Итоги COP28 в Дубае. Что хорошо, что плохо и что дальше

Предлагаем вниманию читателей подборку публикаций об итогах 28-й Конференции Сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата, прошедшей с 30 октября по 13 декабря 2023 года в Дубае. Опубликованные ранее репортажи на SREDA.UZ см. четвертый, третий,  второй, первый.

===================================

Начнем обзор с Узбекистана: презентации, предложения, договоренности

Президент страны Шавкат Мирзиёев в своем выступлении на пленарном заседании привел несколько фактов острых экологических проблем, среди которых рост температуры воздуха в Центральной Азии, таяние ледников, увеличение песчано-пыльных бурь, дефицит воды, загрязнение воздуха, сокращение биоразнообразия… Для достижения единого решения проблем в борьбе с изменением климата, Шавкат Мирзиёев  призвал поддержать проведение в 2024 году Самаркандского международного климатического форума и принятие специальной резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, отражающей общие подходы стран Центральной Азии.

Делегацию Узбекистана на конференции в Дубае возглавил министр экологии Азиз Абдухакимов. В составе делегации — специалисты из Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, а также из причастных ведомств. В ходе переговоров министр Абдухакимов пригласил ведущие природоохранные компании представить в Узбекистане, опробовать и масштабировать свои «зеленые» и инновационные решения в сфере экологии и охраны окружающей  среды.

На COP28 представители Узбекистана участвовали в сайд-ивентах в национальных павильонах в зеленой и голубой зонах Expo 2020 Dubai, а также в павильоне Центральной Азии. В региональном павильоне продвигалась позиция  «5 стран – 1 регион – 1 голос».

Узбекистанцами проведено свыше 20 сайд-ивентов. Рассматривались вопросы аральского кризиса, климатической миграции, экологического образования, зеленой экономики, экологического права, низкоуглеродного развития и зеленой энергетики, взаимосвязи воды, земли и энергетики и др.

Обсуждены перспективы сотрудничества с ведущими природоохранными организациями и финансовыми институтами.        

Был презентован будущий «Центр этноэкологических исследований Узбекистана», который поспособствует охране окружающей среды, расширению культурного наследия и устойчивому развитию.

На конференции в Дубае достигнута договоренность по открытию в Ташкенте Центральноазиатского филиала Международного союза охраны природы (МСОП).

Источник — eco.gov.uz

==================================================

Климатолог: на COP28 удалось достигнуть больше, чем ожидалось

«Конференция ожидалась вполне рядовой, такой она и стала. Я бы ее расценивал как небольшой успех. Задумывалось и ожидалось в экспертном сообществе меньше, чем удалось достигнуть», — считает климатолог Алексей Кокорин.
 
По его словам, главным «шагом» по итогам конференции стал запуск Фонда по потерям и ущербу от климатических изменений наиболее уязвимым странам. За время проведения конференции он уже привлек почти 800 миллионов долларов.
 
«Кто получатели этих средств? Те или иные развитые страны считали, что это только наименее развитые страны, их где-то 50 в списке ООН, и малые островные государства, которые затапливает… Но все-таки отстояли тезис, что получатели — все развивающиеся страны, включая страны Центральной Азии», — пояснил эксперт.

Источник  — РИА Новости 

От SREDA.UZ: Приведенная выше оценка очень краткая. По нашим данным Алексей Кокорин ( в настоящее время он является экспертом CAREC — РЭЦЦА, готовит детальный анализ хода обсуждений на СOP28 и принятых решений. После опубликования мы скопируем этот  обзор на сайт.  

 
====================================

СОР28: как прошел главный экологический саммит 2023 года

Конвенция РКИК ООН вступила в силу 21 марта 1994 года с целью предотвращения опасного воздействия человека на климатическую систему Земли. На сегодняшний день этот универсальный международный документ ратифицировали 198 сторон. Парижское соглашение, принятое в 2015 году, также является продолжением конвенции.

