фонда оплаты труда;
введение и содержание дополнительных штатных единиц к штатным единицам органов экологии и охраны окружающей среды за счет средств Фонда экологии, охраны окружающей среды и обращения с отходами;
привлечение высококвалифицированных специалистов и экспертов государственных органов и иных организаций, научных и образовательных организаций, международных организаций и зарубежных компаний в качестве советников.
5. Утвердить «Дорожную карту» по дальнейшему совершенствованию сферы экологии, охраны окружающей среды, рационального использования и восстановления природных ресурсов, а также системы экологического контроля согласно приложению N 6*.
6. В целях поднятия на новый уровень системы профилактики и борьбы с правонарушениями в сфере экологии и охраны окружающей среды поддержать предложение Министерства внутренних дел, Национальной гвардии и Госкомэкологии о внедрении системы работы «Экологический патруль«, предусматривающей:
расширение полномочий службы общественной безопасности органов внутренних дел и привлеченных к патрулированию подразделений Национальной гвардии по борьбе с правонарушениями в сфере экологии, охраны окружающей среды и природопользования;
установление тесного взаимодействия и внедрение практики проведения совместных профилактических мероприятий органами экологии и охраны окружающей среды с органами внутренних дел и подразделениями Национальной гвардии по контролю за безусловным обеспечением исполнения требований законодательства в сфере экологии, охраны окружающей среды и природопользования.
7. Министерству внутренних дел совместно с Национальной гвардией и Госкомэкологии:
в трехмесячный срок — разработать и внести в Кабинет Министров в установленном порядке проект соответствующего закона о расширении полномочий органов внутренних дел и подразделений Национальной гвардии по борьбе с правонарушениями в сфере экологии, охраны окружающей среды и природопользования;
на постоянной основе — осуществлять тесное взаимодействие и внедрить практику проведения совместных профилактических мероприятий по контролю за безусловным обеспечением исполнения требований законодательства в сфере экологии, охраны окружающей среды и природопользования.
8. Принять к сведению, что работники Госкомэкологии, обладающие правом рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать штрафы, в соответствии со статьей 285 Кодекса об административной ответственности наделены полномочиями административного задержания правонарушителя, личного досмотра, досмотра его вещей и транспортных средств, изъятия вещей и документов.
9. С 1 марта 2022 года установить порядок, в соответствии с которым:
а) земельные участки, прилегающие (граничащие) к зданиям и сооружениям, находящимся во владении государственных органов, учреждений и предприятий, органов самоуправления граждан и собственников многоквартирных жилых домов, выделяются им с правом постоянного пользования на следующих условиях и обязательствах:
содержания земельных участков в благоустроенном виде;
ухода и орошения деревьев, кустарников, других растений и саженцев;
проведения работ по уборке и очистке, установке мусорных урн;
сооружения (установки), ремонта и сохранности детских площадок, посадочных мест (скамеек) и систем ночного освещения;
сооружения, ремонта и содержания на надлежащем уровне пешеходных дорожек для населения;
б) запрещается установка и строительство зданий, сооружений, производственных и непроизводственных объектов, а также объектов легких конструкций на земельных участках, выделяемых на основании настоящего пункта с правом постоянного пользования;
в) выделение государственным органам, учреждениям и предприятиям, органам самоуправления граждан и собственникам многоквартирных жилых домов соответствующих земельных участков с правом постоянного пользования осуществляется Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в установленном порядке с учетом требований, предусмотренных подпунктами «а« и «б« настоящего пункта;
г) контроль за выполнением установленных условий и обязательств государственными органами, учреждениями и предприятиями, органами самоуправления граждан и собственниками многоквартирных жилых домов на земельных участках, выделяемых им на основании настоящего пункта, осуществляется службой общественной безопасности органов внутренних дел, подразделениями Национальной гвардии, привлеченными к патрулированию, а также органами экологии и охраны окружающей среды.
10. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента обеспечить:
в срок до 1 января 2023 года — выделение соответствующим государственным органам, учреждениям и предприятиям, органам самоуправления граждан и собственникам многоквартирных жилых домов пустующих, предназначенных для благоустройства и озеленения земельных участков в городах и иных населенных пунктах;
на постоянной основе — выделение в установленном порядке новых земельных участков, сформированных в результате градостроительной деятельности и предназначенных для благоустройства и озеленения, соответствующим государственным органам, учреждениям и предприятиям, органам самоуправления граждан и собственникам многоквартирных жилых домов.
