«Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, опустынивание, а также бесконтрольное использование ископаемого топлива ведут к увеличению природных катастроф и серьёзному ущербу окружающей среде и здоровью населения», — отметил Президент страны.
Добыча цист артемии в Западном Арале упала в три раза. Почему?
Ученые не дают заключений, почему резко упала добыча цист артемии. Пока только констатируют и предполагают. А хотелось бы знать.
Напомним читателям, артемия — солелюбивый планктонный рачок. В Арале впервые обнаружен в 1998 году. С 2000 года при солености выше 60 г/л артемия стала доминирующим компонентом планктона Аральского моря. А с 2010 года началась добыча цист — яиц этого рачка. У цист несколько предназначений, но основное — корм для креветок. Цена сырых цист без дополнительной очистки, просушки и фасовки – $7-8 за 1 кг.
За короткое время возникло более двух десятков предприятий по добыче. Кто-то даже называет цифры: «За сорок». Трудно точно сказать, сколько. Кто-то получал официально квоты на отлов, кто-то без квот собирал, браконьерничая. На берегу трудилось до пяти тысяч человек. Сбор — в холодное время года. Условия работы и проживания суровые. Но людей это не останавливает, так как продукт высокодоходный. И благодаря ему — заработок.
Как определяют начало сбора местные? «Когда Арал начнет бросать». Начать бросать может и в октябре. Обычно выброс цист к берегу начинается в ноябре-декабре. Однако море не живет по расписанию. В зависимости от погоды может начать «бросать» в январе и даже в марте. Но в марте теплеет и ко дню равноденствия сбор прекращается. Цисты теряют свою коммерческую ценность. Когда температура воды поднимается выше пяти градусов, из них вылупляются рачки. В Арале за год проходит три поколения артемии.
В первый сезон 2010-2011 годов добыто 9,3 тонны, в 2019 году — более тысячи тонн. Чтобы повысить цену продукта, было даже предусмотрено в Постановлении Президента «О мерах по комплексному социально-экономическому развитию Республики Каракалпакстан в 2020-2023 годах» строительство предприятия по обработке цист. Указывались прогнозные показатели по обработке: 3500 тонн в год.
Кабинет Министров РУз в Постановлении от 11.07.2020 г. № 438 также уделил внимание рачку. Все функции по добыче и переработке переданы новому государственному унитарному предприятию «Арал артемия пром» при хокимияте Муйнакского района Республики Каракалпакстан. Его задачи: бережно использовать ресурсы, реализовывать программы комплексного развития добычи и переработки цисты артемии, поэтапно увеличивать объемы ее добычи и переработки, осуществлять глубокую переработку цист на промышленной основе, производить экспортоориентированную продукцию с высокой добавленной стоимостью.
По поводу преобразований в системе добычи дебатировали. Антимонопольный комитет выступал против монополии. И все же решение Кабмин принял о создании ГУП. Можно понять, почему, если представить пять тысяч мужчин с лопатами из конкурирующих структур на диком необустроенном берегу… Они доработали зимний сезон 2020-2021. Был удачным. Арал бросил, а конкуренты собрали 2000 тонн.
Мелкие предприятия по обработке цист — мойке, сушке — по-прежнему работают в Муйнаке. А на берегу осталось одно государственное унитарное предприятие. В зимний сезон 2021-2022 что-то пошло не так. Сбор ГУП «Арал артемия пром» тоже сравнительно не плох, но он в три раза меньше, чем в предыдущий сезон.
Эта диаграмма составлена в Каракалпакском НИИ естественных наук старшим научным сотрудником, кандидатом наук Аблатдийном Мусаевым на основании данных Госкомэкологии и ГУП. Защищал диссертацию по артемии. Много лет занимался ее изучением. По мнению Мусаева, причины падения добычи без дополнительных исследований назвать сложно. Это тот случай, когда без науки никак не обойтись. Пока же эта часть науки не финансируется. Работая над диссертацией, он выезжал на Арал в рамках международных проектов. Сейчас международных проектов нет. Удается раз в год выехать на Арал с россиянами из Института океанологии на неделю. В качестве гида.
Минувшей зимой каракалпакский ученый не имел возможности выехать на Западный Арал. Комментируя падение в добыче цист, ссылается на объяснения ГУП: море начало бросать цисты в больших количествах поздно, в апреле. Это одно предположение, почему спад.
