НЕ РАСТЕРЯТЬ БЫ ЗЕЛЕНЬ ЛЕТА

НЕ РАСТЕРЯТЬ БЫ ЗЕЛЕНЬ ЛЕТАНаша республика небогата лесами, не хватает деловой древесины. Вот и находятся \»предприимчивые люди\», которые ради сиюминутной выгоды ступают на тропу нарушения закона. Браконьеров-рубщиков из разных регионов республики интересуют деревья, пригодные на стройматериалы.
«Новый век», 24.6.2010г.НЕ РАСТЕРЯТЬ БЫ ЗЕЛЕНЬ ЛЕТАНаша республика небогата лесами, не хватает деловой древесины. Вот и находятся \»предприимчивые люди\», которые ради сиюминутной выгоды ступают на тропу нарушения закона. Браконьеров-рубщиков из разных регионов республики интересуют деревья, пригодные на стройматериалы.

То, что зеленые насаждения — это легкие города, мы знаем с юных лет. И поэтому справедливо возмущаемся, когда, благодаря нещадно вырубленным и обрезанным деревьям, в городские квартиры, в школы, детские сады и в учреждения проникают палящие лучи солнца, шум, пыль и загрязненный воздух.

Трудно поверить, что некоторые наши сограждане не знают о том, что по всей территории республики запрещены cамостоятельные вырубки и подрезки деревьев (см. постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 293 от 27 июля 1995г. и распоряжение хокимиата Ташкента № 112 от 22 марта 1994г.). Ответственность за сохранность зеленых насаждений возложена на управления благоустройства хокимиятов. А ретивые дровосеки, пойманные на месте преступления, подпадают под ст.198 гл. ХIV Уголовного кодекса и ст. 162 гл. УШ Административного кодекса республики.

Казалось бы, все задумано во благо человека и для сохранения окружающей его среды, однако на деле получается все несколько иначе. Многих ташкентцев возмущает, когда производятся несанкционированная рубка деревьев и обрезка ветвей на улицах города, особенно ночью. При этом внезапная экзекуция над \»зеленым другом\» сопровождается неприятными шумовыми эффектами — от визга бензопилы и грохота тяжело падающих ветвей до бойкой ненормативной лексики дровосеков и заказчиков. Но управленцы в это время суток, как правило, спят.

Может быть, сумму штрафов увеличить? Но, к сожалению, даже самые большие штрафы не останавливают нарушителей, в списках которых нынче значатся ну очень серьезные граждане, в том числе педагоги — воспитатели. Безусловно, все разумное, доброе и вечное, посеянное ими, бледнеет перед вредом, нанесенным городской природе. Ведь только в этом году среди привлеченных к ответственности — руководство детского сада №145 в Мирзо-Улугбекском районе, оштрафованное на 22 млн. сумов, житель ул. Курувчи, спиливший 5 ясеней — на 28 млн. сумов и т.д.

Деятельность сотрудников ташкентского комитета по охране природы разнообразна — от защиты простого деревца, или кустарников, растущих на обочине дороги, до редких представителей флоры и фауны, занесенных в Красную книгу республики. Четыре штатных инспектора высокой квалификации осуществляют постоянный контроль за вырубкой старых, засохших деревьев и кустарников, чтобы никто без разрешения не срубил ни единого насаждения. Работа у инспекторов кропотливая и очень нервная, потому что ее результаты зачастую становятся предметом разбирательства в судах.

Заместитель председателя ташкентского городского комитета по охране природы А.Мустафин, отмечает, что \»…несмотря на то, что для рубки любого дерева необходимо собрать много бумаг с заключениями и подписями специалистов, нарушителей, к сожалению, это не останавливает. Так, в 2009 г. ущерб от вырубки деревьев составил 232 млн. сумов, а за первый квартал этого года — 90 млн. сумов. Все средства, взысканные в качестве штрафов, поступили в государственную казну.

