В бассейне Арала реализуются 42 экологических проекта. Прорабатывается возможность запуска двух грантовых региональных проектов при поддержке Всемирного банка. Эти и другие вопросы обсуждены на Правлении МФСА.
У инициативы «Blue Peace Центральная Азия» новый проект
В регионе на подходе новый проект в рамках инициативы Швейцарии «Blue Peace Central Asia». Эта Инициатива выдвинута в 2010 г. С тех пор выполнены совместные проекты странами ЦА по управлению водными ресурсами. Запуск нового межстранового проекта намечен на май 2025 года. Предварила его рабочая встреча в Ташкенте. В ней приняли участие делегации из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, представители международных и региональных организаций, эксперты и государственные партнеры.

На конкурсной основе доноры определили консорциум исполнителей: Международный институт по управлению водными ресурсами (IWMI), Международный союз охраны природы (IUCN) и Региональный экологический центр Центральной Азии (РЭЦЦА).
Эти организации и знакомили участников встречи с целями и задачами проекта, активно вовлекали в обсуждение. Какие трудности могут возникнуть при совместном управлении малыми трансграничными реками? Какие решения видят на местах по укреплению водного сотрудничества? Какова активизировать женщин и молодежь в водном сотрудничестве? Эти и другие вопросы ставилось перед экспертами-участниками. Рассматривали их поочередно.

Первый компонент проекта: «Водная дипломатия и сотрудничество в Центральной Азии». Стратегический подход в водной дипломатии представил Международный союз охраны природы (МСОП). Участники обсудили в четырех группах самые важные аспекты: качество воды, санитарию и гигиену; адаптацию к изменению климата в трансграничных водах; роль воды в состоянии экосистем; управление данными и сценарии будущего.

Что отмечалось, как препятствие? Нехватка информации, ее закрытость. «Потребуется политическая воля в странах, чтобы теснее сотрудничать». В то же время в ходе обсуждения отмечалось: «Не умеем пользоваться данными». Еще одна сходная проблема в странах Центральной Азии: барьеры между ведомствами. «Сотрудничество надо с них начинать». Что в итоге получим? «Улучшенные методы управления водными ресурсами помогут странам укреплять долгосрочное сотрудничество».

Рассматривая вопросы адаптации к изменению климата, специалисты делали упор на комплексный подход. Водный сектор напрямую зависит от экологической устойчивости. Обязательно надо учитывать, что тают ледники, смещаются сезоны дождей, меняется гидрологический режим рек, русла рек застраиваются, в том числе и те, что обеспечивают питьевой водой поселки и мегаполисы. Какие еще условия необходимы для поддержания экосистем? Участники обсуждения говорили об экологическом стоке, санитарных попусках.

Представляя второй компонент проекта, представители консорциума говорили о преимуществах водного сотрудничества и расширении доступа к финансированию, которое обеспечит Швейцария. С чего начать, тоже говорили: с выбора пилотных суббассейнов малых рек межгосударственного значения. Таких только по Сырдарье около тридцати.
При подготовке проекта критерии по отбору уже определены. Но их может быть недостаточно. Эксперты из стран Центральной Азии поучаствовали в мозговом штурме и предложили дополнительные критерии для отбора пилотных малых рек. В Суббассейнах будут апробированы и внедрены лучшие практики. А затем эти модели можно распространить на другие трансграничные малые реки. Ожидаемый результат: позитивное влияние на вододеление в будущем.

Исследование подземных вод не менее важно, чем поверхностных. Мониторинг, анализ изменений станут основой для долгосрочного планирования и распределения воды.

Проблемы поверхностных хранилищ эксперты рассмотрели на примере трансграничного Туямуюнского гидроузла. Русловое водохранилище за годы эксплуатации заилилось на 70-90 процентов. Экономические расчеты показывают, что очистка дна от ила и песка может стать не затратной, а прибыльной, если использовать эти наносы в строительной отрасли. И это тоже важно для будущего, причем самого близкого.
Малые бассейновые советы — связующе звено в управлении водными ресурсами. Создавать их стали с 2012 года. В странах Центральной Азии и Афганистане создано 13 малых бассейновых советов в восьми трансграничных речных бассейнах. Они стали хорошей диалоговой площадкой. Это направление стоит поддерживать и развивать.

