Мой путь в журналистику начался в Узбекском обществе дружбы и культурной связи с зарубежными странами — УзОДКСе. Поразительно, но именно там. Занесло совершенно неожиданным образом.
«ТЫСЯЧИ ОТТЕНКОВ» АКАДЕМИКА БУРМАКИНА
Он придумал \»компьюфо\» и устроил их выставку в Ташкентском доме фотографии. Буйство красок поражало и озадачивало. Зрителям Владимир Бурмакин — академик Академии художеств, он же заслуженный деятель искусств Узбекистана и автор — объяснял, что сложил слоги от \»компьютера\» и \»фотографии\» и получил термин, а технике готов обучать и даже создать для этого специальную студию. \»Любой может взять фотографию и сделать из нее произведение искусства с тысячами оттенков!\» \»Не значит ли это, что вы принижаете уровень своих полотен?\» \»Творить может каждый, а результат зависит от меры таланта\».
\»Правда Востока\», 13.4.2007г.Он придумал \»компьюфо\» и устроил их выставку в Ташкентском доме фотографии. Буйство красок поражало и озадачивало. Зрителям Владимир Бурмакин — академик Академии художеств, он же заслуженный деятель искусств Узбекистана и автор — объяснял, что сложил слоги от \»компьютера\» и \»фотографии\» и получил термин, а технике готов обучать и даже создать для этого специальную студию. \»Любой может взять фотографию и сделать из нее произведение искусства с тысячами оттенков!\» \»Не значит ли это, что вы принижаете уровень своих полотен?\» \»Творить может каждый, а результат зависит от меры таланта\».
— Владимир Иванович, когда вы почувствовали свою \»меру таланта\»?
— Я, как и все, родом из детства. Помню наше жилье — мазанку с глиняным полом, закрытым фанерой, обстановку из двух железных кроватей. Помню, как в войну у мамы украли паек с килограммом риса и буханкой хлеба. Голодали и ели ворованный жмых. Помню, как вместе со всеми семилетним пацаном кричал \»Победа!\» в ташкентском сквере в мае 1945-го.
Тяга к краскам, наверное, досталась от отца-живописца, работы которого выставлялись на Всемирной выставке в Париже в 1936 году. Проверить не могу, но так — по семейной легенде. Он рано умер. Остались висеть на стене две картины, которые и стали начальной школой восприятия. На одной — опушка леса со стогом сена и домиком на краю. На другой — сосновый бор с заходящим в макушки солнцем, тающими облаками…
В три года мне подарили цветные карандаши. Тетя сказала: \»Рисуй, твой папа был художником\». И это помню, как и мальчишеские забавы. Мы носились по садам и виноградникам, в канале Чауля купались и удили рыбу. На берегу находился дом бабушки, а по соседству — человека с этюдником. Он запечатлевал окрестности, я же, завороженный, следил, как смешивает краски. Он мне дал первые ощущения, как выдавливается из тюбика масляная краска и пахнет. До сих пор люблю все это. А тогда бежал домой и брался за карандаши.
В школе преподавал рисование эвакуированный из Ленинграда Михаил Митрофанович Есин. Он организовал кружок, потом изостудию. Из нашего удивительно талантливого класса в ней занимались едва ли не все 44 человека. Трое впоследствии стали членами Союза художников.
С соседом по парте Сашей Волковым после уроков мы играли в футбол и шли к нему домой. В семье — два сына, а я стал — как третий. Ворота, калитка, общий двор для многих домов, крылечко и две маленькие комнаты. В одной жили, в другой — мастерская главы семьи Александра Николаевича Волкова. Он и тогда уже известный мастер. А для меня — дядя Саша. Зовет: \»Зайди, посмотри работу, которую сделал\».
