«Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, опустынивание, а также бесконтрольное использование ископаемого топлива ведут к увеличению природных катастроф и серьёзному ущербу окружающей среде и здоровью населения», — отметил Президент страны.
СВЕДЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СЧЕТЫ
Более 119 млн сумов составили в 2006 году компенсационные выплаты предприятий Ташкента в местный фонд охраны природы за оказание негативного воздействия на окружающую среду. Эта цифра — своеобразный денежный эквивалент, который природопользователи выплачивают за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов.
\»Норма\», № 17, 24.4.2007г.Более 119 млн сумов составили в 2006 году компенсационные выплаты предприятий столицы в местный фонд охраны природы за оказание негативного воздействия на окружающую среду. Эта цифра — своеобразный денежный эквивалент, который природопользователи выплачивают за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов. «Эти платежи обязательны и очень важны, потому что значительная часть их направляется на решение серьезных экологических проблем столицы»,- говорит руководитель группы нормирования Ташкентского городского комитета по охране природы Галия АМИРОВА.
Найти золотую середину
Практически все хозяйствующие субъекты являются природопользователями и так или иначе воздействуют на окружающую среду. Многие имеют автотранспорт, а значит, производят выбросы в атмосферу. Все, без исключения, образуют отходы, которые могут загрязнять атмосферу, почву, кто-то осуществляет сбросы загрязняющих веществ в водные источники. В 2002 году число предприятий-плательщиков в городе было более 9 тысяч, сейчас — около 2,4 тысячи. С 1 января 2006 года был отменен экологический налог(1) (Прим.ред. Ссылки см. в конце статьи), но компенсационные платежи за загрязнение природной среды подлежат обязательной оплате.
Последствия хозяйственной деятельности выражаются в нанесении ущерба природной среде, негативном воздействии на здоровье человека. Поэтому проблемы, которые находятся на стыке экономики и экологии, сегодня довольно актуальны. Как гармонично сочетать интересы социума, экономического развития общества и сохранения среды обитания человека? Как найти стимулы для оптимального решения эколого-экономических проблем, ведения цивилизованного, экологически безопасного бизнеса?
Чтобы предприятия наряду с основным производством были озабочены природоохранными проблемами, нужны экономические стимулы. Компенсационные выплаты за негативное влияние на окружающую среду как раз и являются тем самым рычагом, заставляющим задуматься о своей экологической ответственности. Они направлены на то, чтобы подвигнуть хозяйствующие субъекты к природоохранным инициативам, минимизировать негативное воздействие на природу, стимулировать экологическую политику предприятий, что, кстати, может привести к уменьшению размера компенсационных выплат или вообще к их отмене.
Загрязнитель платит
Ответственность хозяйствующих субъектов за загрязнение природы установлена законами \»Об охране природы\», \»О воде и водопользовании\», \»Об охране атмосферного воздуха\», \»Об отходах\». Экономический механизм природопользования подробно регламентирован рядом правительственных постановлений. На первом этапе его формирования в 1992 году была введена плата только за сверхнормативные выбросы и размещение отходов (2). Предприятия разрабатывали и согласовывали с природоохранными органами документы экологического нормирования. В них определялся лимит размещения отходов или предельно допустимые значения выбросов и сбросов. Все, что было сверх нормы, являлось объектом оплаты. При таком подходе в городе насчитывалось более 100 объектов, превышающих установленные нормативы.
По мере перехода к экономическим методам управления природоохранной деятельностью механизм воздействия на загрязнителей окружающей среды требовал совершенствования. В 1999 году были установлены платежи за фактическое загрязнение природной среды(3). То есть за основу был взят используемый в мировой практике принцип: загрязнитель платит. Была разработана система коэффициентов. Если предприятие соблюдало нормы выбросов или отходов, то компенсационные выплаты оно осуществляло с коэффициентом 1. Если у него отсутствовали разрешение, утвержденные нормативы на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов или истек срок их действия, то они производились с коэффициентом 10 к установленным размерам платежей за всю фактическую массу, которая определялась на основе технологического регламента и документов первичного учета.
В 2003 году было принято правительственное постановление(4), устанавливающее более гибкий подход к определению загрязнителей природной среды. Им было установлено, что экоплательщиками являются все хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Расчетная сумма формировалась исходя из четырех позиций: выбросов от стационарных источников загрязнения; выбросов от сжигания моторного топлива передвижным транспортом; сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы и на рельеф местности; образование и размещение отходов производства и потребления.