Привлечение местных сообществ к управлению водными ресурсами также будет продолжено в новом проекте. Ощутимые выгоды уже известны из практики: улучшаются орошение, качество воды, готовность к стихийным бедствиям. Что позволит стимулировать фермеров? Политические решения.

Сообщения по компонентам нового проекта перемежались обсуждениями за круглыми столами. Они были круглыми по факту. Первоначально каждая делегация заняла «свой» стол. Здесь определялась коллективная позиция делегации. Однако одна из целей рабочей встречи — сблизить страны в ходе диалога. Потому-то не раз и не два эксперты перемещались в группы «по интересам». Так было и при обсуждении третьего компонента проекта «Наращивание потенциала, молодежь и равенство в водном секторе».

Наращивание потенциала упирается в подготовку и переподготовку кадров. Если целенаправленно не готовить студентов по водной дипломатии, то профессионализма в этой сложной сфере трудно ожидать. В странах есть вузы, в которых готовят ирригаторов, но и их уровень надо поднимать. В ходе дискуссии пришли к заключению, что в каждой стране надо иметь по два специализированных вуза. Учебные программы утвердить по линии министерств высшего образования. О кадровой проблеме информировать лиц, принимающих решения.
Что следует делать сообща? Взаимодействовать в высшем образовании. Разработать совместную магистерскую программу по водной дипломатии в Центральной Азии. Поддерживать сообщества практиков в ключевых направлениях. Контактировать водным стратегическим и исследовательским институтам для политического взаимодействия и передачи знаний.

Как усилить роль молодежи? Вовлекать через обучающие курсы. Значит, опять речь об образовании, хоть и не о специальном. Нужны тренинги для молодежи по процессам регионального сотрудничества. И, конечно, нужна поддержка стартапов и грантовых конкурсов.

Женское лидерство оказалось, как и в жизни, самым слабым звеном. Как его продвигать? Этот вопрос собрал меньше всего заинтересованных за круглым столом. Тормозит понимание роли женщины в регионе: она — жена, хозяйка, мать. И все же в ходе дискуссии эксперты обсудили ряд идей. Можно вовлекать женщин в существующие водные ассоциации и платформы. Можно предусмотреть квоты для женщин. Можно сделать руководство для молодых женщин-специалистов. «Что еще?»- «Повысить осведомленность мужчин!». Эксперты признали, что просвещение через СМИ обязательно.

Выявление общих выгод — ключ к укреплению сотрудничества в сфере водных ресурсов. Такого резюме, поддержанное всеми участниками региональной встречи в Ташкенте в рамках инициативы «Blue Peace Центральная Азия».
Наталия ШУЛЕПИНА
Фото автора
SREDA.UZ
|   Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram | 
Еще статьи из Вода
Подписан Меморандум о взаимопонимании между Исполкомом МФСА и Международной комиссией по ирригации и дренажу.Представлена информация о подготовке первого Всемирного форума по водосбережению в Ташкенте.
Только что закончены репортажи из экспедиции от верховий до низовий Амударьи. Много фотографий не вошли в репортажи. Покажем вдогонку еще Амударью и пустыню Кызылкум.
Конечная точка маршрута — Междуреченское водохранилище. Сюда мы отправляемся из Нукуса.
Сокращение пищевых отходов и разумное использование океанов могут восстановить половину деградированных земель к 2050 году. Учёные предлагают комплекс мер, чтобы остановить разрушение почв и улучшить экологию планеты.
По Узбекистану экспедиция начата на Аму-Бухарском канале. На втором ее этапе мы пересечем Кызылкумы, заедем в Нижне-Амударьинский государственный биосферный резерват, взойдем на Чылпык.
Cоздаваемая система мониторинга засухи станет важным региональным инструментом для предупреждения экологических потерь, повышения продовольственной безопасности и устойчивого использования природных ресурсов.
Железная дорога, которая прокладывается по Зарафшанскому национальному природному парку, покончит с беспечностью диких животных. Окажутся под колесами поездов и ежи, и крупные животные.
Принято решение о создании Регионального центра ООН по целям в области устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана.
Первый маршрут исследователей — Таджикистан, поездка в заповедник «Тигровая балка». Вторая экспедиция — по Узбекистану: от Бухары до низовий. В этом репортаже проедем от питомника «Джейран» вдоль Аму-Бухарского канала.
 
