Воспользуемся возможностью восхититься и порадоваться, что деревья в городе еще остались и есть совершенно чудесные улицы. Эти кадры сделаны на ходу. Ради фото — минутная остановка. Хороша осень. Такой бы осень всю зиму! И ведь такая в Ташкенте бывает. А потом — весна.
Из летних впечатлений в Сурхандарье
Пишет Лилия Кузьмина. Зимой вспоминаются летние путешествия. Для меня этим летом одними из незабываемых стали путешествия по Сурхандарье. В этом регионе я была не раз, и все же каждая поездка в эту южную область Узбекистана приносит новые яркие эмоции и открытия.
Сурхандарья богата разнообразными ландшафтами: пустынными равнинами, долиной Амударьи, предгорьями, отрогами гор Байсунтау и Кугитангтау, Гиссарским и Бабатагским горными хребтами. Сурхандарьинская область граничит с тремя государствами и имеет несколько городов: Термез, Байсун, Шерабад, Денау и др. Расскажу о тех местах, в которых побывала нынешним летом.
=======================
Термез — административный центр, самый крупный город Сурхандарьи и самый южный город Узбекистана. Этот город с просторными центральными улицами и множеством новостроек интересен своим историческим наследием. Термез всегда имел важное значение как город, в пределах которого располагалась переправа через бурные воды Амударьи. Также город входил в состав древнего Кушанского царства и государства Ахеменидов, здесь бывал Александр Македонский. Термез известен как центр распространения буддизма и приемник культур многих других династий властителей, под управлением которых он находился на протяжении своей долгой истории в 2500 лет.
В городе и его окрестностях находится более десятка памятников и архитектурных ансамблей, а также Термезский археологический музей.
Впечатляюще выглядит мемориальный комплекс Аль Хаким ат-Термизи. Этот архитектурный памятник увековечил память и труды выдающегося мыслителя, автора ряда религиозно-философских работ и основателя суфийского ордена дервишей. На территории комплекса также находится парк. Наиболее старая часть мемориального комплекса расположена ближе к берегу Амударьи.
========================
Еще одним выдающимся памятником истории является крепость Кырк Кыз Кала. Крепость ориентирована по четырем сторонам света, имеет просторную центральную часть и четыре выхода. Построена крепость из кирпича сырца. Доподлинно дату строительства, первоначальное название, назначение и происхождение крепости Кырк Кыз установить ученым не удалось.
Есть несколько красивых версий. Здесь могли жить девушки-воительницы, которых впоследствии назвали амазонками. Также есть версия, что это мог быть караван-сарай или загородная резиденция правителей Термеза. Может быть, крепость была обителью дервишей…
Каким бы ни было предназначение этой удивительной крепости, когда заходишь внутрь, слышишь окружающую тишину, видишь частично сохранившиеся стены, воздушные арки проходов и окон, сохранившуюся кирпичную кладку, планировку и ровные стены различных по своему предназначению помещений, то незаметно уносишься в глубь времен. Ощущаешь, насколько искусными были мастера, строители и архитекторы, насколько развитой и духовно возвышенной была существовавшая здесь цивилизация.
Мне немного взгрустнулось от того, что массивный на первый взгляд, а на самом деле хрупкий и уязвимый, великолепный и удивительный памятник истории и архитектуры, находится под открытым небом. Не защищен от дождя и снега, ветра и палящего солнца. Год за годом глиняные стены и сырцовый кирпич понемногу разрушаются, вымываются водой. Летом под палящими лучами солнца они высыхают в пыль, которая плотным пушистым слоем рассыпается под ногами туристов.
Нужно совсем немного для сохранения этого и других подобных памятников. Чуть–чуть больше внимания и навес из лёгких конструкций. Тогда и потомки увидят.
Крепость Кырк Кыз Кала, как и ансамбль мавзолей Султан Саодат, находится рядом с автодорогой, недалеко от термезского аэропорта. Если у того, кто приехал в Термез по делам, совсем нет времени для посещения всех достопримечательностей, то всегда можно на полчаса остановиться и посмотреть эти два памятника истории.
==============================
В пригороде Термеза находится еще несколько памятников истории Сурхандарьи, одним из которых является Фаязтепа — самый известный и древнейший буддийский храмовый комплекс в Центральной Азии. В нем проживали монахи и паломники.
У входя на территорию Фаязтепа нас встретил Чори-ака, местный житель и сотрудник этого комплекса. Чори-ака оказался радушным человеком и быстро завязалась увлекательная беседа. Он рассказал нам о том, что принимал участие в археологических раскопках, в ходе которых археологи обнаружили статую Будды. Ее в дальнейшем поместили в экспозицию музея истории в Ташкенте, а в археологическом музее Термеза находится копия статуи. Также он рассказал, что под куполом комплекса расположено святилище и находится ступа, которая датируется первым веком нашей эры.
«В наше время это место особо почитаемо буддистами по всему миру. Сюда приезжают монахи из других буддийских обителей для того, чтобы провести священный ритуал».
==========================
Байсун еще один интереснейший город Сурхандарьи.
В нескольких километрах от Байсуна есть место, где растут древние чинары. Возраст этих чинар насчитывает 950 лет. Как гласит установленная рядом информационная табличка, внутри одной из чинар огромное дупло, которое в разные периоды использовалось в различных целях: школа, административный сельский пункт.
В 1932-34 годы в дупле размещалась библиотека кавалерийского полка, а ныне — сельский магазин изделий народных ремесел. Проем в дереве закрывает деревянная дверца, а внутрь можно попасть, спустившись по нескольким маленьким ступенькам.
===========================
Город Байсун расположен в живописной местности в окружении холмистых предгорий и отрогов Гиссарского хребта.
