Программа Всемирного банка RESILAND CA+ поддерживает проекты в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане, а также консультационные услуги в Туркменистане для восстановления деградированных ландшафтов региона.
Как обеспечить доступ к информации о составе продукции из пластика?
Проблема раскрытия информации о химических веществах в пластике стала темой обсуждения неправительственными организациями стран Восточной Европой, Кавказа и Центральной Азии (ВЕКЦА).
Обсуждение доступа к информации о составе продукции из пластика особенно актуально накануне четвертой сессии межправительственного комитета по ведению переговоров по созданию международного юридически обязывающего договора о борьбе с загрязнением пластиком (пройдет 23 — 29 апреля в Оттаве, Канада).
Прозрачность химической информации в материалах и товарах и ее прослеживаемость в индивидуальных изделиях являются основой для принятия обоснованных решений всеми заинтересованными сторонами, занятыми в производстве и использовании пластика. И прозрачность, и прослеживаемость — это ключевые подходы к ресурсоэффективной циркулярной экономике, которая должна быть свободна от вредных химических веществ.
Это видение изложено в недавнем докладе, подготовленном исследователями из Норвегии и получившем название «Состояние науки о пластиковых химикатах». В пластике используется более 16 000 химических веществ, из которых более 4000 признаны опасными. Однако информации об остальных почти 12 000 химических веществ недостаточно для того, чтобы доказать, являются ли они безвредными для человека и окружающей среды. В докладе делается вывод о том, что ни одна пластиковая продукция не является химически безопасной для человека. Обосновывается важность прозрачности химической идентификации материалов и товаров на протяжении всего жизненного цикла пластика.
В 2023 году аналогичное исследование содержания химических веществ в пластике было проведено ЮНЕП, По его результатам выпущен технический доклад, в котором отмечается, что в пластике содержится 13 000 химических веществ, четверть из которых – известные токсичные химические вещества.
Очевидно, что информация о химических веществах в пластике постоянно меняется. Не меняется только одно – крайне низкий уровень раскрытия этой информации.
В идеале полное раскрытие информации о химических веществах в пластике должно быть доступно для всех заинтересованных сторон, включая производителей пластиковых товаров, а также регулирующие органы, потребителей, продавцов товаров и переработчиков пластика.
Регулирующим органам такая информация необходима для повышения эффективности действующего законодательства по химическим веществам, а также для принятия упреждающих регулирующих мер. Переработчикам отходов также необходима эта информация, чтобы исключить повторное использование опасных химических веществ в новых товарах из переработанных материалов, а также чтобы другие, даже безопасные для человека химические вещества, не влияли на процесс переработки. Кроме того, химические вещества, которые сегодня считаются безопасными, впоследствии могут быть переклассифицированы на основании новых научных данных.
Для начала всем заинтересованным сторонам необходимо иметь информацию о химических веществах, содержащихся в продукции, на основе опасных свойств таких химических веществ. Эти свойства определенны в Программе СПМРХВ «Химические вещества в товарах». Это такие вещества, которые являются стойкими, способными к бионакоплению и токсичными. Они могут быть канцерогенами или мутагенами, или негативно влияющими на репродуктивную, эндокринную, иммунную, нервную системы. Вещества, которые обладают одним или несколькими из таких опасных свойств, должны быть приоритетными для раскрытия информации об их присутствии в товарах.
В ходе переговоров по новому глобальному договору по пластику некоторые страны пытались разработать критерии для химических веществ, которые должны быть включены в так называемый негативный список химических веществ, подлежащих строгому регулированию или запрету к использованию в пластике. Однако наличие такого списка недостаточно для обеспечения циркулярной экономики, свободной от вредных химических веществ.
Необходима прослеживаемость такой информации в отдельных материалах и изделиях. Во-первых, мы не знаем, какие вещества войдут в первоначальный список веществ для регулирования их использования в пластике. Например, в него могут войти только те вещества, которые уже запрещены на международном уровне, а их всего лишь около 4% от известных опасных химических веществ.
Не известно, будет ли первоначальный список негативных химических веществ в пластике включать все 4200 химических веществ, указанных в докладе Норвегии, или 3200 химических веществ, определенных ЮНЕП в 2023 году. В любом случае этот список должен быть живым, то есть он должен быть открыт для включения дополнительных химических веществ для их контроля и запрета в пластике.