28-й по счету саммит посетили лидеры более 140 государств и свыше 70 тыс. делегатов из более 180 стран, включая представителей крупного бизнеса, неправительственных организаций, ученых, экспертов и журналистов. 

Громкие заявления и неугасающие споры

Две крайне острые темы стали  «хедлайнерами» дискуссий на СОР 28. Первая — это создание Фонда помощи развивающимся странам, наиболее страдающим от последствий климатических изменений, а вторая — отказ от ископаемого топлива, который одни страны рьяно поддерживают, а другие считают угрозой энергетической безопасности.

Фонд есть, но денег недостаточно

В первый же день климатического саммита ООН COP28 страны-участницы одобрили создание Фонда для возмещения потерь и ущерба от последствий изменения климата развивающимся государствам. Заявление о необходимости такого фонда прозвучало еще в прошлом году на саммите COP27 в Шарм-эль-Шейхе. Однако переговоры о механизмах его работы шли между членами ООН больше года.

Председатель COP28 Султан бен Ахмед аль-Джабер заявил, что правительство ОАЭ внесет в фонд $100 млн. О намерении выделить такую же сумму заявила Германия. Италия объявила о готовности пожертвовать около $110 млн, Британия — $51 млн, Испания — $22 млн, США — $17,5 млн, Нидерланды — $16 млн, Япония — $10 млн. Делегация Евросоюза заявила о намерении выделять в фонд $245,93 млн ежегодно. К последнему дню саммита государства пообещали внести в фонд средства в общей сумме $800 млн.

Однако по недавним подсчетам ООН, в ближайшие 20-30 лет для адаптации к климатическим изменениям развивающимся странам потребуется гораздо больше инвестиций — от $215 до $387 млрд ежегодно.

Энергоэффективность — Энергодоступность

2 декабря 2023 года на COP28 правительства 118 стран пообещали к 2030 году утроить мировые мощности возобновляемых источников энергии. При этом некоторые государства считают, что такие меры должны происходить одновременно с отказом от ископаемого топлива, что вызвало несогласие других крупных участников, например, Индии, Китая и ОАЭ.

Были и предложения по включению данной инициативы в итоговый документ конференции, в частности, от США и ЕС. Изначальный проект документа действительно включал четыре формулировки о поэтапном отказе от ископаемого топлива. 

Но глобальный отказ от использования угля, нефти и газа стал самым спорным вопросом на COP28. Страны ОПЕК, в том числе Саудовская Аравия, выступили против любых формулировок, которые затрагивали бы прекращение добычи углеводородов. Генеральный секретарь ООН Антониу Гуттериш также не был столь категоричен в данном вопросе.

«Ключевым аспектом успеха конференции, на мой взгляд, является достижение консенсуса о необходимости постепенного отказа от ископаемого топлива», — сказал Гутерриш. Он добавил, что не все должны отказываться от использования ископаемого топлива одновременно, и соглашение по климату должно учитывать разные возможности стран.

Вопросы согласия

На СОР28 были и менее острые темы, где участники все же достигали компромиссов без громких противоречий. Например, 123 страны подписали декларацию о климате и здоровье, признавая необходимость защитить население и подготовить системы здравоохранения к преодолению последствий глобального потепления, таких как экстремальная жара, загрязнение воздуха и инфекционные заболевания.

Кроме того, был согласован план сокращения выбросов в сфере использования охладительных приборов. 63 страны взяли на себя обязательства по снижению климатического воздействия данного сектора экономики, что позволит снять нагрузку с энергосетей и сэкономить триллионы долларов к 2050 году.

Впервые за все время проведения климатических саммитов ООН на обсуждение  была вынесена декларация об устойчивом сельском  хозяйстве. Так, в 134 странах, подписавших документ, проживают более 5,7 млрд человек и почти 500 млн фермеров. Они производят 70% продуктов питания и несут ответственность за 76% выбросов от мировых продовольственных систем и 25% от общего объема выбросов в мире. Эксперты признают, что без экологизации отрасли невозможно говорить о глобальном снижении выбросов.