За загрязнение в пределах нормы (устанавливаемой по весу загрязняющих веществ) предприятие по-прежнему платило с минимальным коэффициентом — 1, но если сумма компенсационных выплат не превышала пятикратного минимального размера зарплаты, то хозяйствующий субъект освобождался от экологического платежа. За сверхнормативные выбросы, сбросы и накопление отходов оплата начислялась по шкале с коэффициентами, которые не превышали 10. Это был новый, более глубокий и рациональный подход в экологической политике, который четче определял не только того, кто платит, но и за что платит. Такая схема действует и по сей день, но с одной поправкой: в 2006 году из числа плательщиков были исключены бюджетные предприятия(5).
Проблему лучше не создавать
Что нужно сделать для профилактики проблем с компенсационными выплатами? Хозяйствующим субъектам следует проконсультироваться в Ташкентском городском комитете по охране природы (Горкомприроде), представить и согласовать с его специалистами расчеты по компенсационным выплатам за загрязнение природной среды, и если они попадают в разряд плательщиков, то ежемесячно оплачивать авансовые платежи. Если сумма компенсационных выплат за квартал составляет менее 10 минимальных размеров зарплаты, то платеж производится один раз в год(6).
По данным управления статистики Ташкента, в столице действует более 24 тысяч хозяйствующих субъектов. Порядка трех тысяч их зарегистрированы в Горкомприроде. Но это не значит, что все они находятся под повышенным контролем экологов. Загрязнителей природной среды, находящихся в сфере внимания специалистов, около 1140. Это предприятия, в результате хозяйственной деятельности стабильно оказывающие негативное воздействие на природу.
Некоторые, в зависимости от характера деятельности, это могут делать периодически. Например, предприятие активно работает летом и осенью, а в остальное время года производство остановлено. Или оно выполняет разовые работы, связанные с загрязнением среды. Чтобы не возникало проблем, все это необходимо согласовать с экологами. Примером такого \»непостоянного\» загрязнения являются строительно-монтажные управления, у которых, как правило, нет стационарных источников загрязнения. Но при загрузке-выгрузке стройматериалов происходит запыление, и предприятие ведет учет этих выбросов. В таком случае экологи не берут его под контроль и оно производит платежи лишь за определенный объем нормативных или сверхнормативных выбросов.
К сожалению, далеко не все предприниматели понимают необходимость сотрудничества с Горкомприродой. Многие предприятия уклоняются от оплаты или не производят своевременно экологические платежи. В результате растет пеня, экологи вынуждены обращаться в хозяйственные суды. В минувшем году на неплательщиков было подано 54 иска. По результатам их рассмотрения приняты решения о взыскании более 568 млн сумов задолженности.
Основными причинами несвоевременных выплат являются финансовая недисциплинированность предприятий, нестабильное экономическое положение. У некоторых природопользователей очень велики размеры компенсационных платежей. Конечно, работать в условиях рынка непросто. Тем не менее это не освобождает от необходимости стремиться к улучшению условий работы в части экологии.
Найти должников бывает непросто: одни хозсубъекты поменяли адрес, другие — сменили телефон, а третьи — вообще ликвидированы. Налоговые органы и хокимият не представляют информацию о них, ссылаясь на соответствующую статью Налогового кодекса (статья 125 \»Тайна сведений\» НК). Может быть, здесь надо действовать более согласованно. Ведь экологи преследуют не узковедомственные, а государственные интересы, касающиеся, по большому счету, каждого из нас. Чтобы повысить собираемость платежей, а значит, улучшить экологическую ситуацию в столице, считают они, нужна координация действий с Государственным налоговым комитетом. Конечно, для налоговиков это лишняя головная боль. Но речь идет не о том, чтобы \»загрузить\» их экологическими платежами. Предлагается при сдаче балансовых отчетов учитывать отметку органов охраны природы о согласовании с ними расчетов и осуществлении компенсационных выплат. Этот момент обретает актуальное и принципиальное значение, если учесть, что 50% поступивших в местный Фонд охраны природы денежных средств направляются в Госбюджет.
Платежи как фактор оздоровления окружающей среды
Куда идут компенсационные платежи? 50 процентов отчисляются в республиканский бюджет, 50 — в Фонд охраны природы(7) на проведение природоохранных мероприятий и развитие материальной базы. В частности, Горкомприрода инициирует совместные проекты с предприятиями-загрязнителями по сокращению негативного влияния их производств на окружающую среду, выступает дольщиком в финансировании этих работ из Фонда охраны природы. То есть выплаты предприятий возвращаются к ним конкретными мероприятиями по улучшению экологической чистоты их производств. К наиболее затратным работам экологи помогают привлечь спонсоров.