Смотрел и поступил в художественное училище. Отучившись год, получив на очередном просмотре отличные оценки, в прекрасном настроении, ведь уже каникулы, иду к Волковым. Дядя Саша сидит на крыльце, смотрит на заходящее солнце. Заметил меня: \»Что делаешь?\» \»Отдыхаю\» — \»От чего отдыхаешь?\» Стою как остолоп из-за этого \»от чего?..\» \»А я не отдыхаю, я всегда работаю\», — встал и ушел в мастерскую.
— Недавно в Ташкенте состоялась выставка к 120-летию Волкова, которая вызвала ажиотаж среди любителей.
— У него была выставка и в 1957-м, взбудоражившая интеллигенцию. Устраивались обсуждения, дебаты. Тогда как раз вернулась из Ленинграда узбекистанская группа первых выпускников Академии художеств, и они, как мэтры, ругали Волкова вдоль и поперек. Особенно за \»Гранатовую чайхану\». Руки и тела, мол, как квадраты и треугольники. \»Формализм чистейшей воды!\»
Художники в ту пору являлись очень тесным сообществом. Вслед за взрослыми и в училище начались споры, и спорили мы до драк, разбираясь, кто \»за\», кто \»против\». Формализм — это когда отходишь от реалистичного сюжета. По тому времени мое \»компьюфо\» считалось бы ярчайшим формотворчеством. Сейчас понимают, что это все — глупости. И все же про компьюфо я выслушиваю разные отзывы — от восторженных до нелицеприятных. Когда меня в училище обругали сюрреалистом за подачу в стенгазете форм и фигур в неожиданном сочетании, толком о нем не знал. Вслед обзывали и формалистом. И этим гордился.
Был из тех, кто за \»Гранатовую чайхану\». Теперь ее считают одним из лучших произведений о Востоке. Волкова разносы не могли не трогать. Обычно он в мастерскую не пускал посторонних. Но я видел, как приходили известные артисты Сара Ишантураева, Олим Ходжаев, писатели. Не позировать, высказать мнение. Ему это было важно.
— Ваш путь в живописцы кажется прямым. Отец — художник, сосед, отец друга...
— Я чуть не стал геологом. Сперва поступал в горный техникум, рассчитывая в горах писать пейзажи. На экзаменах в техникум провалился. На экзамены в художественное училище опоздал. Задним числом взял меня на прикладное отделение Ташпулат Арсланкулов, и три года учился у него резьбе по ганчу.
Живописью занимался попутно в две смены у двух разных педагогов — Жмакина и Гольдрея, о чем они не догадывались. А вот как это выяснилось. Оценки за год выставляет комиссия, которая обходит мастерские. Студентов на это время выпроваживают. Однако существует традиция прятаться в шкафы, что мы и проделываем по очереди. На этот раз очередь моя. Шкаф повернут к стене, на нем повешены холсты. Подслушиваю, что скажут члены комиссии. Обо мне сказали, что талантливый и надо бы перевести на живописное отделение. Я счастлив, но тут педагоги выясняют, что учусь у двоих. Наказали \»четверкой\», но в живописцы перевели.
За пять лет учебы в художественном училище студенты не раз отправлялись для работы на пленэре. Выезжали на практику и в лучшие музеи Москвы, Харькова, Киева, Ленинграда. Среди полусотни училищ страны наше считалось по уровню четвертым.
Поступил в Театрально-художественный институт — и тут тоже очень высокий класс обучения. С третьего курса вели занятия в мастерских профессора. Я учился живописи у Рахима Ахмедова, рисунку — у Александра Кривоноса. Шестой курс — дипломный. Одиннадцать лет профессиональной подготовки давали умения, необходимые любому таланту.
Мои ученики сейчас не доучиваются. В училище их готовят три года, институт для большинства ограничен четырьмя годами. Из моих нынешних студентов в магистратуре смогут продолжить учебу лишь двое. Я хочу, чтобы все они могли реализовать свой потенциал.
— Вам это удалось?
— Есть неосуществленные идеи. Думаю, что много было пустого и по жизни, и в творчестве, хотя количество работ внушительное и многие люблю.
