Более 90 лет на скальных выступах левого борта ледника Федченко на высоте 4169 метров стоит гидрометеорологическая станция имени академика Горбунова, открытая 7 августа 1933 года. Об истории создания самой высокогорной станции СССР рассказывают журналисты Asia-Plus.
Меры по внедрению национальной системы прозрачности при переходе на «зеленую» экономику в Узбекистане
Парижским соглашением об изменении климата предусмотрено «налаживание усовершенствованной системы прозрачности в целях оценки на постоянной основе результатов, достигнутых странами в сокращении выбросов парниковых газов и противодействии изменению климата за счет принятия мер по смягчению влияния и адаптации к изменению климата».
В Узбекистане создание и развитие системы прозрачности по мониторингу, отчетности и верификации выбросов парниковых газов в национальном масштабе предусмотрено Постановлением Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2022 года №ПП-436 «О мерах по повышению эффективности реформ, направленных на переход Республики Узбекистан на «зеленую» экономику до 2030 года».
Концепция внедрения национальной системы прозрачности при переходе на «зеленую» экономику в Республике Узбекистан разработана Министерством экономики и финансов совместно с Министерством экологии, охраны окружающей среды и изменения климата, а также другими заинтересованными министерствами и ведомствами.
Порядок реализации Концепции определен в Постановлении Президента Узбекистана Х-ПП213 от 5 июня 2024 года.
В Постановлении, в частности, сказано:
Кабинету Министров в недельный срок утвердить Концепцию внедрения национальной системы прозрачности при переходе на «зеленую» экономику в Республике Узбекистан.
Установить порядок, в соответствии с которым в рамках национальной системы прозрачности при переходе на «зеленую» экономику в Республике Узбекистан (далее — Национальная система прозрачности):
- Министерство экономики и финансов определяется национальным органом Национальной системы прозрачности и осуществляет следующие задачи:
эффективную организацию и координацию совместно с Минэкологии деятельности Министерства энергетики, Министерства сельского хозяйства и Министерства инвестиций, промышленности и торговли (далее — отраслевые координаторы);
определение каждые 5 лет начиная с 2025 года национальных обязательств по снижению последствий изменения климата на основе оценки экономического и социального воздействия в рамках Парижского соглашения;
осуществление контроля за полнотой, достоверностью и качеством сведений, представленных в соответствии с требованиями системы прозрачности по мониторингу, отчетности и верификации выбросов парниковых газов (далее — система MRV);
координацию и регулирование сокращения выбросов парниковых газов в отраслях экономики, в том числе промышленности;
разработку, внедрение и ведение системы MRV, включая разработку и внедрение онлайн-платформы поддержки элементов отчетности системы MRV;
внедрение национального реестра сокращения выбросов парниковых газов, координацию реализации сокращенных парниковых газов на национальном и международном уровнях, обеспечение исполнения международных обязательств, принимая во внимание в первую очередь национальные интересы;
- Минэкологии осуществляет следующие задачи:
подготовку совместно с Министерством экономики и финансов Национального отчета по инвентаризации парниковых газов в рамках Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, интеграцию утвержденного отчета с Национальным сообщением об изменении климата и двухгодичными отчетами о прозрачности;
подготовку в соответствии с национальными потребностями, возможностями и процедурами и представление официальных отчетов в Секретариат Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата по согласованию с Министерством экономики и финансов;
управление и охрану охраняемых природных территорий, расширение лесного фонда, сбор и обработку сведений о поглощении парниковых газов по факторам создания и восстановления древесных насаждений;
- отраслевые координаторы совместно с Минэкологии, Министерством экономики и финансов, а также другими министерствами, ведомствами и организациями осуществляют следующие задачи:
участие в сборе, обработке, обеспечении прозрачности и интеграции сведений о парниковых газах по отрасли с другими сведениями, а также в подготовке отчета по инвентаризации;
проведение инвентаризации выбросов парниковых газов в отрасли, представление сведений, собранных и обработанных по результатам инвентаризации, в Национальный орган, а также обеспечение периодического размещения этих сведений на онлайн-платформе «Зеленая» экономика.
