«Загрязнение воздуха и воды, эрозия почвы, опустынивание, а также бесконтрольное использование ископаемого топлива ведут к увеличению природных катастроф и серьёзному ущербу окружающей среде и здоровью населения», — отметил Президент страны.
Меры по снижению негативного воздействия транспортных средств на атмосферный воздух в Узбекистане
В Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан о мерах по снижению негативного воздействия транспортных средств на атмосферный воздух, принятое в марте 2024 года ( № 166) , в июле 2024 года внесены изменения. Приводим здесь постановление с корректировкой.
Указы Президента Республики Узбекистан от 30 октября 2019 года №ПФ-5863 «Об утверждении Концепции охраны окружающей среды Республики Узбекистан до 2030 года» и «О мерах по эффективной организации деятельности Министерства экологии» , Охрана окружающей среды и изменение климата» В целях обеспечения реализации решения, а также снижения негативного воздействия транспортных средств на окружающую среду в нашей стране, в том числе количества вредных выбросов в атмосферу, Кабинет Министров постановляет:
- Одобрить следующие предложения Министерства экологии, охраны окружающей среды и изменения климата Республики Узбекистан (далее – Министерство экологии), Министерства внутренних дел и Министерства транспорта:
См. предыдущее редактирование.
а) С 1 марта 2025 года поэтапно будет внедрена система «Экологический транспорт», которая предусматривает следующие меры по контролю за соблюдением допустимых норм (далее – нормативы) по вредному воздействию выбросов загрязняющих веществ всех категорий введение автотранспортных средств (далее — транспортные средства):
(В абзац первый подпункта «а» пункта 1 внесены изменения постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 июля 2024 года № 381 – Национальная база данных законодательной информации, 05.07.2024, №24.09.381/0474)
разделение регионов на «чистые», «средние» и «вредные» экологические зоны, обозначенные «зеленым», «желтым» и «красным» цветами, исходя из реальной экологической ситуации, связанной с атмосферным воздухом в них, на основе передового зарубежного опыта и инновационные технологии;
На основе системы автоматической оценки уровня соответствия транспортных средств нормативам транспортные средства классифицируются как «чистые», «средние» с цветами «зеленый», «желтый» и «красный» путем выдачи эко-наклеек, которые защищены от подделки и имеют электронный знак по результатам диагностической проверки и разделения на «вредные» экологические категории;
введение экологических компенсационных выплат для транспортных средств, экологическая категория которых не соответствует экологической зоне региона, либо ограничить или запретить их использование на территории соответствующих экологических зон.
б) Реализация системы «Экологический транспорт» в следующие этапы:
См. предыдущее редактирование.
на первом этапе (в 2025-2026 годах) — в городе Ташкенте;
(В абзац второй подпункта «б» пункта 1 внесены изменения постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 июля 2024 года № 381 – Национальная база данных законодательной информации, 05.07.2024, №24.09.381/0474)
на втором этапе (2026-2028 годы) — в городе Нукусе и областных центрах и при необходимости в отдельных экологических зонах (турбаза, заповедник, базы отдыха и лечения и т.д.);
на третьем этапе (2028–2030 гг.) — во всех остальных регионах;
в) установление мер ответственности за несоблюдение порядка использования транспортных средств, экологическая категория которых не соответствует экологической зоне региона, на территории экологических зон, а также целенаправленное направление штрафных средств на улучшение экологического состояния страны и защиту окружающей среды.
- Установить такой порядок, согласно которому:
См. предыдущее редактирование.
а) с 1 марта 2025 года во всех регионах республики определение уровня соответствия транспортных средств нормативам и выдача экологических наклеек по результатам будет осуществляться поэтапно в процессе регистрации и перерегистрации транспортных средств в подразделениях Государственной службы безопасности дорожного движения без взимания отдельной платы за эти услуги;
(подпункт «а» пункта 2 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 июля 2024 года № 381 – Национальная база данных законодательной информации, 05.07.2024, № 09/ 24.381.0474)
б) транспортные средства, не имеющие экологических наклеек, в случаях, кроме подпункта «а» настоящего пункта, должны пройти процедуру определения степени соответствия нормативам и выдачи экологических наклеек по результатам в Государственной службе безопасности дорожного движения, без взимания отдельной платы за данные услуги на следующих условиях:
До 1 января 2027 года – в Ташкенте;
До 1 января 2029 года — в городе Нукусе и областных центрах и в отдельных экологических зонах, разделенных на экологические зоны;
До 1 января 2031 года — во всех остальных регионах.