11. Предоставить органам экологии и охраны окружающей среды право на внесение обязательных к исполнению указаний по обеспечению:
исполнения государственными органами, учреждениями и предприятиями, органами самоуправления граждан и собственниками многоквартирных жилых домов соответствующих условий и обязательств на земельных участках, выделенных им на основании пунктов 9 — 10 настоящего постановления с правом постоянного пользования;
выделения с 1 января 2023 года Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента соответствующим государственным органам, учреждениям и предприятиям, органам самоуправления граждан и собственникам многоквартирных жилых домов пустующих земельных участков в городах и иных населенных пунктах.
12. Начиная с 1 февраля 2022 года:
упразднить должность заместителя хокима области и района (города) по вопросам капитального строительства, коммуникаций и коммунального хозяйства, ввести должность заместителя хокима по вопросам строительства, коммуникаций, коммунального хозяйства, экологии и озеленения;
упразднить должность первого заместителя хокима города Ташкента и его районов по вопросам архитектуры, капитального строительства, развития коммуникаций, ввести должность первого заместителя хокима по вопросам строительства, развития коммуникаций, экологии и озеленения.
13. Создать Отдел экологического контроля с общей предельной численностью управленческого персонала 3 единицы в составе Секретариата по вопросам комплексного развития территорий, коммуникаций, строительства и жилищно-коммунального хозяйства аппарата Кабинета Министров.
Определить, что в Отделе экологического контроля 1 штатная единица формируется в рамках общих штатных единиц аппарата Кабинета Министров, 2 штатные единицы — путем дополнительного выделения за счет средств Государственного бюджета.
14. Госкомэкологии с привлечением представителей широкой общественности, научно-исследовательских институтов, институтов гражданского общества и средств массовой информации в срок до 1 декабря 2022 года разработать и внести в Кабинет Министров в установленном порядке проект Экологического кодекса, предусматривающий:
систематизацию и оптимизацию актов законодательства в сфере экологии;
повышение роли и усиление действенности общественного контроля в сфере охраны окружающей среды;
внедрение конкретных механизмов и системы стимулирования сохранения, восстановления и увеличения биоразнообразия;
права и обязательства государственных организаций и граждан в сфере охраны окружающей среды;
порядок осуществления видов экологического контроля и мониторинга, включая меры стимулирования «зеленой экономики»;
порядок проведения экологической экспертизы.
15. Признать утратившими силу абзацы второй — четвертый пункта 3 и пункт 4 постановления Президента Республики Узбекистан от 3 октября 2018 года N ПП-3956 «О дополнительных мерах по совершенствованию системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды», а также приложения NN 1 — 5 к нему.
16. Госкомэкологии в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в акты законодательства, вытекающих из настоящего постановления.
17. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н.
=========================================
В Приложениях указаны структура Госкомитета и его подразделений и максимальная численность персонала.
Общая предельная численность управленческого персонала Госкомитета РУз по экологии и охране окружающей среды — 83 штатные единицы.
Общая предельная численность управленческого персонала Комитета Республики Каракалпакстан по экологии и охране окружающей среды — 44 штатные единицы.
Общая предельная численность управленческого персонала управлений по экологии и охране окружающей среды областей и г. Ташкента — 39-55 штатных единиц, всего — 560.
Общая предельная численность районных (городских) отделов по экологии и охране окружающей среды — 1 293 штатные единицы.
==========================
Таким образом, общая предельная численность Госкомитета и его подразделений, включая ГУП «Тоза худуд» и его филиалы в районах и городах, — 1980 человек. Пожелаем им справиться с поставленными задачами, а также органам внутренних дел и подразделениям Национальной гвардии по борьбе с правонарушениями в сфере экологии, охраны окружающей среды и природопользования.
sreda.uz
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Вода
Река Чирчик, протекающая по крайнему югу Ташкента, сейчас мало похожа на когда-то мощную водную артерию. Между тем законодательно река защищена специальным Постановлением Кабинета Министров РУз № 471 от 29.10.2003 года.