Как на свидание, ходил недавно в Выставочный зал Академии художеств Узбекистана, где экспонировалась моя \»Байсунская мадонна\». Редко ее вижу. Она объехала разные страны мира, в Париже трижды выставлялась. А появился этот образ благодаря Рузы Чарыеву. В 65-м мы отправились с ним в его родные места в Сурхандарью. В Байсуне остановились у друга Чарыева по детдому, тоже Рузы. Байсунская мадонна — его жена. В 23 года она имела уже пятерых детей. Очень красивая, не хуже, чем Роксана Александра Македонского.
Меня восхищало все в Байсуне — горный воздух, дома на склонах, по крышам которых бегали вверх-вниз мальчишки, запахи от земли. У хозяев было небольшое жилище, скотина рядом, и ее запахи вдыхал с удовольствием. Настоящее! С молодой хозяйки я сделал несколько набросков, а картину написал в Ташкенте.
В Байсуне мы с Чарыевым много рисовали. За нами, стоя на крышах, наблюдали местные жители. Глядя на них, увидел сюжет для еще одной будущей картины \»Отец\». Среди множества крыш — отец и семь его сыновей. В 1972-м решил выставить ее на Всесоюзной выставке в Москве. Выставком состоял из руководителей творческих союзов республик и отбирал картины голосованием. Мне рассказывали, что когда показали \»Отца\», выставком зааплодировал.
— Теперь вы и сами в выставкоме. Часто аплодируете?
— В Творческом объединении художников Узбекистана я — заместитель председателя по творческой работе. На осенней выставке произведений творческой молодежи мы с коллегами просмотрели тысячу работ, выбрав для экспозиции пятьсот. Выезжаю в области, и там встречаю интересных живописцев. Но со времени моей юности изменилась форма заработка. Больше стали делать произведений, \»удобных\» для покупателей, чтобы легко воспринималось и оплачивалось.
Состоятельные люди покупают пейзажи и натюрморты. Я не иду на поводу у зрителей. Если пейзаж, значит, был всплеск — поехал, увидел. Никогда не напишу пейзаж по фотографии. В Ташкенте в Музее изобразительного искусства есть мое трехметровое полотно \»Камни, как люди\». Я много лет ездил в Исфару, чтобы его сделать.
— Вы — против работы на заказ?
— Наоборот. Я был рад заказу на создание монументальной живописи в Сенате. Его выполнял с учениками, и в этой работе было много творчества. Всегда госзаказ дисциплинировал, настраивал на волну, требовал высокого профессионализма. И при этом не давил, в отличие от индивидуальных заказчиков. По госзаказу писались и сюжетные картины, и портреты известных людей. Нынче заказов мало — и портретов мало, выставки — \»незрячие\», если на холсте люди, то часто они — условные, без глаз, без пальцев.
В восьмидесятые я участвовал в выставке портрета в Москве. Мои висели в одном блоке с холстами Шилова и Глазунова. Знаменитости мне не понравились. Подаренные мэром особняки для их коллекций долго обходил стороной. Но однажды зашел и был поражен увиденным: лица эпохи! С годами меняются состояние, антураж и выражение лиц. С тех пор мечтаю написать портреты всех деятелей культуры Узбекистана.
— Ваши произведения тоже могли бы составить коллекцию.
— Иногда об этом думаю. Многие разлетелись по миру. В Москве — около тридцати, в Германии — двести, полсотни — в Штатах, есть в Австралии, Болгарии, Польше, Англии. Хочу подготовить выставку, обработав их репродукции на компьютере и распечатав на баннерах.
— Вы выезжали за рубеж?
— Мне повезло, что рано открыл для себя мир. За рубежом я побывал впервые в 1969 году. Группа художников две недели провела во Франции. Тогда впервые увидел Лувр, соборы. Потом опять был Париж, увидел полную коллекцию Джоржа Брака, кубиста и друга Пикассо, выставку Шагала. Потом выезжал в Марокко и на Кубу, следующая поездка — в Индию, Сингапур, Малайзию. В Индии была возможность рисовать. Рисовал портреты и тут же дарил.