в) транспортным средствам, имеющим экологические наклейки, может быть добровольно переопределен уровень их соответствия нормативам и по результатам — порядок выдачи новых экологических наклеек в подразделениях Государственной службы безопасности дорожного движения один раз в год без взимания отдельной платы за эти услуги;
ж) электромобилям и электромотоциклам, а также другим видам транспортных средств, не выпускавшимся более трех лет, в режиме реального времени выдаются экологические наклейки, относящиеся к «зеленой» экологической категории, на основании заявок, направленных их владельцами через информационные системы онлайн, без диагностической проверки и с отправкой по почте, без взимания отдельной платы за данные услуги;
г) на территории всех экологических зон без каких-либо ограничений и запретов используются автомобили срочной и быстрой службы, а также общественный транспорт (кроме такси и маршрутных такси);
д) отдельные виды транспортных средств, экологическая категория которых не соответствует экологической зоне региона, могут временно использоваться на территории соответствующих экологических зон путем внесения экологических компенсационных выплат в порядке, установленном Кабинетом Министров.
- Следует отметить, что:
Определение границ экологических зон в регионах и их изменение осуществляются Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами города Ташкента и областей по представлению Министерства экологии;
Диагностический осмотр и определение соответствия транспортных средств нормативам осуществляет государственное унитарное предприятие МВД «Центр инновационных проектов и обслуживания населения»;
Проверка соответствия диагностических средств измерений осуществляется Государственным центром экологической сертификации и стандартизации при Минэкологии.
- В рамках эффективного внедрения системы «Экологический транспорт» следует поставить следующие задачи:
а) Министерству экологии:
автоматические станции контроля качества атмосферного воздуха «Автоматические станции контроля качества атмосферного воздуха. Общие технические условия» по национальному стандарту Узбекистана, закупка, монтаж, пусконаладка и техническое обслуживание на основании технических требований, утвержденных Министерством экологии. При этом приоритет при закупке автоматических станций контроля качества воздуха отдается продукции отечественного производства;
путем привлечения передовых иностранных специалистов и экспертов и применения инновационных технологий формировать и поддерживать динамическую электронную экологическую карту страны с общей информацией обо всех экологических зонах;
приобретение, установка, эксплуатация и техническое обслуживание средств автоматизированной фото- и видеофиксации и программного обеспечения к ним, направленных на выявление нарушений в сфере использования транспортных средств на территории экологических зон;
создать в своей организационной структуре центр мониторинга контроля за атмосферным воздухом и отдел административной практики для оформления правонарушений в сфере использования транспортных средств на территории экологических зон, а также обеспечить их всеми необходимыми материальными, техническими и программными средствами.
б) Министерству внутренних дел Республики Узбекистан:
Реконструкция и капитальный ремонт зданий и сооружений регистрационных подразделений Госавтоинспекции в соответствии с требованиями времени, создание диагностических центров, а также оснащение их необходимыми аппаратными и программными средствами;
В структуре ГУП «Центр инновационных проектов и сервисного обслуживания населения» введение государственных подразделений экологических операторов, занимающихся оказанием услуг по экологическому диагностическому осмотру транспортных средств; переподготовка и повышение их квалификации;
закупка, монтаж, пусконаладка и техническое обслуживание средств диагностического осмотра на базе системы автоматической оценки уровня соответствия транспортных средств нормативам;
приобретение заготовок экологических наклеек и специального полиграфического оборудования для их обработки и налаживание системы доставки наклеек владельцу транспортного средства по почте.
- Министерство экологии, Министерство внутренних дел Республики Узбекистан и Министерство транспорта:
См. предыдущее редактирование.