Примером такого сотрудничества с рядом предприятий Сергелийского района является прокладка канализационной системы по улице Чаштепинской, что позволило исключить вредные сбросы в открытые водоемы. Экологи выступили инициаторами и дольщиками этого большого и дорогостоящего проекта. Основную часть средств на его реализацию обеспечил Фонд охраны природы, остальное — вкладывают предприятия и хокимият района.
В число природоохранных мероприятий, финансируемых из Фонда охраны природы, входит и озеленение столицы. Ведь деревья — это \»легкие\» города, которые нейтрализуют негативное воздействие вредных выбросов в атмосферу. Оказано содействие Ботаническому саду в организации питомника, а также в проведении исследовательской работы, связанной с озеленением Ташкента. Горкомприрода финансировала исследования геологов по влиянию атмосферных осадков на почву и оценке качественного состояния подземных вод. Как видите, компенсационные экологические выплаты идут на сохранение природных ресурсов, обеспечение их рационального использования, предотвращение негативных воздействий на экологию, которые бумерангом возвращаются человеку.
В минувшем году из городского Фонда охраны природы более 21 млн сумов было направлено на долевое участие в финансировании природоохранных мероприятий, более 7 млн — на научно-исследовательские, проектно-изыскательские, опытно-конструкторские, территориальные проекты и разработки по охране окружающей среды.
Сегодня в столице самыми крупными загрязнителями, имеющими большие задолженности по компенсационным платежам, являются ТАПОиЧ и трест \»Сувсоз\». Мощность сооружений \»Сувсоза\» рассчитана на очистку 78 процентов коммунальных стоков, реально же они очищают 33 процента. Это очень мало. Экологи выставляют предприятию очень большие компенсационные выплаты за загрязнение природной среды. Трест задолжал уже более миллиарда сумов. Предприятие находится в сложном финансовом состоянии, и Горкомприрода готова целенаправленно возвращать ему платежи на проведение природоохранных мероприятий из Фонда охраны природы.
Легче предупредить, чем лечить
Наверное, у каждого природопользователя должна быть экологическая ответственность. Нельзя добиваться результатов любой ценой, не задумываясь над уроном окружающей среде, наносимым деятельностью предприятия. При организации технологического процесса необходимо просчитать не только его экономическую рентабельность, но и стараться свести к минимуму негативные последствия для экологии. Нельзя увеличивать мощность производства или менять его структуру за счет увеличения выбросов в атмосферу или других воздействий на природу. От природопользователей требуются экологические и организационно-технические обоснования планируемых мероприятий, согласованные со специалистами. Соблюдение этих экологических требований и есть путь к оздоровлению окружающей среды.
По аналогии со здоровьем, и в охране природы гораздо легче не допустить заболевание, чем потом тратить огромные средства на его лечение. Другими словами, надо иметь дело не с последствиями, а подумать, как не допустить причину, чтобы потом не вкладывать огромные средства в очистку, в платежи за загрязнение среды.
Необходимость природоохранных мероприятий главным образом осознают крупные предприятия, у которых есть своя экологическая служба. Но многие хозсубъекты ее упразднили, что свидетельствует о недальновидности их политики. Прежде предприятия осуществляли капитальное строительство объектов природоохранного значения. К сожалению, в прошлом году в столице ни один хозсубъект не возводил какой-либо природоохранный объект. В этом году экологи также не получили ни одного плана по их строительству.
Между тем предприятие может снизить бремя компенсационных выплат или вовсе избавиться от их уплаты. Например, если оно внедряет природоохранные технологии, то имеет право на
30-процентное уменьшение экологических платежей. К сожалению, мы не можем припомнить, чтобы какое-то предприятие претендовало на эту льготу. Это значит, что хозяйствующие субъекты не осуществляют такие работы. Каждому предприятию установлены определенные нормы загрязнения воздуха, воды, размещения отходов, и они стремятся в них укладываться. Если годовая сумма, исчисленная за нормативную (лимитную) массу выбросов, сбросов и размещаемых отходов, не превышает пяти минимальных размеров месячной зарплаты, предприятие может быть освобождено от уплаты компенсационных выплат.
Приложение N 5 к постановлению Кабинета Министров N 199 от 1 мая 2003 года предусматривает ряд других льгот по компенсационным выплатам. Например, их не оплачивают предприятия, имеющие отходы производства, размещаемые временно (до шести месяцев) на специально отведенных площадках и затем используемые как вторичное сырье; очищенные сточные воды, используемые по согласованию с органами охраны природы для орошения технических культур и лесных насаждений; отходы горнодобывающей промышленности, подлежащие дальнейшей переработке и размещаемые на специально оборудованных хвостохранилищах в качестве сырьевых ресурсов полезных ископаемых и так далее(8).