В Болгарии в 1975-м мы работали в Долине роз. Организаторы собрали художников из разных стран Восточной Европы. На итоговой выставке ряд картин купили, мне и коллеге дали возможность еще месяц поездить по стране. Стоит ли говорить, как важны для творчества впечатления.
Несколько раз выезжал в Германию. И там устраивались персональные выставки. В 2000-м персональная состоялась в Филадельфии, в 2001-м — в Нью-Йорке. В галерее на Манхэттене, рядом с башнями-близнецами, полицейскому вдруг не понравилась выставленная в витрине \»Обнаженная на сюзане\». Моя жена-искусствовед, устроившая выставку, обиделась на его замечание произведению искусства, забрала холсты и вывезла их. Это случилось за три дня до терактов. Как и башни-близнецы, галерея сгорела. Я благодарен полицейскому.
— Вас считают \»откровенным реалистом\». Эта установка не мешает исканиям?
— К рангу реалистов, несмотря на \»формальные поиски\», критики причислили на первой выставке, в которой участвовал студентом училища. Так и считают до сих пор. Меня это мало заботит. По жизни осмысливал новое, делал находки, шло саморазвитие. Знаю западных коллег, которые, найдя приемчик, став узнаваемыми, боятся сделать шаг вправо-влево. Я не боюсь. Пикассо ведь тоже не ограничивал себя, экспериментировал, менял форму от наскального рисунка и африканской скульптуры до кубизма.
Но я не мог предположить, что захватит компьютерное творчество. К высоким технологиям относился недоброжелательно и втянулся невзначай. Лет восемь назад вел занятия в детской студии для детей-инвалидов и детей из детских домов. Руководила студией мать двух детей-инвалидов, она же — специалист по электронике, которая и показала мне возможности компьютера. Заинтересовался, приобрел и затем до всего дошел методом \»тыка\».
— Получаются розы, портреты и нечто, к реализму отношение не имеющее. Многие произведения — эпатажные. Владимир Иванович, вам нравится эпатировать?
— Мне нравится работать.
Беседовала Наталия ШУЛЕПИНА
\»Правда Востока\», 13.4.2007г.
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Личности
Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев выступил 12 ноября в Баку на пленарной сессии Саммита мировых лидеров в рамках 29-й сессии Конференции Сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата (СОР29).
Памятник поэту установлен в Ташкенте в парке имени Алишера Навои. Здесь и состоялись торжественные мероприятия, посвященные 85-летию со дня рождения Александра Файнберга.
В сборнике — воспоминания коллег, учеников и соратников Виктора Абрамовича Духовного.
Поздравления всем причастным. Мои персональные поздравления Вере Николаевне Корытиной. Ведь у нее 55 лет педагогического стажа! В начале двухтысячных я пришла в школу №43 Ташкента, где Вера Николаевна проработала большую часть своей жизни. Попросила директора назвать кандидатуру для газетного очерка.
Новый старый фильм, который разместила в Youtube о газете, назвала «Мои друзья из «Правды Востока». С редакцией я сперва сотрудничала, а потом и проработала в ней около полутора десятка лет.
SREDA.UZ благодарит всех авторов за освещение сложной экологической тематики, которая всегда в сплаве с экономикой и политикой. Ценим и поздравляем с профессиональным праздником!
Бахтиёр Аромов несколько лет работал директором Гиссарского заповедника, и еще многие годы до своей кончины — заместителем директора по науке. Кто знал Бахтиёра-ака, давайте помянем его добрым словом. Свою жизнь он посвятил охране и сохранению уникальной горной территории.
Эти письма я уже размещала на SREDA.UZ. Давно, в 2009 году. Приходят на сайт новые читатели. Эта повторная публикация для вас, а кто читал, можно и перечитать в День Победы 9 мая. С праздником!
Единственный в Узбекистане представитель уникальной профессии – лавинщик – Альберт Попов считает, что люди должны бережнее относиться к природе.
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу