Труба кирпичного завода — заметный ориентир. Проезжая по Бухарскому району, минуем его, а там уж и до узла распределения воды «Зарафшон» рукой подать. Чем примечателен объект? Ему без малого сто лет, веден в эксплуатацию в 1927 году. Будет реконструирован и модернизирован.
Саженцы для садов в буферной зоне Гиссарского заповедника и в Джизакской степи
Выехав из Ташкента, мы миновали реку Сырдарью. За Самаркандом по серпантину поднялись на Китабский перевал. За Шахрисабзом остановились передохнуть в городке Яккабаг. Отсюда отправились в буферную зону Гиссарского заповедника в кишлак Калтакул. И это только начало маршрута, в котором обозначены проектные сады. Они и есть цель поездки. Следующий отрезок — вверх по реке Аксу до горного Гилана. Далее — спуск в Джизакскую степь. Посаженные два года назад саженцы прижились?
Проекты, о которых речь, начаты в 2022 году. Их поддержал международный партнерский фонд критически важных экосистем CEPF (Critical Ecosystem Partnership Fund). Но узбекистанцы участвуют в программе CEPF с 2020 года. Тогда партнерский фонд объявил программу по сохранению ключевых территорий биоразнообразия в горных регионах Центральной Азии. Сперва состоялся первый конкурс заявок, затем еще. В 2022-м несколько заявок узбекистанцев получили малые гранты на посадку садов.
Автору этих строк довелось поучаствовать в мониторинговых поездках дважды: осенью 2023 года в буферную зону Гиссарского заповедника, весной в 2024-м — в Джизакскую степь и буферную зону Нуратинского заповедника (см. Новые сады в буферной зоне Гиссарского заповедника — Гилан (1 часть), Новые сады в буферной зоне Гиссарского заповедника — Тамшуш (2 часть), Питомники для фаришских кишлаков).
На этот раз едем из райцентра Яккабаг в буферную зону Кызылсуйского участка Гиссарского заповедника, в кишлак Калтакул.
Калтакул по-таджикски означает «ящерица». Ящериц мы не увидели, как ни всматривались. Все же осень. Но летом для рептилий в этих краях точно раздолье.
Постепенно набираем высоту. В нашей команде — научный сотрудник Гиссарского заповедника Толмас Аромов, координатор проектов CEPF в Узбекистане Александр Григорьянц и я, ведущая экологический блог Sreda.uz.
Черные россыпи! Они — неожиданность, хоть и приходилось слышать про месторождение угля «Терекли» в Яккабагском районе Кашкадарьинской области. Очевидно, проезжаем мимо его «склада». У дороги добытый уголь для удобства вывоза накапливается. Местные жители пользуются. У них нет альтернатив, когда идут разговоры в связи с изменением климата, что уголь — плохо и от него надо отказаться. Без угля зиму в горах, а она затяжная, не пережить.
В пути отмечаем, что на склонах строятся дома. Какие-то саженцы у новоселов приживаются, какие-то нет. Посадки отгораживают, чтобы до них скот не добрался. Бетонная ограда — это круто. В рамках проекта его участникам для ограждения участков закупалась сетка рабица. Так, если сад в «чистом поле» и на дворовом участке. В Калтакуле — на дворовом. Мы приехали.
Кишлак находится на высоте плюс-минус 1680 метров над уровнем моря. От него недалеко до Кызылсуйского участка заповедника. Вход на охраняемую природную территорию и какая-либо деятельность в нем законодательно запрещены. Впрочем, в буферной зоне природа мало отличается от заповедной.
А в кишлаках течет обычная жизнь.
Заходим во двор. Здесь живет участник проекта Шерали Олимов и его семья. С Шерали не встретимся — он занят по работе. Но Толмаса хозяйки знают, и нам, приезжим издалека, рады. «Сад — это здорово!» — говорит старшая в семье Зухра-момо. Когда-то сама сажала сад у дома. Деревья выросли и плодоносят. Зухра-момо обещает показать проектные саженцы, для которых выделены свободные участки. Еще шутит, что надо позвать и показать ее одиннадцать невесток. Как и сыновьями, она ими гордится.