Множество улочек с одноэтажными домами и небольшими торговыми рядами и базарчиками создают атмосферу уюта и своеобразия города. По ним приятно пройтись, посмотреть, поторговаться и что-то прикупить.
На одной из таких городских улиц расположился удивительный дом, мастерская-музей народных художественных промыслов и прикладного искусства. Этот дом можно с легкостью узнать из множества других по его расписной веранде, украшенной изящными узорами и воздушными шторами с нежным сиреневым принтом, гармонично сочетающимся с росписью стен веранды.
Уже с порога дома вы попадаете в мир восточной сказки. Яркими восточными коврами устлан пол и украшены стены. Здесь же предметы быта, посуда, украшения и, конечно, национальная одежда сурхандарьинских и байсунских женщин.
Основали эту мастерскую-музей две замечательные женщины — мастерицы Фируза Халикова и ее мать Фатима Юлдашева. Я уже несколько раз бывала в этой мастерской и знакома с Фирузой, но в этот раз она в поездке. Знакомлюсь с ее мамой.
Фатима-опа пригласила меня в центральное помещение мастерской, которое представляет собой музей. Хотя музей открылся два года назад, коллекцию семья начала собирать четверть века назад. Приобретали предметы быта прошлых лет, посуду и одежду, гармонизировать их с современностью. Цель — пропагандировать народные ремесла Сурхандарьи.
Фатима-опа рассказала про множество экспонатов — про чапаны, вышивки старинными бусинками, медными монетами, платки и тюбетейки. Теперь знаю, какую одежду носили молодые девушки, как они ее украшали, чем отличалась одежда женщин старшего поколения, какие они надевали чапаны и платки, в каких случаях платки завязывали в несколько слоев, про украшения и про то, что женский костюм включал детали пояса, где хранились деньги. Женщины одевались в зависимости от статуса и возраста.
В доме есть еще два помещения. В одном разместилась мастерская, где создаются вышивки, украшения, тюбетейки, платья, чапаны, сумки, расшитые подушки. А в другом все это можно посмотреть и приобрести понравившуюся вещь. Фатима-опа рассказала, что большинство изделий шила и вышивала дочь Фируза, и она же украшала узорами веранду дома.
===============
Еще одним пунктом моего посещения Сурхандарьи стал Сангардакский водопад. Вытекает множеством рассыпающихся струек и потоков прямо из скалы, покрытой ярко зеленым мхом. Даже в жаркие летние дни возле водопада прохладно. Здесь очень оживленно, много посетителей, много торговцев фруктами и сувенирами. Дорога к водопаду идет по живописному ущелью реки Сангардак, извиваясь на поворотах и открывая захватывающие виды на горные склоны и вершины.
В Сурхандарье немало памятников истории и архитектуры. Здесь удивительная природа. Я обязательно вернусь сюда вновь.
Лилия КУЗЬМИНА
SREDA.UZ
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Фото
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
Прогулку в ботанический сад Ташкента предварим строками из стихотворения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга:
«Люблю я последние дни сентября. Скрипичным оркестром охваченный город. Люблю эту свежесть и ясность погоды. Природа спокойно уходит в себя».
Доклад выпущен КБО ООН и ФАО по случаю Международного дня сельских женщин, отмечаемого 15 октября, и озаглавлен «Решения, выдвигаемые женщинами для обеспечения устойчивости к засухе».
Воскресным утром мы отправились на учет из Ташкента к Туябугузскому водохранилищу (Ташморю). Точно также в этот день 6 октября отправились на учеты наблюдать за птицами и их считать бёдвочеры в разных регионах Узбекистана и в трех десятках стран Европы и Азии.
Наш четырехдневный маршрут включал и горы, и долы. В маршруте обозначены проектные сады. Они и есть цель. Посаженные два года назад саженцы прижились? Первый сад — в буферной зоне Кызылсуйского участка заповедника, в кишлаке Калтакул.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Мы путешествуем не на личном авто и не автостопом. В путь отправляемся с куйлюкского «пятака». Куйлюк-базар находится на краю Ташкента, отъезжать удобно. Немного поторговались c частником из-за цены и в путь. Первый отрезок пути — до городка Чартак в Наманганской области.
В Алматы состоялась конференция по экологическому образованию. Сейчас о маршруте в горы — прекрасном дополнении к конференции по экологической тематике.
Городок Янгибазар находится километрах в тридцати от Бухары. Янгибазар — центр Пешкунского района, и он с водопроводом. А вот многие кишлаки района без него. Потому и включены в проект.
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Ангелина Борисовна Однолько
Давно уже не выезжаю отдыхать на Чаткал. Везде стройки. Грохочит тяжелая техника. Пыль столбом. Давно не приходилось вдохнуть тот воздух, который хочется кушать. Сейчас даже на водопад туристов возят на газиках. Все впечатление стирается. В нашем народе нет никакого почтительного отношения к природе. Только потребление. А что делать жителям Бричмулы, Наная и др поселков. Или уехать или громить природу
Какова цена реки Угам?
admin
Комментарии из соцсетей: ***** Это просто кошмар, от которого хочется спрятаться. Что мы можем сделать? Написать коллективное письмо? Поехать на эту стройку? Я могу только беспрерывно рассказывать об этом моим ученикам. Хорошо бы дать уроки экологии в школах Хумсана. Люди ничего не знают о том, что творится у них под ноcом. =========== Иcпаганят красивейшие места. И саму реку убьют, а ведь оттуда идет питьевая вода для Ташкента. =========== Реку Угам жалко. И на казахской территории, и на узбекской. Такие чудные места. Мы были просто в шоке, когда увидели, как раздербанили русло. И, конечно, речь идет о цене вопроса. При минимальных для энергосистемы выработках электроэнергии происходит уничтожение природы. 20 млн долл «закопают» для этого.