Источник —  Климатическая платформа

================================== 

«Действуйте!»: чем закончилась COP28

Впервые за почти 30 лет страны договорились отказаться от ископаемого топлива

Утром 13 декабря в Дубае завершилась 28-я Конференция Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP28). Страны должны были завершить обсуждение ещё 12 числа, но оно затянулось из-за возникших разногласий. Германия, Евросоюз и США не хотели подписывать итоговый документ, в котором не будет прописано обязательство стран отказываться от ископаемых источников энергии, которые больше всего влияют на климат — угля, нефти и газа. 

Одни называют финальное соглашение, которое страны единогласно одобрили 13 декабря, «прорывным», а другие — «провальным». Разбираемся, насколько далеко страны ООН зашли в обсуждении климата на Земле и нашего будущего.

Начали бороться с «Тем–Кого–Нельзя–Называть»

Впервые с тех пор, как почти 30 лет назад страны начали встречаться на климатических саммитах, дипломаты почти 200 стран одобрили глобальный документ, который прямо призывает к «переходу от ископаемого топлива» — нефти, газа и угля, которые опасно нагревают планету.

Широкомасштабное соглашение, достигнутое в самый жаркий год в истории человечества, было достигнуто в среду после двух недель яростных дебатов на саммите ООН по климату в Дубае. Европейские лидеры и многие страны, наиболее уязвимые к климатическим катастрофам, призывали к полному «поэтапному отказу» от ископаемого топлива. Но это предложение встретило сильное сопротивление со стороны крупных экспортеров нефти, таких как Саудовская Аравия и Ирак, а также быстрорастущих стран, таких как Индия и Нигерия.
 
Сокращение выбросов СО2 — всё ещё важная цель 
 
В конце концов переговорщики пришли к компромиссу: новое соглашение призывает страны ускорить действия по глобальному отказу от ископаемого топлива в текущем  десятилетии «справедливым, упорядоченным и равноправным образом» и выйти на углеродную нейтральность к середине века.

Хотя предыдущие соглашения ООН по климату призывали страны сокращать выбросы, они избегали явного упоминания слов «ископаемое топливо», даже несмотря на то, что сжигание нефти, газа и угля является основной причиной климатического кризиса.

Пока же выбросы углекислого газа не снижаются должным образом, более того, они все ещё растут. Итоговое решение СОР28 призывает страны к 2030 году утроить количество возобновляемых источников энергии и сократить выбросы метана — парникового газа, который в краткосрочной перспективе более опасен, чем углекислый газ. Такая установка отвечает вызову, связанному с продолжающимся ростом парниковых выбросов. 
 
С другой стороны эту важную цель не удалось выразить в цифрах из-за возражений со стороны Китая и Индии. Это значит, что страны могут выбрать любой базовый уровень, который им подходит, что подрывает выполнение глобальной цели.

Учёные оценивают, что странам придётся сократить выбросы парниковых газов примерно на 43% уже в этом десятилетии, если пытаться  ограничить общее глобальное потепление 1,5°C по сравнению с доиндустриальным уровнем. По прогнозам учёных, если превысить этот уровень, человечеству будет сложно адаптироваться к повышению уровня моря, лесным пожарам, сильным штормам и засухе.

Пока страны сократили выбросы меньше чем на 10% в этом десятилетии, что явно недостаточно, так как планета уже нагрелась  примерно на 1,2°C по Цельсию. Многие учёные говорят, что сейчас крайне маловероятно, что человечество сможет ограничить потепление в рамках 1,5°C. Они добавляют, что странам следует делать всё возможное, чтобы удерживать потепление на как можно более низком уровне.

Уголь, нефть, газ или …? 