Идем в сад. Сорта яблонь из самаркандского питомника — крипсон и голден. Рассажены двести малолеток. Почти все прижились, и даже на некоторых уродилось по яблоку.
В саду собралась небольшая часть семьи: одна невестка и трое внучат.
Вон как выросли деревья! Что с ними будет дальше? Это важный вопрос в проекте. По его условиям половина подросших деревьев останется в саду Олимовых, а другую половину следует подарить малоимущим соседям.
Какой должна быть процедура дарения? С каждым новым владельцем надо обязательно составить договор. В нем указать сколько деревьев, сорта, адреса. Типовой бланк имеется. В общем, итог полагается задокументировать.
От проекта и себе, и людям польза. Он — пилотный. Но и без сложной бухгалтерии ясно, что чем больше урожаи плодовых и доходы в семьях — легче жить. В горах вести домохозяйство сложнее, чем в городе. Водопровода нет. Газ привозной, в баллонах. Зима длинная, угля и дров надо заготовить, чтоб хватило до весны. Кстати, после обрезки взрослых деревьев как раз и собираются ветки для растопки. Есть польза и для заповедника. Чем зеленее в буферной зоне, тем лучше. Не зря же поселок называется «Ящерица». Биоразнообразие вокруг.
Зухра-момо на прощание желает нам хорошей дороги. Дорога предстоит и впрямь длинная и извилистая. Спуск — до Шахрисабза, чтобы оттуда подняться до Гиссаракской плотины и водохранилища. И дальше подъем в горы.
Наталия ШУЛЕПИНА
SREDA.UZ
Продолжение следует см. дорога в Гилан
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Репортер.uz
В Бухару едем для изучения проблем питьевого водоснабжения. Из Ташкента мы прилетаем рано утром. Перед посадкой разглядываем теплицы, трубы теплоцентрали, дороги…
Сделка по продаже береговых участков Чарвакского водохранилища поставила «на уши», пожалуй, весь Ташкент. Официально — не продажа, а развитие международного туризма. На словах: никакого строительства до заключения экологической экспертизы. По факту: иное.
Мы пройдем вдоль небольшого участка Аму-Бухарского канала: от моста на трассе между Бухарой и Караулбазаром вверх по течению параллельно ограждению питомника «Джейран».
Мы снова в Бухаре. Чем-то удивимся, над чем-то улыбнемся, чему-то даже ужаснемся. И, наконец, восхитимся.
Мутное утро такое — с воздухом, пропитанным дымом, гарью, пылью. В воздушном коктейле непонятно, какого ингредиента больше. Над Ташкентом воздушные массы непробиваемы и непродуваемы.
Далеко не все фотографии, которые сделаны в журналистских командировках, удается включить в репортажи. Время от времени я открываю в компьютере ту или иную папку из поездок, рассматриваю фото, вглядываюсь в лица.
Как чувствуют себя памирские ледники и амударьинские тугаи в эпоху активного вмешательства человека в природу? На эти вопросы предстоит ответить исследователям из стран, откуда сток, и стран, где он «рассеивается». Здесь: про Памир и «Тигровую балку».
В столице открылась Международная выставка экологических технологий Eco Expo Central Asia 2025. Смотрим фоторепортаж.
Водный форум состоялся накануне Международной встречи в Душанбе по ледникам. Тема форума: «Усиление трансграничного сотрудничества во имя водной и климатической устойчивости в бассейнах Центральной Азии, зависящих от ледников». Итак, май 2025-го.
Полувековой юбилей Зарафшанского национального природного парка с непростой историей
Однолько Ангелина
Будем надеяться, что на охраняемой территории не будет допущено строительство никаких гостевых домиков и гостиниц. И огромная благодарность сотрудникам заповедной зоны и общественности Самарканда за труд и бдительность.
