Водный кодекс РУз регулирует отношения в области рационального использования и охраны вод, водных объектов, водохозяйственных объектов и земель водного фонда. Дата вступления Водного кодекса в силу — 31.10.2025г.
БУТИФОС И ДРУГИЕ
В бывшем Союзе во всех республиках, выращивавших хлопок, для дефолиации (обезлиствления кустов хлопчатника) применяли бутифос. Это очень токсичное вещество, приводящее к острым отравлениям разной тяжести, в зависимости от полученной организмом дозы, а иногда и к летальному исходу. Использование бутифоса было запрещено в середине 80-х, и произошел переход на препараты, не столь опасные для человека и животных.
«Зеркало XXI», 20.10.2006 гКто собирал хлопок в середине восьмидесятых, наверняка, помнит тот характерный запах чеснока, появлявшийся, когда рядом пролетал самолет и распылял дефолианты. Американцы называли его «оранж» и применяли во Вьетнаме, чтобы «выкуривать» из джунглей партизан. В бывшем Союзе во всех республиках, выращивавших хлопок, аналог «оранжа» – бутифос – применяли для дефолиации (обезлиствления кустов хлопчатника). Это очень токсичное вещество, приводящее к острым отравлениям разной тяжести, в зависимости от полученной организмом дозы, а иногда и к летальному исходу. В настоящее время для дефолиации применяются препараты, не столь опасные для человека и животных.
Использование бутифоса было запрещено еще в середине 80-х. Тогда приняли решение хранить его остатки в специально оборудованных складах, в металлических бочках. Другие же токсичные вещества хранятся в так называемых ядомогильниках. Это специально оборудованные бетонные сооружения, защищенные от стихийных бедствий: землетрясений, селей и т.д. Вещества хранятся в контейнерах, за которыми ведется постоянное наблюдение.
О возможности утилизации токсичных веществ рассказывает заведующий отделом гигиены и токсикологии ядохимикатов Республиканского центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава РУз Абдухаким Сарымсаков.
— В 1986 году постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Узбекистан было запрещено 16 наименований токсичных препаратов. В те времена в отдельных сельскохозяйственных районах Узбекистана применялось до 50 (!) кг токсичных веществ на гектар посевной земли. Ядохимикаты обнаруживали даже в молоке женщин. Неправильное применение бутифоса приводило к массовым отравлениям. Он стойко находился в воздушном бассейне, не успевая разбавляться.
Мы занимались вопросом запрещения применения бутифоса еще с начала 80-х годов. Проект разрабатывался Главным государственным санитарным врачом Узбекистана и медицинской общественностью ряда союзных республик. Первоначально в нем говорилось о запрещении применения, а затем было предложено запретить также и его производство.
В 80-е годы в Волгограде находился завод по производству дефолиантов, и, естественно, они должны были сбывать куда-то свою продукцию. Вопросом запрещения производства бутифоса также занималась широкая общественность и правоохранительные органы. Но в те времена в Узбекистане были люди, заинтересованные в дальнейшем применении бутифоса в экспериментальных целях. Какой может быть эксперимент, когда его до этого уже применяли двадцать лет? Ведь токсичность бутифоса несомненна. Я сам лично в 1982 году приостановил работу пяти самолетов по факту нарушения технологии дефолиации, приведшему к массовому отравлению студентов в Акалтынском районе. В те времена, к сожалению, не было культуры применения бутифоса. Его было очень много, и всегда оставались излишки, которые в настоящее время хранятся в специальных складах в разных областях Узбекистана.
Излишки же бутифоса, который завозили больше, чем надо, появились из-за неправильного планирования. Его применение шло по принципу «чем больше, тем лучше». В токсикологии есть такое понятие, как «доза», а ее нужно строго соблюдать. Если, например, увеличить содержание препарата против насекомых, они просто «убегут». И потом, у людей, работающих с ядами, странная психология – они не боятся того, что в их организме происходит аккумуляция ядовитых веществ. К примеру, в тепличных хозяйствах в ящиках могут храниться рядом яды, еда и одежда, даже при стирке которой человек подвергается риску. Например, беременная жена, не зная об этом, отравляет плод, а потом врачи не могут поставить диагноз. Проблема в том, что с населением не проводится достаточная разъяснительная работа.
К сожалению, в теплицах и в сельском хозяйстве в целом без применения химических средств защиты невозможно получить рентабельный урожай. Поэтому данный вопрос координируется в масштабе государства в виде списка разрешенных препаратов с предусмотрением определенных регламентов, позволяющих, в случае их соблюдения, решать поднятые выше проблемы. Как я уже говорил, в теплицах препараты применяют варварским способом. А ведь зимой мы едим только тепличные огурцы и помидоры.
— Которые потенциально опасны?