                         
                                     
     
         
				 
				 
				 
				 
				 
				 
				
Слабо помыть московские высотки в Ташкенте?
Ангелина Борисовна Однолько
Специально подходила и трогала руками в жаркий летний лень стены новостроек, покрытые прозрачным пластиком, похожим издалека на стекло. Руку держать даже секунду тяжело - очень горячо. А потом мы говорим, что стало жарко. Жарко не потому, что климат меняется , а потому что безграмотные строительные решения подогревают воздух, как в печке. Все больше стекла и бетона, который греется неимоверно. Все больше требуется энергии на охлаждение и отопление воздуха внутри. А люди, принимающие решения живут в загородных домах с садом и огородом и поливом в любое время суток.
На леднике Федченко (Ванчях) международная экспедиция установила летом 2025 года три автоматические станции
Ангелина
Какая красивая и глубокая метафора: ледник - это книга, которую надо успеть прочитать!!! Такая информация не просто радует, она заставляет вновь обрести веру в человечность, в неукротимую жажду познания. Не разрушение, а созидание - вот наш девиз. Наш - людей на планете Земля!!!
Амударья для биоразнообразия. Экспедиция по Узбекистану: от Бухары до низовий (часть 3)
Ангелина
Очень емкая экспедиция, требующая широкого кругозора в освещаемой теме. Слова восхищения автору - Наталье Шулепиной. Даже в праздники Вы не позволяете себе отдыхать! Меня же, как читателя, поразило насколько сложно устроена система водопользования. И второй тезис: никакие теории не помогают, никакие технологии не спасут, если воды просто НЕТ. Известно, что есть островные государства на Земле, которые всерьез задумываются о покупке земли на материке для своих граждан в связи с угрозой затопления. Не возникнет ли такая необходимость и в Узбекистане, если проживание в бывших низовьях Амударьи и Сырдарьи станет просто невозможным.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
вован1
для прохода животных - под насыпью должны быть проложены широкие трубы. Как делается во всех цивилизованных странах
Роща болотных кипарисов в Ташкенте
вован1
фоток с озера Сукко (Анапа) здесь в статье кстати нет.
Ежи не будут ползать по жд-расписанию в Зарафшанском национальном природном парке
Зайнутдинова Неля
Не знаю, как ещё надо писать, к кому обращаться, чтоб дошло до руководителей всех уровней! А что для этой новой ж/д других возможностей прокладки нет или не рассматривались? Или сначала строим, потом соображаем? Перечислены все законы и постановления, которые нарушаются. Они что о них не знают или как всегда выгода на первом месте? Природа такаая хрупкая. Её уничтожить ради экономии средств на нынешнем этапе ничего не стоит.
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Aliya Vildanova
Власть, которая должна быть гарантом законности, сама вопиюще нарушает и не соблюдает законы страны, со всеми вытекающими: коррупция, воровство, обман и т.д.
Двойные стандарты для Чарвака и окрестностей в пику действующим законам
Абдукодир Джалилов
На фото видно, что канализационная труба рядом чистой водой - это есть очень грубое нарушение технологии укладки труб. Нет никакой гарантии, что не смешивались разные структуры воды. Значит, народ правильно против стройке N490.
Роща болотных кипарисов в Ташкенте
вован1
А мы там недавно сняли красивое чтение стиха "Осень на дороге" от Даниэллы Фуэго
Кто отвечает за реку Чирчик согласно законодательству Республики Узбекистан?
Рихард Эшенбах
Река превратилась в клоаку, куда сливают отходы. Рядом живу с этим местом. Как стемнеет, поднимается вонь от сливаемых в реку нечистот. Немного дальше по течению стоит завод стройматериалов, от которого стоит грохот и пыль на всю округу, а гравий к нему добывают там же в пойме реки. Там же на берегу мусорный полигон. Это только то, что мне видно с противоположной стороны реки