а) до 1 апреля 2025 года обеспечить взаимную интеграцию электронных информационных систем, внедряемых в рамках реализации настоящего решения;
(подпункт «а» пункта 5 в редакции постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 июля 2024 года №381 – Национальная база данных законодательной информации, 05.07.2024, №09/ 24.381.0474)
б) принять меры по привлечению частного сектора и инвестиционных фондов для эффективной реализации мер, предусмотренных пунктом 4 настоящего решения;
См. предыдущее редактирование.
в) до 1 января 2025 года внести проект постановления Правительства, которым предусмотрено:
(В абзац первый подпункта «в» пункта 2 внесены изменения постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 3 июля 2024 года № 381 – Национальная база данных законодательной информации, 05.07.2024, №24.09.381/0474)
порядок разделения регионов на экологические зоны исходя из реальной экологической ситуации с атмосферным воздухом в них, формирование и ведение динамической электронной экологической карты атмосферного воздуха;
порядок установки знаков, удобно информирующих население на территории экологических зон и при въездах в них, а также размещения информации на электронных площадках;
определение уровня соответствия транспортных средств нормативам, разделение их на экологические категории по результатам, указание образцов экологических наклеек и защитных элементов и выдачи экологических наклеек, а также механизмов ограничения или запрета использования транспортных средств на территории соответствующие экологические зоны;
перечень видов транспортных средств, которые могут временно использоваться на территории экологических зон на основании экологических компенсационных выплат, а также размеры экологических компенсационных выплат и порядок их взимания;
порядок выявления нарушений в сфере использования транспортных средств на территории экологических зон, составления административных протоколов, направления взысканных штрафов;
ж) до 1 декабря 2024 года внести законопроект об определении мер ответственности за несоблюдение порядка использования транспортных средств, экологическая категория которых не соответствует экологической зоне местности, на территории экологических зон;
г) совместно с соответствующими министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести предложения по внесению изменений и дополнений в законодательные документы, вытекающие из настоящего решения.
- Министерству экономики и финансов Республики Узбекистан о внедрении системы субсидирования населения по замене «вредных» транспортных средств на «чистые» и финансирования мер, основанных на современном подходе, направленных на охрану атмосферного воздуха и предотвращение его загрязнения. Внести предложение в Кабинет Министров.
- Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам города Ташкента и областей совместно с Министерством внутренних дел Республики Узбекистан внести обоснованные предложения по совершенствованию регистрационных подразделений Госавтоинспекции, в том числе выделение свободных земельных участков для увеличения их мощности.
- Министерству экологии совместно с соответствующими министерствами и ведомствами в течение двух месяцев согласовать принятые ими ведомственные документы с настоящим решением.
- Контроль за выполнением настоящего решения возложен на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан А.Ж.Раматова, министра экологии, охраны окружающей среды и изменения климата А.А. Абдухакимова, министра внутренних дел П.Р. Бободжонова и министра транспорта И.Р.Махкамова.
====================================
К сведению читателей. Этот законодательный акт, утвержденный премьер-министром страны и размещенный на сайте Минюста, переведен с помощью онлайн переводчика.
На SREDA.UZ фото Наталии Шулепиной
Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Воздух
Воздушные ветроэнергетические системы производят энергию, которую можно использовать напрямую, хранить в батареях или отправлять в сеть.
На этом снимке утро в выходной. В будние дни воздух загрязнен еще сильнее, чем в выходные. Ташкент входит в десятку и даже в тройку анти-лидеров загрязнения на планете. И это не повод для гордости.
Канал Анхор в Ташкенте — одно из главных его украшений. Конечно, это не главная его функция. Он несет воды из реки Чирчик для поливов сельхозугодий. А еще дарит людям свежий воздух, снимает стресс, смягчает летнюю жару. Деревья вдоль канала создают природный микроклимат. Смотрим несколько осенних фото.
Бетон отвечает за большой процент выбросов углерода. Альтернативы появляются, но бюрократия стоит на пути. Об этом сообщает Bloomberg.