— Да, но все дело в том, сколько их съесть. Зимой не каждый может себе позволить побаловать себя помидорами по 2000-3000 сумов за килограмм. Думаю, что в первую очередь необходимо уберечь тех, кто занимается тепличными хозяйствами – производителей. Хозяева, как правило, нанимают мардикеров без соответствующих справок о состоянии здоровья, которые, в свою очередь, получают дозы ядохимикатов, приводящих к отравлениям и аллергическим реакциям.
В настоящее время назрел вопрос утилизации токсичных веществ. Несмотря на то, что хранилища защищены, нет стопроцентной гарантии, что в момент стихийного бедствия не произойдет утечка, и токсины не попадут в грунтовые воды. Приведу пример. В 1985 году в одной из школ произошло массовое отравление детей. Проверяли полы, потолки на предмет присутствия ртути и ничего не нашли. И совершенно случайно за территорией школы, рядом с полем обнаружили какое-то опущение земли. Как оказалось, хозяин хранил под землей селитру, а вода из протекающего рядом арыка размыла ее, вследствие чего были заражены грунтовые воды. Дети пили воду, отравленную селитрой, из колонки во дворе школы. Мы применили к хозяину штрафные санкции, прокуратура завела на него дело. Детишки, слава Богу, выздоровели.
У препаратов есть период полураспада, когда они теряют свою силу, но в процессе их хранения в микродозах могут образовываться диоксиноподобные вещества, которые в десятки, если не в сотни тысяч раз токсичнее исходных. Сейчас мы планируем проведение сбора данных и анализа состояния хранения токсичных отходов по республике. Для создания карты с указанием очень опасных, менее опасных или уже не опасных веществ в местах их хранения. Затем необходимо дать задание ученым для поиска путей их утилизации. Тот же самый бутифос, с точки зрения сельского хозяйства, очень эффективен, это хороший, мягкий, высокоэффективный дефолиант, дающий великолепный результат. Он был запрещен из-за токсичности и неправильного применения.
Известно, что при смешении с водой бутифос начинает распадаться. То есть, если опрыскать им поле, то уже через 3-5 дней можно собирать хлопок. Применять этот дефолиант можно лишь при наличии однокилометровой санитарно-защитной зоны. У нас такие земли, где практически нет населения, имеются в Джизаке, Сурхандарье, Кашкадарье и других областях. Обрабатываемые площади при этом должны быть не менее 60 тысяч квадратных метров (60 га). Нужны герметичные машины и профессионально обученные, обеспеченные защитными средствами механизаторы, или самолеты со спецоборудованием.
— Не опасно ли опыление с воздуха?
— При скорости ветра до 3 м/с и наличии защитной зоны, думаю, нет. В США в южных штатах хлопок обрабатывают с самолетов, летящих на высоте 7 метров. Распыление у них после отключения заканчивается всего через 12 метров полета. Опрыскивание с самолетов намного эффективнее, чем с тракторов. Но техника – это уже второй вопрос. Бутифос хранится в железных бочках, которые со временем разъедаются. Если его вылить в землю, почва как бы превратится в «пепел», в котором на протяжении 50 лет ничего не будет расти.
В 1988 году собранных остатков бутифоса в Узбекистане было около 1000 тонн. В те же годы я был в Таджикистане и видел, как там производят уничтожение этого препарата. В горах были установлены бочки с форсунками внизу, при помощи которых производилось сжигание бутифоса, в процессе чего образовывались вредные вещества, загрязняющие атмосферу. Однако есть мнение, что весьма целесообразно не уничтожать, а максимально эффективно использовать бутифос и другие вещества по назначению, что принесет немалую прибыль государству. Для этого необходимо создать коллектив ученых, который сможет при содействии заинтересованных организаций провести необходимые исследования, позволяющие определить, где и как правильно, рентабельно и безопасно применять эти вещества.
Павел КРАВЕЦ
«Зеркало XXI», 20.10.2006 г.
![]() Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram |
Еще статьи из Экориски
В Бухару едем для изучения проблем питьевого водоснабжения. Из Ташкента мы прилетаем рано утром. Перед посадкой разглядываем теплицы, трубы теплоцентрали, дороги…
Сделка по продаже береговых участков Чарвакского водохранилища поставила «на уши», пожалуй, весь Ташкент. Официально — не продажа, а развитие международного туризма. На словах: никакого строительства до заключения экологической экспертизы. По факту: иное.
Благодаря усилиям экологов удалось, как минимум, отсрочить разрушение уникального объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Западный Тянь-Шань». В ходе напряженного обсуждения на 47-й сессии Комитета Всемирного наследия в Париже было принято компромиссное решение, дающее надежду… Оно и про Узбекистан.
Предлагаемая читателям информация из международных источников не имеет прямого отношения к Узбекистану и региону Центральной Азии. Но заставляет задуматься, не слишком ли беспечно чиновники распоряжаются источниками питьевого водоснабжения. Как аукнется?
Данные бассейновых водохозяйственных объединений «Амударья» и «Сырдарья» проанализированы в НИЦ МКВК и обобщены. Для оперативного оповещения опубликованы в еженедельном бюллетене.