Очень хорошие очистные сооружения имеет лакокрасочное СП ОАО \»Лок буек заводи\». Технология производства здесь четко увязана с очисткой, и это предприятие попадает в разряд неплательщиков. Сравнительно небольшую сумму вносят СП ОАО \»Узкабель\» и СП \»Совпластитал\», также осуществляющие продуманную природоохранную политику.
Действенность природоохранного механизма
28 предприятий столицы загрязняют водные источники и платят за это достаточно высоко. А вот за выбросы в атмосферу, считают экологи, выплаты неоправданно занижены. Они не стимулируют улучшать проведение природоохранных мероприятий, внедрение чистых технологий.
Серьезная проблема для столицы — передвижные источники загрязнения или, другими словами, автотранспорт. В 2006 году он производил 96,6 процента выбросов в атмосферу. Причем если объемы вредных выбросов от стационарных источников в столице потихоньку снижаются, то от автомобильного транспорта — возрастают. В таком большом мегаполисе, как Ташкент, отрегулировать этот процесс очень сложно. Потребность в автомобилях растет, и надо задуматься: как совместить любовь к быстрой езде с потребностью в чистом воздухе.
Экологи считают, что из-за неоправданно заниженных компенсационных выплат предприятию легче заплатить за выбросы в атмосферу, чем разработать нормативный документ и заняться улучшением ситуации. Госкомитет по охране природы неоднократно ставит вопрос об увеличении размера этих выплат.
Экономический природоохранный механизм должен быть действенным и стимулировать сокращение негативного воздействия на природу. Опыт других стран показывает, что там чистоте воздуха придается большее значение, да и вообще, ставки платежей за нанесенный природе ущерб гораздо выше. Предприятие старается само известить экологическую службу, что у него произошел сверхнормативный выброс и что оно готово либо заплатить, либо выполнить определенные мероприятия по снижению его воздействия.
В минувшем году стационарные источники Ташкента выбросили 10 тысяч тонн загрязняющих веществ, а автотранспортные — 295 тысяч тонн. Основную долю отходов составляют так называемые неопасные их виды. Но экологи обращают внимание организаций здравоохранения, предприятий общественного питания, торговли, гостиничного бизнеса, высших и средних учебных заведений, научно-исследовательских институтов, особенно имеющих опытные производства, на то, что в процессе их деятельности наряду с неопасными отходами образуются и отходы 1-го класса опасности (например, ртутьсодержащие лампы и приборы), а также биомедицинские отходы. Все хозяйствующие субъекты обязаны представлять расчеты в региональные органы Госкомприроды. Это позволит наладить их учет, наметить пути обезвреживания и утилизации.
По данным ПУ \»Махсустранс\», в столице в течение года собирается более 600 тысяч тонн бытовых отходов. Оно также вносит компенсационные платежи за их размещение на городской свалке. Серьезные загрязнители — рынки, которые должны своевременно вывозить отходы. Если у них есть договор с ПУ \»Махсустранс\» и документы, подтверждающие своевременный вывоз отходов, то администрация рынков компенсационные платежи за них не производит. Все актуальнее становится вопрос о переработке бытовых отходов. Пока переработкой столичных отходов пластмассы занимаются два предприятия: ЧП \»Мехнат\» в Янгиюле и ЧП \»Мадани\» в Мирзо-Улугбекском районе Ташкента. Но этого явно недостаточно.
Более 25 тысяч тонн всех отходов можно отнести к отходам, имеющим разные классы опасности. Часть из них составляет лом черных металлов, другую — самые опасные — ртутные лампы. Еще одна проблема — куда девать отработанные шины. На свалку их не принимают, а перерабатывающее их предприятие временно не работает. На решение этих проблем должны направлять внимание экологи. Но чтобы они могли что-то делать, в Фонде охраны природы должны быть деньги.
Если предприятие является плательщиком экологических платежей и у него \»набегает\» большая сумма затрат за загрязнения, а руководитель думает, как их уменьшить, то первое, что он должен сделать, — разработать и согласовать с экологами нормативный документ, подумать о мероприятиях по утилизации отходов, снижению выбросов (сбросов). Если они будут укладываться в установленный норматив, это может снизить сумму оплаты минимум в 10 раз. Предприятие может в начале года прийти к экологам с коэффициентом компенсационных выплат, равным 10, а к концу года стать неплательщиком, если будет осуществлять последовательную экологическую политику.