НЕ РАСТЕРЯТЬ БЫ ЗЕЛЕНЬ ЛЕТА— Артур Айратович, кто же несет ответственность за \»зеленый наряд\» столицы, за ее здоровые легкие?

— Ночные вырубки и обрезки деревьев на улицах столицы категорически запрещены. Если они производятся, то незаконно, просто воровским способом. Мы разбираемся с каждым таким случаем. Принимаем меры. Совместно с работниками ГАИ по номерам автомобилей мы устанавливаем рубщиков и передаем дела в хозяйственные суды. Для любого нарушителя судебная ответственность наступает, если сумма причиненного ущерба составляет более 100 минимальных размеров заработной платы. При этом материалы передаются в прокуратуру для возбуждения уголовного дела по ст.198 Уголовного кодекса РУз. Сегодня, в основном, охотятся за деревьями с мощными стволами. Большим спросом у браконьеров пользуются чинары до 115-120 сантиметров в диаметре.

В наших краях крепки народные традиции. Часто в честь рождения сына — наследника — отец высаживает десятки деревьев, которые через 15-20 лет пойдут на строительство нового дома для молодоженов. Их можно срубить, если деревья были посажены в собственном дворе, а если на улице — ни в коем случае, потому что это уже общественное достояние, и необходимо получить разрешение на вырубку.

— Когда рубка деревьев бывает узаконенной?

— Только в тех случаях, когда необходимо расчистить площадку под строительство новой скоростной автомагистрали, жилого массива, или при реальных помехах в работе электротранспорта. Бывает и весенне-осенняя ежегодная санитарная рубка, когда убираются старые трухлявые деревья.

— Горожанам кажется, что порой эти благие намерения остаются только в планах озеленителей Управления благоустройства при Ташгорхокимияте. Поэтому многие коренные жители Ташкента отмечают, что за последние годы любимый город заметно \»полысел\». Вот, к примеру, только вдоль двух кварталов ул. У.Носира сегодня сиротливо торчат более десятка пней, до которых на протяжении 5-6-ти лет никому нет дела. Но в отчете чиновников районного хокимията, наверняка, посадки молодняка фигурируют. Месяц назад у входа в торговый павильон на Куйлюкском базаре подверглись вырубке довольно здоровые тополя. Говорят, все произошло из-за жалоб некоторых продавцов на аллергию. Допустимо ли уничтожение деревьев по этой причине?

— Аллергия — это чума ХХI века. Но у разных людей болезненная реакция проявляется на разные деревья: у кого-то это тополь, у других — акация, у третьих — каштан. Но вырубать по этой причине зеленые насаждения нельзя.

В ХХI веке уже не обойдешься одними призывами к сознательности современников. Поэтому сотрудники Ташгоркомприроды находятся в постоянном поиске новых методов по охране природы с учетом информированности быстро развивающегося общества. При этом делается упор на мировой опыт. К примеру, на интерес молодежи к сайтам в интернете с раскрученными и популярными зарубежными экологическими течениями. Таким, как походы \»зеленых\» в защиту НЕ РАСТЕРЯТЬ БЫ ЗЕЛЕНЬ ЛЕТАокружающей среды.

Положительные результаты уже есть. Так, благодаря инициативе комитета, в последние годы почти во всех вузах республики организованы кафедры экологии, а при ТАДИ, Ташкентском государственном и Техническом университетах созданы экологические факультеты. Совместно с активистами организуются семинары и выставки, праздники природы, выступления лекторов.

В общем, у специалистов планов много. Но без активности самих горожан, готовых защитить живую природу, будет очень сложно в ХХI веке оправдать сложившуюся десятилетиями репутацию Ташкента, как города-сада, со здоровыми зелеными легкими.

Наталья ЮРЬЕВА
«Новый век», 24.6.2010г.


Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

 

Еще статьи из Биоресурсы

Партнеры