Не исключается версия, что само унитарное предприятие не наладило работу. Можно рассматривать и другие причины и версии. Уже лет десять вода по Амударье в Западное море не поступает. Были попуски в многоводные годы с казахской территории, из Малого моря. Пополняется оно Сырдарьей. Прошлый год оказался маловодным, Сырдарья обмелела, в Малом море уровень воды опустился. И перетока пресной воды не случилось.
Рачок артемия хоть и любитель соленой воды, но до определенного предела. Чем солонее вода после предела, тем больше сил тратит на выживание.
Более года назад ученые-биологи, доктора биологических наук Искандар Мирабдуллаев и Абдирахман Сапаров в статье «Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?» (31.03.2021) по поводу грандиозных планов по увеличению добычи и переработки цист артемии предположили, что планы разрабатывались без консультаций с учеными.
По их мнению, дело не только в том, что «до сих пор с узбекской части Аральского моря не добывали и половины запланированного в проекте объема цист».
Фото из статьи. На фото: Сбор цист артемии на побережья Аральского моря.
Ученые предупреждали: «Для устойчивого использования ресурсов артемии Аральского моря необходимо определять на научной основе сроки и объемы (квоты) добычи цист. Также необходимо поступление воды в Западный бассейн Большого Арала для предотвращения его засоления. При солености 200 г/л и выше продуктивность артемии снижается. Речная вода нужна и для поступления биогенных элементов — азота, фосфора и других, необходимых для развития микроводорослей – корма артемии. Изымаем цисты — изымаем белок, содержащий азот. Мало азота — хуже развиваются микроводоросли — хуже развиваются рачки. Таким образом, добыча ценного биоресурса зависит от поступления воды в Арал. Планируя увеличение добычи цист артемии, важно обеспечить приток в Арал. Тогда и будут «урожаи».
Все упомянутые в этой публикации ученые — коллеги, многократно участвовавшие в международных экспедициях на Арал. То, что никто не считает нужным проконсультироваться, организовать научные исследования по линии Академии наук по изучению реальных возможностей моря, — тоже причина спада добычи. Как определяются квоты по добыче цист? Приблизительно…
Много слагаемых у хороших «урожаев».
Наталия ШУЛЕПИНА
SREDA.UZ
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Один комментарий на «“Добыча цист артемии в Западном Арале упала в три раза. Почему?”»
Добавить комментарий
Еще статьи из Вода
На COP29 в Азербайджане участники обсуждают необходимость инвестиций и инновационных решений в области управления водными ресурсами, чтобы обеспечить справедливый доступ к воде и повысить устойчивость к изменению климата.
По зуму участвовали в консультациях в Ташкенте представители ряда международных общественных организаций. По итогам они сформулировали свое понимание ситуации.
В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
В сборнике — воспоминания коллег, учеников и соратников Виктора Абрамовича Духовного.
Экскаваторы и бульдозеры пробили ее на горном склоне над рекой Мачитасгонсай длиной в четыре с половиной километра, и останавливаться не собираются. По факту — это очередная агрессия бизнеса на охраняемой природной территории.
Отъехав от Гиссаракского водохранилища, наблюдаем, как в природные ландшафты вгрызается техника. Минуем карьер и стройплощадку с трубами, кажущимися с дороги игрушечными. Дальше — больше.
Отчет по результатам миссии ЮНЕСКО и МСОП на объект Всемирного природного наследия «Западный Тянь-Шань» будет рассматриваться в следующем году, на очередной сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, которая состоится в Софии (Болгария).
Цель проекта — укрепление сотрудничества между ведомствами Узбекистана для обеспечения безопасности водных ресурсов и хранилищ опасных отходов, снижения риска бедствий, а также укрепление управления и наращивание потенциала в области водоснабжения и санитарии.
В продолжение темы артемии. Браконьерство процветает. Ночных ловцов артемии я сам наблюдал 17-18 сентября, когда мы ночевали на берегу западного Арала. По ночам браконьеры за цистами на мотоциклах приезжают и вылавливают. Утром на Устюрте прячутся.
Никто не следит за тем, кто и сколько добыл….2000 тонн это официально, а ещё по ночам там куча воров. Ещё около 1000 тонн неучтенных. По оценкам экспертов МФСА, можно без ущерба добывать не более 1000 тонн в год…Иначе убьем всю артемию.