Уже не первый год страны дискутируют по поводу отказа от использования такого грязного ископаемого топлива как уголь. В новом соглашении зафиксировано, что страны должны нарастить усилия по поэтапному отказу от угольной энергетики. Решение по углю многие эксперты называют «разочаровывающим», поскольку оно «не сильнее» решения, принятого ещё на COP26 в 2021 году. Тогда страны заключили в Глазго соглашение о «поэтапном отказе» от угольных электростанций. Но всего год спустя Великобритания одобрила строительство новой угольной шахты, а мировое использование угля взлетело до рекордных значений.

Хотя переговорщики из США и Европы настаивали на соглашении по сокращению использования ископаемого топлива, экологи отмечали, что добыча нефти в Соединенных Штатах растёт, в то время как европейские страны тратят миллиарды на новые терминалы для импорта сжиженного природного газа.

В соглашении 2023 года ископаемый газ назван «переходным топливом», и что он может сыграть роль в содействии энергетическому переходу, обеспечивая при этом энергетическую безопасность. Это положение итогового решения называют «ядовитой таблеткой» и «самой большой победой индустрии ископаемого топлива», поскольку оно узаконивает сжигание газа на том основании, что он меньше загрязняет окружающую среду, чем уголь.
 
На самом деле природный газ, в том числе сжиженный, может иметь климатический след больше, чем у угля, из-за утечек метана. Всем странам — развитым и развивающимся — пора понять, что время переходных видов топлива прошло. Возобновляемые источники энергии дешевле, эффективнее и безопаснее.
 

Ловить парниковые газы — искать вчерашний день

Саудовская Аравия очень настаивала на том, чтобы включить в соглашение в качестве меры по сокращению выбросов СО2 технологии улавливания, использования и хранения углерода (CCUS). Фактически они видят в этом возможность беспрепятственно продолжать свой прибыльный бизнес, создавая впечатление, что они заботятся о климате.

Однако подавляющее большинство лидеров и учёных видят крайне ограниченную роль CCUS в улавливании парниковых газов. Это дорого и пока далеко от требуемого масштаба. Технология не позволяет улавливать все выбросы. Идея о том, что CCUS позволит компаниям, работающим на ископаемом топливе, вести дела в обычном режиме, является «фантазией», отметил глава Международного энергетического агентства Фатих Бирол.

«Вы утонете, мы — сгорим»

Сильно разочарованы прошедшей конференцией COP28 оказались делегации островных государств, которые, по оценкам экспертов, могут исчезнуть с лица Земли из-за подъёма уровня Мирового океана, вызванного потеплением.  Джон Силк — представитель тихоокеанского государства Маршалловы острова — заявил журналистам: «Мы приехали на конференцию не для того, чтобы подписать свой смертный приговор». Анна Расмуссен, ведущий переговорщик от Самоа, заявила, что «этот процесс нас подвёл». Она пожаловалась, что итоговое решение было принято, хотя её группы из 39 малых островных государств не было в зале.

Климатический кризис представляет угрозу не только для островных государств. В эти же дня Австралия страдает из-за сильнейших волн жары и пожаров, которые становятся более вероятными из-за изменения климата как в Южном полушарии, так и в Северном.

Итоговое решение СОР28 не имеет юридической силы и само по себе не может заставить какую-либо страну предпринимать конкретные действия. Тем не менее, многие политики, защитники окружающей среды и бизнес-лидеры, собравшиеся в Дубае, надеются, что принятое решение послужит сигналом инвесторам и политикам: отказ от ископаемого топлива невозможно остановить. 
  
 
Предполагается, что в течение следующих двух лет каждая страна представит подробные планы того, как она намерена сократить выбросы парниковых газов в период до 2035 года. Итоговое решение СОР28 призвано служить руководством для этих планов.
 

=========================================

Итоговый документ

Главным достижением COP28 стал документ о результатах первого Глобального подведения итогов (Global Stocktake, GST), который посвящен анализу прогресса по достижению целей Парижского соглашения.

Этот документ представляет собой план высокого уровня, которым международное сообщество сможет руководствоваться для достижения климатических целей, в том числе удержания роста среднегодовой температуры в пределах 1,5 градуса Цельсия. Теперь правительства должны будут интегрировать этот глобальный план в национальную политику, чтобы в 2025 году отчитаться перед ООН о результатах прогресса.

