Траверс двух семитысячников Памира, 1974 год

8 августа — Международный день альпинизма. Читаем  воспоминания Георгия Калинина о маршруте на Памире, который вряд ли будет повторен кем-либо.

Пик Коммунизма и пик Евгении Корженевской. Первое место в Чемпионате СССР. Этот маршрут, на который было потрачено два сезона, вряд ли будет повторен кем-либо.
 
Семидесятые. В каждом десятилетии прошедшего века есть свои событийные вехи. В 1974-м мы первыми открывали сезон восхождений на пик Ленина. Базовый лагерь, куда мы приехали на двух грузовых машинах, находился у озера на Луковой поляне.
 
 
Мы – это сборная команда из альпинистов всех спортивных обществ Узбекистана (УзССР), всего числом более 40 человек.
 
 
У нас гости – Ада Тесленко, жена Артура Бабинина, нашего альпиниста из Алмалыка, прижившегося на Кавказе, и довольно пожилой фотожурналист из Москвы Анатолий Гридин.
 
С Адой мы познакомились зимой в Терсколе в горнолыжном лагере «Красная звезда». Горнолыжница и альпинистка, она привезла с собой лыжи, мечтая спуститься с Белой горы. Мы были готовы помочь ей поднять снаряжение до «макушки» Горы. Но, – «ты сначала себя подними» – посоветовал ей Эльчибеков. И был прав. Аду пришлось спускать с высоты 6800 метров в сопровождении доктора Бориса Абрамова и ферганца Володи Якимова. Хотели отрядить чирчикскую группу, но «доктор Боря» заявил, что они справятся вдвоем. Вершина была рядом. Оба сопровождающих мечтали взойти на нее, увы!
 
«Свободный фотограф» из Москвы Гридин, ему за 60, ничего – мужик крепкий. Он с нами идет по рекомендации Ерванда Ильинского. «Вы, ребята, дотащите мою оптику до ледника, а я уж как-нибудь дотяну». «Как-нибудь!» – нам пришлось тянуть не только оптику, но и её владельца. Очень уж ему хотелось пообщаться с настоящим ледником. Он упорно не только шел, но и фотографировал, заставляя позировать ему. Мы спускались в ледниковые трещины, прыгали через них, обнимали моренные валуны. Он фотописал историю, а мы вписывались в нее.
 
 
Позже я сдружился с Алексеем Гридиным. Он предложил выпустить в издательстве «Планета» фотоальбом «Заалайский хребет. Пик Ленина». Мне, естественно, отводились страницы, повествующие о восхождении, начиная с 4200 метров и до самой вершины. Но – судьба-злодейка! Мой соавтор «намылился» в Израиль, мол, оттуда легче попасть в Гималаи. Это он на леднике заразился «горным вирусом». Наш альбом, естественно, накрылся. Предложение заменить долинные снимки моими фотографиями главный редактор «Планеты» оставил без ответа. 
 
Утром я остался на высоте 4200. Гридина почти под руки ребята увели вниз. Часть нашего отряда пошла дальше на «гору Липкина» для активной акклиматизации. Это уже 5200. «Асы», – человек 12, решили обойтись без «акклемухи». «Аккумулятивная акклиматизация» – во! Или штурм с «ходу». С «борта машины». И вот он – штурм.
 
 
Это было здорово! Самые шустрые, «чирчик и фергана», поочередно впереди «месили снег». Остальная толпа растянулась, наверное, на расстояние не менее километра. Тропа за нами была ярко-желтого цвета. На оптовой базе в Оше Вадим Эльчибеков закупил два десятка ящиков с апельсинами. Каждый набрал – кто сколько хотел. Желтый цвет тропы – это не только шкурки, это и мякоть, уже побывавшая в желудках! И, когда я предложил Людмиле Бурцевой: «Хочешь фрукт?», она с таким выражением лица посмотрела на меня… Это была далеко не улыбка. Но я протянул ей небольшое сморщенное яблоко. Она съела его с корешком и косточками. «Спа-си-бо!»
 
Большая толпа – это большой стимул для восхождения. «Все идут, а чем я хуже?» Некоторые к очередному высотному ночлегу добирались на «четырех костях». Кто-то глотал «глюкозу», кто-то пирамидон. На вершину поднялись 35 человек. В их числе три женщины: две Людмилы – Бурцева и Овчарова, а также молодая альпинистка из города Чирчика Рахиля Галяутдинова.
 
 
По маршрутным листам и по факту движения это были шесть самостоятельных групп. Но всесоюзный президиум федерации альпинизма решил, что шесть руководств на 5А – слишком жирно, и приписал всю толпу Хамиду Яхину. За всё восхождение, а оно длилось пять дней, Хамид общался максимум всего с десятком людей из двух, своей и соседней, палаток.
 
 
С Луковой поляны ядро нашей команды переместилось на автомашинах в Джиргаталь, а затем вертолетом на ледник Москвина. Мы собрались не траверс двух семитысячников – Коммунизма и Корженевской. Пик Ленина был тренировкой перед главной задачей, участие в Чемпионате Союза, класс траверсов. Но это – отдельная повесть.
 
 
А под Белой горой и на Белой горе события развивались весьма стремительно и бурно. После нас заехали армейцы САВО. Это Ерванд Ильинский «по признакам национальной дружбы с Вадимом Эльчибековым» «подкинул» нам два «130-х борта» для переброски в Джиргаталь. Да-а, для таких дорог нужна армейская техника.
 
 
 
Вечерами в залитых электрическим светом палатках и юртах международного лагеря «Памир», наверное, как в Вавилоне, зазвучали голоса народов мира. С чистого листа снежные вершины Заалая первыми услышали песни в свою честь в авторском исполнении Юрия Визбора. А Гора замыслила свое. 
 
Волны двух подземных толчков с памирским эпицентром всколыхнули все вершины обширного региона. На Белой горе сброшенная ими лавина накрыла высокогорный ночлег американских альпинистов. В конце июля и первые дни августа погода на Памире, да, и не на Памире, отклонилась от своих нормалий. Из Ташкента передали, что по центральным улицам города пронесся смерч и повалил вековые платаны. К кому-то в форточку залетела шаровая молния. За два дня до главной трагедии Гора как бы предупредила упрямых восходителей всех рангов: «по причине экстремальных условий умерла на восхождении швейцарская альпинистка Ева Изеншмидт».
 
 
Советская женская сборная находилась близко к вершине. Гора поставила свой самый грозный капкан. Петля затягивалась. Далеко вниз «слиняли» две встречные мужские группы. Если бы они знали, хоть на день наперед. 7 августа была ночевка сразу же за вершиной. Именно здесь, с восточной стороны закручиваются вихри западного ветра, создавая вакуум и невидимое бурление атмосферного потока. Как то место, куда обрушиваются водопады на реках.
 
Красивого букета прекрасные цветы.
Цветы вмерзали в холодный наст Горы,
покрытой вечным снегом.
Был ночи непроглядный мрак,
и улетали души в небо
без звезд-свидетелей,
когда решался этот спор
между Горой и вечным Небом.
Когда же ты успел, песчинка – человек,
ввязаться в спор гиганта, проклятого Фебом?
 
Сегодня в Интернете можно найти сообщение о трагической лавине, сошедшей на плато «5200», которая унесла жизни сорока двух альпинистов. Гора ежегодно возвращает изуродованные тела своих жертв. Прекрасный белый покров Горы скрывает под собой, занесенное сюда людьми из дымных городов и долин, тяжелое проклятье.
 
=========================== 
 
Георгий КАЛИНИН  — мастер спорта СССР по альпинизму
Фото автора
Продолжение следует.

Добро пожаловать на канал SREDA.UZ в Telegram


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

 

Еще статьи из Фото

Партнеры