Однако не все химические вещества, которые войдут в первоначальный список опасных химических веществ для контроля их использования в пластике, могут быть немедленно запрещены или ограничены. Промышленность утверждает, что хороших заменителей не существует. Таким образом, если эти химические вещества присутствуют в жизненном цикле пластикового материала, их необходимо отслеживать в отдельных пластиковых материалах и изделиях.
Кроме того, необходимо отслеживать уже запрещенные или строго ограниченные химические вещества в товарах. Их переработка приводит к повторному использованию токсичных веществ в новой продукции, изготовленной из переработанных материалов. Почему это происходит? Потому что до сих пор не существует согласованного на глобальном уровне подхода к отслеживанию этих химических веществ в товарах на уровне существующих химических конвенций.
Для стран ВЕКЦА проблема раскрытия и отслеживания информации о химических веществах в пластике стоит достаточно остро.
Национальные практики свидетельствуют о том, что сектору переработки отходов, на который возлагаются большие надежды, необходима новая система отчетности. Основная проблема сейчас — отсутствие систем контроля входящего сырья в пунктах для переработки отходов. Без такого контроля невозможно утверждать о безопасности переработанной продукции.
Помимо внутригосударственных мер регулирования, внимания требует и регулирование трансграничного перемещения таких отходов. Здесь важны не только региональные меры, но меры, согласованные на международном уровне. Для этого предлагается выстроить систему классификации отходов из пластика, например, на опасные и неопасные, либо придерживаться планомерного отказа от пластика и сокращать образование тех отходов, которые вызывают наибольшую обеспокоенность.
Важным аспектом признается и экологическое просвещение среди населения, особенно в труднодоступных районах.
В ходе обсуждения проблемы эксперты из стран ВЕКЦА поделились результатами своих исследований по достоверности и полноты состава продукции из пластика, указанной на этикетках и заявленной производителем.
Ольга СПЕРАНСКАЯ
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Экориски
Атлас засух мира отображает системную природу рисков засух как для специалистов, так и для неспециалистов. В Атласе описываются конкретные меры и пути управления, снижения и адаптации к системным рискам засухи.
Рекомендуем интервью читателям SREDA.UZ. Не про Узбекистан, а про Кыргызстан, но регион-то один, проблемы, которые обсуждаются в интервью, актуальны для всей Центральной Азии.
Предлагаем вниманию читателей дайджест по ситуации на полюсах. Арктика располагается на Северном полюсе. В Антарктиде — Южный полюс Земли. Стремительное таяние льда происходит в обоих полярных регионах.
Одна из целей Конференции Сторон Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием (КС-16 КБО ООН): привлечь внимание к глобальному кризису деградации земельных ресурсов и противостоянию этому процессу. Тема: «Наша земля, наше будущее».
В Таджикистане станут жестче следить за качеством воды; МЧС Кыргызстана начало применять ИИ для мониторинга высокогорных озер; Дашогузские гидрогеологи провели разведку новых месторождений подземных вод; Казахстан и Швейцария работают над революцией в водородной энергетике.
Каким будет юридически обязывающий международный договор по борьбе с пластиковым загрязнением- об этом размышляет координатор сети НПО ВЕКЦА по химической безопасности Ольга Сперанская.
Национальный парк Каламари – крупнейший и самый крутой нацпарк Синьзяня. Огромная пустынная территория состоит из протяженных холмистых равнин с выходами пестроцветных останцов. И они фантастически красивы! Каламари – это рай для копытных.
Новая финансовая цель призвана помочь развивающимся странам защитить население и экономику от климатических катастроф и воспользоваться существенными преимуществами стремительного роста чистой энергии.
Уровни годовых осадков могут меняться незначительно. Но длительные периоды между интенсивными ливнями позволяют почве высыхать и становиться более плотной, уменьшая количество влаги, которую она может поглотить во время дождя.
На улице Ульяновской в Ташкенте
Мария
В школе №18 преподавал математику Алексей Алексеевич Каляев, Я потом училась у него в старших классах в школе № 47
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.