В последнюю версию, которая была принята Конференцией сторон, вошли пункты, призывающие к «переходу от ископаемого топлива в энергетических системах справедливым, упорядоченным и равноправным образом, ускоряя действия в это критическое десятилетие, с тем, чтобы достичь углеродной нейтральности к 2050 году в соответствии с научными данными», а также «отказу от неэффективных субсидий на ископаемое топливо, которые не решают проблему энергетической бедности или не обеспечивают пути справедливого перехода в кратчайшие сроки».

Всего в документе упоминаются восемь климатических действий, которые Конференция сторон считает необходимыми для сокращения выбросов и удержания роста глобальной среднегодовой температуры в пределах 1,5 градуса Цельсия. В частности, «утроение мощностей возобновляемой энергетики на глобальном уровне и удвоение глобальных среднегодовых темпов улучшения энергоэффективности к 2030 году» и «ускорение усилий для снижения выработки электроэнергии на основе угля без применения мер по сокращению выбросов».

Другие варианты климатических действий предусматривают «ускорение глобальных усилий в направлении энергетических систем с нулевым балансом выбросов парниковых газов при использовании безуглеродного и низкоуглеродного топлива задолго до или примерно к середине века», «ускорение сокращения выбросов от автотранспорта различными путями, в том числе посредством развития инфраструктуры и быстрого внедрения транспортных средств с нулевыми или низкими выбросами», а также «ускорение и существенное сокращение выбросов парниковых газов, помимо CO2, включая, в частности, метан, к 2030 году».

Председатель COP28 назвал итоговый документ саммита «историческим достижением». Многие страны, а также члены экспертного сообщества согласны с такой оценкой, поскольку необходимость ухода от базирующейся на ископаемом топливе экономической модели развития зафиксирована на климатических переговорах ООН впервые.

11 декабря Конференция сторон — руководящий орган Рамочной конвенции ООН об изменении климата — утвердила кандидатуры Азербайджана и Бразилии на проведение COP29 и COP30. Следующие два саммита также обещают стать решающими для будущих климатических действий. На COP29 правительства должны определить новую цель по климатическому финансированию, на COP30 — подготовить новые национальные планы по борьбе с изменением климата, которые будут охватывать все секторы экономики. 

Источник — ecoportal.su

=====================

Подборка подготовлена из разных источников.

SREDA.UZ

Автор фоторепортажа  из Дубая с COP28  — Наталия Шулепина.

 

 

 


Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram


Один комментарий на «“Итоги COP28 в Дубае. Что хорошо, что плохо и что дальше”»

  1. КАДИРЖАН КАЮМОВ:

    НАМИ РАЗРАБОТАНЫ И ВНЕДРЯЮТСЯ КЛАСТЕРЫ «ТАБИАТНИ-АТМОСФЕРА ЗАРАРЛАНИШИ ва ИКЛИМ УЗГАРИШИНИ
    САКЛАШ ИЛОХИЙ ИЛМИ КЛАСТЕРИ». В ЦЕЛЯХ УМЕНЬШЕНИЯ ВРЕДНЫХ И ОТРАВЛЯЮЩИХ ЛЮДЕЙ ВЫБРОСОВ РЕКМЕНДУЕМ ЗАМЕНЫ ДИЗЕЛЬНЫХ И БЕНЗИНОВЫХ ДВС НА ГАЗОБАЛОННЫЕ ДВС, РАБОТАЮЩИЕ НА ПРИРОДНОМ ГАЗЕ. РАЗАБОТАЛИ «КЛАСТЕР НАДЕЖНОСТИ, БЕЗОПАСНОСТИ И ДИАГНОСТИКИ-NDTГАЗОБАЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ». УЧЕНЫЙ ЭКСПЕРТ ИЗ УЗБЕКИСТАНА КТН К.КАЮМОВ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

 

Еще статьи из Фото

Партнеры