Завершается подготовка международного договора по пластику. Но у проекта есть пробелы, внимание на которые обращает гражданское общество.
Мы пройдем вдоль небольшого участка Аму-Бухарского канала: от моста на трассе между Бухарой и Караулбазаром вверх по течению параллельно ограждению питомника «Джейран».
Впервые с 2006 г. все основные источники энергии — как возобновляемые, так и ископаемые виды топлива — достигли рекордных уровней потребления.
Мутное утро такое — с воздухом, пропитанным дымом, гарью, пылью. В воздушном коктейле непонятно, какого ингредиента больше. Над Ташкентом воздушные массы непробиваемы и непродуваемы.
Полувековой юбилей Зарафшанского национального природного парка с непростой историей
Однолько Ангелина
Будем надеяться, что на охраняемой территории не будет допущено строительство никаких гостевых домиков и гостиниц. И огромная благодарность сотрудникам заповедной зоны и общественности Самарканда за труд и бдительность.
В Узбекистане — чилля. Установилась жара плюс 40-42 градуса. В пустынных регионах градусы выше
вован1
Побольше бы таких качественных репортажей
ГИССАРСКАЯ БАЛЛАДА
Каримов Р
И ещё самое главное. Среди красот этих гор в отдаленных кишлаках живут люди, не испорченные благами цивилизации. Очень простые и гостеприимные люди
Яллама — озеро в песчаном карьере
admin
Несколько групп в фэйсбуке организуют выезды на Ялламу.
Яллама — озеро в песчаном карьере
Анна
Как попасть на это прекрасное озеро? Спасибо
Закройте окна мутным утром
Комментарии из Фэйсбука
Vlad Zamanov: Воздух в столице ниже плинтуса, следующая на очереди питьевая вода. Роза ветров, продуваемость, понижение температуры зелеными насаждениями- теперь это архаизмы из прошлого, стоит лишь только ностальгировать. * * * Тамара Санаева: Этот запах гари в районе ТТЗ держался до 22 часов, потом слегка повеяло свежим воздухом. Вот вам и "гуляйте на свежем воздухе". Чем мы дышим? Какие последствия вызывает этот "свежий воздух" для здоровья горожан? Наверное, многие ощутили это на себе: частые ОРВИ, бронхиты, сердечно-сосудистые проблемы и т.д. * * * Николай Хан: Мухи исчезли... Это что-ж такое в воздухе? * * * Оксана Мельник: Я думала, что я одна заметила, что мух нет. У нас дом старого образца, толстые стены и каждое лето большие мухи прятались от жары в подъезде. В этом году нет ни одной. И возле мусорки нет.
ЮНЕСКО: будущее Западного Тянь-Шаня под угрозой из-за проектов ГЭС
Комментарии из Телеграмм-канала sreda.uz:
Тимур, Проект: А экологические последствия считал кто-нибудь? * * * Наталия: Так в том-то и дело, что цену рек никто не считал. Как аукнется? * * * Валентина: Уже писали в СМИ, что и экономически, и экологически невыгодно строительство малых ГЭС. Кредиты, без сомнения, освоят... Кто будет отдавать??? * * * Ded Pihto: Малые ГЭС работают корректно на перепадах от трех метров и выше. Для выработки энергии более 300кВт перепад нужен уже 6-8 метров. Часть каналов у нас зимой перекрыто - и выработка не ведется. Срок окупаемости увеличивается. Туда же ещё и проблема, что в часть каналов вода подаётся электронасосами. И если поставить на эти каналы ГЭС, то скорость течения будет снижаться и соответственно будет расти расход энергии. Предыдущая попытка выделить 150 площадок закончилась штучным вводом в эксплуатацию. * * * Наталия: Спасибо за комментарии. Проблема понятнее. * * * Ded Pihto Всегда рад помочь.
Что может гореть в пустыне?
Комментарии из Телеграмм-канала sreda.uz:
- Z A: Это газовое месторождение по среди пустыни. Я почти рядом проезжал от этого факела. - Anna Тен: Мы такое видели около Талимаржана лет шесть назад. Нам сказали, что в газовых трубах, которые идут с места добычи, оседает мазут и что так очищают трубы газовые от него. Не знаю, это правда или нет. - Наталия Шулепина: Спасибо, теперь понятнее. Факел не виден. Вот около экоцентра Джейран, там факелы видно. Здесь просто дым. - Хасанов: Газовые трубы очищают, а мазут - в окружающую среду?! Дешево и сердито?!
Рассеивание водного стока от памирских высот до амударьинских тугаев
Спасибо, Наташа! Как всегда, отличный познавательный репортаж с фотографиями. с уважением, Муазама Бурханова
Туркменский опыт: сады и теплицы на неудобьях. Фисташка
Евгений
Хотелось бы увидеть обзорный репортаж о берегах Аму-Дарьи , фото , рассказ о поселения людей, их хоз.деятельности