На Межведомственный совет по координации мер по переходу на «зеленую» экономику в Республике Узбекистан возложены дополнительные задачи по инвентаризации парниковых газов: утверждение отчета по инвентаризации парниковых газов; утверждение и регулярное обновление внутренних правил системы инвентаризации; осуществление координации деятельности по снижению выбросов парниковых газов; принятие мер по повышению потенциала участников системы инвентаризации. Внесены изменения в состав Межведомственного совета, утвержденного постановлением Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2022 года № ПП-436.
Министерству экономики и финансов совместно с Минэкологии, а также заинтересованными министерствами и ведомствами предложено обеспечить: в срок до 1 декабря 2024 года запуск онлайн-платформы Национальной системы прозрачности (далее — онлайн-платформа) и ее интеграцию с онлайн-платформой «Зеленая» экономика; в срок до 1 января 2025 года проведение в порядке эксперимента инвентаризации выбросов парниковых газов в определенных отраслях, регионах и на предприятиях.
Центр проектов «зеленой» экономики при Министерстве экономики и финансов координирует функционирование онлайн-платформы. В трехмесячный срок после запуска онлайн-платформы проекта предусмотрено внесение в Кабинет Министров нормативно-правового акта о внедрении системы MRV.
Минэкологии и Агентству гидрометеорологической службы предложено в двухмесячный срок представить в Министерство экономики и финансов подробные сведения о выбросах парниковых газов в разрезе 1990-2023 годов в целях обеспечения эффективного запуска онлайн- платформы; в трехмесячный срок совместно с Министерством экономики и финансов обеспечить размещение на онлайн-платформе подробных сведений о выбросах парниковых газов.
Минэкологии совместно с Министерством экономики и финансов и Министерством энергетики в трехмесячный срок разработать и утвердить методические пособия (указания) по определению объема выбросов парниковых газов, косвенно образующихся от энергоресурсов, а также расчету объема выбросов парниковых газов хозяйствующими субъектами.
С полным текстом Постановления можно ознакомиться на сайте Министерства юстиции lex.uz
======================
SREDA.UZ
На сайте sreda.uz рисуют дети Ташкента
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Климат
В Бухару едем для изучения проблем питьевого водоснабжения. Из Ташкента мы прилетаем рано утром. Перед посадкой разглядываем теплицы, трубы теплоцентрали, дороги…
Сделка по продаже береговых участков Чарвакского водохранилища поставила «на уши», пожалуй, весь Ташкент. Официально — не продажа, а развитие международного туризма. На словах: никакого строительства до заключения экологической экспертизы. По факту: иное.
Предлагаемая читателям информация из международных источников не имеет прямого отношения к Узбекистану и региону Центральной Азии. Но заставляет задуматься, не слишком ли беспечно чиновники распоряжаются источниками питьевого водоснабжения. Как аукнется?
Данные бассейновых водохозяйственных объединений «Амударья» и «Сырдарья» проанализированы в НИЦ МКВК и обобщены. Для оперативного оповещения опубликованы в еженедельном бюллетене.
Мы пройдем вдоль небольшого участка Аму-Бухарского канала: от моста на трассе между Бухарой и Караулбазаром вверх по течению параллельно ограждению питомника «Джейран».
Впервые с 2006 г. все основные источники энергии — как возобновляемые, так и ископаемые виды топлива — достигли рекордных уровней потребления.
Проект анонсируется как имеющий большой потенциал для создания новых рабочих мест, стимулирования местного производства и активизации экономической деятельности в районах размещения малых ГЭС. ВБ выделит Узбекистану льготный кредит в 150 миллионов долларов.
Источник данных – БВО «Амударья», аналитическая обработка — НИЦ МКВК. Как сообщается в бюллетене МКВК, данные представлены с целью оперативного оповещения и могут быть впоследствии уточнены.
Углеродный след разных запросов к искусственному интеллекту может отличаться в 50 раз. Объем выбросов зависит от модели, темы запроса и пользователя. Новое исследование сравнило экологический вред 14 нейросетей в разных режимах работы.