Водный кодекс РУз регулирует отношения в области рационального использования и охраны вод, водных объектов, водохозяйственных объектов и земель водного фонда. Дата вступления Водного кодекса в силу — 31.10.2025г.
Полвека назад — 1 августа 1975 года — вдоль правого берега реки Зарафшан близ Самарканда был основан Зарафшанский заповедник протяженностью 47 километров.
Эта наградой Международная комиссия по ирригации и дренажу отмечает ирригационные сооружения возрастом более ста лет, которые еще находятся в эксплуатации и представляют собой исключительный пример устойчивой эксплуатации и управления.
В Бухару едем для изучения проблем питьевого водоснабжения. Из Ташкента мы прилетаем рано утром. Перед посадкой разглядываем теплицы, трубы теплоцентрали, дороги…
Сделка по продаже береговых участков Чарвакского водохранилища поставила «на уши», пожалуй, весь Ташкент. Официально — не продажа, а развитие международного туризма. На словах: никакого строительства до заключения экологической экспертизы. По факту: иное.
Благодаря усилиям экологов удалось, как минимум, отсрочить разрушение уникального объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Западный Тянь-Шань». В ходе напряженного обсуждения на 47-й сессии Комитета Всемирного наследия в Париже было принято компромиссное решение, дающее надежду… Оно и про Узбекистан.
Предлагаемая читателям информация из международных источников не имеет прямого отношения к Узбекистану и региону Центральной Азии. Но заставляет задуматься, не слишком ли беспечно чиновники распоряжаются источниками питьевого водоснабжения. Как аукнется?
Данные бассейновых водохозяйственных объединений «Амударья» и «Сырдарья» проанализированы в НИЦ МКВК и обобщены. Для оперативного оповещения опубликованы в еженедельном бюллетене.
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Guljakhon Amanova
Краткий правовой анализ ключевых моментов Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №490 от 2 августа 2025 года по проекту Sea Breeze Uzbekistan (https://lex.uz/ru/pdfs/7661949#): Проект #SeaBreezeUzbekistan 1. Отсутствие экологических гарантий Ключевая проблема: Постановление №490 утверждает реализацию крупного инвестиционного проекта — туристско-рекреационного комплекса стоимостью $1,5 млрд на территории более 2 000 гектаров (пункты 1 и 4) — без упоминания оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), природоохранных обязательств или ссылки на экологические законы. Само принятие такого подзаконного акта противоречит основному закону - Конституции РУз, ст. 49, устанавливающей, что: «Государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду.» Игнорирование национальных и международных стандартов: Не взят во внимание Закон Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе», который хотя и вступит в силу 25.08.2025 г, но был принят уже в феврале этого года; Не указано обязательство по проведению ОВОС, несмотря на потенциальное значительное влияние на природу и климат, и продолжающиеся требования активистов провести такую полномасштабную экспертизу. Несоответствие #международным правовым обязательствам #Узбекистана: ✅ Принцип 17 #Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г.), который стал частью обычного международного права (customary international law): Обязывает проводить оценку воздействия на окружающую среду для проектов с потенциальным серьёзным экологическим воздействием. ✅ Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (#Орхусская конвенция,1998 г.) (ратифицирована Узбекистаном в марте 2025 г, вступила в силу - в июне 2025 https://lex.uz/ru/docs/7424711): Гарантирует право граждан на доступ к экологической информации и участие в принятии решений, затрагивающих окружающую среду (https://unece.org/DAM/env/pp/documents/cep43r.pdf). ✅ Замечание общего порядка №36 (2019 г.) Комитета ООН по правам человека к статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах: Признаёт обязанность государств защищать #право на #жизнь от экологической деградации (пункты 26 и 62). А ведь в соответствии со ст. 15 Конституции: Международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан. 2. Риски принудительных выселений и отсутствие гарантий жилищных прав Проблемные положения Постановления №490: ⚠️ П. 6(а): требует прекращения прав землепользования и регистрации участков как «свободных» для передачи инвестору; ⚠️ Последнее предложение п. 6: обязывает инвестора перечислить $5 млн в бюджет Ташкентской области для компенсации, но без гарантии, что пострадавшие получат её напрямую и в полном объёме, и что компенсация будет адекватной; ⚠️ П. 8(а): классифицирует проект как «социально значимый», создавая основания для возможного принудительного изъятия земли под видом общественного интереса. Несоответствие международным стандартам жилищных прав: ✅ Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП): Закрепляет право каждого на достаточный уровень жизни, включая право на жильё. ✅ Замечание общего порядка №7 (1997 г.) Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам к статье 11 МПЭСКП: п. 13 — выселения недопустимы без адекватного уведомления, консультаций и правовых гарантий; п. 15 — выселения не должны приводить к бездомности или уязвимости. ✅ Основные принципы и руководящие положения по выселениям, связанным с развитием (Приложение к Докладу Специального докладчика ООН по вопросу о праве на жилище, документ A/HRC/4/18, 2007 г.): Требуют проведения #предварительных оценок последствий, раскрытия информации, индивидуальных компенсаций и правовых механизмов защиты. 3. Выводы и рекомендации ‼️ Постановление №490 позволяет реализовать крупный инвестиционный проект в обход базовых норм по защите прав человека и окружающей среды: Не требует экологической экспертизы и оценки воздействия; Не гарантирует справедливую, прямую компенсацию пострадавшим; Не предусматривает механизмов обжалования и правовой защиты; Использует термин «социально значимый» для оправдания коммерческого проекта. ⚠️ Это может привести к нарушениям международных обязательств Узбекистана в рамках МПЭСКП, МПГПП, Орхусской конвенции и Принципа 17 Декларации Рио, который стал частью обычного международного права (customary international law). Рекомендуемые неотложные меры: ⛔ Приостановить реализацию Постановления №490 до: Проведения независимой экологической экспертизы и оценки воздействия на жилищные права. Внести поправки в Постановление: Включить обязательность соблюдения Закона об экологической экспертизе (2025); Гарантировать индивидуальные компенсации и правовую помощь пострадавшим; Обеспечить прозрачные общественные консультации до отчуждения земель. ⚖️ Обеспечить судебный контроль за процедурами выселения и компенсации: Гарантировать пострадавшим доступ к эффективным средствам правовой защиты. ✊ Уважение к #ПравамЧеловека и #защите #окружающей среды должно стать основой любого инвестиционного проекта — даже самого амбициозного. unece.org
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Galina Fimasobak
Чарвак - это не про собственность, не про деньги, Чарвак - это про единственный источник питьевой воды. Хотя не все так думают. Бизнесмены считают что все имеет свою цену, и все можно купить. Например, можно купить чью-то почку или сердце. В данном случае- это наши почки и наше сердце. Потому что речь о том, что мы будем пить, с какими примесями. А деньги получит кто-то другой. Не стоит уповать на очистные сооружения. На Байкале много лет работал целлюлозный комбинат, но его закрыли в 2013 году. Потому что он загадил озеро. Хотя там были очистные сооружения. Заметьте, сколько в том регионе источников пресной воды. И все равно вынуждены были закрыть комбинат! А у нас единственная речушка Чирчик и единственное водохранилище, которое ставится сейчас под угрозу!
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Gulsara Shermatova
Опять есть ТРЕБОВАНИЯ, а выполнения не будет по Чарваку тоже. Минэкологии нужно разогнать, зарплату за годы невыполнения обязательств заставить вернуть в бюджет. Это Министерство не охраняет даже стратегически важные объекты! Надо же оправдывать строительство пляжей на водохранилище- единственном источнике питьевой воды!
Полувековой юбилей Зарафшанского национального природного парка с непростой историей
Однолько Ангелина
Будем надеяться, что на охраняемой территории не будет допущено строительство никаких гостевых домиков и гостиниц. И огромная благодарность сотрудникам заповедной зоны и общественности Самарканда за труд и бдительность.
В Узбекистане — чилля. Установилась жара плюс 40-42 градуса. В пустынных регионах градусы выше
вован1
Побольше бы таких качественных репортажей
ГИССАРСКАЯ БАЛЛАДА
Каримов Р
И ещё самое главное. Среди красот этих гор в отдаленных кишлаках живут люди, не испорченные благами цивилизации. Очень простые и гостеприимные люди
Яллама — озеро в песчаном карьере
admin
Несколько групп в фэйсбуке организуют выезды на Ялламу.
Яллама — озеро в песчаном карьере
Анна
Как попасть на это прекрасное озеро? Спасибо