Экологи считают нецелесообразным механизм вообще освобождать предприятия от оплаты за нанесение вреда окружающей среде при объеме выплат, не превышающем размера пяти минимальных окладов. Во-первых, столь низкая планка — 62 тысячи сумов в год — снижает эффективность природоохранного механизма. Во-вторых, эта сумма эквивалентна 10000 тонн оксида углерода, выброшенного в атмосферу столицы. Поэтому видится целесообразным отменить этот пункт. Охрана окружающей среды одновременно является экономической проблемой, поэтому при ее решении должен превалировать принцип эколого-экономической целесообразности.
Записала Ирина ГРЕБЕНЮК,
\»Норма\», № 17, 24.4.2007г.
—————————————————
1) Закон \»О внесении изменений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан\» от 27 декабря 2005 года N ЗРУ-17.
2) Постановление Кабинета Министров \»О введении платы за сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и размещение отходов\» от 29 июня 1992 года N 303 (утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 11 августа 2000 года N 140).
3) Пункт 9, приложения NN c 15-1 по 15-4 к постановлению Кабинета Министров \»О прогнозе основных макроэкономических показателей и Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2000 год\» от 31 декабря 1999 года N 554.
4) Постановление Кабинета Министров \»О совершенствовании системы платежей за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов на территории Республики Узбекистан\» от 1 мая 2003 года N 199.
5) Пункт 2 приложения N 5 к постановлению Кабинета Министров \»О совершенствовании системы платежей за специальное природопользование\» от 6 февраля 2006 года N 15.
6) Пункт 10 приложения N 5 к постановлению Кабинета Министров от 1 мая 2003 года N 199.
7) Пункт 22 приложения N 3 к постановлению Кабинета Министров \»О мерах по упорядочению отчислений во внебюджетные фонды министерств и ведомств\» от 25 октября 2004 года N 499.
8) Пункт 7 приложения N 5 к постановлению Кабинета Министров от 1 мая 2003 года N 199.
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
0 комментариев на «“СВЕДЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СЧЕТЫ”»
Добавить комментарий
Еще статьи из Экоправо
На COP29 в Азербайджане участники обсуждают необходимость инвестиций и инновационных решений в области управления водными ресурсами, чтобы обеспечить справедливый доступ к воде и повысить устойчивость к изменению климата.
По зуму участвовали в консультациях в Ташкенте представители ряда международных общественных организаций. По итогам они сформулировали свое понимание ситуации.
Исполнительный секретарь РКИК ООН Саймон Стил призвал делегатов Конференции ООН по изменению климата (COP29) проявить решимость и изобретательность в борьбе с климатическим кризисом.
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев выступил 12 ноября в Баку на пленарной сессии Саммита мировых лидеров в рамках 29-й сессии Конференции Сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (СОР29).
Страны-члены Программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) одобрили новый План действий по изменению климата и запустили Фонд подготовки проектов по климату и устойчивому развитию.
На этом снимке утро в выходной. В будние дни воздух загрязнен еще сильнее, чем в выходные. Ташкент входит в десятку и даже в тройку анти-лидеров загрязнения на планете. И это не повод для гордости.
В Ташкенте состоялись консультации по проекту Рогунской ГЭС. Инициированы группой Всемирного банка по вопросам окружающей среды и социальной сферы. Цель — обсудить и оценить экологическое и социальное воздействие.
Министерства и ведомства, имеющие отношение к загрязнению окружающей среды и сохранению биоразнообразия, должны развивать сотрудничество с гражданским обществом. Не отмахиваясь от проблем, а принимая к сведению и совместно их решая.
Вот что пишут организаторы конкурса: «Хотите внести свой вклад в решение климатических проблем и стать частью международного проекта? Присоединяйтесь к созданию уникальной колоды климатических карточек «Turn It Around» и выразите своё видение через искусство и текст!»
печально, что эти платежи не выполняют своей функции регилировщика загрязнения, как это делается во всех развитых странах. Нормы занижены, платежи тоже. Поэтому любому хозяйствующему субъекту сейчас проще заплатить, нежели что-то менять в производственном процессе. И никто до сих пор всерьез эти платежи не принимает при планировании финансовой деятельности предприятия.
Кроме того, очень хотелось бы чтобы платежи не шли в гос.бюджет , а шли действительно на реинвестирование в окружающую среду. Иначе получается, что 50% за ущерб природе идет в бюджет на другие мероприятия, и только 50% от общей суммы, которой и так мало было бы, идут на природоохранные мероприятия. Вот только зачем вкладывать в озеленение улиц, если при этом идет постоянный распил зеленых насаждений столицы.