Из Балыккуля мы планировали уехать на автобусе в Нанай. Но автобус отменен. И на такси нас туда тоже никто не довезет. Проезд закрыт. Вернемся в Чартак. Оттуда до Наная есть другой маршрут. Путешествие из Ташкента по Наманганской области продолжается.
Парламентарии Казахстана ратифицировали Соглашение между правительствами Казахстана и Узбекистана о сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей среды.
В мире попасть на верхние позиции в рейтинге «зеленых городов» — большая честь и достижение. Попытка определить в Узбекистане самые экологически устойчивые столкнулась с рядом трудностей, включая сбор данных.
Кто-нибудь фиксирует загрязнения атмосферного воздуха, меры к предприятиям-загрязнителям принимает? Предприятия озабочены сокращением выбросов? В Конституции Узбекистана говорится о праве на благоприятную окружающую среду.
Много сомнений по сжиганию медицинских отходов на территории государственных клиник за счет иностранных инвестиций. Риски велики. Решается ли при этом проблема утилизации медицинских отходов?
На улице Ульяновской в Ташкенте
Мария
В школе №18 преподавал математику Алексей Алексеевич Каляев, Я потом училась у него в старших классах в школе № 47
УЗБЕКСКАЯ СОЛОДКА
класс
Ноябрьские сюжеты в Ташкенте. Фото на ходу
Ангелина Борисовна Однолько
Наталья! Вы -прекрасный фотограф. Но давно убедилась, что фотография - не документ. Взять метр вправо -налево - и будет совершенно другой вид.
Ташкентцы хотят знать причины загрязнения воздуха и поименно загрязнителей
Бобоева Д
Хочется верить, что Фуркат Махмудходжаев-единственный человек в хокимияте, который хоть что-то но делает, выполнит это обещание. Верим, потому что надежда умирает последней, что будут не только следить, но и стараться улучшить качество воздуха в Ташкенте.
Растерзание природы близ Гиссарского заповедника
Однолько Ангелина
Какая грандиозная работа автора! Сколько дорог пройдено. Сколько документов изучено. Сколько проведено переговоров. Если трудно нам, привыкшим к чтению сложных текстов, осознать грандиозность строительства, масштаб денежных вложений, ущерб природно-охранной зоне, то каково местным жителям? Они не знают каким бумагам верить, как отстаивать свои интересы. На примере нового лыжного курорта Амирсай мы видим проблемы такого строительства: непродуманная канализация, отсутствие пешеходных прогулочных троп, отсутствие озеленения территории. Для лыжных трасс перерыты горы, и это совершенно не украшает летний пейзаж. А лето у нас все-таки большую часть года. Не повториться ли все это в Гиссаре?
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
admin
Ваш вопрос не по адресу.
Артемия Аральского моря, чего от нее ждать?
Дима
Кто продаёт артемию ищу поставщика
Исполнилось 85 лет со дня рождения народного поэта Узбекистана Александра Файнберга
Ангелина Борисовна Однолько
Спасибо за подборку. Поистине! Большое видится на расстоянии
Полив деревьев на яккабагской трассе и перспективы паспортизации деревьев в Узбекистане
Ангелина Борисовна Однолько
Недавно путешествовала из Ташкента через перевал в Ферганские долину. Таких сооружений для полива вдоль трассы много. Но и засохших посадок тоже не мало. Видно, что для отчета все сделано. Но ежедневного надзора нет. Остается только удивляться, сколько труда пропадает зря. Что касается мониторинга деревьев в Ташкенте, то не определено или по крайней мере не обнародовано участие махалинских комитетов в этом процессе. Странная ситуация: землю распределяет Хокимият, а махалинским комитетам остается разводить руками, обнаружив на месте деревьев новое сооружение, которое по документам числится туалетом, а на деле оказывается коммерческим объектом. С каждым годом асвальта возле наших домов становиться больше , газонов и деревьев меньше. Большинство чиновников живет в своих домах за городом и ситуацию не ощущают.
Прокладка «секретной дороги» в Угам-Чаткальском национальном парке
Анвар Ходжаниязов
Этот человек который стоит за этой дорогой имеет высоких покровителей. Без них никто на такое не отважется.