В Узбекистане — чилля. Установилась жара плюс 40-42 градуса. В пустынных регионах градусы выше
вован1
Побольше бы таких качественных репортажей
ГИССАРСКАЯ БАЛЛАДА
Каримов Р
И ещё самое главное. Среди красот этих гор в отдаленных кишлаках живут люди, не испорченные благами цивилизации. Очень простые и гостеприимные люди
Яллама — озеро в песчаном карьере
admin
Несколько групп в фэйсбуке организуют выезды на Ялламу.
Яллама — озеро в песчаном карьере
Анна
Как попасть на это прекрасное озеро? Спасибо
Закройте окна мутным утром
Комментарии из Фэйсбука
Vlad Zamanov: Воздух в столице ниже плинтуса, следующая на очереди питьевая вода. Роза ветров, продуваемость, понижение температуры зелеными насаждениями- теперь это архаизмы из прошлого, стоит лишь только ностальгировать. * * * Тамара Санаева: Этот запах гари в районе ТТЗ держался до 22 часов, потом слегка повеяло свежим воздухом. Вот вам и "гуляйте на свежем воздухе". Чем мы дышим? Какие последствия вызывает этот "свежий воздух" для здоровья горожан? Наверное, многие ощутили это на себе: частые ОРВИ, бронхиты, сердечно-сосудистые проблемы и т.д. * * * Николай Хан: Мухи исчезли... Это что-ж такое в воздухе? * * * Оксана Мельник: Я думала, что я одна заметила, что мух нет. У нас дом старого образца, толстые стены и каждое лето большие мухи прятались от жары в подъезде. В этом году нет ни одной. И возле мусорки нет.
ЮНЕСКО: будущее Западного Тянь-Шаня под угрозой из-за проектов ГЭС
Комментарии из Телеграмм-канала sreda.uz:
Тимур, Проект: А экологические последствия считал кто-нибудь? * * * Наталия: Так в том-то и дело, что цену рек никто не считал. Как аукнется? * * * Валентина: Уже писали в СМИ, что и экономически, и экологически невыгодно строительство малых ГЭС. Кредиты, без сомнения, освоят... Кто будет отдавать??? * * * Ded Pihto: Малые ГЭС работают корректно на перепадах от трех метров и выше. Для выработки энергии более 300кВт перепад нужен уже 6-8 метров. Часть каналов у нас зимой перекрыто - и выработка не ведется. Срок окупаемости увеличивается. Туда же ещё и проблема, что в часть каналов вода подаётся электронасосами. И если поставить на эти каналы ГЭС, то скорость течения будет снижаться и соответственно будет расти расход энергии. Предыдущая попытка выделить 150 площадок закончилась штучным вводом в эксплуатацию. * * * Наталия: Спасибо за комментарии. Проблема понятнее. * * * Ded Pihto Всегда рад помочь.
Что может гореть в пустыне?
Комментарии из Телеграмм-канала sreda.uz:
- Z A: Это газовое месторождение по среди пустыни. Я почти рядом проезжал от этого факела. - Anna Тен: Мы такое видели около Талимаржана лет шесть назад. Нам сказали, что в газовых трубах, которые идут с места добычи, оседает мазут и что так очищают трубы газовые от него. Не знаю, это правда или нет. - Наталия Шулепина: Спасибо, теперь понятнее. Факел не виден. Вот около экоцентра Джейран, там факелы видно. Здесь просто дым. - Хасанов: Газовые трубы очищают, а мазут - в окружающую среду?! Дешево и сердито?!
Рассеивание водного стока от памирских высот до амударьинских тугаев
Спасибо, Наташа! Как всегда, отличный познавательный репортаж с фотографиями. с уважением, Муазама Бурханова
Туркменский опыт: сады и теплицы на неудобьях. Фисташка
Евгений
Хотелось бы увидеть обзорный репортаж о берегах Аму-Дарьи , фото , рассказ о поселения людей, их хоз.деятельности