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки
Бухара и Бухарский район: что нового в водоснабжении?
Наталья Вишневская
Наталия, спасибо Вам за интересный, познавательный материал. Читала с интересом, мне это знакомо. Совсем недавно мы были в Бухаре в рамках проекта Всемирного банка по реконструкции теплоснабжения и повышения энергоэффективности многоквартирных домов, проводили пресс- конференцию. Надеюсь и верю, что проект по улучшению водоснабжения достигнет положительных результатов, бухарцы этого достойны. Каждый проект, который приходит в страну, ставит перед собой глобальные задачи и широкомасштабное информирование граждан просто необходимо. Люди должны понимать, какие преобразования их коснутся, и работать в едином тандеме со всеми участниками проекта, как с исполнителями, так и с благополучателями.
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Guljakhon Amanova
Краткий правовой анализ ключевых моментов Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан №490 от 2 августа 2025 года по проекту Sea Breeze Uzbekistan (https://lex.uz/ru/pdfs/7661949#): Проект #SeaBreezeUzbekistan 1. Отсутствие экологических гарантий Ключевая проблема: Постановление №490 утверждает реализацию крупного инвестиционного проекта — туристско-рекреационного комплекса стоимостью $1,5 млрд на территории более 2 000 гектаров (пункты 1 и 4) — без упоминания оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), природоохранных обязательств или ссылки на экологические законы. Само принятие такого подзаконного акта противоречит основному закону - Конституции РУз, ст. 49, устанавливающей, что: «Государство создает условия для осуществления общественного контроля в области градостроительной деятельности в целях обеспечения экологических прав граждан и недопущения вредного воздействия на окружающую среду.» Игнорирование национальных и международных стандартов: Не взят во внимание Закон Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе», который хотя и вступит в силу 25.08.2025 г, но был принят уже в феврале этого года; Не указано обязательство по проведению ОВОС, несмотря на потенциальное значительное влияние на природу и климат, и продолжающиеся требования активистов провести такую полномасштабную экспертизу. Несоответствие #международным правовым обязательствам #Узбекистана: ✅ Принцип 17 #Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992 г.), который стал частью обычного международного права (customary international law): Обязывает проводить оценку воздействия на окружающую среду для проектов с потенциальным серьёзным экологическим воздействием. ✅ Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (#Орхусская конвенция,1998 г.) (ратифицирована Узбекистаном в марте 2025 г, вступила в силу - в июне 2025 https://lex.uz/ru/docs/7424711): Гарантирует право граждан на доступ к экологической информации и участие в принятии решений, затрагивающих окружающую среду (https://unece.org/DAM/env/pp/documents/cep43r.pdf). ✅ Замечание общего порядка №36 (2019 г.) Комитета ООН по правам человека к статье 6 Международного пакта о гражданских и политических правах: Признаёт обязанность государств защищать #право на #жизнь от экологической деградации (пункты 26 и 62). А ведь в соответствии со ст. 15 Конституции: Международные договоры Республики Узбекистан наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы Республики Узбекистан. Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом Республики Узбекистан, то применяются правила международного договора Республики Узбекистан. 2. Риски принудительных выселений и отсутствие гарантий жилищных прав Проблемные положения Постановления №490: ⚠️ П. 6(а): требует прекращения прав землепользования и регистрации участков как «свободных» для передачи инвестору; ⚠️ Последнее предложение п. 6: обязывает инвестора перечислить $5 млн в бюджет Ташкентской области для компенсации, но без гарантии, что пострадавшие получат её напрямую и в полном объёме, и что компенсация будет адекватной; ⚠️ П. 8(а): классифицирует проект как «социально значимый», создавая основания для возможного принудительного изъятия земли под видом общественного интереса. Несоответствие международным стандартам жилищных прав: ✅ Статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП): Закрепляет право каждого на достаточный уровень жизни, включая право на жильё. ✅ Замечание общего порядка №7 (1997 г.) Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам к статье 11 МПЭСКП: п. 13 — выселения недопустимы без адекватного уведомления, консультаций и правовых гарантий; п. 15 — выселения не должны приводить к бездомности или уязвимости. ✅ Основные принципы и руководящие положения по выселениям, связанным с развитием (Приложение к Докладу Специального докладчика ООН по вопросу о праве на жилище, документ A/HRC/4/18, 2007 г.): Требуют проведения #предварительных оценок последствий, раскрытия информации, индивидуальных компенсаций и правовых механизмов защиты. 3. Выводы и рекомендации ‼️ Постановление №490 позволяет реализовать крупный инвестиционный проект в обход базовых норм по защите прав человека и окружающей среды: Не требует экологической экспертизы и оценки воздействия; Не гарантирует справедливую, прямую компенсацию пострадавшим; Не предусматривает механизмов обжалования и правовой защиты; Использует термин «социально значимый» для оправдания коммерческого проекта. ⚠️ Это может привести к нарушениям международных обязательств Узбекистана в рамках МПЭСКП, МПГПП, Орхусской конвенции и Принципа 17 Декларации Рио, который стал частью обычного международного права (customary international law). Рекомендуемые неотложные меры: ⛔ Приостановить реализацию Постановления №490 до: Проведения независимой экологической экспертизы и оценки воздействия на жилищные права. Внести поправки в Постановление: Включить обязательность соблюдения Закона об экологической экспертизе (2025); Гарантировать индивидуальные компенсации и правовую помощь пострадавшим; Обеспечить прозрачные общественные консультации до отчуждения земель. ⚖️ Обеспечить судебный контроль за процедурами выселения и компенсации: Гарантировать пострадавшим доступ к эффективным средствам правовой защиты. ✊ Уважение к #ПравамЧеловека и #защите #окружающей среды должно стать основой любого инвестиционного проекта — даже самого амбициозного. unece.org
Двойные стандарты, неприемлемые для Чарвакского водохранилища и окрестностей
Galina Fimasobak
Чарвак - это не про собственность, не про деньги, Чарвак - это про единственный источник питьевой воды. Хотя не все так думают. Бизнесмены считают что все имеет свою цену, и все можно купить. Например, можно купить чью-то почку или сердце. В данном случае- это наши почки и наше сердце. Потому что речь о том, что мы будем пить, с какими примесями. А деньги получит кто-то другой. Не стоит уповать на очистные сооружения. На Байкале много лет работал целлюлозный комбинат, но его закрыли в 2013 году. Потому что он загадил озеро. Хотя там были очистные сооружения. Заметьте, сколько в том регионе источников пресной воды. И все равно вынуждены были закрыть комбинат! А у нас единственная речушка Чирчик и единственное водохранилище, которое ставится сейчас под угрозу!
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Gulsara Shermatova
Опять есть ТРЕБОВАНИЯ, а выполнения не будет по Чарваку тоже. Минэкологии нужно разогнать, зарплату за годы невыполнения обязательств заставить вернуть в бюджет. Это Министерство не охраняет даже стратегически важные объекты! Надо же оправдывать строительство пляжей на водохранилище- единственном источнике питьевой воды!
Полувековой юбилей Зарафшанского национального природного парка с непростой историей
Однолько Ангелина
Будем надеяться, что на охраняемой территории не будет допущено строительство никаких гостевых домиков и гостиниц. И огромная благодарность сотрудникам заповедной зоны и общественности Самарканда за труд и бдительность.
В Узбекистане — чилля. Установилась жара плюс 40-42 градуса. В пустынных регионах градусы выше
вован1
Побольше бы таких качественных репортажей
ГИССАРСКАЯ БАЛЛАДА
Каримов Р
И ещё самое главное. Среди красот этих гор в отдаленных кишлаках живут люди, не испорченные благами цивилизации. Очень простые и гостеприимные люди
Яллама — озеро в песчаном карьере
admin
Несколько групп в фэйсбуке организуют выезды на Ялламу.
Яллама — озеро в песчаном карьере
Анна
Как попасть на это прекрасное озеро? Спасибо